Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общепрофессиональные компетенции / производственная практика / психологическое сопровождение / методические рекомендации / ключевые проблемы / генезис / базовые рекомендации / general and professional competencies / industrial practice / psychological support / methodological basis / key problems / genesis / basic recommendations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.Ю. Литвинова

В статье представлен опыт формирования общепрофессиональных компетенций будущего психолога через учебно-профессиональную направленность производственной практики. В целях сопровождения затруднений студентов в производственной практике при реализации психологического сопровождения клиента разработаны методические рекомендации для прохождения производственной практики, обеспечивающие овладение студентами этапами, психологическими условиями и методами реализации психологического сопровождения проблем клиентов разных возрастных групп. В методические рекомендации к производственной практике, целью которой выступает освоение технологии психологического сопровождения, входят анализ ключевых проблем, генезиса проблемных ситуаций и базовые рекомендации к психологическому сопровождению на разных возрастных этапах жизнедеятельности клиента, в соответствии с особенностями социальной ситуации развития, ведущей деятельности, возрастных кризисов и психических новообразований. Основной целью программы производственной практики выступает научение будущих психологов выбору адекватных, надежных и валидных методов количественной и качественной психологической оценки; осуществлению психологического сопровождения; развитию потребности в постоянном самосовершенствовании; гибкости профессионального мышления, концептуального осмысления профессиональной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EХPERIENCE IN DEVELOPING GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A PSYCHLOGIST IN INDUSTRIAL PRATICE

The article presents the experience of developing general professional competencies of a future psychologist at student age, through the educational and professional orientation of industrial practice. In order to support the difficulties of students in industrial practice when implementing psychological support for a client, a methodological basis (road map) for industrial practice has been developed, ensuring that students know and master the stages, psychological conditions and methods of implementing psychological support for the problems of clients of different age groups. The methodological basis of industrial practice, the purpose of which is the development of the technology of psychological support, highlights key problems, genesis, basic recommendations for psychological support at different age stages of the client’s life, in accordance with the characteristics of the social situation of development, leading activity, age-related crises and mental neoplasms. The main goal of the internship program is to teach future psychologists to choose adequate, reliable and valid methods of quantitative and qualitative psychological assessment; providing psychological support; development of a high level of professionalism of the psychologist’s personality, which is characterized by the presence of a hierarchy of professional motivation; the need for constant self-improvement, the ability to design the development of a situation of psychological support for a client, flexibility of professional thinking, conceptual understanding of a professional situation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ»

Библиографический список

1. Веселова С.В., Штейн Б.М., Дистанционное обучение: лабораторный практикум по физике дома и на природе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62): 187-190.

2. Выступление Президента РФ В. Путина с посланием Федеральному собранию. Available at: https://www.1tv.ru/news/2013/12/12/55750-vystuplenie_prezidenta_rf_v_ putina_s_poslaniem_federalnomu_sobraniyu_polnaya_versiya

3. Лавренина А.Н., Леванова Н.Г Лабораторный практикум по физике в аспекте формирования системы знаний, умений и навыков. Евразийский союз ученых ЕСУ. Педагогические науки. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/laboratornyy-praktikum-po-fizike-v-aspekte-formirovaniya-sistemy-znaniy-umeniy-i-navykov/viewer

4. Штейн Б.М., Кондыбаева И.Ш. Физика. Механика: практикум. Санкт-Петербург: СПбГИКиТ, 2023.

5. Штейн Б.М., Кондыбаева И.Ш. Физика. Молекулярная физика и термодинамика: практикум. Санкт-Петербург: СПбГИКиТ, 2024.

6. Интернет-магазин Ozon. Available at: https://www.ozon.ru/product/elektricheskiy-chaynik-sku00025-temno-rozovyy-1426159898/?asb2=n3q8HrqAPBjEO5-ZT5msuCpIZkllzc C1mr-j5x7BlvIqERPvjAUeuQAVtvaIFvBkuytmSVp2yzZECsYHBfsz1wSavtc=1Savte=2Savts=1708336148Skeywords=электрочайник

7. Официальный сайт приложения Physics Toolbox by Vieyra Software. Available at: https://www.vieyrasoftware.net/

8. Официальный сайт приложения Phyphox. Available at: https://phyphox.org/

9. Официальный сайт «Мой офис». Available at: https://myoffice.ru/

10. Официальный сайт онлайн-сервиса MyCurveFit. Available at: https://mycurvefit.com/

References

1. Veselova S.V., Shtejn B.M., Distancionnoe obuchenie: laboratornyj praktikum po fizike doma i na prirode. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 187-190.

2. Vystuplenie Prezidenta RF V. Putina s poslaniem Federal'nomu sobraniyu. Available at: https://www.1tv.ru/news/2013/12/12/55750-vystuplenie_prezidenta_rf_v_putina_s_ poslaniem_federalnomu_sobraniyu_polnaya_versiya

3. Lavrenina A.N., Levanova N.G. Laboratornyj praktikum po fizike v aspekte formirovaniya sistemy znanij, umenij i navykov. Evrazijskij soyuz uchenyh ESU. Pedagogicheskie nauki. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/laboratornyy-praktikum-po-fizike-v-aspekte-formirovaniya-sistemy-znaniy-umeniy-i-navykov/viewer

4. Shtejn B.M., Kondybaeva I.Sh. Fizika. Mehanika: praktikum. Sankt-Peterburg: SPbGIKiT, 2023.

5. Shtejn B.M., Kondybaeva I.Sh. Fizika. Molekulyarnaya fizika i termodinamika: praktikum. Sankt-Peterburg: SPbGIKiT, 2024.

6. Internet-magazin Ozon. Available at: https://www.ozon.ru/product/elektricheskiy-chaynik-sku00025-temno-rozovyy-1426159898/?asb2=n3q8HrqAPBjE05-ZT5msuCpIZkllzc C1mr-j5x7BlvIqERPvjAUeuQAVtvaIFvBkuytmSVp2yzZECsYHBfsz1wSavtc=1Savte=2Savts=1708336148Skeywords='elektrochajnik

7. Oficial'nyj sajt prilozheniya Physics Toolbox by Vieyra Software. Available at: https://www.vieyrasoftware.net/

8. Oficial'nyj sajt prilozheniya Phyphox. Available at: https://phyphox.org/

9. Oficial'nyj sajt «Moj ofis». Available at: https://myoffice.ru/

10. Oficial'nyj sajt onlajn-servisa MyCurveFit. Available at: https://mycurvefit.com/

Статья поступила в редакцию 04.03.2024

УДК 316.47

Litvinova N.Yu, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: ln7766@mail.ru

EХPERIENCE IN DEVELOPING GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A PSYCHLOGIST IN INDUSTRIAL PRATICE. The article presents the experience of developing general professional competencies of a future psychologist at student age, through the educational and professional orientation of industrial practice. In order to support the difficulties of students in industrial practice when implementing psychological support for a client, a methodological basis (road map) for industrial practice has been developed, ensuring that students know and master the stages, psychological conditions and methods of implementing psychological support for the problems of clients of different age groups. The methodological basis of industrial practice, the purpose of which is the development of the technology of psychological support, highlights key problems, genesis, basic recommendations for psychological support at different age stages of the client's life, in accordance with the characteristics of the social situation of development, leading activity, age-related crises and mental neoplasms. The main goal of the internship program is to teach future psychologists to choose adequate, reliable and valid methods of quantitative and qualitative psychological assessment; providing psychological support; development of a high level of professionalism of the psychologist's personality, which is characterized by the presence of a hierarchy of professional motivation; the need for constant self-improvement, the ability to design the development of a situation of psychological support for a client, flexibility of professional thinking, conceptual understanding of a professional situation.

Key words: general and professional competencies, industrial practice, psychological support, methodological basis, key problems, genesis, basic recommendations

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, E-mail: ln7766@mail.ru

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

В статье представлен опыт формирования общепрофессиональных компетенций будущего психолога через учебно-профессиональную направленность производственной практики. В целях сопровождения затруднений студентов в производственной практике при реализации психологического сопровождения клиента разработаны методические рекомендации для прохождения производственной практики, обеспечивающие овладение студентами этапами, психологическими условиями и методами реализации психологического сопровождения проблем клиентов разных возрастных групп. В методические рекомендации к производственной практике, целью которой выступает освоение технологии психологического сопровождения, входят анализ ключевых проблем, генезиса проблемных ситуаций и базовые рекомендации к психологическому сопровождению на разных возрастных этапах жизнедеятельности клиента, в соответствии с особенностями социальной ситуации развития, ведущей деятельности, возрастных кризисов и психических новообразований. Основной целью программы производственной практики выступает научение будущих психологов выбору адекватных, надежных и валидных методов количественной и качественной психологической оценки; осуществлению психологического сопровождения; развитию потребности в постоянном самосовершенствовании; гибкости профессионального мышления, концептуального осмысления профессиональной ситуации.

Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции, производственная практика, психологическое сопровождение, методические рекомендации, ключевые проблемы, генезис, базовые рекомендации

Актуальность работы определяется рядом важных факторов. В современной психологии имеется достаточно много исследований личностного и профессионального становления будущих психологов во время обучения в вузе (Б.Г Ананьев, А.А. Вербицкий, Н.И. Вьюнова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Карнаухов, Е.А. Климов, И.Б. Котовой, А.А. Криулина, Л.С. Подымова, П.А. Просецкий, В.А. Сластёнин, Б.А. Сосновский, Н.Ф. Талызина, А.Н. Ходусов, А.С. Чернышёв, Е.Н. Шиянов и др.).

В этих исследованиях отмечается, что общепрофессиональные компетенции будущего психолога формируются именно в студенческом возрасте [1-4]. Также исследователями подчеркивается важность учебно-профессиональной на-

правленности учебной деятельности, необходимой для формирования ресурсов, аналитических, прогностических, диагностических способностей обучающегося как основы общепрофессиональных компетенций.

Производственная практика обеспечивает учебно-профессиональную направленность учебной деятельности для будущих психологов и рассматривается как средство формирования общепрофессиональных компетенций (на базе применения теоретических знаний).

Опыт работы со студентами-психологами указывает, что одним из наиболее интересных и притягательных направлений практической деятельности для

будущих психологов является психологическое сопровождение клиента (консультирование и психотерапия). В то же время этот вид деятельности практического психолога - один из наиболее сложных для освоения. Это обусловлено, прежде всего, трудностью перехода от классических схем и методов обучения «академического» стиля к сугубо практическим формам работы.

Основной целью программы производственной практики, где предметом усвоения выступает технология процесса психологического сопровождения, выступает развитие профессионально важных умений и качеств личности психолога, которые характеризуются проявлением авторской концепции процесса сопровождения, нейтральности и эмпатии по отношению к клиенту, антиципации, толерантности, наличием аналитико-синтетических способностей, критичности и гибкости профессионального мышления.

Среди основных затруднений студентов в производственной практике при реализации психологического сопровождения клиента отмечаются разрывы в представлениях о совмещении теорий и практики; отсутствие целостной системы специальной научной терминологии; отсутствие профессиональной концепции; несформированность собственного стиля работы [3].

Очевидно, что студенты нуждаются в процессе реализации цели и задач производственной практики (психологическое сопровождение клиента) в психолого-педагогической и методической поддержке. Следовательно, необходимо разрабатывать методические рекомендации для производственных практик, обеспечивающие возможности интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков, формирования способности обучающегося к переносу учебного опыта в реальную профессиональную деятельность.

Цель: разработать методические рекомендации производственной практики, обеспечивающие овладение студентами этапов, психологических условий и методов реализации психологического сопровождения проблем клиентов разных возрастных групп.

Задачи реализации программы производственной практики:

1. Научить будущих психологов выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки (ОПК-3).

2. Научить будущих специалистов осуществлять психологическое сопровождение (через использование основных его форм при решении конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4) [4].

Научная новизна состоит в поиске эффективных психолого-педагогических технологий организации и проведения производственных практик студентов-психологов, формирующих потребность личностного и профессионального самосовершенствования.

Практическая значимость исследования состоит в достижении осознанности студентами «рамочной конструкции» процесса психологического сопровождения клиентов разных возрастных категорий и необходимости разработки авторской профессиональной концепции.

Для формирования общепрофессиональных практических компетенций, лежащих в основе психологического сопровождения (в соответствии с ФГОС) и обеспечения ориентировки, студентам-психологам в этом многогранном процессе предлагалось выполнять задания производственной практики с опорой на следующие методические рекомендации.

Отметим, что психологическое сопровождение представляет собой системную комплексную социально-психологическую помощь личности в нестандартных условиях.

Психолог является ответственным за соответствие реализуемого психологического сопровождения клиента критериям эффективности.

1. Важно, чтобы клиент постоянно чувствовал поддержку специалиста.

2. Не менее важно, чтобы процесс общения с клиентом способствовал осознанию им причин сложившейся ситуации и способа совладания.

3. Психолог сопровождает клиента к формированию самостоятельности, в противовес его привычки, переходить в зависимость.

Внутри алгоритма психологического сопровождения (последовательности ступеней процесса) представляется возможным выделить ключевые проблемы, генезис, базовые рекомендации к психологическому сопровождению на разных возрастных этапах жизнедеятельности клиента в соответствии с особенностями социальной ситуации развития, ведущей деятельности, возрастных кризисов и психических новообразований.

Методические рекомендации к работе с детьми дошкольного возраста

Ключевая проблема: дошкольный возраст сензитивен к формированию эмоционального благополучия ребенка, которое складывается (или не складывается) из уровня сформированности установки внутреннего позитивного самовосприятия (проекция взаимодействия с взрослыми), способствующего активизации познавательного интереса к окружающей среде; личностных ресурсов для овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Генезис: эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста определяется рядом психологических факторов: речевое развитие ребенка, автономия и самостоятельность ребенка, инициатива ребенка, овладение навыками самообслуживания, готовность к школьному обучению.

Детско-родительские отношения с точки зрения психологического анализа «изобилуют» некорректными психолого-педагогическими паттернами в процессе воспитания детей (в общем и целом - непринятие значимости ценности личности

развивающегося ребенка, в том смысле, что ребенок - это неравноценно значимая личность в сравнении со взрослым.

В результате имеет место несформированность эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер личности дошкольника (как основы эмоционального благополучия) и, как следствие, проявляются проблемы эмоционального и поведенческого характера: отсутствие дифференциации эмоций, амбивалентность, социальная эмоциональная инверсия и т. п. [5; 6].

Базовые рекомендации к психологическому сопровождению

1. Разрабатывать программы эмоциональной коррекции эмоционального благополучия, направленные на наполнение ребенка позитивными переживаниями, радостью от успехов в деятельностных практиках.

2. При разработке программы эмоциональной коррекции опираться на методологические основы рассмотрения проблемы формирования речевой деятельности, морально-нравственной и интеллектуальной сфер ребенка.

3. Апеллировать к ответственности родителей и педагогов за качество коммуникативного процесса с детьми.

4. Контролировать критерии эффективности коррекционной работы: достижение восстановления потребности ребенка познавать мир и открываться ему на основе повышения самооценки и уверенности в себе.

Методические рекомендации к работе с детьми младшего школьного возраста

Ключевой проблемой в младшем школьном возрасте являются страхи и тревожность, которые преимущественно являются следствием непроработанных в коррекционных практиках проблем дошкольного возраста.

Генезис: социальная ситуация развития младших школьников состоит в решении сложных задач: развитие социальных контактов, качественно новые отношения со сверстниками и учителем, лимитированная активность на уроках, восприятие и отношение к оценке собственных успехов в учебной деятельности. Решение этих сложных для младшего школьника задач сопровождается хроническим переживанием тревожности и страхов (проверка знаний, оценки учителя, реакция родителей и др.), что негативно сказывается на интеллектуальном развитии детей и влияет на эффективность учебной деятельности [6; 7].

Базовые рекомендации к психологическому сопровождению

1. При разработке программы эмоциональной коррекции опираться на методологические основы рассмотрения проблемы развития интеллектуальной и морально-нравственной сферы личности младшего школьника.

2. Наполнять содержание программы эмоциональной коррекции ресурсом сказкотерапии. Благодаря сказкотерапии обеспечивается абдуктивная обработка социально желательных моделей поведения, убеждений, установок (в силу развития возрастных интеллектуальных особенностей).

3. Воплощать в практику психологического сопровождения индивидуальные и групповые формы работы с детьми, при этом ориентироваться как на индивидуально-психологические, так смысложизненные особенности ребенка.

Методические рекомендации к работе с подростками

Ключевая проблема преимущественно связана с осознанием возможностей и границ собственного Я, что проявляется в стремлении к высокой социальной оценке. Достаточно часто подростки проявляют неудовлетворённость собой и, как следствие, широкий спектр негативных эмоций.

Генезис: большую роль в эмоциональном благополучии подростка играет сформированность эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект как измеряемая способность личности позволяет понимать информацию, исходящую от эмоций, и является основой для антиципации (эмоциональный интеллект понимается как отличный от когнитивных способностей, R.Bar-On, й.во/етап, К. V. РеШев и др.).

Дефицит сформированности эмоционального интеллекта генерирует неоправданно высокий уровень притязаний; перфекционистические тенденции; доминирование экстрапунитивных и интропунитивных реакций; подавление собственных чувств; высокий уровень выраженности фрустрационных состояний; стремление быть похожим, только на идеал.

Базовые рекомендации к коррекционным практикам

1. Тренировать расширение сценариев поведения для однотипных ситуаций (вербализация внутренней мысли от первого лица, осознание совпадения/ несовпадения внутреннего эмоционального состояния и его внешнего эквивалента, использование дифференцированной обратной связи).

2. Преобразование агрессивных тенденций в эмоциональную компетентность.

3. Преодоление социальных страхов «движением» навстречу им.

Методические рекомендации к работе с клиентами от юношества до

взрослости

Ключевой проблемой взросления и взрослых возрастов, по мнению современных исследователей, является переживание удовлетворенности/неудовлетворенности жизнедеятельностью, эмоционального, психологического и социального благополучия/неблагополучия. Исследователи отмечают такие признаки последних, как интерес к окружающему миру, способность к установлению близких контактов с окружающими, направленность на общественно полезное дело, духовность, гармоничность [7; 8].

Идея К.А. Абульхановой-Славской том, что «...личность становится личностью по факту выработки субъективного способа удовлетворения собственных

потребностей на основе способностей и характера», может рассматриваться как интегральный показатель удовлетворенности/неудовлетворенности жизнедеятельностью.

Генезис: личность находится в постоянном поиске условий удовлетворенности и «пусковых психологических механизмов» эмоционального, психологического и социального благополучия.

При этом проблемные поля эмоционального благополучия, субъективного и психологического пересекаются. Категории благополучия объединены общим смыслом субъективных и объективных факторов, проявляющихся в жизнедеятельности: объективные возможности реализации потребностей, субъективное отношение личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе (Динар Э., Риф, К., Созонтов А.Е, Амнионов РМ., Пучковат Г.Л. и др.).

Базовые рекомендации

1. Формировать навыки и умения психоэмоциональной релаксации, насыщение позитивными эмоциями, психологический комфорт.

2. Формировать осознание личностных смыслов, лежащих в основе собственных потребностей.

3. Формировать осознанность внедрения ближайших планов по самореализации в жизнедеятельность.

Методические рекомендации были использованы студентами в процессе прохождения производственных практик в дошкольных образовательных и сред-

Библиографический список

них образовательных учреждениях; в реабилитационных центрах для детей и подростков; военном комиссариате Владимирской области и других организациях Владимирского региона. Главное, что осознали студенты, - это целостная психологическая картина специфических особенностей проживаемых затруднений клиентов в зависимости от возрастных этапов.

Представленные методические рекомендации для овладения студентами программой производственной практики отправляются от следующей методологической основы.

Условием усвоения алгоритма психологического сопровождения психологом является его включенность в модель подобной внешней деятельности. Последнее условие обеспечивается через прохождение определенной последовательности ступеней процесса психологического сопровождения в соответствии с возрастными психологическими особенностями клиента.

Внешняя организация (моделирование) алгоритма процесса психологического сопровождения клиентов разных возрастов способствует формированию представления о внутренней структуре этого процесса по типу внешней учебной деятельности. Таким образом образуется «мостик» от внешних форм психической деятельности к внутренним, и материальное становится внутренним достоянием сознания студента [9].

Учитывая положительные результаты использования студентами методических рекомендаций к производственной практике, считаем целесообразным продолжать работу в этом направлении.

1. Андриенко В.С. Психологические аспекты личностного и профессионального становления практического психолога. Вестник Донецкого педагогического института. 2017; № 1: 175-181.

2. Лысова Е.Н. Особенности профессионального становления студентов-психологов. Территория науки. 2006; № 1: 148-152.

3. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов. Вестник Московского государственного университета. Серия 14: Психология. 2005; № 2.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавра по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Available at: fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/370301_B_3_23082020.pd

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Панфилова М.А. Тревожность и ее коррекция у детей. Школа здоровья. 2006; № 1: 17-28.

6. Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка. Санкт-Петербург: Наука и техника, 2007.

7. Литвинова Н.Ю. Психологическая готовность клиента к процессу сопровождения субъективного благополучия и его сценарии. Мир науки, культуры, образования. 20020; № 6: 282-284.

8. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. Москва: Корвет, 2015.

9. Гальперин П.Я. Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского университета, 2023. References

1. Andrienko V.S. Psihologicheskie aspekty lichnostnogo i professional'nogo stanovleniya prakticheskogo psihologa. Vestnik Doneckogo pedagogicheskogo instituta. 2017; № 1: 175-181.

2. Lysova E.N. Osobennosti professional'nogo stanovleniya studentov-psihologov. Territoriya nauki. 2006; № 1: 148-152.

3. Fokin V.A. Ob osobennostyah professionalizacii studentov-psihologov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2005; № 2.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavra po napravleniyu podgotovki 37.03.01 Psihologiya. Available at: fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/370301_B_3_23082020.pd

5. Panfilova M.A. Trevozhnost' i ee korrekciya u detej. Shkola zdorov'ya. 2006; № 1: 17-28.

6. Berdnikova Yu. Mir rebenka. Razvitie psihiki, strahi, social'naya adaptaciya, interpretaciya detskogo risunka. Sankt-Peterburg: Nauka i tehnika, 2007.

7. Litvinova N.Yu. Psihologicheskaya gotovnost' klienta k processu soprovozhdeniya sub'ektivnogo blagopoluchiya i ego scenarii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 20020; № 6: 282-284.

8. B'yudzhental' Dzh. Iskusstvo psihoterapevta. Moskva: Korvet, 2015.

9. Gal'perin P.Ya. Psihologiya: predmet i metod. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2023.

Статья поступила в редакцию 18.03.24

УДК 372.87

Medvedev L.G., Academician, Russian Academy of Education, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia),

E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

Lomov S.P., Academician, Russian Academy of Education, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: splomov@yandex.ru

ON THE PROBLEM OF MODERN EDUCATION IN ACADEMIC ARTS. The article analyzes reasons for the decrease in the level of professional art education related to the substantive essence of modern state standards, which significantly minimize academic hours for special disciplines, for professional practices, as well as for the management of diploma projects. Under these conditions, opportunities are analyzed that allow young specialists to purposefully improve their professional skills after graduation. The methodological basis for considering this problem is the research of a number of scientists who note that students often have an understanding of the theoretical laws of compositional construction, and there are also guidelines aimed at the sequence of stages in completing the proposed educational and creative task. However, at the same time, students' lack of figurative comprehension of the plot component of the task, as well as the corresponding professional skills necessary to create an image on a plane, hinders the creative growth of students. The authors note that in order to develop professional skills among students, it is necessary to focus the methodological efforts of the teaching staff on activating students' imaginative thinking, developing their integrity and harmonious perception. That is why the didactic role of composition as the most important discipline that unites all special subjects into a single creative process is increasing.

Key words: academic school, imagery, composition, skill, creativity, convention, aesthetics, professional development of the artist's personality

Л.Г. Медведев, д-р пед. наук, проф., академик Российской академии образования, Омский государственный педагогический университет, г. Омск,

E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

С.П. Ломов, д-р пед. наук, проф., академик Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

E-mail: splomov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.