Научная статья на тему 'Опыт Финляндии в повышении конкурентоспособности национальной экономики'

Опыт Финляндии в повышении конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1008
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт Финляндии в повышении конкурентоспособности национальной экономики»

Опыт Финляндии в повышении конкурентоспособности национальной экономики*

ВАШлямин

Кандидат экономических наук, Торговый представитель РФ в

Финляндии

ЛКЛинник

Доктор экономических наук, ст. эксперт Торгового представительства РФ в Финляндии

С 1995 по 2003 годы темпы роста ВВП Финляндии являлись одними из самых высоких среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудни-

чества и развития (ОЭСР), а также среди стран-членов ЕС. На диаграмме 1 приводится динамика роста ВВП стран ЕС и Финляндии.

Диаграмма 1

Динамика ВВП в Финляндии и ЕС, 1985=100

Источник: Ministry of Trade and Industry of Finland.

* Окончание статьи. Начало см. в № 4 за 2005 год.

Рост экономики Финляндии в 2003 г. - 1,9% был выше, чем в среднем по странам ОЭСР (1,5%), стран ЕС (0,9%) и стран еврозоны (0,8%). Эта же тенденция сохранится, по мнению экспертов ОЭСР и Еврокомиссии, и в 2004-2005 гг.

Экономисты объясняют это частично тем, что объем экспорта Финляндии (особенно электронного сектора) в страны Юго-Восточной Азии выше, чем у других стран еврозоны и темпы роста экспорта этой продукции достаточно большие. Помимо этого доходы населения растут равномерно, что благоприятствует развитию внутреннего спроса.

По показателю ВВП на душу населения (26495 евро в 2003 г.) Финляндия входит в передовую группу стран мира, занимая 17 место [10].

В конце 90-х годов экономическая ситуация в стране складывалась крайне благоприятно. Среднегодовые

темпы роста промышленного производства в стране в 1995 - 2000 гг. составили 5%, рост цен был умеренным (не более 2% в год), структура производства стала более универсальной, а режим налогообложения стал более мягким, чем в прежние годы. В 2001-2003 гг. темпы роста промышленного производства в Финляндии замедлились, составив в 2003 г. всего лишь 0,8%, а его рентабельность сократилась в результате снижения цен практически на всю промышленную продукцию.

Одним из важных изменений, происшедших в 1990-х гг., стал ускоренный рост электронной промышленности, которая к настоящему времени стала столпом экономики Финляндии наряду с машиностроением и лесопромышленным комплексом. В 2003 году доля электроники и электротехники в промышленном производстве составляет 23%, а десять лет назад - 9% (см. таблицу 2).

Таблица 2*

Структура промышленного производства Финляндии в 1993 и 2003 гг. (в %)

" '——Годы Отрасли ' —— 1993 2003

Всего 100 100

В том числе: Металлургия и машиностроение 25 23

Лесная и лесобумажная 19 16

Электронная и электротехническая 9 23

Химическая 10 10

Пищевая 12 7

Издательская 6 5

Прочие 19 16

Составлено по: Economic Survey, Ministry of Finance за соответствующие годы.

Нумерация таблиц продолжающаяся.

*

В промышленности страны произошло также изменение структуры собственности, ассортимента производимых товаров и географии собственности предприятий. У финских предприятий появилась собственность в различных странах мира, они перешли на производство более ограниченного ассортимента продукции для того, чтобы наладить производство своих товаров в других странах, а не только их экспортировать.

Структурные изменения в экономике Финляндии отразились и на структуре экспорта. Если раньше самая большая доля в экспорте принадлежала продукции лесной промышленности, а также металлургической и металлообрабатывающей отраслям, то в настоящее время самая большая доля экспорта страны обеспечивается сектором электроники. Еще в

1967г. доля электротехнической промышленности в финляндском экспорте составляла всего лишь 1%. Однако теперь эта отрасль стала третьей по значению в финляндском экспорте, и в прошлом году удельный вес электротехнической и электронной промышленности в совокупном экспорте составил более 26%.

Сегодня финские компании специализируются на производстве товаров, которые требуют высококвалифицированной рабочей силы и высоких технологий.

Производительность труда

По уровню производительности труда в последние 20 лет Финляндия имеет довольно высокие показатели в мире (см. диаграмму 2) [3].

Диаграмма 2

Уровень производительности труда в промышленности отдельных стран (США=100)

Финляндия США Г олландия ШЪеция

0 50 100 150

У/////////////////////////////////.

1

0 2003 □ 1980 ■ 1960

Источник: Competitiveness and Business Environment in Finland - An International

Benchmarking, p.29.

За период 1980 - 1999 гг. индекс производительности труда в Финляндии вырос на 80%, а в странах ОЭСР он увеличился за этот период только на 50%. Локомотивом роста производительности труда в Финляндии была промышленность (180%), рост производительности труда в сфере услуг и строительстве был значительно ниже.

В 2003 г. рост производительности труда в Финляндии снизился до 2,5 %, что ниже уровня 2002 г. (4,6%). Ее рост по отраслям промышленности был неравномерным: в ряде традиционных отраслей она понизилась, а в электронной отрасли выросла на 1 5%.

Ряд экспертов полагает, что в настоящее время Финляндия подошла к такому порогу насыщенности информационно-коммуникационными технологиями, за которым может последовать резкий скачок роста производительности труда.

Другие эксперты напротив отмечают, что особая озабоченность Финляндии

связана с производительностью труда, поскольку в Финляндии она высокая только в некоторых областях, таких как электроника и электротехника, услуги связи, банковское и страховое дело и лесная промышленность. В области остальных услуг, традиционной промышленности и в общественном секторе производительность остается на низком уровне.

Занятость населения

В 80-е и 90-е годы прошлого столетия уровень занятости населения Финляндии испытывал большие колебания. В конце 80-х годов уровень занятости населения был достаточно высоким, безработица была крайне низкой. В период кризиса начала 90-х годов уровень безработицы резко вырос (до 20% в отдельные годы). Число рабочих мест сократилось более чем на пятьсот тысяч, причем до сих пор многие рабочие места не восстановлены.

Диаграмма 3

Уровень безработицы (в %)

Швеция США ЕС-15 Финляндия

0 2 4 6 8 10

■'■'■Я

к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-к-Ь

□ 2003 Eä 2002

□ 2001

Источник: OECD, Main Economic Indicators. September 2004.

Впоследствии уровень безработицы стал снижаться и к началу 2001 г. он стал соответствовать среднему уровню безработицы в странах ЕС - около 9%. Вместе с тем, несмотря на снижение уровня безработицы, вопрос структурной безработицы остается достаточно острым для экономики Финляндии. Призыв премьер-министра М.Ванханена создать в 2003 - 2007 гг. 100 тыс. новых рабочих мест пока не выполняется.

На диаграмме 3 приводится сравнение уровня безработицы в Финляндии и некоторых других странах.

С точки зрения повышения конкурентоспособности в период 1994 -

1998 гг. высокий уровень безработицы

в какой-то степени сыграл положительную роль, дав работодателям возможность свободного выбора квалифицированных специалистов на рынке труда. Однако в настоящее время достаточно высокий уровень безработицы в Финляндии является одним из слабых мест ее экономики.

Налоговая нагрузка

Уровень налогообложения в Финляндии считается достаточно высоким в сравнении с другими странами. По доле налогов в ВВП Финляндия в 2003 г. находилась на четвертом месте после Швеции, Дании и Бельгии (см. таблицу 2).

Таблица 2

Доля налогов в ВВП стран в 2003 г.

Страна Доля налогов в ВВП,%

Швеция 50,8

Дания 49,0

Бельгия 45,8

Финляндия 44,9

Франция 44,2

Норвегия 43,9

Италия 43,4

Австрия 43,0

Люксембург 41,6

Источник: Talous Sanomat, No 204, 2004, p.7, Finland: Ministry of Finance.

Ранее процент налогообложения в Финляндии был еще более высоким: в 2002 г. - 45,0, в 2001 - 45,6, и в 2000 г.

- 47,1. Многие специалисты отмечают, что

фактор налоговой нагрузки является одним из слабых мест в экономике страны, если говорить об уровне ее конкурентоспособности.

В Финляндии, как и в других Скандинавских странах, применяются различные налоги на доходы от производства и доходы от капитала. На доходы от производства налоги уплачиваются по прогрессивной шкале в бюджет государства, в бюджет муниципалитетов, в социальные фонды и церкви.

К числу преимуществ Финляндии можно отнести хорошо налаженное тесное взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса, имеющее поддержку государства. Важным условием успеха является также благоприятный правовой режим с высокой степенью защищенности граждан и собственности.

Б. Эффективная научнотехническая и инновационная политика.

Рост расходов на научные исследования и разработки

Инновационная политика является неотъемлемой составной частью политики ЕС. Согласно разработанной в ЕС инновационной стратегии к 2010 г. расходы стран-членов ЕС на НИОКР должны составлять 3% от ВВП. В настоящее время из стран-членов ЕС только две страны -Швеция и Финляндия - смогли достичь этого уровня.

Инновация, как форма деятельности, направленная на создание новой или улучшенной продукции, услуг и технологий, рассматривается в Финляндии в качестве центрального вопроса повышения конкурентоспособности компаний и роста экономики в целом.

Начиная с конца 90-х годов в Финляндии особое внимание уделялось развитию науки и техники как неотъемлемым

составляющим бизнес процесса. Политика Финляндии в отношении расходов на научные исследования и разработки (НИОКР) носит долгосрочный характер. Этому вопросу уделяется внимание на всех уровнях - и в правительстве и бизнесе.

В начале 90-х годов Финляндия переживала значительный экономический спад, когда безработица в промышленности достигла почти 20%. Страна достаточно быстро вышла из кризиса, благодаря структурной перестройке промышленности и выработке эффективной государственной инновационной политики, которая была направлена на увеличение затрат на НИОКР и поддержку инициатив в области науки и образования.

Финляндия определила приоритетные направления развития науки и техники, создала механизмы финансирования исследовательских работ и оказания государственной поддержки участникам национальной инновационной системы.

Государственное финансирование НИОКР в Финляндии осуществляется государственной компанией "ТЕКЕС”, без помощи которой даже такая компания, как "Нокиа”, не смогла бы достичь столь высокого уровня в разработке ноу-хау и высоких технологий, которые впоследствии помогли ей завоевать мировой рынок.

Общие расходы в Финляндии на инновационную деятельность в области фундаментальных исследований, гуманитарной сферы и развития высоких технологий, составили в 2004 году около 4,9 млрд евро, или 3,5% от ВНП, причем две трети расходов составляют расходы корпораций. По данному показателю Финляндия занимает 2 место в мире после Швеции (4,2%) (см.диаграмму 4).

Диаграмма 4

Доля расходов на НИОКР в ВВП

СГ*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

si

О4

Источник: OECD, MSTI database, 2003.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются:

- промышленные предприятия -

6 9%;

- государство - 28%;

- международные средства - около 3%.

Государственные расходы, связанные с исследованиями и развитием технологии в Финляндии в 2003 г., составляют 4,4% бюджета страны - 1417 млрд евро. Наряду с Францией это самая высокая в Европе доля государственных расходов на проведение НИОКР - 0,99% от ВНП; в ЕС в целом - 0,77%.

На научные исследования и развитие технологий в 2004 г. из бюджета было выделено 1,5 млрд евро и около 3 млрд евро получено от частных фондов и промышленных предприятий.

Финляндия является одной из ведущих стран мира в области высоких технологий в следующих направлениях:

- информационные и телекоммуникационные технологии;

- металлообработка;

- лесопромышленность;

- биотехнология и химия;

- энергетика и энергосбережение;

- защита окружающей среды;

- строительство;

- производство продуктов питания.

Особенностью Финляндии является то, что на долю малых и средних фирм приходится более 30% расходов на НИОКР, в то время как в Швеции и США основные расходы лежат на крупных компаниях.

Доля государственных расходов на НИОКР в Финляндии стала возрастать в период 1997 - 2003 гг., после того как в 1996 г. Правительство приняло решение об увеличении государственного финансирования научных исследований. В настоящее время уровень государственного финансирования научных расходов соответствует правительственной программе и остается одним из самых высоких среди развитых стран [5].

Существующая в Финляндии система применения венчурного капитала явля-

ется одной из наиболее эффективных в мире. Рост доходов и укрепление финансового положения компаний позволил им инвестировать в наиболее рисковые инновационные проекты. Более 50% всех расходов на НИОКР в Финляндии направляется в электронику.

Между университетами и предприятиями частного сектора Финляндии установилось тесное взаимодействие. Университеты осуществляют в основном фундаментальные исследования, которые финансируются главным образом из государственного бюджета. Частный же сектор занимается в основном прикладными НИОКР. Такое сотрудничество между государством и частным сектором представляет собой важный механизм обмена знаниями и научными разработками. Это связывает государственное образование и научно-исследовательскую работу с промышленностью в интересах последней.

Другим важным фактором является долгосрочная государственная технологическая политика, благодаря которой были выделены ресурсы на НИОКР и образование, и тем самым определено четкое направление для капиталовложений. Эта политика формировалась в тесном взаимодействии с частным сектором и профсоюзами, и принесла положительные результаты.

Несмотря на то, что Финляндия считается одним из европейских лидеров в области НИОКР и технологий, недавние сравнения показали, что Финляндия начинает отставать от своих главных конкурентов, особенно в области технологических исследований. Имея высокие международные показатели, Финляндия, тем не менее, стала осуществлять очень мало новых разработок, воплощаемых в реальный продукт. Подсчитано, что из 15002000 инновационных бизнес-идей, имеющихся ежегодно в Финляндии, только 100 имеют возможность получить финансирование и быть реализованными.

В связи с этим предстоит особое внимание уделить вопросу финансирования разработок на разных этапах, начиная от появления идеи до ее коммерциализации. И здесь особую роль должны сыграть государственные инвестиционные фонды

- СИТРА, Финвера, ТЕКЕС и другие финансовые институты как на федеральном, так и региональном уровне.

Развитие телекоммуникационных

и информационных технологий.

Финские высокие технологии в области телекоммуникаций начали развиваться в конце 70-х гг., когда Финляндия была одним из мировых лидеров в области создания телефонных сетей. Чуть раньше, в 1969 г. страны Северной Европы вошли в число первых, кто подписал соглашение по установлению общего стандарта мобильной связи, что обеспечило скандинавским странам и Финляндии широкий рынок и стимулы для развития мобильных телекоммуникационных технологий. В 1990 г. телекоммуникационный сектор Финляндии был открыт для конкуренции.

Широкое развитие информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и наличие развитой ИКТ-инфра-структуры в Финляндии в настоящее время является серьезным стимулом для развития бизнеса. Применение современных технологий в этой области позволяет снизить затраты фирм, повысить производительность и эффективность ведения бизнеса. Так, только за счет развития ИКТ фирмы сокращают свои издержки на 3040% в зависимости от сферы деятельности.

Вложения фирм в развитие сети телекоммуникаций и информационных связей в Финляндии направлены на дальнейшее стратегическое развитие бизнеса. Финляндия находится на одном из первых мест в мире по использованию интернета и мобильных телефонов, по внедрению

компьютерных технологий в школах, в библиотеках, государственных учреждениях. По использованию современных электронных технологий в банковских расчетах Финляндия занимает первое место в мире.

Доля расходов на ИКТ в Финляндии в 1992 - 2003 гг. составляла 5-6% от ВВП.

Несомненно, что развитие ИКТ дает серьезное преимущество Финляндии для повышения конкурентоспособности экономики.

В. Высокое качество жизни общества.

Уровень качества жизни населения принято измерять такими показателями, как чистота окружающей среды, возможность получения образования, доступность здравоохранения и социальной защиты населения. По всем этим показателям Финляндия находится на одном из первых мест в мире.

Окружающая среда оказывает воздействие на конкурентоспособность экономики не только благодаря высоким затратам на ее охрану, но и тем, какой имидж имеет та или иная фирма в отношении загрязнения или сохранения природы. Финские фирмы являются лидерами в области природоохранных технологий и использования энергии. За Финляндией прочно закрепился имидж страны с самой лучшей системой охраны природной среды.

Природоохранные нормы, которые должны соблюдать финские фирмы, достаточно строгие и соответствуют мировым нормам. В 2000 г. в действие вступило новое природоохранное законодательство Финляндии, в соответствии с которым были приняты новые ставки природоохранных налогов, которые выше средне мировых.

Население страны полностью доверяет своим институциональным структурам - государственным органам, армии, полиции. Уровень преступности в стране достаточно низкий, система правосудия считается одной из лучших в мире.

Система здравоохранения в Финляндии также считается одной из лучших в мире и доступной для населения, с высоким качеством обслуживания. В системе здравоохранения главенствующая роль принадлежит государственным и муниципальным лечебным заведениям. Государство также оказывает финансовую помощь частным клиникам посредством системы страхования.

Система образования составляет

существенное преимущество

Финляндии.

Краеугольным камнем успешного экономического роста является человеческий фактор. Уровень образования в Финляндии является важным преимуществом, способствующим росту конкурентоспособности страны.

Существующая в Финляндии система образования считается одной из лучших в мире. В стране функционирует высокоразвитая сеть учебных заведений, в том числе университетов, оснащенных современным оборудованием, имеющих тесные кооперационные контакты с промышленностью и исследовательскими институтами.

К относительно слабым местам системы образования Финляндии можно отнести длительные сроки обучения и то, что в высшие учебные заведения принимаются студенты уже в достаточно зрелом возрасте (после 20 - 22 лет).

Социальная система

Система социальной защиты населения в Финляндии является эффективной. Основную роль в социальной защите населения играет государство, которое на разных этапах жизни человека помогает поддерживать достаточно высокий уровень благосостояния. В результате этой политики население страны имеет достаточно высокий уровень благосостояния, и фактически отсутствует разделение населения на бедное и богатое.

Существуют различные социальные программы и прямые дотации, направленные на поддержание рождаемости, обеспечение работой матерей с детьми, поддержки семей и т.п. Социальные выплаты и пособия распространяются на все население страны. Таким образом, на определенном этапе развития (в 1997 - 2003 гг.) рассмотренные выше факторы способствовали достижению Финляндией современного уровня конкурентоспособности экономики. Однако во многом их потенциал сегодня исчерпан и, по мнению многих финских специалистов, в частности, директора-распорядителя Центрального союза экономической жизни Лейфа Фагер-неса, Финляндии необходимы изменения на рынке труда, в налогообложении, социальном обеспечении, в научных исследованиях и области ноу-хау.

Для поддержания конкурентоспособности финского труда необходимо повышение квалификации рабочей силы, а не только специалистов высшей категории. Следует привязать оплату труда к конкурентоспособности предприятия.

Большую проблему для Финляндии составляет старение населения, что обостряет положение с занятостью [8].

Таким образом, для поддержания уровня конкурентоспособности правительству страны предстоит искать новые резервы.

Уже сегодня, по мнению финских специалистов, Финляндия стала утрачивать завоеванные позиции, что находит выражение в сокращении рабочих мест в промышленности, утрате прежнего положения на целом ряде мировых рынков. Если в 90-е годы конкурентоспособность экономики Финляндии возрастала, и страна завоевывала все новые позиции на мировых рынках, в частности, на рынке электроники, то после 2000 г. ее позиции на мировых рынках ухудшились, да к тому же произошло снижение цен на многие виды продукции, в том числе традиционного финского экспорта.

* * *

Меры, направленные на

дальнейшее повышение

конкурентоспособности

Финляндии

В начале 2004 г. по инициативе премьер-министра Финляндии М. Ванха-нена был начат проект, целью которого было определение места страны в мировой экономике в условиях глобализации.

Одним из направлений исследования была оценка влияния процессов глобализации на экономику страны, в том числе на различные отрасли промышленности и уровень занятости, а также выработка предложений по дальнейшим действиям в направлении укрепления конкурентоспособности экономики Финляндии.

В декабре 2004 г. в рамках этого проекта был опубликован доклад "Опыт Финляндии, открытость ее экономики и пути обновления”, подготовленный группой специалистов из ряда министерств, исследовательских фондов и научных институтов Финляндии. В его подготовке также приняли участие консультанты премьер-министра Финляндии[5].

Доклад посвящен анализу наиболее актуальных проблем, стоящих перед экономикой Финляндии в настоящее время, перспективам развития экономики. В нем содержатся предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности экономики страны.

По мнению авторов доклада, для поддержания достигнутого уровня развития страны и повышения конкурентоспособности экономики в дальнейшем необходимо предпринять целый ряд действий, направленных на совершенствование экономической и социальной политики страны. К числу неотложных мер, которые необходимо принять относятся следующие.

1. Совершенствование системы образования. Оценивая в целом высокий уровень системы образования в Финляндии, авторы отмечают существую-

щие в нем серьезные недостатки и предлагают меры по устранению этих недостатков. В частности, отмечается, что необходимо совершенствование всех уровней образовательной системы Финляндии

- общеобразовательной школы, профессионального обучения и высшей школы, включая аспирантуру. Основной задачей должно стать повышение уровня обучения и подготовки специалистов.

2. Совершенствование научной, технологической и инновационной политики. Это направление является одним из ключевых в политике повышения конкурентоспособности Финляндии. Вопросу НИОКР и инноваций в стране давно уже уделялось достаточно много внимания, однако в настоящее время настал момент, когда необходимо перейти от научной и технологической политики к развернутой инновационной политике, создать "национальную инновационную систему” (НИС).

Под "национальной инновационной системой” авторы понимают скоординированные совместные действия организаций, создающих ноу-хау, и предприятий, использующих эти разработки. Основными элементами этой системы должны стать обучение, расходы на НИОКР, производство и внедрение разработок. Одним из преимуществ НИС должна стать международная кооперация.

Несомненно, что создание НИС потребует значительных инвестиций.

3. Усиление открытости экономики. Для повышения уровня конкурентоспособности страны необходимо усилить вовлечение страны в международные интеграционные процессы, происходящие в мире. В частности, необходимо более интенсивное привлечение в экономику иностранного капитала, иностранных специалистов - экспертов, ученых, преподавателей для работы в Финляндии, развивать сеть бизнес-услуг в стране и расширять экспорт финских услуг.

4. Совершенствование инфраструктуры и коммуникаций. Одним из факторов, негативно влияющих на конкурентоспособность Финляндии, является, по мнению авторов доклада, достаточно

большой размер территории страны и отдаленное местонахождение на севере Европы. Это приводит к тому, что затраты на логистику в Финляндии из-за больших расстояний и сурового климата в три раза больше, чем в странах ЕС, расположенных в центре Европы.

Частично компенсировать эти недостатки Финляндии удалось за счет достаточно развитой инфраструктуры. Однако для дальнейшего развития страны необходимо совершенствовать существующую инфраструктуру и превратить логистику в современную инновационную отрасль, чтобы транспортный фактор не был препятствием для роста конкурентоспособности страны.

В 2003 г. в Финляндии было перевезено почти 500 млн тонн грузов, причем более 100 млн тонн приходится на экспортно-импортные грузы, которые доставляются в основном морем. В связи с этим, авторы доклада отмечают, что необходимо в первую очередь уделить внимание развитию морских терминалов, оснащать их современным оборудованием и улучшать качество предоставляемых ими услуг.

Второе направление, которому следует уделить особое внимание, - это международное железнодорожное сообщение. На конкурентоспособность экономики Финляндии во многом оказывает влияние качество железнодорожных услуг на российском направлении. Россия является транзитной страной, через которую проходят грузопотоки из Азии в Финляндию и далее в Европу. Причем в последние годы значение этого транспортного коридора постоянно возрастает.

Доставка грузов из Китая в Финляндию по морю занимает 4-5 недель, а по железной дороге 20 дней. При этом, по оценке финских специалистов, время доставки может быть сокращено в два раза, если будут унифицированы бюрократические процедуры, включая таможенные. В этом случае Финляндия получит серьезное конкурентное преимущество.

Финляндии предстоит уделить особое внимание этому вопросу и тесно сотрудничать с российскими властями с тем, чтобы сократить время транспортировки

грузов по территории России.

В докладе предлагается реализовать в ближайшей перспективе следующее:

3 отдавать приоритет инвестициям в транспортные проекты, способствующие повышению конкурентоспособности Финляндии;

3 финансирование транспортных проектов должно быть тесно увязано с государственным бюджетом;

3 в международных транспортных проектах приоритет должен отдаваться проектам, связанным с Россией и Азией, а также с континентальной Европой;

3 Министерству транспорта и связи необходимо разработать долгосрочную программу развития финской логистики и создать логистический НИОКР-центр.

5. Обновление экономической политики Финляндии. Экономическая политика Финляндии была намного успешнее в последние годы, чем у ряда европейских стран. Был начат целый ряд экономических реформ, достигнута финансовая стабильность государственного сектора. Вместе с тем, многие начатые структурные реформы еще не завершены.

Авторы доклада отмечают необходимость завершения начатых реформ и проведения новых. В окружающем мире происходят постоянные изменения, и если не проводить экономических преобразований, то существует опасность экономического спада, снижения уровня жизни населения и финансового кризиса в государственном секторе экономики.

Проводя экономические преобразования в стране, следует учитывать текущую ситуацию в стране, а именно:

3 в конце нынешнего десятилетия начнется сокращение работоспособного населения Финляндии в среднем на 0,5% в год;

3 уровень безработицы в стране достаточно высок и решение этой проблемы не может быть достигнуто простым увеличением рабочих мест, поскольку безработица имеет структурный характер. Для

ликвидации безработицы в Финляндии необходимы структурные изменения в экономике.

Учитывая эти два обстоятельства, необходимо принимать меры, направленные на повышение уровня производительности труда в промышленности и в сфере услуг, являющейся главным фактором роста конкурентоспособности экономики и улучшения уровня жизни населения.

На рост уровня производительности труда оказывают влияние три основных фактора:

3 инвестиции в основной капитал;

3 человеческий фактор;

3 технологические преимущества.

В ближайшие годы предстоит найти пути повышения производительности труда в секторах, где она традиционно низкая и ее повышение считается достаточно трудным.

Для Финляндии вопрос повышения уровня производительности труда является крайне актуальным, поскольку от него во многом будет зависеть дальнейшее повышение конкурентоспособности экономики, рост благосостояния населения в долгосрочной перспективе. Для решения задачи роста производительности труда необходимы инвестиции как в человеческие ресурсы и НИОКР, так и в совершенствование основного капитала.

Необходима также конкуренция между предприятиями, как в промышленности, так и в сфере услуг, которая бы стимулировала их движение вперед.

Одним из направлений совершенствования экономической политики должно стать совершенствование взаимоотношений государства и бизнеса в Финляндии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономический рост в стране, как и рост занятости населения, обеспечивается в основном появлением новых мелких и средних предприятий, а конкуренция между ними создает условия для создания новых продуктов. В этом смысле мож-

но сказать, что предпринимательство является двигателем прогресса, и поэтому государство должно обеспечивать благоприятную среду для его функционирования. Среди мер, которые необходимо принять правительству в ближайшей перспективе, можно назвать следующие:

3 проведение налоговой реформы, направленной на снижение уровня налогообложения бизнеса;

3 разработка и принятие долгосрочной стратегии развития предпринимательства. Основным разработчиком должно стать Министерство торговли и промышленности Финляндии;

3 подготовить обоснование необходимости создания нового министерства, например, министерства промышленности, для того, чтобы улучшить координацию, управление и использование ресурсов в бизнес-среде;

3 создать сеть центров обучения и повышения квалификации менеджеров и предпринимателей. Для этого потребуется координация работы университетов, политехникумов, институтов повышения квалификации и других организаций.

Проведение экономических реформ невозможно без роста инвестиций в основное производство. По уровню привлечения инвестиций, как финских, так и иностранных, в экономику страны Финляндия значительно отстает от Китая, Бразилии, Индии и новых членов ЕС.

В сравнении с 80-ми годами прошлого столетия объем инвестиций в промышленности Финляндии существенно сократился, и достичь уровня 90-х годов пока не удалось. При этом в последние годы прослеживается тенденция вывоза финского капитала за рубеж в те страны, где рентабельность вложений выше, чем в Финляндии.

Чтобы предотвратить эту негативную тенденцию необходимо повышать рентабельность вложения капитала в стране, а именно: снижать затраты, повышать производительность труда, снижать уровень налогообложения, удешевлять энергию, сырье и повышать квалификацию рабочей силы.

Одним из направлений совершенствования экономической политики должен стать рынок труда. Важнейшим фактором, влияющим на развитие производства и рост занятости населения, является состояние рынка трудовых ресурсов. В Финляндии уровень занятости населения по возрастным группам не одинаков. В возрастной группе 25-50 лет занято большинство населения, однако более молодое и более взрослое население страдают от высокого уровня безработицы. В связи с этим предстоит разработать меры по повышению уровня занятости в этих группах населения.

Предстоит большая работа по совершенствованию системы гибкости заработной платы, поскольку, с одной стороны, зарплата является серьезным компонентом затрат, а, с другой, главным стимулом для работника. Другими вопросами, которыми предстоит заняться правительству в рамках рынка труда являются совершенствование механизма использования трудовых договоров, вопросы налогообложения и стимулирования.

6. Приоритетное развитие ведущих отраслей финской экономики. Анализ конкурентоспособности стран показал, что для достижения успеха необходима глубокая специализация и, выбирая стратегию специализации, необходимо ориентироваться не только на новые отрасли, но и на традиционные.

В последние годы Финляндия специализируется на электронной промышленности, причем намного сильнее, чем другие страны. Приоритетное развитие должно сохраниться в производстве мобильных телефонов, средств связи и другой продукции электроники. Однако при этом останется и ее специализация на производстве продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, металлургии, биотехнологиях.

7. Определение приоритетных рынков сбыта. По мнению авторов доклада, Финляндии в перспективе следует уделять первостепенное внимание рынкам стран Азии, России и странам Восточной Европы. Начиная с 90-х годов, экспорт

Финляндии в эти страны ежегодно возрастает в среднем на 10%.

Сегодня главными рынками сбыта являются Швеция, Германия, Россия. Большой потенциал имеется в торговле с Китаем, Эстонией, Польшей.

Применение мер, направленных на повышение конкурентоспособности, потребует внесения изменений в законодательные акты страны, а также внесения изменений в госбюджет.

Литература:

1. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: 2003, с. 18-29.

2. А. Халантера, С.-Е. Оллус. Почему Россия не Финляндия. Сравнительный анализ конкурентоспособности. (Пер. с анлийского). М.: Изд-во ИЭПП, 2004.

3. Competitiveness and Business Environment in Finland - an International

Benchmarking. Ministry of Trade and Industry of Finland. 2004.

4. Finland's Competitiveness and the Way Forward. Ministry of Finance of Finland. 2002.

5. "Finland's competence,

openness and renewability”, The final report of the Finland in the Global Economy project. Prime Minister's Office Publications. 26/2004.

6. The Global Competitiveness Report, 2003 -2004. World Economic Forum.

7. The Global Competitiveness Report, 2004 -2005, World Economic Forum.

8. "Prima”, Syyskuu 2004.

9. M.Willenius. Towards a Creative Economy -Cultural Know-How as a Resource for the Future. 2004.

1 0. World Bank Atlas 2004.

гзш K.B. Холопов

Подготовка, оформление и защита

кандидатской диссертации. Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ВАВТ.

- М.: ВАВТ, 2005. - 112 с.

Вышло в свет полезное издание, подготовленное профессором ВАВТ К.В. Холоповым. В нем изложены основные правила и условия подготовки научных кадров во Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития и торговли РФ.

В книге две главы. В первой дается характеристика аспирантуры Академии, порядка ее функционирования. Во второй детально рассматривается перечень вопросов, касающихся подготовки и защиты кандидатской диссертации. В приложении к пособию читатель найдет извлечения и образцы необходимых документов.

Книгу отличает адаптация изложения к специфическим требованиям Всероссийской академии внешней торговли, учтены последние изменения порядка защиты диссертаций, принятые Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Книга необходима для аспирантов и соискателей. Научным руководителям аспирантов также может пригодиться эта книга для уточнения некоторых важных установок и правил. С пособием можно ознакомиться в библиотеке BABT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.