Научная статья на тему 'Опыт европейской миграционной политики и пути его применения в России'

Опыт европейской миграционной политики и пути его применения в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЕВРОПА / ИНТЕГРАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / МИГРАНТЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ОПЫТ / ПОЛИТИКА / РОССИЯ / ADAPTATION / EUROPE / INTEGRATION / MIGRATION / MIGRANTS / MULTICULTURALISM / EXPERIENCE / POLITICS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сызранов А.В.

В статье рассматриваются особенности европейской миграционной политики и пути ее применения в России. Важным представляется изучение опыта стран Европы для улучшения миграционной ситуации в России, возможность использовать наработанные механизмы управления миграцией. Миграционная политика западных стран характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В России также возможен подобный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of European migration policy and ways of its application in Russia

The article discusses the features of European migration policy and the ways of its application in Russia. It is important to study the experience of European countries to improve the migration situation in Russia, the opportunity to use the established mechanisms of migration management. The migration policy of Western countries is characterized by a focus on the use of an integrated approach, on the close coordination of its various directions. A similar approach is also possible in Russia.

Текст научной работы на тему «Опыт европейской миграционной политики и пути его применения в России»

УДК 325.1

DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-88-93

Опыт европейской миграционной политики и пути его применения в России

А. В. Сызранов

В статье рассматриваются особенности европейской миграционной политики и пути ее применения в России. Важным представляется изучение опыта стран Европы для улучшения миграционной ситуации в России, возможность использовать наработанные механизмы управления миграцией. Миграционная политика западных стран характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В России также возможен подобный подход.

Ключевые слова: адаптация, Европа, интеграция, миграция, мигранты, мультикультурализм, опыт, политика, Россия.

Для цитирования: Сызранов А.В. Опыт европейской миграционной политики и пути его применения в России // Запад - Восток. 2019. № 12. С. 88-93. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-88-93

Миграционные процессы стали важной составляющей жизни европейских стран второй половины XX в. и достигли своего пика в первые десятилетия XXI века. Вторая мировая война оставила неизгладимый след в демографической обстановке Европы. Для восстановления разрушенных войной экономик европейских стран потребовались рабочие руки. Решение этой проблемы нашли в привлечении в страны Европы мигрантов. В итоге потребность в рабочих руках была удовлетворена, но возникла необходимость интегрировать мигрантов и их детей в европейский социум.

Чтобы решить эти противоречия, европейскими политиками и экспертами была разработана концепция «мультикультурализма». В ее основе лежит теория существования коллективных прав, предоставляемых какой-либо определенной этнической группе. Основными такими правами считаются: право на использование родного языка, на сохранение культурных обычаев и на свободу вероисповедания [3].

Термин «мультикультурализм» впервые был употреблен швейцарцами в 1957 г. для обозначения полиэтничности своей страны. Начиная с 1971 года термин изменил свое значение и стал характеризовать многокультурное государство, принимающее мигрантов и уважающее иные культуры [1, с. 4].

© Сызранов А. В., 2019

В некоторых странах был принят целый ряд законов, направленных на недопущение любых форм дискриминации по национальному или расовому признакам, осуществлялись меры по поддержке национальных меньшинств в целях сохранения ими самобытности, культуры, традиций и обычаев.

Массовые перемещения мигрантов в последнее десятилетие неизбежно ведут к росту конфликтности в странах Европы - между беженцами и местным населением. У властей Евросоюза накопилось много нерешенных вопросов, связанных с мигрантами. Сегодня в Европе наблюдается некоторый спад количества мигрантов, но все же говорить о прекращении потока беженцев пока не приходится.

В 2011 году лидеры нескольких европейских стран - Германии, Великобритании, Франции, Испании и Нидерландов, - а также генсек Совета Европы Т. Ягланд заявили о крахе идеи мультикультурализма в Европе. Тем не менее данную программу закрывать не стали. В противовес политике мульти-культурализма и толерантности в ЕС стали набирать популярность национальные идеи и связанные с ними правые партии [2, с. 1626].

В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции). При этом в свете угрозы международного терроризма приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.

Современная миграционная ситуация в России сформировалась вследствие распада СССР, когда миллионы бывших советских граждан были вовлечены в миграционные процессы. Страна столкнулась с мощными миграционными потоками и необходимостью формирования миграционной политики в новых условиях. Однако и по сей день ощущается ее явная недорабо-танность и непродуманность. Немаловажным в этой связи представляется изучение опыта зарубежных стран, возможность воспользоваться уже наработанными и проверенными механизмами управления миграцией.

Сегодня в политической повестке и СМИ России тема мигрантов как бы отошла на второй план. При этом количество мигрантов растет (хотя статистика достаточно ненадежна), и растет их роль в экономике страны. Основной приток иностранных граждан в Россию (из стран Центральной Азии, Южного Кавказа, Украины, Молдавии) осуществляется за счет трудовой

миграции. Трудовые мигранты, как правило, молодые мужчины, временно приезжают на работу в Россию. Какая-то часть трудовой миграции в стране является иммиграцией, на постоянное место жительство.

К примеру, в Астраханской области на рубеже ХХ-ХХ1 вв. также наблюдается значительный прирост мигрантов, в основном из российских республик Северного Кавказа и зарубежных стран Южного Кавказа, а также из стран Центральной Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, ингушей, кумыков, азербайджанцев, армян, узбеков, таджиков. Отмечается падение численности традиционных, так называемых «коренных» народов: русских, татар, белорусов и других. Причины этих процессов: низкая рождаемость, высокая смертность, отток населения в другие регионы. Сокращение численности традиционных групп населения на фоне мощного миграционного потока последних двух-трех десятилетий (особенно, с Северного Кавказа) меняет этническую ситуацию в регионе, межнациональный баланс в сторону мигрантов.

Миграционные процессы в Астраханском регионе привели к конкуренции за доминирование в ряде отраслей народного хозяйства (строительство, сельское хозяйство, торговля) между различными национальными группами - традиционными и пришлыми. Борьба за ресурсы (бизнес, рабочие места, рынки сбыта) в некоторых аспектах приобретает национальный характер. Мигранты активно осваивают местный рынок жилья. Ими приобретаются компактно расположенные земельные участки (для индивидуальной застройки) и старые дома (для реконструкции). Имеют место некоторые социокультурные противоречия между местными и пришлыми группами населения в регионе, плохое знание языка межнационального общения, закрытость и клановость мигрантских общин. С увеличением числа мигрантов во многом также связан рост криминогенной обстановки (этнической преступности) в регионе.

Россия переживает явный демографический кризис. Одно из наиболее вероятных решений в этой ситуации - активное привлечение в Россию иммигрантов. К этому же выводу в свое время пришли многие страны Европы.

Мигрантов не так уж и много, СМИ и некоторые эксперты часто завышают их численность, но все равно это миллионы людей, уже давно интегрированные в экономику России.

Политика Российского государства по отношению к мигрантам до сих пор носит неопределенный характер. Господствующая позиция российской политической элиты заключается в том, что мигранты России нужны, но как временно пребывающие на территории страны трудовые ресурсы, которые по окончании контракта должны возвращаться на родину.

В нашей стране практически нет адаптивных механизмов для мигрантов. Например, мигрантам из стран Центральной Азии практически невозможно

устроить детей в российские школы. Наблюдается обратное явление -множество преград для сдерживания миграции (например, запрет на въезд).

Как нам представляется, в России прежде всего необходима внятная, хорошо проработанная и перспективная концепция миграционной политики. И европейский опыт, даже при своих недостатках, может был чрезвычайно полезен. Это, в частности, широкий набор мер социальной адаптации: участие в общественных мероприятиях, курсы по изучению языка принимающей страны, профориентационная и психологическая работа с мигрантами.

Возможно, в России назрела необходимость в проведении государственной амнистии, которая легализовала бы и урегулировала положение многих нелегальных иммигрантов. И в этом тоже есть возможность опереться на опыт Европы: в разное время амнистии проводились, например, в Италии и Франции.

Помимо этого, требуется корректировка законодательства. Прежде всего, необходима разработка законопроектов, регулирующих процесс иммиграции, контроль за въездом, выездом и пребыванием на территории РФ иностранцев. Для того чтобы стимулировать иммиграцию в нашу страну, нужно активно проводить мероприятия, направленные на интеграцию мигрантов. С этой целью лицам, приезжающим в нашу страну, нужно предоставлять рабочие места и человеческие условия для проживания. Кроме того, на наш взгляд, необходима практика децентрализации при расселении мигрантов по разным регионам.

Серьезной проблемой для современной России является вынужденная миграция. Ситуация с беженцами и вынужденными переселенцами сейчас оставляет желать лучшего. Однако европейский опыт показывает, что решать гуманитарные проблемы с мигрантами возможно и необходимо, даже в условиях упадка экономики. Достаточно вспомнить хотя бы колоссальную работу, проделанную в Европе после Второй мировой войны, когда в условиях разрухи были репатриированы или обустроены на новом месте миллионы беженцев. Механизмы помощи и предоставления убежища за более чем полвека уже достаточно четко отработаны и эффективно функционируют.

Следует также учитывать, что мигранты едут в Россию не за государственными пособиями, а на работу. От государства требуется не постоянное их содержание, а лишь помощь в плане обустройства и адаптации.

Есть большая вероятность того, что в XXI в. миграция из разряда государственных и межнациональных проблем перейдет в новое качество - станет рычагом государственного регулирования многих процессов экономики, демографии, культурного обмена. Уже сейчас наметились необходимость и тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными

процессами. Правительства развитых стран Европы уже ведут работу над координацией усилий в отношении различных аспектов, в частности, разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласовании национальных законодательств в этом вопросе. При этом нельзя забывать о демографических, социальных, культурных, криминальных последствиях миграции. В настоящее время эти вопросы остро встали перед всеми странами. Ведутся активные дискуссии по созданию новых, соответствующих изменившейся ситуации механизмов управления миграцией.

Миграционный вопрос важен для России. Сегодня уже никто из серьезных экспертов и политиков не подвергает это сомнению. Необходимо разработать концепцию эффективного и гуманного управления миграцией и использования ее для целей государства и общества. И для этого, в том числе, можно воспользоваться опытом Европы, выбрать только лучшее и проверенное временем и приспособить его к российской действительности.

Список литературы

1. Бабич И.Л., Родионова О.В. Теория и практика мультикультурализма // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 2009. Вып. 219.

2. Миронцева А.В., Макунина И.В. Коррекция миграционной политики России на основе европейского опыта // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 9. С. 1623-1640.

3. Савина П.Г., Антонио Н.Г.А. Мультикультурализм и миграционная политика // Диалог цивилизаций: Восток - Запад : материалы XV научной конференции. М., 2015. С. 386-389.

Статья поступила в редакцию 15.07.2019 г.; принята к публикации 20.08.2019 г.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Об авторе

Сызранов Андрей Вячеславович

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой философии, социологии

и лингвистики, Астраханский государственный архитектурно--строительный

университет (АГАСУ), г. Астрахань, A_Sizranov@mail.ru

Experience of European migration policy and ways of its application in Russia

A. V. Syzranov

The article discusses the features of European migration policy and the ways of its application in Russia. It is important to study the experience of European countries to improve the migration situation in Russia, the opportunity to use

the established mechanisms of migration management. The migration policy of Western countries is characterized by a focus on the use of an integrated approach, on the close coordination of its various directions. A similar approach is also possible in Russia.

Keywords: adaptation, Europe, integration, migration, migrants, multicultural-ism, experience, politics, Russia.

Citation for an article: Syzranov A.V. Experience of European migration policy and ways of its application in Russia. West - East. 2019, no. 12, pp. 88-93. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-88-93 (In Russ.).

References

1. Babich I.L., Rodionova O.V. Teoriya i praktika mul'tikul'turalizma [Theory and practice of multiculturalism]. Issledovaniya po prikladnoi I neolozhnoi etnologii = Studies in applied and urgent ethnology, M., 2009, vol. 219. (In Russ.).

2. Mirontseva A.V., Makunina I.V. Korrektsiya migratsionnoi politiki Rossii na osnove evro-peiskogo soyuza [Correction of Russia's migration policy on the basis of European experience]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2017, vol. 13, issue 9, pp. 1623-1640. (In Russ.).

3. Savina P. G., Antonio N.G.A. Mul'tikul'turalizm i migratsionnaya politika [Multiculturalism and migration policy]. Materialy XV nauchnoi konferentsii "Dialog tsivilizatsii: Vostok - Zapad" = Proceedings of the XV scientific conference "Dialogue of civilizations: East - West", Moscow, 2015, pp. 386-389. (In Russ.).

Submitted 15.07.2019; revised 20.08.2019.

The author has read and approved the final manuscript.

About the author Andrey V. Syzranov

Ph. D. (Historical Sciences), Head of the Department of Philosophy, Sociology and Linguistics, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering (ASUACE), Astrakhan, A_Sizranov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.