подавляющее число преподавателей, особенно технических вузов, не имеют соответствующую психолого-педагогическую подготовку. Это их же выпускники, не изучающие в достаточной мере психолого-педагогические дисциплины. Нет достойных знаний психологии и педагогики и у специалистов с производства, приглашаемых в вуз на педагогическую работу.
Очевидно, что успешное решение задач, направленных на урегулирование и преодоление конфликтов в рамках высшей школы, в значительной мере, зависит от разработки и внедрения специальной программы, ориентированной на конфликтологическую подготовку преподавателей. Главную роль могут сыграть организация и систематическое проведение специальных психологических курсов и семинаров, целью которых является повышение профессиональной и конфликтологической компетентности преподавателей.
литература
1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 752 с.
2. Кручинин, В. А. Межличностные конфликты преподавателей высшей школы / В. А. Кручинин, Е. М. Федотова // Гуманизация образования. - 2015. -№ 6. - С. 26-30.
3. Практическая психология для преподавателей. - Москва : Филинъ, 1997. - 388 с.
4. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - Москва : Наука, 1984. - 163 с.
5. Федотова, Е. М. Особенности эмоционального интеллекта преподавателя высшей школы / Е. М. Федотова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2015. - № 4. - С. 189-193.
Тягунова Е.А.
опыт эмпирического исследования лидерской мотивации студентов вуза
Для выявления содержательного наполнения лидерской мотивации у студентов вуза нами была применена процедура корреляционного анализа, проведенная между двумя группами данных, соответствующих показателям социометрического статуса в группе и развитию мотивов личности студентов, образовавших выборку испытуемых. Полученные результаты статистической обработки позволили установить, что в состав лидерской мотивации входят 102
мотивы, характеризующие широкую группу побудителей поведенческой активности личности в группе.
На основе полученных результатов математической обработки в состав лидерской мотивации студентов вуза на статистически достоверном уровне были включены: потребность в признании, стремление к успеху, потребность во влиянии и власти, мотив стремления к признанию и мотив социального статуса. Наибольшая связь с уровнем статусного положения в группе обнаружила потребность в завоевании признания со стороны других людей (р<0,001). Данный компонент лидерской мотивации проявляется в нацеленности субъекта на то, чтобы окружающие ценили его заслуги, достижения и успехи. Мотивом лидерства субъектов с такой потребностью является завоевание признания своей личности, своих достоинств и заслуг со стороны членов группы. Для этого используются различные средства, начиная с простых вербальных стимуляторов типа устной благодарности и вплоть до материального поощрения.
Авторы методики указывают на то, что потребность в признании может сделать своего субъекта зависимым от одобрения окружающих. Высокие показатели рассматриваемой потребности служат индикатором значительной неуверенности в себе [1]. В ответственных ситуациях такой субъект может испытывать затруднения в принятии самостоятельных решений. При обнаружении потребности в признании следует проводить интенсивную индивидуальную работу, которая должна быть направлена на увеличение независимости и самостоятельности.
Значимым компонентом лидерской мотивации студентов, согласно полученным результатам, оказался мотив достижения успеха (р<0,01). Данный мотив является наиболее изученным в психологической науке. Характеризующие его данные позволяют подтвердить установленную нами достоверную вероятность вхождения мотива достижения в лидерскую мотивацию. В логику лидерского поведения укладывается характеристика, данная рассматриваемой диспозиции Г. Мюрреем [13]. В соответствии с предложенной им трактовкой, данное мотивационное свойство проявляется как стремление достигать в работе высокого результата. Характеризуя субъектов, обладающих сильно развитой потребностью в достижении успеха, Д. Мак - Клелланд выделял свойственную им опору на собственные силы и стремление к самосовершенствованию. Он одним из первых показал, что человеку свойственно не просто хотеть чего-то, но и определять для себя уровень овладения, выработку для себя планки достижений. От степени развития потребности в успехе в решающей мере зависит то, чего в конечном итоге достигает в своей жизни человек [12]. Лидерское поведение характеризуется высокой мотивацией достижения и постановкой таких задач, выполнение которых воспринимается символом или признаком значительного успеха.
Мотивы достижения успеха в структуре лидерской мотивации органично связаны с потребностью личности в признании. Отмечается, что при развитом мотиве достижения у людей с высокой вероятностью проявляется стремление
быть всегда на высоте и получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них важнее денег. Так, Дж.С. Адамс указывает на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с их основной работой [10]. Потребность в достижении имеет отношение к мастерству, манипулированию, организации физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо А.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал установили, что потребность в достижении тесно связана с потребностью во власти. Они отмечали, что потребность во власти может быть усилена другими потребностями или, напротив, вступить в конфликт с потребностью в любви, аффилиации, достижении. Характеризуя потребность во власти, эти исследователи показали, что она может быть не только и не столько компенсаторной, сколько инструментальной. Это означает, что потребность во власти может быть использована для удовлетворения других личностных потребностей, таких как потребность в достижении, в уважении, в одобрении и в безопасности [5].
Данный вывод согласуется с установленной нами статистически достоверной связью группового статуса субъекта с его потребностью во влиятельности и власти (p<0,01). Один из первых исследователей мотива власти - Х. Хекхаузен характеризовал его через приобретение и сохранение источников власти ради связанного с ним престижа и ощущения власти или ради влияния на поведение и переживание других людей, которые без этого влияния могли не поступить желательным для субъекта образом [9].
Д. МакКлелланд к личностным характеристикам людей с развитой потребностью во власти отнес их доминантность. Он отмечал, что они, как правило, активны, энергичны, не боятся конфронтации, стремятся к отстаиванию своих позиций [12].
Согласно полученным нами результатам корреляционного анализа, в состав лидерской мотивации студентов вуза с высоким уровнем вероятности (p<0,01) может быть включен также мотив аффилиации. Аффилиация в дословном переводе (англ. to affiliate - присоединять, присоединиться) интерпретируется в качестве стремления не просто быть в обществе, общаться с другими, но и быть принятым и понятым. Она включает в себя радость оказания помощи другим людям, предпочтение общества одиночеству, интерес к друзьям и сострадание к их неприятностям, сопереживание успеху других, преобладание в отношениях с людьми обязанностей над правами. В самом общем виде необходимость в аффилиации увязывается со стремлением человека получить поддержку в сложных жизненных ситуациях, снизить тревожность, преодолеть страх и т.д. Блокирование данной потребности сопровождается возникновением чувства одиночества, отчуждения, фрустрации. Обладание данным мотивом проявляется в виде чувства привязанности, верности, устойчивых предпочтений во взаимодействии. На внешнем уровне мотив аффилиации проявляется в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно
находиться вместе с ними. Для лидера значимым является то, что отношения между людьми, выстроенные на основе аффилиации, характеризуются доверительностью, открытостью взаимоотношений, основанных на симпатиях и взаимопомощи. Укреплению лидерских позиций может способствовать то, что доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью [2, 8].
В состав лидерской мотивации студентов нами включен мотив социального статуса. Это кажется нам вполне обоснованным, т.к. характеризует собой естественное желание человека занять более высокое место в иерархии взаимоотношений в своей группе. это позволяет человеку чувствовать себя ценной и значимой личностью. Данный мотив на личностном уровне может поддерживаться убежденностью человека в возможности повышения своего статуса на основе перехода из одной группы в другую или через изменение в ней межгрупповых отношений в результате приложения некоторых усилий или перераспределения ресурсов.
Наиболее равномерное распределение на подвыборках студентов с разными проявлениями лидерства обнаружили мотивы принятия и стремления к успеху. Данный результат является свидетельством того, что в период обучения в вузе для студентов сохраняется значимость акта принятия со стороны сверстников. Партнерские отношения, выстраиваемые в рамках межличностного взаимодействия, способствуют более эффективному профессионально-личностному становлению обучающихся.
Мотив достижения успеха является определяющим фактором в мотивации учебной деятельности и в мотивации профессионального становления личности студентов. Как отмечается, он выполняет связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой, способствуя более успешному профессиональному становлению личности студента. Для становления лидерства важность данного мотива обусловлена его ролью в становлении внутреннего единства, целостности всех сторон личности студента. Определяя целенаправленный характер деятельности, давая импульсы для дальнейшего личностного и профессионального роста, мотив достижения успеха является тем организующим фактором, который способствует самоактуализации личности студента [6, 4]. Наиболее полно лидерская мотивация представлена у студентов, обладающих лидерским статусом. Отсутствие лидерского статуса сопровождается падением интенсивности развития мотивов, образующих лидерскую мотивацию.
Наименее чувствительными к падению лидерского статуса компонентами лидерской мотивации студентов являются мотивы принятия и стремления к успеху. Нами установлено, что большая часть всей выборки студентов характеризуется высоким уровнем стремления к тому, чтобы быть принятыми окружающими и достичь успеха в учебной, профессиональной и личностной сферах своей жизнедеятельности. Очевидно, что эти компоненты лидерской
мотивации выполняют основную роль в построении деятельностной активности студентов, в реализации ими задач своего профессионально-личностного развития. Они сохраняются в структуре их личности как активный побудитель лидерского поведения.
Наибольшую связь с лидерским статусом студентов вуза обнаружили мотивы власти, социального статуса и признания. Можно предположить, что стремление к власти, к повышению своего статуса в группе и получению наиболее полного признания своим успехам образуют ту мотивационную основу, которая позволяет человеку стать лидером.
Согласно полученным нами результатам, в студенческом возрасте просматривается статистически значимая тенденция (р<0,05) к включению в структуру мотивов следующей совокупности: мотив манипуляции, мотив личного престижа, мотив социальной полезности, мотив общения, ориентация на деньги, потребность в социальных контактах, направленность на альтруизм и внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности. Из этого следует, что «мотивационный портрет» студенческого лидера складывается не только из рассмотренных ранее мотивов. Дополнительную окраску ему могут придать и другие мотивы, которые способны проявиться в определенных условиях.
Мотив манипуляции представляет собой желание субъекта использовать других людей для достижения каких-либо преимуществ для себя самого. Склонные к манипулированию личности скрывают свои намерения и с помощью ложных отвлекающих маневров добиваются того, чтобы другой человек, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели [7].
Включение мотива манипуляции в состав лидерской мотивации на уровне выявленной нами статистической тенденции (р<0,05), подтверждается неоднозначностью понимания возможностей субъекта, использующего манипуляцию в построении взаимодействия с другими людьми. Ученые гуманистической ориентации приписывают личности манипулятора
неуверенность в себе и других, что, собственно, и вынуждает его прибегать к хитростям в общении. Из этого следует, что мотив манипуляции не следует однозначно причислять к качествам сильной личности, с которой обычно отождествляется подлинный лидер. Включение на уровне статистической тенденции (р<0,05) в состав лидерской мотивации мотива личного престижа может означать ориентацию поведения лидера на занятие наиболее достойного места в группе. Как показали беседы со студентами, позиция лидера может рассматриваться как привлекательная в силу открывающихся возможностей. Она позволяет в полной мере самореализоваться, проявить свои творческие способности, использовать социальные и стратификационные ресурсы позиции (уважение, оплата, уровень доходов и т.д.), обеспечить для себя свободу выбора в построении карьеры и др. Вероятностный характер включения этого мотива в структуру лидерской мотивации объясняется нами высокой субъективностью, вкладываемой студентом в престижность. Данный мотив при определенном
стечении обстоятельств способен определить линию поведения студента, направить его на действия, позволяющие воплотить на практике то, что он рассматривает в качестве наиболее привлекательного для себя и для значимых для него лиц.
Статистическая тенденция (р<0,05) к вхождению в состав лидерской мотивации мотива социальной полезности свидетельствует о связи между статусом студента в группе и ориентацией на реализацию своими действиями некоторых социальных благ. Наличие у лидера данного мотива способно проявиться в его нацеленности на решение некоторых социальных проблем. Среди студентов-лидеров данный мотив проявляется в активном участии в жизни факультета и всего вуза с целью повышения качества профессиональной подготовки, условий обучения студентов вуза. Такие студенты-лидеры инициативны, быстро реагируют на возникающие проблемы не только в самом вузе, но и в районе, населенном пункте, в котором они проживают или учатся. Окружающих привлекает в таких лидерах их открытость для оказания помощи. На личностном уровне наличие данного мотива в структуре лидерской мотивации способно сопровождаться проявлениями эмпатийности и контактности. Наличие в структуре лидерской мотивации мотива общения может в равной степени отражать наличие у лидера как целей сугубо индивидуального характера (потребительное общение), так и целей развития и интеграции личности.
Студент, у которого выражен данный мотив, стремится к более высокой статусной позиции, руководствуясь желанием расширить сферу своих социальных контактов, обогатить тематику межличностного взаимодействия. Как представляется, обладание студентом развитым мотивом общения способно сыграть позитивную роль в его становлении в качестве лидера, т.к., по данным психологов, подобная направленность выступает в качестве системообразующего фактора его профессиональных и личностных характеристик, связанных с эмпатией, с особенностями «Я - концепции», со стремлением к самоактуализации и с системой ценностей.
Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. установили, что развитие мотивов общения в сочетании с обретением студентами техниками и приемами построения эффективного межличностного взаимодействия приводит к росту личностной значимости и эффективности реализуемой ими учебно-профессиональной деятельности [3]. Кроме того, развитие данного мотива способствует налаживанию взаимодействия, взаимопонимания студента с окружающими, что способно содействовать росту его социального статуса в группе и обретению устойчивой лидерской позиции.
С мотивом общения, как компонентом лидерской мотивации, на смысловом уровне тесно связана обнаруженная в таком же качестве потребность в социальных контактах. Данная потребность в контексте лидерского поведения способна проявиться как нацеленность на целенаправленное обогащение социальных связей, способных усилить собственные позиции на пути достижения лидерства в некоторой группе или группах. Включение данного
мотива в состав лидерской мотивации может поддерживаться свойственной лидерству тенденцией к расширению круга своего общения. Обнаруженная на выборке студентов статистическая тенденция (р<0,05) к включению в состав лидерской мотивации ориентации на деньги является проявлением его узко личностной потребительской направленности. Беседа со студентами показала, что содержательной основой данного мотива у лидера выступает желание решить свои финансовые проблемы за счет занятия более выгодных статусных позиций.
Направленность на альтруизм, обнаружившая статистическую тенденцию (р<0,05) к вхождению в состав лидерской мотивации, рассматривается нами в качестве полярной ориентации лидера на деньги и на внешнюю мотивацию профессиональной деятельности. Как нам представляется, включение мотива альтруизма в состав лидерской мотивации на уровне статистической тенденции является не случайным, а имеет под собой вполне реальную основу, заключенной в сущности самого альтруизма. Как нам представляется, эмпатийность, имманентно приписываемая альтруисту, способна серьезно ограничить сферу его лидерства. Отсутствие у альтруиста нацеленности на получение вознаграждения за свои действия в значительном спектре ситуаций входит в противоречие с основными для лидера мотивами власти, социального признания и достижения успеха.
Характеризуя лидерскую мотивацию студентов вуза, мы должны учитывать, что включение в ее состав всех рассмотренных мотивов (манипуляции, личного престижа, социальной полезности, общения, ориентации на деньги, потребности в социальных контактах, альтруизма и внешней мотивации профессиональной деятельности) носит вероятностно-ситуативный характер. Их роль в структуре лидерской мотивации может обусловливаться подчиненностью более «сильным» мотивам, на достоверной основе оказывающих влияние на лидерское поведение студентов вуза.
Итак, на эмпирической основе нами было подтверждено предположение, согласно которому в структуре лидерской мотивации студентов выделяются две структурные ветви, характеризующие узко личностную и просоциальную мотивации. Наибольший прирост просоциальной мотивации проявляется при переходе от первого ко второму и от четвертого к пятому курсам обучения в вузе, наименьший - от второго к третьему и от третьего к четвертому. Очевидно, что поступление в вуз, сопровождающееся расширением сфер проявления лидерского поведения, способно стимулировать прирост просоциальной мотивации лидерства. Такой же прирост может быть вызван и непосредственно открывающимися перед студентами возможностями профессиональной самореализации.
Осмысление открывающихся перед ними перспектив в сочетании с накопленным в вузе опытом лидерского поведения способны выступить «мощным» стимулом для расширения у студентов просоциальной мотивации лидерства. Падение прироста просоциальной мотивации можно объяснить кризисом, который проявляется в середине обучения в вузе.
Данные изменения могут рассматриваться как благоприятные, т.к., будучи ориентированными на окружающих, на позитивное преобразование внешней среды, они в большей мере являются ожидаемыми. Логика ее развития связана с расширением представленности в структуре лидерской мотивации просоциальных мотивов и уменьшение узко личностных мотивов. Итак, проведенный нами констатирующий этап эксперимента на основе полученных эмпирических данных позволил сделать вывод, что лидерская мотивация студентов вуза представляет собой сложное психологическое образование, включающее в свой состав комплекс личностных мотивов, отражающих разные аспекты ценности для них лидерства и лидерского поведения. Нами выявлено, что лидерский статус в студенческом возрасте наиболее тесно сочетается с мотивами, представленными потребностью в признании, стремлением к успеху, потребностью во влиятельности и власти, стремлением к принятию и повышения социального статуса. Вне зависимости от уровня лидерской позиции в группе в структуре личности студентов вуза устойчиво проявляются мотивы принятия и стремления к успеху, являющиеся побудителями их активного или пассивного лидерского поведения. Структура личности студентов-лидеров характеризуется высоким уровнем развития мотивов, образованных стремлением к власти, к повышению своего статуса в группе и к получению наиболее полного признания своих успехов, высокий уровень которых может рассматриваться в качестве индикатора лидерства студентов вуза. «Ядро» лидерской мотивации студентов вуза образовано узко личностными мотивами (потребность в признании, стремление к успеху, потребность во власти, мотив стремления к принятию, мотив социального статуса). Лидерская мотивация студентов вуза подвержена следующей динамике: от первого до последнего курса обучения происходит снижение узко личностной мотивации и увеличение просоциальной мотивации. Рост просоциальной и уменьшение узко личностной мотивации в наибольшей мере проявляется у студентов - лидеров.
литература
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. -М.1993. 175с.
2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов // Вопросы психологии. 1991. №4. С.74-82.
3. Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие / Т.В. Бендас. СПб.
2009.
4. Берн э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. Екатеринбург: Литур. 2000. 320с.
5. Гозман Л.Я. Психология власти / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал // Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост. А.Г. Чернявская. Минск: Харвест.
1998.
6. Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов / Р.Г. Зверева, С.В. Хребина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2009. Вып.2. С.446-451.
7. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. №6. С.45-54.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: Владос. 2003.
9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. / Х. Хекхаузен М.: Педагогика, 1986. Т.1. 406с. Т.2. 391с.
10. Adams J.S. Towards an understanding of intequity / J.S. Adams // Abnormal and Social Psychology. N.Y. 1963. 321 р.
11. Fromm E. The heart of man / E. Fromm. N.Y: Harper & Row. 1971. 212 p.
12. Mc Clelland D.C. Assessing Human Motivation / D. Mc Clelland. N.Y.
1971.
13. Murrey H.A. Exploration in Personality / H.A. Murrey. N.Y. 1938.
Юрова К.И., Юров И.А.
фрустрация как фактор неадекватного поведения
Адаптивное поведение - это нормативное поведение, соответствующее нормам, правилам и требованиям определенного социума, совпадающее с общественными морально-психологическими и этическими нормами поведения, связанное с саморегуляцией и самооценкой и необходимостью носителя такого поведения приспосабливаться к объективным условиям жизни.
Неадаптивное поведение - это поведение противоположного типа. В молодежно-студенческой среде проявляется в виде вызывающего поведения, вычурной одежде и прическе, манере общения (сленг в общении не только со сверстниками, но и преподавателями), негативизма, чрезмерной критики, отказа от выполнения вузовских обязанностей (пропуски занятий, грубость, невыполнения заданий, отсутствие добросовестного отношения к делу), подверженность стрессу. Такое поведение может привести к дезадаптивному и невротическому статусу.
Изучение в проявлении поведения осуществляется с помощью фрустрационного теста С.Розенцвейга [8].
В современной зарубежной психологии существуют различные