Научная статья на тему 'Опыт эмпирического исследования лидерской мотивации студентов вуза'

Опыт эмпирического исследования лидерской мотивации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
545
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКАЯ МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / МОТИВЫ / СТАТУС / ЛИЧНОСТЬ / ГРУППА / ПОТРЕБНОСТЬ / ПРИЗНАНИЕ / ТЕСТЫ / СТРЕМЛЕНИЕ / УСПЕХ / ВЛИЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЛАСТЬ / ПРИНЯТИЕ / АФФИЛИАЦИЯ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ЛИЧНЫЙ ПРЕСТИЖ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ОРИЕНТАЦИЯ / ДЕНЬГИ / LEADERSHIP MOTIVATION / STUDENTS / UNIVERSITY / CORRELATION ANALYSIS / MOTIVES / STATUS / PERSONALITY / GROUP / DEMAND / ACCEPTANCE TESTS / ASPIRATION / SUCCESS / INFLUENCE / POWER / ACCEPTANCE / AFFILIATION / MANIPULATION / PERSONAL PRESTIGE / SOCIAL UTILITY / COMMUNICATION / ORIENTATION / AND MONEY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тягунова Е. А.

В статье показаны результаты эмпирического исследования содержательного наполнения лидерской мотивации студентов вуза. В состав лидерской мотивации были включены мотивы, которые характеризуют широкую группу побудителей поведенческой активности личности в группе. Были выявлены значимые связи статуса личности в группе с потребностью в признании, со стремлением к успеху, с потребностью во влиятельности и власти, с мотивами стремления к принятию, с мотивами социального статуса, личного престижа и др. Автор статьи приходит к выводу, что лидерская мотивация студентов вуза представляет собой сложное психологическое образование, включающее в свой состав комплекс личностных мотивов, отражающих разные аспекты ценности для них лидерства и лидерского поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empirical research of students' leadership motivation

The article shows the results of empirical study of university students' leadership motivation contents. The structure of leadership motivation were included motives that characterize a wide group of behavioral activity boosters of the person in the group. It signifies meaningful communication ties of the individual status to the need for recognition, the desire to succeed, the need to influence and execute power, motives of striving for acceptance, social status, personal prestige, and others. The author concludes that leadership motivation of university students is a complex psychological formation, which includes in it a set of personal motivations, reflecting different aspects of the value to them of leadership and leadership behavior.

Текст научной работы на тему «Опыт эмпирического исследования лидерской мотивации студентов вуза»

подавляющее число преподавателей, особенно технических вузов, не имеют соответствующую психолого-педагогическую подготовку. Это их же выпускники, не изучающие в достаточной мере психолого-педагогические дисциплины. Нет достойных знаний психологии и педагогики и у специалистов с производства, приглашаемых в вуз на педагогическую работу.

Очевидно, что успешное решение задач, направленных на урегулирование и преодоление конфликтов в рамках высшей школы, в значительной мере, зависит от разработки и внедрения специальной программы, ориентированной на конфликтологическую подготовку преподавателей. Главную роль могут сыграть организация и систематическое проведение специальных психологических курсов и семинаров, целью которых является повышение профессиональной и конфликтологической компетентности преподавателей.

литература

1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 752 с.

2. Кручинин, В. А. Межличностные конфликты преподавателей высшей школы / В. А. Кручинин, Е. М. Федотова // Гуманизация образования. - 2015. -№ 6. - С. 26-30.

3. Практическая психология для преподавателей. - Москва : Филинъ, 1997. - 388 с.

4. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - Москва : Наука, 1984. - 163 с.

5. Федотова, Е. М. Особенности эмоционального интеллекта преподавателя высшей школы / Е. М. Федотова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2015. - № 4. - С. 189-193.

Тягунова Е.А.

опыт эмпирического исследования лидерской мотивации студентов вуза

Для выявления содержательного наполнения лидерской мотивации у студентов вуза нами была применена процедура корреляционного анализа, проведенная между двумя группами данных, соответствующих показателям социометрического статуса в группе и развитию мотивов личности студентов, образовавших выборку испытуемых. Полученные результаты статистической обработки позволили установить, что в состав лидерской мотивации входят 102

мотивы, характеризующие широкую группу побудителей поведенческой активности личности в группе.

На основе полученных результатов математической обработки в состав лидерской мотивации студентов вуза на статистически достоверном уровне были включены: потребность в признании, стремление к успеху, потребность во влиянии и власти, мотив стремления к признанию и мотив социального статуса. Наибольшая связь с уровнем статусного положения в группе обнаружила потребность в завоевании признания со стороны других людей (р<0,001). Данный компонент лидерской мотивации проявляется в нацеленности субъекта на то, чтобы окружающие ценили его заслуги, достижения и успехи. Мотивом лидерства субъектов с такой потребностью является завоевание признания своей личности, своих достоинств и заслуг со стороны членов группы. Для этого используются различные средства, начиная с простых вербальных стимуляторов типа устной благодарности и вплоть до материального поощрения.

Авторы методики указывают на то, что потребность в признании может сделать своего субъекта зависимым от одобрения окружающих. Высокие показатели рассматриваемой потребности служат индикатором значительной неуверенности в себе [1]. В ответственных ситуациях такой субъект может испытывать затруднения в принятии самостоятельных решений. При обнаружении потребности в признании следует проводить интенсивную индивидуальную работу, которая должна быть направлена на увеличение независимости и самостоятельности.

Значимым компонентом лидерской мотивации студентов, согласно полученным результатам, оказался мотив достижения успеха (р<0,01). Данный мотив является наиболее изученным в психологической науке. Характеризующие его данные позволяют подтвердить установленную нами достоверную вероятность вхождения мотива достижения в лидерскую мотивацию. В логику лидерского поведения укладывается характеристика, данная рассматриваемой диспозиции Г. Мюрреем [13]. В соответствии с предложенной им трактовкой, данное мотивационное свойство проявляется как стремление достигать в работе высокого результата. Характеризуя субъектов, обладающих сильно развитой потребностью в достижении успеха, Д. Мак - Клелланд выделял свойственную им опору на собственные силы и стремление к самосовершенствованию. Он одним из первых показал, что человеку свойственно не просто хотеть чего-то, но и определять для себя уровень овладения, выработку для себя планки достижений. От степени развития потребности в успехе в решающей мере зависит то, чего в конечном итоге достигает в своей жизни человек [12]. Лидерское поведение характеризуется высокой мотивацией достижения и постановкой таких задач, выполнение которых воспринимается символом или признаком значительного успеха.

Мотивы достижения успеха в структуре лидерской мотивации органично связаны с потребностью личности в признании. Отмечается, что при развитом мотиве достижения у людей с высокой вероятностью проявляется стремление

быть всегда на высоте и получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них важнее денег. Так, Дж.С. Адамс указывает на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с их основной работой [10]. Потребность в достижении имеет отношение к мастерству, манипулированию, организации физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо А.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал установили, что потребность в достижении тесно связана с потребностью во власти. Они отмечали, что потребность во власти может быть усилена другими потребностями или, напротив, вступить в конфликт с потребностью в любви, аффилиации, достижении. Характеризуя потребность во власти, эти исследователи показали, что она может быть не только и не столько компенсаторной, сколько инструментальной. Это означает, что потребность во власти может быть использована для удовлетворения других личностных потребностей, таких как потребность в достижении, в уважении, в одобрении и в безопасности [5].

Данный вывод согласуется с установленной нами статистически достоверной связью группового статуса субъекта с его потребностью во влиятельности и власти (p<0,01). Один из первых исследователей мотива власти - Х. Хекхаузен характеризовал его через приобретение и сохранение источников власти ради связанного с ним престижа и ощущения власти или ради влияния на поведение и переживание других людей, которые без этого влияния могли не поступить желательным для субъекта образом [9].

Д. МакКлелланд к личностным характеристикам людей с развитой потребностью во власти отнес их доминантность. Он отмечал, что они, как правило, активны, энергичны, не боятся конфронтации, стремятся к отстаиванию своих позиций [12].

Согласно полученным нами результатам корреляционного анализа, в состав лидерской мотивации студентов вуза с высоким уровнем вероятности (p<0,01) может быть включен также мотив аффилиации. Аффилиация в дословном переводе (англ. to affiliate - присоединять, присоединиться) интерпретируется в качестве стремления не просто быть в обществе, общаться с другими, но и быть принятым и понятым. Она включает в себя радость оказания помощи другим людям, предпочтение общества одиночеству, интерес к друзьям и сострадание к их неприятностям, сопереживание успеху других, преобладание в отношениях с людьми обязанностей над правами. В самом общем виде необходимость в аффилиации увязывается со стремлением человека получить поддержку в сложных жизненных ситуациях, снизить тревожность, преодолеть страх и т.д. Блокирование данной потребности сопровождается возникновением чувства одиночества, отчуждения, фрустрации. Обладание данным мотивом проявляется в виде чувства привязанности, верности, устойчивых предпочтений во взаимодействии. На внешнем уровне мотив аффилиации проявляется в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно

находиться вместе с ними. Для лидера значимым является то, что отношения между людьми, выстроенные на основе аффилиации, характеризуются доверительностью, открытостью взаимоотношений, основанных на симпатиях и взаимопомощи. Укреплению лидерских позиций может способствовать то, что доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью [2, 8].

В состав лидерской мотивации студентов нами включен мотив социального статуса. Это кажется нам вполне обоснованным, т.к. характеризует собой естественное желание человека занять более высокое место в иерархии взаимоотношений в своей группе. это позволяет человеку чувствовать себя ценной и значимой личностью. Данный мотив на личностном уровне может поддерживаться убежденностью человека в возможности повышения своего статуса на основе перехода из одной группы в другую или через изменение в ней межгрупповых отношений в результате приложения некоторых усилий или перераспределения ресурсов.

Наиболее равномерное распределение на подвыборках студентов с разными проявлениями лидерства обнаружили мотивы принятия и стремления к успеху. Данный результат является свидетельством того, что в период обучения в вузе для студентов сохраняется значимость акта принятия со стороны сверстников. Партнерские отношения, выстраиваемые в рамках межличностного взаимодействия, способствуют более эффективному профессионально-личностному становлению обучающихся.

Мотив достижения успеха является определяющим фактором в мотивации учебной деятельности и в мотивации профессионального становления личности студентов. Как отмечается, он выполняет связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой, способствуя более успешному профессиональному становлению личности студента. Для становления лидерства важность данного мотива обусловлена его ролью в становлении внутреннего единства, целостности всех сторон личности студента. Определяя целенаправленный характер деятельности, давая импульсы для дальнейшего личностного и профессионального роста, мотив достижения успеха является тем организующим фактором, который способствует самоактуализации личности студента [6, 4]. Наиболее полно лидерская мотивация представлена у студентов, обладающих лидерским статусом. Отсутствие лидерского статуса сопровождается падением интенсивности развития мотивов, образующих лидерскую мотивацию.

Наименее чувствительными к падению лидерского статуса компонентами лидерской мотивации студентов являются мотивы принятия и стремления к успеху. Нами установлено, что большая часть всей выборки студентов характеризуется высоким уровнем стремления к тому, чтобы быть принятыми окружающими и достичь успеха в учебной, профессиональной и личностной сферах своей жизнедеятельности. Очевидно, что эти компоненты лидерской

мотивации выполняют основную роль в построении деятельностной активности студентов, в реализации ими задач своего профессионально-личностного развития. Они сохраняются в структуре их личности как активный побудитель лидерского поведения.

Наибольшую связь с лидерским статусом студентов вуза обнаружили мотивы власти, социального статуса и признания. Можно предположить, что стремление к власти, к повышению своего статуса в группе и получению наиболее полного признания своим успехам образуют ту мотивационную основу, которая позволяет человеку стать лидером.

Согласно полученным нами результатам, в студенческом возрасте просматривается статистически значимая тенденция (р<0,05) к включению в структуру мотивов следующей совокупности: мотив манипуляции, мотив личного престижа, мотив социальной полезности, мотив общения, ориентация на деньги, потребность в социальных контактах, направленность на альтруизм и внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности. Из этого следует, что «мотивационный портрет» студенческого лидера складывается не только из рассмотренных ранее мотивов. Дополнительную окраску ему могут придать и другие мотивы, которые способны проявиться в определенных условиях.

Мотив манипуляции представляет собой желание субъекта использовать других людей для достижения каких-либо преимуществ для себя самого. Склонные к манипулированию личности скрывают свои намерения и с помощью ложных отвлекающих маневров добиваются того, чтобы другой человек, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели [7].

Включение мотива манипуляции в состав лидерской мотивации на уровне выявленной нами статистической тенденции (р<0,05), подтверждается неоднозначностью понимания возможностей субъекта, использующего манипуляцию в построении взаимодействия с другими людьми. Ученые гуманистической ориентации приписывают личности манипулятора

неуверенность в себе и других, что, собственно, и вынуждает его прибегать к хитростям в общении. Из этого следует, что мотив манипуляции не следует однозначно причислять к качествам сильной личности, с которой обычно отождествляется подлинный лидер. Включение на уровне статистической тенденции (р<0,05) в состав лидерской мотивации мотива личного престижа может означать ориентацию поведения лидера на занятие наиболее достойного места в группе. Как показали беседы со студентами, позиция лидера может рассматриваться как привлекательная в силу открывающихся возможностей. Она позволяет в полной мере самореализоваться, проявить свои творческие способности, использовать социальные и стратификационные ресурсы позиции (уважение, оплата, уровень доходов и т.д.), обеспечить для себя свободу выбора в построении карьеры и др. Вероятностный характер включения этого мотива в структуру лидерской мотивации объясняется нами высокой субъективностью, вкладываемой студентом в престижность. Данный мотив при определенном

стечении обстоятельств способен определить линию поведения студента, направить его на действия, позволяющие воплотить на практике то, что он рассматривает в качестве наиболее привлекательного для себя и для значимых для него лиц.

Статистическая тенденция (р<0,05) к вхождению в состав лидерской мотивации мотива социальной полезности свидетельствует о связи между статусом студента в группе и ориентацией на реализацию своими действиями некоторых социальных благ. Наличие у лидера данного мотива способно проявиться в его нацеленности на решение некоторых социальных проблем. Среди студентов-лидеров данный мотив проявляется в активном участии в жизни факультета и всего вуза с целью повышения качества профессиональной подготовки, условий обучения студентов вуза. Такие студенты-лидеры инициативны, быстро реагируют на возникающие проблемы не только в самом вузе, но и в районе, населенном пункте, в котором они проживают или учатся. Окружающих привлекает в таких лидерах их открытость для оказания помощи. На личностном уровне наличие данного мотива в структуре лидерской мотивации способно сопровождаться проявлениями эмпатийности и контактности. Наличие в структуре лидерской мотивации мотива общения может в равной степени отражать наличие у лидера как целей сугубо индивидуального характера (потребительное общение), так и целей развития и интеграции личности.

Студент, у которого выражен данный мотив, стремится к более высокой статусной позиции, руководствуясь желанием расширить сферу своих социальных контактов, обогатить тематику межличностного взаимодействия. Как представляется, обладание студентом развитым мотивом общения способно сыграть позитивную роль в его становлении в качестве лидера, т.к., по данным психологов, подобная направленность выступает в качестве системообразующего фактора его профессиональных и личностных характеристик, связанных с эмпатией, с особенностями «Я - концепции», со стремлением к самоактуализации и с системой ценностей.

Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. установили, что развитие мотивов общения в сочетании с обретением студентами техниками и приемами построения эффективного межличностного взаимодействия приводит к росту личностной значимости и эффективности реализуемой ими учебно-профессиональной деятельности [3]. Кроме того, развитие данного мотива способствует налаживанию взаимодействия, взаимопонимания студента с окружающими, что способно содействовать росту его социального статуса в группе и обретению устойчивой лидерской позиции.

С мотивом общения, как компонентом лидерской мотивации, на смысловом уровне тесно связана обнаруженная в таком же качестве потребность в социальных контактах. Данная потребность в контексте лидерского поведения способна проявиться как нацеленность на целенаправленное обогащение социальных связей, способных усилить собственные позиции на пути достижения лидерства в некоторой группе или группах. Включение данного

мотива в состав лидерской мотивации может поддерживаться свойственной лидерству тенденцией к расширению круга своего общения. Обнаруженная на выборке студентов статистическая тенденция (р<0,05) к включению в состав лидерской мотивации ориентации на деньги является проявлением его узко личностной потребительской направленности. Беседа со студентами показала, что содержательной основой данного мотива у лидера выступает желание решить свои финансовые проблемы за счет занятия более выгодных статусных позиций.

Направленность на альтруизм, обнаружившая статистическую тенденцию (р<0,05) к вхождению в состав лидерской мотивации, рассматривается нами в качестве полярной ориентации лидера на деньги и на внешнюю мотивацию профессиональной деятельности. Как нам представляется, включение мотива альтруизма в состав лидерской мотивации на уровне статистической тенденции является не случайным, а имеет под собой вполне реальную основу, заключенной в сущности самого альтруизма. Как нам представляется, эмпатийность, имманентно приписываемая альтруисту, способна серьезно ограничить сферу его лидерства. Отсутствие у альтруиста нацеленности на получение вознаграждения за свои действия в значительном спектре ситуаций входит в противоречие с основными для лидера мотивами власти, социального признания и достижения успеха.

Характеризуя лидерскую мотивацию студентов вуза, мы должны учитывать, что включение в ее состав всех рассмотренных мотивов (манипуляции, личного престижа, социальной полезности, общения, ориентации на деньги, потребности в социальных контактах, альтруизма и внешней мотивации профессиональной деятельности) носит вероятностно-ситуативный характер. Их роль в структуре лидерской мотивации может обусловливаться подчиненностью более «сильным» мотивам, на достоверной основе оказывающих влияние на лидерское поведение студентов вуза.

Итак, на эмпирической основе нами было подтверждено предположение, согласно которому в структуре лидерской мотивации студентов выделяются две структурные ветви, характеризующие узко личностную и просоциальную мотивации. Наибольший прирост просоциальной мотивации проявляется при переходе от первого ко второму и от четвертого к пятому курсам обучения в вузе, наименьший - от второго к третьему и от третьего к четвертому. Очевидно, что поступление в вуз, сопровождающееся расширением сфер проявления лидерского поведения, способно стимулировать прирост просоциальной мотивации лидерства. Такой же прирост может быть вызван и непосредственно открывающимися перед студентами возможностями профессиональной самореализации.

Осмысление открывающихся перед ними перспектив в сочетании с накопленным в вузе опытом лидерского поведения способны выступить «мощным» стимулом для расширения у студентов просоциальной мотивации лидерства. Падение прироста просоциальной мотивации можно объяснить кризисом, который проявляется в середине обучения в вузе.

Данные изменения могут рассматриваться как благоприятные, т.к., будучи ориентированными на окружающих, на позитивное преобразование внешней среды, они в большей мере являются ожидаемыми. Логика ее развития связана с расширением представленности в структуре лидерской мотивации просоциальных мотивов и уменьшение узко личностных мотивов. Итак, проведенный нами констатирующий этап эксперимента на основе полученных эмпирических данных позволил сделать вывод, что лидерская мотивация студентов вуза представляет собой сложное психологическое образование, включающее в свой состав комплекс личностных мотивов, отражающих разные аспекты ценности для них лидерства и лидерского поведения. Нами выявлено, что лидерский статус в студенческом возрасте наиболее тесно сочетается с мотивами, представленными потребностью в признании, стремлением к успеху, потребностью во влиятельности и власти, стремлением к принятию и повышения социального статуса. Вне зависимости от уровня лидерской позиции в группе в структуре личности студентов вуза устойчиво проявляются мотивы принятия и стремления к успеху, являющиеся побудителями их активного или пассивного лидерского поведения. Структура личности студентов-лидеров характеризуется высоким уровнем развития мотивов, образованных стремлением к власти, к повышению своего статуса в группе и к получению наиболее полного признания своих успехов, высокий уровень которых может рассматриваться в качестве индикатора лидерства студентов вуза. «Ядро» лидерской мотивации студентов вуза образовано узко личностными мотивами (потребность в признании, стремление к успеху, потребность во власти, мотив стремления к принятию, мотив социального статуса). Лидерская мотивация студентов вуза подвержена следующей динамике: от первого до последнего курса обучения происходит снижение узко личностной мотивации и увеличение просоциальной мотивации. Рост просоциальной и уменьшение узко личностной мотивации в наибольшей мере проявляется у студентов - лидеров.

литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. -М.1993. 175с.

2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов // Вопросы психологии. 1991. №4. С.74-82.

3. Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие / Т.В. Бендас. СПб.

2009.

4. Берн э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. Екатеринбург: Литур. 2000. 320с.

5. Гозман Л.Я. Психология власти / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал // Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост. А.Г. Чернявская. Минск: Харвест.

1998.

6. Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов / Р.Г. Зверева, С.В. Хребина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2009. Вып.2. С.446-451.

7. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. №6. С.45-54.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: Владос. 2003.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. / Х. Хекхаузен М.: Педагогика, 1986. Т.1. 406с. Т.2. 391с.

10. Adams J.S. Towards an understanding of intequity / J.S. Adams // Abnormal and Social Psychology. N.Y. 1963. 321 р.

11. Fromm E. The heart of man / E. Fromm. N.Y: Harper & Row. 1971. 212 p.

12. Mc Clelland D.C. Assessing Human Motivation / D. Mc Clelland. N.Y.

1971.

13. Murrey H.A. Exploration in Personality / H.A. Murrey. N.Y. 1938.

Юрова К.И., Юров И.А.

фрустрация как фактор неадекватного поведения

Адаптивное поведение - это нормативное поведение, соответствующее нормам, правилам и требованиям определенного социума, совпадающее с общественными морально-психологическими и этическими нормами поведения, связанное с саморегуляцией и самооценкой и необходимостью носителя такого поведения приспосабливаться к объективным условиям жизни.

Неадаптивное поведение - это поведение противоположного типа. В молодежно-студенческой среде проявляется в виде вызывающего поведения, вычурной одежде и прическе, манере общения (сленг в общении не только со сверстниками, но и преподавателями), негативизма, чрезмерной критики, отказа от выполнения вузовских обязанностей (пропуски занятий, грубость, невыполнения заданий, отсутствие добросовестного отношения к делу), подверженность стрессу. Такое поведение может привести к дезадаптивному и невротическому статусу.

Изучение в проявлении поведения осуществляется с помощью фрустрационного теста С.Розенцвейга [8].

В современной зарубежной психологии существуют различные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.