Научная статья на тему 'ОПЫТ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАКТОРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛЕВЫХ РАБОТ'

ОПЫТ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАКТОРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛЕВЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
18
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — В.Н. Козлов, Н.П. Киселева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАКТОРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛЕВЫХ РАБОТ»

Ориентируясь на результаты однократного введения ксантанового водорода и основные параметры токсичности, вычисленные в остром опыте, можно отнести это вещество к умеренно токсичным химическим вредностям; оно вряд ли может вызывать острое отравление в условиях производства.

Выводы

1. Ксантановый водород не может быть причиной острого отравления, однако опасен при длительном поступлении его в организм, так как обладает выраженной биологической активностью и способностью к кумуляции.

2. По характеру токсического действия ксантановый водород может быть отнесен к веществам политропного типа.

3. При попадании на слизистую оболочку глаз оно оказывает выраженное иррнтатнв-ное действие.

ЛИТЕРАТУРА

Сперанский С. В. Фармакол. и токсикол., 1965, № 1, с. 123.— LiraS. К., Rink К. G., Glass Н. G., Arch. int. Pharmacodyn, 1961, v. 130, p. 3361.

Поступила 3/1V 1970 г.

УДК 613.6: [631.5:631.171-07:616.831-073.97

ОПЫТ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАКТОРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

Канд. мед. наук В. Н. Козлов, Н. П. Киселева

Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены

Трактористы работают в условиях интенсивного шума (85—100 06), вибрации и других производственных факторов, оказывающих значительное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы. Нами было обследовано 12 трактористов с достаточным производственным стажем. Четверо из них работали на серийных тракторах (Т-74, ДТ-75, МТЗ-50), а 2 — на более мощном, чем серийный, экспериментальном тракторе (Т-250 Г); 3 человека были заняты вождением трактора при выполнении транспортных перевозок, а 3 в дни обследования ремонтировали сельскохозяйственные машины и в вождении тракторов не участвовали.

Опыт электроэнцефалографического обследования механизаторов в полевых условиях, судя по данным доступной нам литературы, отсутствует. Мы предварительно экспериментально исследовали возможность записи ЭЭГ обследуемых в кузове автомашины (УАЗ-бЗ). Серия установочных опытов показала, что электроэнцефалографическая запись при этом получается без искажений. Методика электроэнцефалографии, впервые примененная нами в полевых условиях, сводилась к следующему. Электроэнцефалограф (4-ЭЭГ-1) специальным кронштейном с амортизирующим устройством крепился в кузове автомашины, что делало его транспортабельным. Питание прибора осуществлялось через стабилизатор напряжения от электрической сети полевого стана. Металлический корпус автомобиля после заземления служил надежным экраном для защиты от сетевых помех. Тракторист во время исследования находился на сиденье в кабине. Кабель пациента от прибора к об-

* Б В

20ш!\ /сен 20ш6\ /сен. 20мкв\ /сек

Рис. 1. Электроэнцефалограммы механизаторов. А — ЭЭГ тракториста Т-на (23/V 1969 г.. трактор 1МТЗ-50. культивация): Б — ЭЭГ тракториста Н-ко (27/V 1969 г.. трактор МТЗ-50. перевозка груза): В — ЭЭГ тракториста Т-на (21/V 1969 г., трактор МТЗ-50. культивация); сверху вниз: теменно-загылоч-нос отведение слева, теменно-затылочное отведение справа; а — до работы, б — после

работы.

следуемому проходил через отверстие в задней стенке кабины. Последняя зашторивалась темным материалом с целью изоляции исследуемого от влияния световых раздражений. Электроэнцефалограмма записывалась с теменно-затылочных областей правого и левого полушарий. Использовались чашечные электроды, которые крепились на голове испытуемого с помощью резинового шлема. В остальном работа с электроэнцефалографом производилась согласно инструкции, прилагаемой к прибору.

Трактористов обследовали перед началом рабочей смены и в течение первых 30 мин. после ее окончания. Рабочий день их длился по 8 часов с часовым обеденным перерывом. Рабочий сдвиг ЭЭГ у трактористов проявлялся в 2 основных формах — депрессии а-ритма и усилении а-активности. Изменение ЭЭГ за рабочую смену у трактористов показано на рис. -I, на котором отчетливо видна депрессия а-ритма (А, Б) и увеличение а-актнвности (В).

У 3 из 4 человек, работавших на серийных тракторах, электрическая активность мозга увеличилась (суммарная амплитуда возросла на 80 мкв), лишь у 1 отмечено угнетение активности. Для трактористов, выполнявших транспортные работы на тех же тракторах, отмечены менее выраженные сдвиги ЭЭГ. При этом изменение электроэнцефалографическнх показателей во всех случаях было по типу реакции угнетения. Уменьшение суммарной электрической активности в среднем составляло 68 мкв. По-вндимому, такой характер энцефалографических изменений связан с особенностями транспортных работ (монотонность, однообразие трудового процесса, чередование периода вождения трактора с ожиданием загрузки агрегата и т. д.).

У работавших на экспериментальном тракторе Т-150 наиболее типичными изменениями на ЭЭГ была аггравация а-ритма с появлением четкого регулярного а-ритма и увеличением амплитуды а-волн. Суммарная амплитуда ЭЭГ увеличилась в среднем на 112 мкв (рис. 2). На обкатке того же трактора, т. е. при более легкой работе, выявлены менее значительные сдвиги ЭЭГ. Они были незначительными и незакономерными также у работающих в ремонтных мастерских, т. е. у лиц, не связанных с воздействием тракторного шума, вибрации и других производственных факторов, характерных для труда трактористов. Следует заметить, что в результате внедрения гигиенических рекомендаций на мощных опытных образцах тракторов уровень шума был на 3—5 дб ниже по всему диапазону частот, чем на серийных. Учитывая это, можно с уверенностью сказать, что отмеченные нами различия в сдвигах ЭЭГ находятся в прямой зависимости от тяжести и напряженности труда трактористов. Транспортные работы для трактористов, как известно, являются менее напряженными, чем, например, пахота. Это находит подтверждение и в данных энцефалографии.

Функциональное состояние центральной нервной системы человека в условиях воздействия только тракторного шума мы изучали в лабораторных опытах. Исследования проводили в акустической камере, куда непрерывно в течение часа подавался записанный на магнитофонную ленту шум с уровнем звукового давления 95 дб (в спектре шума преобладали средние и высокие частоты). Под наблюдением находилось 9 практически здоровых мужчин — студентов университета в возрасте 19—23 лет. Все они ранее не работали на тракторах и не подвергались воздействию производственного шума. Опыты в акустической камере с каждым обследуемым проводились на протяжении 2 дней. Электроэнцефалограмма записывалась до подачи шума, на фоне шумового воздействия, после включения шума и в восстановительный период (через 1 час отдыха). Биопотенциалы регистрировались при помощи отечественного 4-каналыюго энцефалографа с теменно-затылочных и лобно-ви-сочных областей обоих полушарий головного мозга.

В 8 исследованиях иод влиянием шума сдвиги ЭЭГ у студентов соответствовали аггравации а-активности. При этом увеличение суммарной амплитуды а-волн в среднем составляло 90 мкв. В 6 случаях, напротив, было отмечено уменьшение суммарной амплитуды в среднем на 146 мкв. Часа отдыха оказалось недостаточно для восстановления ЭЭГ. В 4 исследованиях под влиянием шума не установлено закономерных изменений ЭЭГ.

У студентов, подвергавшихся в лабораторных условиях воздействию только шума, зафиксированы более выраженные и стойкие сдвиги ЭЭГ, чем у механизаторов, работавших на тракторах. Эти различия можно объяснить лишь отсутствием у студентов адаптации к шумовому воздействию, а также доминантной установки на трудовой процесс (условия эксперимента). Все это наблюдалось у механизаторов и, по-видимому, сказалось на нейро-динамических сдвигах, регистрируемых ЭЭГ.

Поступила 2а/М1 1970 г.

тзл

Я гам«е

тзп

ТЗЛ

ТЗП

Рис. 2. ЭЭГ тракториста Т-ва (трактор Т-150. пахота).

ТЗЛ — теменно-затылочиое левое; ТЗП — теменно-затылочное правое: А — до работы, Б — после работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.