Научная статья на тему 'Опыт дискурс анализа: образ главы муниципального образования в региональных СМИ'

Опыт дискурс анализа: образ главы муниципального образования в региональных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
400
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурс анализ / политический дискурс / СМИ / фрейм / жанр политического портрета / архетип / журналистский дискурс / интервью / discourse analysis / political discourse / mass media / political portraits genre / journalistic discourse / interview

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головина Р. В.

В статье содержатся результаты дискурс анализа журналистских жанров интервью и политического портрета. Представляет интерес для тех, кто занимается проблемами современного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of a discourse analysis of journalistic interview and political portraits genres

The article contains the results of a discourse analysis of journalistic interview and political portraits genres. It might be interesting for ones who are interested in up-to-date discourse problems.

Текст научной работы на тему «Опыт дискурс анализа: образ главы муниципального образования в региональных СМИ»

УДК 070

ОПЫТ ДИСКУРС АНАЛИЗА:

ОБРАЗ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

© 2008 Р. В. Г оловина

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры культуры речи и МПРЯ e-mail: rus. gol@mail. ru

Курский государственный университет

В статье содержатся результаты дискурс анализа журналистских жанров интервью и политического портрета. Представляет интерес для тех, кто занимается проблемами современного дискурса.

Ключевые слова: дискурс анализ, политический дискурс, СМИ, фрейм, жанр политического портрета, архетип, журналистский дискурс, интервью.

В последнее время все больше появляется исследований, посвященных изучению политического и журналистского дискурса. Однако журналистский дискурс в региональной прессе изучен недостаточно.

Цель статьи - опыт дискурсивного анализа региональных СМИ на предмет создания образа политического лидера в определенных журналистских жанрах. Исследовательским материалом для этой цели послужили подшивки региональных газет - «Регион-46», «Курская правда», «Курский вестник» - за 2003 год. Этот год был предвыборным, поэтому СМИ изобиловали материалами, освещающими деятельность главы.

Анализ журналистского дискурса проводился по следующим критериям.

I. Предыстория.

1. Истоки политической карьеры.

II. Настоящее.

1. Институциональные характеристики.

2.Имиджевые характеристики.

3. Общая оценка.

III. Перспектива (будущее): прогнозы и планы будущей деятельности.

IV. Кому посвящен дискурс?

V. Жанр газетной публикации.

VI. Выходные данные материала.

На первом месте в региональной системе СМИ стоит газета, это наиболее распространенный источник местной информации. Ее информационный характер, общедоступность, простота изложения удовлетворяют запросы населения. Это подлинно массовые, популярные, наиболее близко стоящие к читателям, которые принимают активное участие в качестве авторов в этих изданиях. Такие газеты сочетают в себе и официальный источник местных новостей, и оперативный информационный канал, позволяющий хорошо ориентироваться в местных делах.

Во многих газетах редакции пытаются сочетать элементы общеполитических и информационно-коммерческих газет, качественной и массовой печати. Главную роль в региональной журналистике продолжают играть общественно-политические издания. В их тематике появились новые направления - политическая борьба, межнациональные отношения, преступность, социальные проблемы. Практикуется выпуск тематических

полос, вкладок для различных читательских групп. Так, например, в газете «Курская правда» каждый вторник выходит полоса для деловых людей.

Выбранные газеты в качестве фактического материала для исследования относятся к «массовой» прессе, рассчитанной на широкую аудиторию. Это периодические общественно-политические издания: «Курская правда», «Курский вестник» и «Регион-46». Газета «Курская правда» стоит в ряду старейших массовых газет в Курском регионе. Это официальная газета администрации Курской области. Независимой газетой считается «Курский вестник». Указанные издания характеризуются идентичными целями и задачами, в них преобладают аналитические жанры: статьи, комментарии, рецензии, обозрения, корреспонденции, интервью. Многие жанры приобретают признаки аналитизма: имеют нейтральный стиль изложения, строятся по логической схеме «дело и человек в деле», в которых комментируется какое-либо событие или факт, причем личность интервьюируемого интересует журналиста с точки зрения его компетенции.

Таким образом, региональные СМИ характеризуются ориентированностью на широкий круг читателей. В газетах наблюдается синтез жанров: жанровое единство не выдерживается, преобладают информационные статьи и аналитический обзор.

Так, авторы «Основ творческой деятельности журналиста» выделяют пять групп текстов: 1) оперативно-новостные; 2) оперативно-исследовательские; 3) исследовательско-новостные; 4) исследовательские; 5) исследовательско-образные [Основы.. .2000: 129]. И вместе с тем исследователь О.С. Савчук отмечает, что комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов. Изменения жанровой системы выражаются в изменениях жанровых признаков: «Трансформации существующих жанровых форм связаны с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем.» [Савчук 2001: 267].

Политический дискурс, являясь сложным и многомерным образованием, включающим не только институционально, но и личностно ориентированное общение, обладает определенным набором жанров, которые могут быть классифицированы по степени институциональности, дифференцированы по субъектно-объектным отношениям, социокультурно и событийно.

Основная интенция политической коммуникации - борьба за власть - определяет место отдельного жанра политического дискурса в полевой структуре жанрового пространства. Прототипными жанрами, с этой точки зрения, являются парламентские дебаты, публичная речь политика, лозунг и голосование. Периферийные жанры характеризуются переплетением функции борьбы за власть с функциями других типов дискурса [Тодоров 1983].

Политический портрет как жанр политической коммуникации может быть определен как сложный жанр публицистики, являющийся комбинацией жанров очерка, эссе, беседы, биографии и литературного портрета, где преобладающим жанром в структурном плане является очерк, реализующий интенцию создания положительного или отрицательного образа политика. Для политического портрета обязательным признаком является его идеологическая заданность. Даже выражая собственную позицию, автор политического портрета соотносит ее с позицией группового субъекта политики, с которой он себя идентифицирует. Политический портрет как жанр обычно не локализован в рамках конкретного коммуникативного события, не преследует сиюминутных задач. Агитационно-пропагандистские задачи могут выполнять политические портреты, появляющиеся во время избирательной компании, приуроченные к выборам или другим крупным политическим событиям. Именно в это время появляются портреты, ставящие своей целью диффамацию определенного политика, который и становится героем политического портрета. Диффамация - от лат. diffamare ‘порочить, разгла-

шать’- распространение, опубликование в печати порочащих кого-либо сведений [Словарь иностранных... 2002: 202].

Политический портрет включает следующие виды знаковых компонентов: вербальные, которые подразделяются на непосредственные слова политика, реплики, отрывки из текстов выступлений и комментарии журналиста (статистические данные, описание событий или ситуаций, манеры поведения героя и т.д.); визуальные (фотографии, коллажи, карикатуры, шаржи).

Одним из возможных способов анализа является исследование структур ментального представления знаний - своеобразных «упаковок» информации, хранящихся в нашем сознании. Центральной моделью представления знаний в современной когнитивной лингвистике обнаруживается фрейм. Согласно М. Минскому, «фрейм представляет собой структуру данных, в которых отражены приобретенные в результате предыдущего опыта знания о некоторой стереотипной ситуации и о тексте, который описывает эту ситуацию» [Минский 1979: 37].

В других работах категория, посредством которой люди воспринимают мир, всегда присутствует в культуре или памяти, поэтому процедура придания смысла может быть описана как «припоминание». Таким образом, культура предстает как резервуар фреймов [Donati 1993].

Являясь основой для интерпретации, данное определение стало расширяться, причем акцентировались различные моменты. В итоге различные толкования термина фрейм в современной науке сводятся к следующему:

1) фрейм - явление лингво-когнитивное, то есть содержащее информацию об обозначенном слове; 2) фрейм - это знания об объектах и событиях; 3) фрейм - знания о предметной деятельности (субъект - объект); 4) фрейм - знания о социальной интеракции [Лассан 1995: 36-37].

Формально фрейм можно представить в виде структуры узлов и отношений. Составляющие фрейма - слоты - «содержат некоторый тип информации, релевантный для описываемого объекта действительности. Слоты представляют собой пустые узлы, заполняемые переменными» [Там же]. Характерная особенность фрейма, отличающая его от значения, - «энциклопедичность», содержание в структуре самых разнообразных знаний о называемом словом референте» [Там же: 36]. Фрейм жанра представляет собой ментальное представление об определенной жанровой форме. Анализ фрейм жанра «политический портрет», рассмотренный на массиве текстов политических портретов, опубликованных в российской и американской прессе и других средствах массовой информации за 1996-2002 гг., показал, что фрейм данного жанра включает три блока: предыстория, настоящее и перспектива (будущее) (см.: [Бакумова 2002: 268]).

Фреймовый блок «прошлое» содержит информацию о знаменательных событиях и действиях, связываемых с именем какого-либо политика, составляющих событийный образ политического деятеля. Очень часто в данных слотах фрейма подчеркивается драматический компонент: случаи возвышения и неожиданного падения политического лидера (как, например, в политических портретах Б. Ельцина), происхождение из «низов» (в политических портретах Б. Клинтона, который рос в семье без отца, но с пьющим отчимом), «избранность» в детстве, «предопределенность» высокого назначения (рукопожатие президента Кеннеди и юного Б. Клинтона).

Автор политического портрета (в зависимости от цели портрета - представить положительные характеристики политика, его сильные стороны или разоблачить слабости и недостатки «чужого» политического деятеля) создает первичный, предварительный образ политика, который в ходе политической кампании трансформируются -его базовые черты сохраняются; на «каркас» характеристик, представленных «в про-

шлом», накладываются новые черты, отражающие реалии современной политической ситуации.

Фреймовый блок «настоящее» содержит слоты «институциональные», «имиджевые» характеристики политика, а также слот «общая оценка».

При представлении институциональных и имиджевых характеристик политика в политических портретах анализируются физиологические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличия харизмы. Сюда входят манеры политического деятеля, умение производить впечатление сильного, уверенного в себе, вызывать доверие, симпатию, убеждать, психологически заражать людей. Важную роль играет и степень корреляции характеристик данного политика с представлением избирателей о том, каким должен быть лидер.

Социологические исследования показывают, что привлекательность политика для российского избирателя складывается из внешней привлекательности, компетентности, лидерского склада характера, честности (порядочности), способности к сочувствию, способности к пониманию, ума, образованности, кругозора, опыта [Лисовский 1991: 81].

В данном фреймовом слоте эксплицируются ценностные ориентиры, которых придерживается герой политического портрета. Представляя политика, автор политического портрета акцентирует ценности, релевантные для адресата. В российских политических портретах наиболее частотными, а следовательно важными для электората, являются следующие ценности:

- стабильность (чтобы не было хуже жить; гарантирует уверенность в завтрашнем дне; жизнь без резких изменений) ;

- перемена к лучшему (только Х добьется лучшего для вас; он один может что-то изменить; он создаст хорошее новое вместо плохого старого);

- продолжение реформ (политик-реформатор; не допустит возвращения старого; за развитие рыночной экономики);

- развитие экономики, улучшение материальных условий жизни (обязуется развивать производство; бесплатное образование и медицина; постепенная военная реформа);

- порядок (законность; снижение преступности; использование силы; жесткая политика; сильная рука).

«Идеал политика в американском обществе несколько отличается: в США привлекателен лидер безопасный, квалифицированный и динамичный» (Rank H.) (цит. по: [Бакумова 2002: 270]). Безопасность подразумевает, что лидер добр, дружественен, приятен, что он человек честный и общительный. Квалифицированным политик считается в том случае, если он профессионален, опытен, умел, информирован, обладает определенными способностями и авторитетом. Динамизм оценивается такими характеристиками, как «агрессивный», «решительный», «сильный», «смелый», «активный», «энергичный», «быстрый».

Для американского политического портрета частотным является, например, обращение к идее преемственности поколений: герой политического портрета предстает как преемник, ученик более опытного и знающего политика, продолжателя дела национального лидера. Таким образом подчеркивается идея приверженности к национальным ценностям, необходимость их сохранения и дальнейшего прославления.

Итак, умение героя побеждать можно также моделировать, показывая, как он преодолевает запреты, собственные недостатки, оправляется после поражений. Следовательно, кандидат должен соответствовать какому-то одному доминирующему образу.

Набор постоянных культурных стереотипов, связанных в сознании избирателей с лидерскими позициями, составляет основу ролевой структуры имиджа политика. «Еще Г. Лебон и Ж. Тард, оценивая поведение человека в толпе, отмечали, что ролевая функция лидера является как бы слепком с потребностей толпы. Масса выделяет из своей среды не столько самого умного, знающего, предприимчивого человека, сколько такого, который будет способен управлять ею, - во главе толпы обычно встает человек, способный воздействовать на эмоции людей, создающий мифы и утверждающий их через механизмы подражания и эмоционального заражения, толкающий толпу к действию [Лисовский 1991: 74].

В политике есть набор определенных ролей, которые лидер играет, исходя из требований конкретной ситуации, и есть основной, базовый имидж, который навсегда «прилипает» к политику. Данный базовый образ соотносится с понятием архетипа, под которым в «аналитической психологии» Юнга понимались «изначальные, врожденные, психические структуры, образы, мотивы, составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики мифов и сказок. Выбор избирателя существенно зависит от его подсознания, а в этой области основное знаковое поле принадлежит символам, мифам, архетипам, «своего рода формальным схемам. которые в символической форме отражают бессознательно оформленный культурный опыт человеческого рода» [Юнг 1991: 68].

В ролевых архетипах закодированы определенные формы поведения и набор характеристик. Например, «мученик, святой, ангел, спаситель должны быть носителями откровения, истины. С этими ролями ассоциируется святость, чистота, непогрешимость. Герой мифов, легенд должен соответствовать глубинной народной психологии, традициям. Волшебник, чародей, маг наделен способностью справляться с неразрешимыми проблемами. Роль вождя подразумевает наличие мудрости и силы, способность быть защитником и покровителем. С героем ассоциируются такие качества, как мужественность, честность, покровительственная готовность к самопожертвованию. Архетип отца несет в себе ожидание силы, властности, строгости, бескомпромиссности, агрессии; архетип матери - ожидание справедливости, доброты, сострадания, заботы, чистоты, порядка» [Лисовский 1991: 75].

Анализ текстов политических портретов показал, что преобладающим архетипом российских политиков является «отец», в котором центральной фигурой выступает «царь-батюшка». Данный факт соотносится с постоянной потребностью российского народа в «сильной руке», «хорошем царе», который должен быть не только «законным», но и одновременно являться эталоном совести. «Царь (фараон, вождь) представляет собой «спасителя», на котором сконцентрированы усилия всех» [Почепцов 2000: 335]. Размышляя над психоаналитическими причинами данного явления, В. Олешкевич замечает, что «речь идет о технике культивирования личности определенного типа, культивирования (в частности через ряд запретов) силы и психоэнергетики сакральной фигуры царя. священной личности, которая должна выполнять функции прежде всего защиты» [Там же].

В текстах российских политических портретов данный архетип конкретизируется в следующих наборах ролей.

Отец / царь. Отец-царь как глава государства, заботящийся о своих подданных: царь-батюшка, батюшка-помещик, поп-батюшка, деревенский / внутрисемейный патриарх, барин, покровитель, добрый защитник нуждающихся, вождь. Отец как глава дома, от которого зависит благополучие в доме: домостроитель, крепкий хозяйственник, печник, градоначальник, мещанин, хозяин, господин.

Авторы исследований предполагают, что преобладание архетипа «отец» является следствием патерналистского типа лидерства, свойственного российской культуре. В

американской политической культуре делается установка на лидера «своего человека», «первого среди равных», который тем не менее должен обладать мудростью и знаниями, недоступными прочим смертным.

В американских политических портретах, по результатам тех же исследований, доминирует архетип «герой». «Фигура героя есть архетип, который существует с незапамятных времен» [Юнг 1991: 68]. Данный архетип конкретизируется в следующих ролях: «Hero» как защитник (guardian, liberator, protector), продолжатель доблестных традиций (patriot, reformer, creator, builder, leader).

Заметим, что состояние героя не является статичным, преобладает образ «героя

- хранителя традиций». Политик-герой должен вести борьбу, сохраняя уже достигнутое, снова бросать вызов и обязательно побеждать. Как правило, герой представлен в оппозиции к своему антиподу-врагу. Образ чужого», врага - характерная черта американских политических портретов. Противостояние соперников работает и на тех, и на других: только добившись разительного контраста с противоположной стороной, автор может продемонстрировать достоинства героя-портрета. Данное противостояние, борьба производят особое впечатление на зрителя, поддерживают интерес к политику, вызывая нечто похожее на спортивный азарт.

Итак, подводя итоги, заметим, что ролевая структура образа политика, раскрывающаяся в политических портретах, позволяет представлять имидж героя политического портрета двояко. С одной стороны, ролевой набор политика подчеркивает его избранность, предопределенность, исключительность, то есть расположение «над» массой и «вне» массы. Лидер, как правило, окружен ритуалами, он дистанцирован от толпы, отделен от аудитории, отличается особенностями речи (она носит императивный или побудительный характер, отличается по темпу, насыщена многозначным паузами).

С другой стороны, использование тактик позиционирования предполагает, что лидер - это часть общества вообще, он не может быть оторван от населения. Политик разделяет ценности и идеалы общества, в котором живет, ему не чуждо ничто человеческое (у него есть слабости и недостатки).

Таким образом, ролевой набор политика колеблется между двумя противоположностями: «божественной», магической, и приземленной, человеческой. По-видимому, можно говорить о бинарности ролей политического деятеля.

Анализируя фрейм жанра «политический портрет», мы рассмотрели массив текстов политических портретов, опубликованных в курской региональной прессе за 2003 год.

Рассматриваемый материал распределился таким образом: большая часть описаний образа главы муниципального образования зафиксирована в статьях - 66 %, 16,5 % составляет жанр интервью, 10 % - обзор прессы, 6 % представляет письмо в редакцию. Меньше всего материала мы извлекли из комментариев - 1,5 %.

Наиболее частотный жанр журналистского дискурса, из которого мы черпали материал для своего анализа, - статья с элементами других жанров публицистического стиля (66 % от текстов разных жанров).

Меньшую часть анализируемы текстов (44 %) представляют собой по жанру интервью, обзор, письмо, комментарий. Остановимся подробнее на текстах указанных жанров, содержащих какую-либо информацию о действующем мэре г. Курска Сергее Мальцеве.

Среди огромного разнообразия публицистических жанров интервью выделяется своей активностью и частотностью употребления. Толкование термина интервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имею-

щая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме. Интервью выполняют коммуникативную функцию в прессе, это один из важнейших методов и жанров публицистики.

Термин «интервью» (в понимании интервью как жанра) в словаре определяется как «предназначенная для печати беседа какого-либо известного деятеля с корреспондентом по вопросу, имеющему общественный интерес» (см.: [Словарь современного русского. 5: 393]).

Как отмечают исследователи, основным принципом построения интервью является диалог. Диалог - многогранный термин, используется как для обозначения коммуникативного типа речи, так и для обозначения одного из видов интервью (интервью-диалог).

Жанр интервью характеризуется следующими признаками: «наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем.» [Савчук 2001: 261].

Наличие авторского начала - один из важнейших признаков любого жанра публицистики. В интервью автор выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо.

Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью - «получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики» [Голанова 2001: 251]. Еще одной целью интервью является задача побудить читателя ознакомиться с текстом беседы [Штатная 1989: 98]. Подобная двойная целенаправленность обуславливает стилистические особенности жанра интервью.

Таким образом, можно выделить два типа интервью: интервью с одним смысловым центром и интервью с двумя смысловыми центрами. К первому типу относятся интервью-портреты, в которых предметом речи является человек. Здесь все направлено на раскрытие личности интервьюируемого. В интервью журналист и его собеседник -чаще всего известные широкой публике личности, окруженные ореолом знаменитости, их жизнь достаточно известна, поэтому целью интервью становится извлечение неожиданного факта, новой информации, а не внутренний мир героя.

Интервью, в которых у собеседника берутся сведения, но не затрагивается личность собеседника, также относятся к интервью с одним тематическим центром.

В зафиксированных нами интервью журналист и его собеседник чаще всего известные широкой публике личности, окруженные ореолом знаменитости, их жизнь достаточно известна, поэтому целью интервью становится извлечение неожиданного факта, новой информации, а не внутренний мир героя. Это, скорее всего, интервью с двумя смысловыми центрами. Например, интервью с губернатором Курской области

А.Н. Михайловым:

- Александр Николаевич, вчера жители Северо-западного микрорайона получили горячую воду. Процесс, как говорится, пошел. Какие рычаги задействовала городская власть?

- ...Я понимаю, что курянам в принципе все равно, кто виноват...Область была вынуждена взять основное бремя расходов, погасив долги перед энергетиками, на свои плечи.

И далее Михайлов дает информацию, получив которую, читатели сами оценят поступок действующего мэра:

- В дни, когда ситуация накалилась до предлела, Сергей Иванович Мальцев на неделю оставил горожан с проблемой, а сам уехал в Петербург на праздник. (Протасова С. Слухи делу не помеха // КП. - 2003. - № 94. - 11 июня.)

Другие интервьюируемые, директор «Энергосбыта» А.С. Майер, В. Трунов, заместитель председателя правительства Курской области, председатель Курской областной думы А. Анпилов, воздерживаются от какой-либо оценки ныне действующего мэра г. Курска, оперируя только фактами

- Проблема Курска, на мой взгляд, не в том, что ему недодали денег, а в том, что эти денежные средства - 1 млрд. руб. с ростом в 20 % по отношению к прошлому году - дали в двух частях. Первая - налоговые поступления, которые город сам собирает и самостоятельно расходует. Вторая - дотации и субвенции, использование которых областная власть по закону имеет право проверить через контрольносчетную палату. А мы уже столкнулись с тем, что глава города Курска не пустил депутатскую комиссию в муниципальные учреждения ЖКХ для проверки обоснованности начисления тарифов на коммунальные платежи. ...

Конечно, никто не хочет контроля над собой - это ясно. И проблемы, аналогичные курской, существуют почти во всех регионах и уровнях власти, - считает А. Анпилов (Дайбова С. Надо выравнивать дисбаланс // КП. - 2003. - № 12. - 23 янв.);

- Глава г. Курска заявляет, что денег в городском бюджете нет и платить за теплоэнергию нечем, - говорит в интервью В. Трунов (Рябинина В. Реформирование энергетики должно быть управляемым // КП. - 2003. - № 23. - 11 февр.).

В других интервью звучит оценка деятельности, личных качеств, способностей действующего мэра Сергея Мальцева, причем как отрицательная, так и положительная. Например, интервью с депутатом Областной думы Владимиром Квасковым:

- Ай да мэр, ну и спец! А некоторые еще иронизировали по поводу начала его карьеры. Да без сермяжного опыта кто бы придумал такой сравнительно честный способ «изъятия» денег? (Калинин В. Жар от счетов, озноб от батарей // КП. 2003. - № 28. - 19 февр.).

В. Квасков иронизирует по поводу Мальцева, считает, что власти Курска во главе с мэром вынуждают население, пользующееся центральным отоплением, платить больше, чем следует, и называет мэра язвительно - спец.

Владимир Серегин, водитель такси: «Мне кажется, городская администрация во главе с мэром давно уже не желает знать, что волнует горожан, и все силы тратит на самовыживание. Чем выборы дважды в год устраивать, лучше бы город привели в порядок. А то он все больше превращается в помойку. Говорят, что Мальцев наложил вето на решение депутатов. Пусть это останется на его совести, а в депутатов я верю: у них здравого смысла побольше... (Володина Н. Победит ли здравый смысл? // КП. - 2003. - № 55. - 4 апр.).

В своем интервью газете «Регион-46» Руцкой признается, что симпатизирует Мальцеву и его методам, более того, многое из того, что делает мэр, советовал ему Руцкой (Моргунов Ю. Почему Руцкой не пошел в мэры // Регион-46. - 2003. - № 33. -19 авг.).

Поддерживает мэра в своем интервью газете «Регион-46» Б.Н. Сураев, бывший первый председатель правительства области при губернаторе Руцком. Он считает, что мэр должен быть хозяином города, чтобы самостоятельно решать, когда ему топить. Для того чтобы мэр стал настоящим управленцем-хозяйственником, он два-три года должен этому учиться. Господин Сураев сравнивает деятельность мэра с профессией врача: «Врач-хирург мог ошибиться и зарезать одного человека. Мэр может «зарезать» целый город!».

-.Мэр должен довести тепло до каждой квартиры и собрать за него деньги... Ты должен заплатить 100 % текущих платежей. И это притом, что в стране ... 40 % живет ниже прожиточного минимума! Так какими же методами должен работать глава города, если у него 40 % населения попросту нищие?!

- Получается, что мэр сегодня - это попросту своего рода «расстрельная должность?!... Заложник?

Бывший первый председатель правительства области считает, что это действительно так, потому что бюджет мэру сегодня формирует губернатор! «А наш губернатор, - считает Б.Н. Сураев, - как известно, главу города не любит. Да и однозначно встал на сторону «Курскэнерго». ... Не сложились отношения с мэром с самого начала. И поэтому вполне логично, что первое, что сделал «для мэра» губернатор, - урезал ему бюджет. И получается - с практически нищего населения мэр полностью собрать деньги не может и доплатить из бюджета ему нечем!» (Моргунов Ю. Абракадабра и кавардак: (размышления о горячей воде, выборах и мерзавцах) // Регион-46. - 2003. -№ 34. - 26 авг.).

После некоторого времени беседы журналист делает вывод:

- Борис Николаевич! Получается, что вы и сегодняшнего мэра, и будущего защищаете и выгораживаете.

- Нет. Я никого не защищаю. Я хочу донести простую мысль - какого бы золотого мэра мы не поставили во главе города, система от этого не изменится (Моргунов Ю. Абракадабра и кавардак: (размышления о горячей воде, выборах и мерзавцах) // Там же).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Каждый должен заниматься своим делом! - говорит господин Сураев. - Сегодня депутаты Городского собрания бегают и сочиняют письмо президенту: «Помогите! Горячей воды помыться... не дают!» Лучше бы задались вопросом: почему «котлы», которые принадлежат всем курянам, теперь принадлежат Чубайсу.?! ... Депутаты вправе.поднять вопрос, обозначить проблему». Мэр руководит процессом, а вот тарифы должно устанавливать как раз Городское собрание, среди членов которого, по мнению бывшего первого председателя правительства области, приличные и достойные люди (Моргунов Ю. Абракадабра и кавардак: (размышления о горячей воде, выборах и мерзавцах) // Там же).

Осторожно положительно характеризует и Сергея Мальцева и его окружение федеральный инспектор В. Суржиков в своем интервью газете «курские вести»: «Сегодня, думаю, нет тех страстей и тех незаконных форм борьбы. К счастью, против Сергея Мальцева бороться не надо. Вокруг него нет такого полубандитского окружения, которое было вокруг Руцкого» (Борцова О. Виктор Суржиков: «Наши люди себя обмануть не позволят» // Курский вестник (далее - КВ). - 2003. - № 29. - 16 апр.).

Реже, чем интервью, повествует о мэре журналистский дискурс, представляющий собой по жанру обзор. Все статьи, содержащие сведения о Сергее Мальцеве, представляющие собой обзоры прессы, были опубликованы в газете «Регион-46», в рубрике «Пресс-надзор» ТВ Центр Курск. В рамках этой рубрики проводится обзор публикаций других региональных и местных газет как массового, так и «желтоватого» характера. В связи с этим в зафиксированном материале отмечается своеобразие лексикофразеологического и морфолого-синтаксических средств языка, соответствующее жанровой специфике публицистического произведения. Некоторые обзоры представляют собой смешение жанра обзора и фельетона, памфлета. В данном жанре ощутимо присутствие авторского «я» - и сатирическое отношение к действительности и прямая оценка отрицательных фактов, а отсюда - широкое использование эмоциональноэкспрессивных языковых средств.

Например, наполнена иронией автора по отношению к мэру следующая статья. Отмечаются его психологические качества, в данном случае, агрессия. Автор статьи намекает, что мэру неплохо бы заручиться поддержкой курян (Моргунов Ю. Карты правду говорят?.// Регион-46. - 2003. - № 33. - 19 авг.).

В другом обзоре, касающемся отключения воды и электроэнергии от объектов «Курскэнерго», которое Мальцев грозился осуществить,

ситуацию комментирует В. Суржиков (гл. федеральный инспектор): «Я думаю... или курский мэр хочет сорвать подачу горячей воды и этим подставить в том числе и меня, как ответственного за ситуацию, или он всего лишь блефует, распоряжаясь отключить объекты «Курскэнерго» и направить на энергетиков муниципальные службы. А когда горячая вода в кранах появится, Мальцев примет эту заслугу своей «решительности». (Моргунов Ю. «Антитеррористическая» операция // Регион-46. - 2003. - № 33. - 19 авг.)

Содержание следующего обзора касается расстановки сил перед выборами на пост главы муниципального образования. В аллегорической форме расставлены силы -Карамышев играет против Руцкого, так же, как Федулов против Суржикова и Мальцева

... Тень Руцкого так же тревожит Карамышева, как Федулова тени Суржикова и Мальцева. А потому генерала готовы хотя бы в своих мечтах отправить если не на нары, то в госдуму... В общем, лишь бы подальше от Курска.

(Моргунов Ю. Как избавиться от Руцкого? // Регион-46. - 2003. - № 30. - 29 июля)

Автор следующего обзора говорит о том, что куряне устали от казнокрадов, строительства коттеджей, поэтому с удовольствием воспримут кандидата в мэры, который отправит Мальцева, к которому часть курян не питают светлых чувств, на нары:

«Рейтинг Суржикова сейчас довольно низок. Для его повышения гл. федер. инспектору как представителю спецслужб нужно войти в предвыборную гонку как явному борцу с коррупцией. Такого яркого факта, как отправление Мальцева на нары, лучше не придумаешь! Естественно, куряне, уставшие от казнокрадов, строительства разных коттеджей, придут в восторг, как только мэр Курска, к которому часть из жителей нашего города не питает светлых чувств, окажется на нарах. А рейтинг популярности Суржикова может повыситься».

(Моргунов Ю. Федулов пророчит Мальцеву нары // Регион-46. - 2003. - № 30. - 29 июля) Следующий жанр журналистского дискурса, в котором была зафиксирована информация о мэре, - письмо (1,5 % от текстов разных жанров). Это в основе своей устная форма передачи информации, основанная на монологической речи. Нами были проанализированы письма-обращения: обращение губернатора Курской области А. Михайлова к депутатам Городского собрания: «К сожалению, отвергая очевидное, глава города, похоже, собирается использовать все правые неправые механизмы, чтобы сорвать принятое вами решение» (Михайлов А. Уважаемые депутаты // КП. - 2003. -№ 52. - 1 апр.); письмо губернатора прокурору Курской области: «Уважаемый Александр Георгиевич! В настоящее время сложилась критическая ситуация с горячим водоснабжением потребителей г. Курска... К сожалению, желаемых результатов из-за позиции руководства г. Курска достичь не удалось» (Михайлов А. Прокурору Курской области А.Г. Бабичеву // КП. - 2003. - № 86. - 29 мая). Такие письма отличаются строгим стилем, так как этот жанр представляет собой слияние публицистического и официально-делового стиля. Другие письма представляют собой письменную форму реализации разговорной речи. Здесь так же, как и в жанре комментарий, большую роль играет авторское «я», эмоционально-экспрессивная лексика, данные тексты характеризуются наличием разговорной лексики. Например, жильцы домов №№ 91 и 93 на улице Димитрова в конце апреля обратились к депутату Курского городского собрания по своему избирательному округу О.П. Ковалевой с просьбой «заасфальтировать дороги в вышеуказанных домах, так как дороги здесь не ремонтировались вот уже 30 лет. В письме сообщается о том, что вскоре главой города было подписано распоряжение о выделении средств на ремонт дорог в указанных дворах. Слова депутатов Городского собрания и мэра города не разошлись с делом, за что и благодарят их в письме жители домов (.А в ответ обращение // Регион-46. - 2003. - № 36. - 5 авг.).

Злобно и гневно обличает мэра в бездействии в своем письме в редакцию ветеран труда Е. Пархоменко (Пархоменко Е. Политиканство вместо дела // КП. - 2003. -№ 57. - 9 апр.)

Автор письма считает, что настоящий градоначальник занимается благоустройством города. детишек отправляет на отдых - так поступают истинные хозяева, но, увы, Сергей Мальцев к таким хозяевам не относится. Е. Пархоменко в своем письме в редакцию упрекает мэра за то, что тот в разгар зимы, когда решался вопрос об отключении города от тепла за долги, уехал в Молдавию. Да и вообще, как отмечает автор, мэр большой любитель путешествовать за казенный счет: «то на Север летит, то на Юг едет. До самой Англии добрался.». Ветеран труда убежден, что большая часть горожан советовала бы Мальцеву отдохнуть от государственных забот. Е. Пархоменко в подтверждение своих слов приводит тот факт, что мэр «перестал ходить регулярно на Областную думу». Заканчивается письмо риторическим вопросом, обращенным к мэру Сергею Ивановичу Мальцеву: «Не пора ли о совести вспомнить?»

В анализируемых газетах за указанный период зафиксирован один текст, по жанру представляющий собой комментарий пресс-службы прокуратуры Курской области, посвященный личности мэра г. Курска Сергея Мальцева. В дискурсе отмечаются обычные для этого жанра приемы комментирования информации. И в данном случае автору не удалось избежать оценки деятельности С. Мальцева на посту мэра города (Пропагандистское усердие закона не заменит // Комсомольская правда (далее - КП). -2003. - № 2. - 9 янв.).

Из того же акта проверки следует, что в 2001 году. не в полном объеме профинансированы: транспорт, дорожное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, зафиксирован ряд нарушений бюджетного законодательства. О неуверенности Мальцева в своих действиях говорит и тот факт, как отмечает автор обзора, что сразу после возбуждения дела о покупке автомобиля он предпринял активные действия по возвращению денежных средств, потраченных на автомобиль. Обращение же Мальцева в Генеральную прокуратуру с жалобой на прокурора Курской области. выглядит как I этап заранее подготовленной кампании, которая направлена на формирование общественного мнения по данному вопросу с определенной целью.

Итак, если говорить о жанровом своеобразии журналистского дискурса, отражающего портрет главы муниципального образования, то чаще всего информация о мэре фиксируется в статьях (66 % от текстов, представляющих разные жанры), реже (44 %) в текстах других жанров: интервью, обзоре, письме, комментарии.

Анализируя фрейм жанра политического портрета - образ главы муниципального образования, мэра - мы рассмотрели массив текстов политических портретов, опубликованных в региональных газетах: «Курская правда», «Курский вестник», «Регион-46» за указанный период. Фрейм жанра политического портрета включает три блока: предыстория, или прошлое политика, истоки политической карьеры,: а) биографическая справка; б) самые значительные поступки и действия; в) задатки лидера; настоящее: 1) институциональные характеристики: а) принадлежность к партии / движению / течению; б) занимаемая должность; в) политическая платформа; ценности; г) степень популярности; д) отношения со «своими» и «чужими» на политической сцене; 2) имиджевые характеристики: а) харизма (внешние атрибуты, манеры поведения, речевые особенности; б) типичные роли; 3) общая оценка; перспектива (будущее), прогнозы и планы будущей политической деятельности.

Чаще всего в зафиксированном в региональных газетах Курской области журналистском дискурсе фреймуется настоящее политического деятеля (главы муниципального образования), это составляет 82 %, реже фреймуется будущее (12 %), 6 % составляют фреймы прошлого.

Рассмотрим вербальное наполнение слотов на материале журналистского дискурса региональных газет за определенный период.

Наиболее многочисленный фреймовый блок «настоящее» содержит информацию институционального характера. Эта информация чаще всего касается деятельности в связи с занимаемой должностью. Например, участие в культурных, памятных, торжественных мероприятиях, проводимых в городе, - возложение венков на мемориале «Курская дуга», в котором участвовали губернатор А.Н. Михайлов и глава города С.И. Мальцев (Панов Ф. За город наш и за страну.// КП. - 2003. - № 23. - 1 февр.); участие в церемонии торжественного открытия первой очереди водозаборного узла «Крутой лог» в Северо-западном микрорайоне города Курска (Вода пришла в микрорайон // КП.

- 2003. - № 32. - 27 февр.); присутствие на торжественном собрании, посвященном проводам на пенсию Головина:

. Мэр С. Мальцев несколько остудил пыл прощавшихся с бывшим шефом коммунальщиков - дескать, погодите, вы его еще увидите

(Ласточкина Т. Головин уступил место женщине: Из администрации Курска ушел честный чиновник // КВ. - 2003. - № 21. - 19 марта).

Это и отражение управленческой, распорядительной, организационной деятельности: заявление о том, денег в городском бюджете нет и платить за теплоэнергию нечем (Рябинина В. «Реформирование энергетики должно быть управляемым» // КП. -2003. - № 23. - 11 февр.) подписание постановления, которое предписывает произвести сокращение штатной численности отраслевых и территориальных подразделений на 20 % (Сокращения в курской мэрии // КП. - 2003. - № 22. - 7 февр.); подписание С.И. Мальцевым распоряжения о поэтапной передачи функции сбыта тепловой энергии Курскэнерго; подписание мэром Курска постановления, регламентирующего оплату за тепло (Беспалов Н. Тарифы на тепло растут // Курский вестник (далее КВ). - 2003. -№ 2. - 9 янв.).

Немало места занимает и информация институционального характера, демонстрирующая отношения со «своими» и «чужими» на политической сцене. Неоднократно упоминаются здесь в качестве противников В.П. Суржиков: автор дискурса утверждает, что для поднятия рейтинга Суржикову как представителю спецслужб нужно войти в предвыборную гонку как явному борцу с коррупцией, поэтому такого яркого факта, как отправление Мальцева на нары, лучше не придумаешь, «куряне, уставшие от казнокрадов, строительства разных коттеджей, придут в восторг, как только мэр Курска, к которому часть из жителей нашего города не питает светлых чувств, окажется на нарах. А рейтинг популярности Суржикова может повысится» (Моргунов Ю. Феду-лов пророчит Мальцеву нары // Регион-46. - 2003. - № 30. - 29 июля);

А.Н. Михайлов: Курскую область называют регионом в Центральной России, где мэр и губернатор никак не могут найти общего языка (Моргунов Ю. Трое лишних!. // Регион-46. - 2003. - № 30. - 29 июля), «не сложились отношения с мэром с самого начала, поэтому первое, что сделал «для мэра» губернатор, - урезал ему бюджет (Моргунов Ю. Абракадабра и кавардак // Регион-46. - 2003. - № 34.- 26 августа); сегодня и сам Сергей Иванович успешно разыгрывает карту «город-область», и кое-кто из курян всерьез сочувствует маленькой «золотой рыбке», попавшей во власть распоясавшейся старухи, то бишь области (Борцова О. Мэр Мальцев может не успеть: Госдума, вероятно, помешает главе Курска продлить свои полномочия // КВ. - 2003. - № 5. -22 янв.);

А.М. Чухраев и его сторонники: «Сторонники лидера курского регионального отделения «Единой России» Александра Чухраева заклеймили своих оппонентов как «мальцевско-лосевских бездельников». Те, в свою очередь, не перестают утверждать, что никакой «единороссовской», влиятельной в политическом смысле, организации в

нашей области пока нет - только на бумаге» (Моргунов Ю. Мухи и котлеты (курская «Единая Россия» без прикрас) // Регион-46. - 2003. - № 27. - 15 июля);

областная прокуратура в лице А. Бабичева и КПРФ: «На прошлой неделе областная прокуратура возбудила уголовное дело по факту халатности должностных лиц г. Курска. .сотрудники прокуратуры провели обыск в здании администрации. Глава Курска С. Мальцев вмешался в обыск и назвал происходящее исполнением политического заказа. ...увидев санкцию и получив разрешение остаться, Мальцев удалился без объяснений. Прокуратура расценивает поведение Мальцева как попытку воспрепятствовать следственным действиям». В среду в интервью Сергей Мальцев сообщил и то, кто его преследует: по словам мэра, решение о замене главы города Курска было принято обкомом КПРФ (Сушкова О. В деле о халатности Мальцев видит руку коммунистов? // КВ. - 2003. - № 18. - 7 марта);

неоднократно упоминается и имя А. Федулова (Анатольев А. Мэр начинает и ... проигрывает // КП. - 2003. - № 52. - 1 апр.);

Судя по всему, тень Руцкого так же тревожит Карамышева, как Федулова тени Суржикова и Мальцева... (Моргунов Ю. Как избавиться от Руцкого // Регион-46.

- 2003. - № 30. - 29 июля); и просто собирательно кто-то из врагов: «прошлым летом в банальной хулиганской выходке, когда шаловливый мальчишка разбил железным болтом стекло в автомобиле супруги мэра, Сергей Мальцев узрел «заказную акцию» (Назаров П. У сына мэра Мальцева угнали две машины // КВ. - 2003. - № 8. - 31 янв.).

В качестве противников выступают крупные бизнесмены, политики и их газеты: «Голос народа» вовсю «мочит» Федулова. Грешиловская газета «Друг для друга» «мочит» Мальцева. ...Депутат Областной думы В.Квасков в своей газете «Карта событий» «мочит» А. Федулова, С. Мальцева, губернатора А. Михайлова...

.хранят олимпийское спокойствие два генерала - В. Суржиков и А. Руцкой. Это будут два основных соперника Сергея Мальцева на выборах мэра... Остальные все

- от лукавого...» (Моргунов Ю. Курская битва за хлеб // Регион-46. - 2003. - № № 2728. - 15 июля).

Среди сторонников были названы В.П. Лосев (Иванов Е. Мальцева в дверь, а он

- в окно // КП. - 2003. - 15 июля); Владимир Картамышев и Сергей Васильев (Байбакова Е. Мы их теряем. // КП. - 2003. - 18 июля) - странное содружество, автор статьи заметила, что «политика приводит в одну постель странных партнеров», в этом же материале она называет это содружество «четырьмя мушкетерами» от оппозиции, которые были исключены из партии; г-н Четвериков (Байбакова Е. Мы их теряем // КП. -2003. - 18 июля); «недаром состоялся очередной раунд переговоров Мальцева и Четверикова, на котором живейшим образом обсуждалась судьба Центрального рынка. Поговаривают, что у мэра Курска не нашлось причин для отказа депутату Госдумы в его патриотическом порыве» (Моргунов Ю. И снова Четвериков... // Регион-46. - 2003. - № 30. - 29 июля); это и просто московские «варяги» (Борцова О. Мэр Мальцев может не успеть: Госдума, вероятно, помешает главе Курска продлить свои полномочия //КВ. -2003. - № 5. - 22 янв.).

Институциональные характеристики, зафиксированные в журналистском дискурсе, в жанре политического портрета, характеризуют и ценности человека, занимающего пост главы муниципального образования (Анатольев А. Городское собрание поддерживает идею губернатора, а мэр держит паузу // КП. - 2003. - № 45. - 21 марта), и отмечают политическую платформу мэра города (Моргунов Ю. Бунт и пасынков // Регион-46. - 2003. - 28. - 15 июля) и степень популярности (Ласточкина Т. Мэр Курска подает в суд на областную думу // КВ. - 2003. - № 3. - 15 янв.) др.

Фреймовый блок «Настоящее» включает имиджевые характеристики главы муниципального образования: в последнее время перед выборами поддерживался образ

«преследуемого страдальца» (Сушкова О. В деле халатности Мальцев видит руку коммунистов? // КВ. - 2003. - № 18. - 7 марта); одни - работники мэрии - называют Мальцева «пламенным борцом», другие - отмечают его плохой характер (Анатольев А. Мэр начинает и . проигрывает // КП. - 2003. - № 52. - 1 апр.). В некоторых дискурсах отмечается его способность к благодарности («Сергей Мванович поблагодарил ветеранов за то, что они подарили миру жизнь» (Еськова Т. Врага у наших границ больше не будет // Регион-46. - 2003. - № 27. - 15 июля), отношение к критике («Жителями дома главе города Сергею Мальцеву были высказаны критические замечания о недостаточно продуктивной работе Жилсервиса. Мэр поддержал конструктивную критику» (Еськова Т. Платить будут только за потребленную энергию // Регион-46. - 2003. - № 33. - 19 авг.), не отзывчивость («.глава не принимает, оставьте заявление и идите. Никому мы не нужны.» (Дайбова С. Отверженные - так называют себя тысячи курян, адрес которых - общежитие // КП. - 2003. - № 57. - 9 апр.), оптимистичность («С одной стороны, хорошо прослыть транжиром общественных средств, с другой - Сергей Иванович давно и плодотворно занимается РЯ-кампанией собственной персоны и хоть шансов у мэра маловато, в свою удачу он, похоже, здорово верит» (Ларин В. Губернатор поставил мэров к стенке: Чем они ответят ему на это? // КВ. - 2003. - № 7. - 29 янв.), недисциплинированность («По вопросу его недисциплинированности депутаты законодательное собрание даже отдельный документ принимало, но с Сергея Ивановича как с гуся вода»; «с одной стороны злостного прогульщика следует примерно наказать, но, с другой - кому охота ссориться» (Дайбова С. Кто-то теряет, а кто-то находит: Мальцев - на выход! // КП. - 2003. - № 52. - 1 апр.); незаконопослушный («не считает себя обязанным соблюдать требования закона» (Дайбова С. Кто-то теряет, а кто-то находит: Мальцев - на выход! // Там же).

Редко фиксируется в блоке «Настоящее» и информация о главе города, содержащая общую оценку деятельности, личностных и лидерских качеств.

Второй по частотности фреймовый блок, зафиксированный в жанре политического портрета, - «Перспектива (будущее)». Он представлен слотом «Прогнозы и планы будущей политической деятельности». В зафиксированном нами журналистском дискурсе в данном фреймовом слоте эксплицируются политические планы главы города на будущее: в основном это участие в выборах на пост главы муниципального образования - план действий самого мэра города (Борцова О. Виктор Суржиков: «Наши люди себя обмануть не позволят» // КВ. - 2003. - № 16 апр.); в одной из статей отмечается, что Сергей Иванович стоит перед непростым для себя выбором, ведь в случае проигрыша в июне, он мог бы попытать счастья в декабре. .кое-кто «сверху» настоятельно рекомендует ему отказаться от притязаний на должность главы города, обещая взамен поддержку в борьбе за думский мандат (Борцова О. Мальцев держит паузу // КВ. - 2003. - № 12. - 14 февр.). В другой статье говорится о том, что задача мэра -сдать пост с наименьшими потерями и максимальными гарантиями безбедного будущего. А что может их дать? Разве что мандат Государственной думы (Антоненко В. Мальцев бережно торгуется: Все боится прогадать // КВ. - 2003. - № 27. - 9 апр.).

В своем письме в редакцию ветеран труда от имени курян настоятельно советует мэру освободить кресло для настоящего хозяйственника, который по-настоящему болеет за жизнь города (Пархоменко Е. Политиканство вместо дела // КП. - 2003. - № 57. - 9 апр.).

В ситуации политической борьбы за пост мэра города Сергею Мальцеву сложнее других, потому что в ноябре, когда все политики станут замерять свой рейтинг, мэру придется замерять температуру в батареях отопления. В любом случае недогрева или того хуже - замерзания Курска зимой - виноват будет все равно Мальцев (Моргунов Ю. Курская битва за хлеб // Регион-46. - 2003. - №№ 27-28. - 15 июля).

Тем не менее глава Курска полон оптимизма и готов к участию в грядущих выборах, где рассчитывает победить (Ласточкина Т. Мэр Курска подает в суд на Областную думу // КВ. - 2003. - № 3. - 15 янв.).

Многим понятно: перспективы переизбрания на очередной срок у С. Мальцева становилось все более иллюзорным, поэтому остро был нужен запасной вариант. А лучшего варианта, чем первое место в партийном списке «Единой России» на предстоящих выборах в Госдуму, и придумать было нельзя. «Ведь это прямой билет в Охотный ряд...» (Иванов Е. Мальцева в дверь, а он - в окно // КП. - 2003. - 15 июля).

Отмечается в дискурсе и участие в будущем главы города других политиков: «Генерал ФСБ помогает мэру Мальцеву выиграть выборы, а потом Сергей Иванович поможет Свиридову пройти в губернаторы» (Моргунов Ю. «Наезд» на ФСБ // Регион-46. - 2003. - № 31. - 5 авг.), - и план действий в случае проигрыша в выборах.

Самый малочисленный фреймовый блок «Предыстория (прошлое)» представлен слотом «истоки политической карьеры. При представлении истоков политической карьеры в политических портретах анализируются биографические данные, например, сведения о том, что до того, как Сергей Мальцев занял нынешний пост, он имел больше возможности и времени для отдыха, иногда предпочитал проводить его на охоте или рыбалке (Еськова Т. Что такое УГР-отдых? // Регион-46. - 2003. - № 30. - 29 июля); значительные поступки и действия прошлого: «.я вернул Мальцева. Смотрю, справляется... При мне Мальцев, я скажу, работал нормально» (Моргунов Ю. Почему Руцкой не пошел в мэры // Регион-46. - 2003. - № 33. - 19 авг.); задатки лидера (Калинин В. Жар от счетов, озноб от батарей // КП. - 2003. - № 28. - 19 февр.).

Итак, анализ текстов политических портретов в журналистском дискурсе показал, что для политического портрета на примере главы муниципального образования г. Курска наиболее частотным является анализ деятельности политика в связи с занимаемой должностью, отношений со «своими» и «чужими» на политической сцене, принадлежности к партии, политической платформы и ценностей; физических, психофизиологических особенностей политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы. Сюда входят манеры главы города, умение производить впечатление сильного, уверенного в себе, вызывать доверие, симпатию, убеждать, психологически заражать людей.

Наименее частотной была информация о прогнозах и планах будущей политической деятельности. Редки случаи употребления в данном исследовательском материале биографической справки о главе города, анализа самых значительных поступков и действий в прошлом, задатков лидера. Возможно, это объясняется тем, что исследовательский материал взять из газет предвыборного периода, когда все темы посвящены анализу деятельности мэра города, его личных и лидерских качеств и прогнозам будущей политической деятельности.

В политическом портрете главы муниципального образования в журналистском дискурсе, зафиксированном в указанный период, отмечаются и положительные стороны деятельности и качества личности, но преобладают отрицательные оценки его деятельности, его политических способностей, акцентируется внимание на неисполнительности, хитроумии, отсутствии хозяйственных качеств. На наш взгляд, это обусловлено, несомненно, и реальным положением дел, и в то же время приближающейся предвыборной кампанией, во время которой обостряется политическая борьба претендентов за пост главы города. Расширение границ дискурсивного анализа за счет привлечения большего количества журналистских текстов жанра политического портрета, возможно, приведет к иным результатам исследования.

Библиографический список

Бакумова, Е.В. Национально-культурные особенности жанра политического портрета / Е.В. Бакумова // Межукльтурные коммуникации и проблемы национальной идентичности : сб. науч. трудов / ред. Л.И. Гришаева, Т.Г. Струкова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. - С. 267-273.

Голанова, Е.И. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности / Е.И. Голанова // Русский язык: Исторические судьбы и современность.

- М., 2001. - С. 251.

Лассан, Э. Дискурс власти и инакомыслия в СССР : Когнитивно-риторический анализ / Э. Лассан. - Вильнюс : Изд-во Вильнюс. ун-та, 1995. - 232 с.

Лисовский, С.Ф. Политическая реклама. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 256 с. Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. - М. : Энергия, 1979. - 151 с.

Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000. - С. 126-129. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук; К. : Ваклер, 2000.

- 768 с.

Савчук, С.О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты / О.С. Савчук // Русский язык: исторические судьбы и современность. - М., 2001. -С. 267.

Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2002. - 778 с.

Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. - М., 1948-1969. -Т. 5. - С. 393.

Тодоров, Ц. Понятие литературы / Ц. Тодоров // Семиотика. - М., 1983. -

С. 355-369.

Штатная, Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста / Е.И. Штатная // Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. - Днепропетровск, 1989. - С. 98.

Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М., 1991. - 189 с.

Donati, Paolo R. Political Discourse Analysis // Studing Collective Action / ed. by M. Diani and R. Eyerman. - London, Newbury Park, New Delhi: SAGE Publications, 1993 (?). -P. 136-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.