Научная статья на тему 'Опыт диагностики удовлетворенностью жизнью в связи с характеристиками профессиональной идентичности у курсантов военных вузов'

Опыт диагностики удовлетворенностью жизнью в связи с характеристиками профессиональной идентичности у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабанова Т.В.

В статье приводится опыт диагностики удовлетворенности жизнью и мотивационной сферы у курсантов российских военных вузов. Значимость диагностики данных параметров определяется их прямым влиянием на формирование профессиональной идентичности будущих российских офицеров, что имеет решающее значение в их служебно-боевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF DIAGNOSTICS WITH SATISFACTION WITH LIFE IN CONNECTION WITH THE CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL IDENTITY IN COURSANTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article describes the experience of diagnosing life satisfaction and the motivational sphere of cadets of Russian military universities. The significance of diagnosing these parameters is determined by their direct influence on the formation of the professional identity of future Russian officers, which is of decisive importance in their service and combat activities.

Текст научной работы на тему «Опыт диагностики удовлетворенностью жизнью в связи с характеристиками профессиональной идентичности у курсантов военных вузов»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ОПЫТ ДИАГНОСТИКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ В СВЯЗИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ

ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Шабанова Т.В.

Санкт-Петербургский морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина, преподаватель

EXPERIENCE OF DIAGNOSTICS WITH SATISFACTION WITH LIFE IN CONNECTION WITH THE CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL IDENTITY IN COURSANTS OF MILITARY

HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Shabanova T. V.

St. Petersburg Marine Technical College named after Admiral D.N. Senyavin, lecturer

АННОТАЦИЯ

В статье приводится опыт диагностики удовлетворенности жизнью и мотивационной сферы у курсантов российских военных вузов. Значимость диагностики данных параметров определяется их прямым влиянием на формирование профессиональной идентичности будущих российских офицеров, что имеет решающее значение в их служебно-боевой деятельности.

ABSTRACT

The article describes the experience of diagnosing life satisfaction and the motivational sphere of cadets of Russian military universities. The significance of diagnosing these parameters is determined by their direct influence on the formation of the professional identity of future Russian officers, which is of decisive importance in their service and combat activities.

Keywords: cadets, life satisfaction, professional identity, motivation, needs, diagnostics.

Ключевые слова: курсанты, удовлетворенность жизнью, профессиональная идентичность, мотивация, потребности, диагностика.

Актуальность заявленной в статье темы обуславливается следующим:

- В настоящее время в связи с обострением внутренней и внешней политической обстановки Российской Федерации необходимы офицеры-профессионалы высокого уровня. Между тем, согласно отчётным данным, в течении первых двух лет по окончании военных вузов со службы увольняется 15-20 % молодых офицеров [3 с. 228, 5 с. 4]. Данная тенденция обусловлена низкой степенью удовлетворенности жизнью, порождаемой неадекватной профессиональной идентичностью и неудовлетворенными потребностями, что приводит к проблемам в служебно-боевой деятельности и указанным увольнениям.

Так как, трудности профессиональной деятельности молодых офицеров напрямую связаны с проблемами удовлетворенностью жизнью, профессиональной идентичности и мотивационно-потреб-ностной сферы во время их обучения в вузе, представляется особенно важным изучение и анализ обозначенных категорий у курсантов военных вузов.

Целью нашего исследования стало изучение удовлетворенности жизнью и характеристик профессиональной идентичности и мотивационно-по-требностной сферы у курсантов военных вузов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

1. Удовлетворенность курсантов своим профессиональным выбором способствует повышению общей удовлетворенности жизнью.

2. Мотивация личности на успех, власть и аф-филиацию способствует ощущению удовлетворенности курсантов своим профессиональным выбором.

3. Общая удовлетворенность будущих офицеров жизнью складывается из удовлетворенности своих потребностей в разных сферах жизни.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать ситуацию профессионального выбора у курсантов;

2. Проанализировать параметры профессионального самоопределения (профессиональная идентичность и мотивация) курсантов;

3. Изучить параметры удовлетворенности жизнью у курсантов;

4. Выявить взаимосвязи параметров удовлетворенности жизнью и профессионального самоопределения курсантов.

Для решения задач исследования использовались следующие методики: авторская анкета, шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер), методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер) и адаптированный тест диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).

Математическая обработка данных производилась с помощью программы SPSS.20. Были применены следующие виды математического анализа: описательные статистики, сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента и по u-критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ.

Описание выборки.

Исследование проводилось на базе двух военных институтов в г. Санкт-Петербурге и Новосибирске. В нем приняли участие курсанты 5 курса факультета морально-психологического обеспечения, обучающиеся по специальности 030301 «Психология служебной деятельности» в количестве 103 человека. Курсанты факультета морально-психологического обеспечения (далее - психологи) составили 1 группу респондентов.

2-ю группу респондентов составили курсанты 5 курса командного факультета (далее - команд-ники), обучающиеся по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» в количестве 106 человек.

Возраст курсантов 21-23 года. Согласно периодизации психического развития личности этот возраст относится к периоду молодости (19-28 лет) [6, с. 53]. По другим периодизациям этот возраст является пограничным между поздней юностью и ранней взрослостью.

Центральным новообразованием этого возрастного этапа является профессиональное самоопределение, умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации. Ведущей деятельностью - учебно-профессиональная деятельность.

В ходе исследования были получены интересные данные, говорящие о том, что психологи и ко-мандники различны по всем исследуемым характеристикам.

1. Анализ ситуации профессионального выбора.

Анализ ситуации профессионального выбора (рисунок 1) у курсантов обеих групп мы делали, опираясь на данные авторской анкеты с 3 по 10 пункты.

Анализ ситуации профессионального выбора у курсантов показал, что курсанты обоих факультетов, в целом, удовлетворены своим профессиональным выбором, считают его серьезным, удачным и самостоятельно осуществленным. Но на ситуацию профессионального выбора курсантов-психологов в большей степени, чем на курсантов-командников оказало влияние значимое социальное окружение: родители, близкие родственники и учителя. Т.е. курсанты-психологи более подвержены воздействию значимого социального окружения, чем кур-санты-командники. Кроме того, курсанты ф-та МПО чаще, чем командного ф-та, отмечали по-

пытки сменить профессиональный выбор.

1,60 1,40 1,20 1,00 ,80 ,60 ,40 ,20 ,00

1,38

О X О X О X О X О X О X О X О X О X

с с с ^ с ^ с ^ с ^ с ^ с ^ с ^

X с X с X с X с X с X с X с X С М X с

М М

о о О О О О О о о

sc

родит родств учителя друзья занятия выставки спецлит СМИ профор в

шк

Рисунок 1. Факторы влияния на респондента при выборе профессии. 2. Проф. идентичность и мотивация.

Анализ параметров профессиональной идентичности курсантов по методике МИПИ (рисунок 2) выявил, что:

- курсанты-командники имеют, в общем, достигнутую позитивную идентичность, а курсанты ф -та морально-психологического обеспечения -псевдоидентичность;

,60 ,50 ,40 ,30 ,20 ,10 ,00

,48

,42

,16

I

,13 ,12

,17 ,16

,02

х

х

<

О

■ ■ Г

Прежд.ид

х

<

О эс

Дифф.ид

х

<

О эс

Морат.ид

Позит.ид

Рисунок 2. Профессиональная идентичность курсантов командного и ф-та морально-психологического

обеспечения по методике МИПИ.

Анализ параметров мотивации по методике диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (рисунок 3) выявил, что:

- курсанты командного ф-та более всего мотивированы на успех, а ф-та морально-психологического обеспечения - на власть. Кроме того, командники имеют более высокую мотивацию по всем трем показателям.

25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 ,00

21,78

119 14 19,80

17,93 , 17,55

ИИ

МПО КОМАНДН МПО КОМАНДН МПО КОМАНДН Успех Власть Афиллиац

Рисунок 3. Мотиваторы социально-психологической активности личности курсантов 1-й (ф-т морально-психологического обеспечения) и 2-й (командный ф-т) групп.

3. Изучение параметров удовлетворенности жизнью (по результатам ответов по шкале удовлетворенности жизнью Е. Диннера и 14 пункта авторской анкеты) у курсантов показало, что:

Значимого различия по критерию Манна-Уитни между общей удовлетворенностью жизнью у курсантов обеих групп нет (рисунок 4).

26,50 26,00 25,50 25,00 24,50 24,00 23,50 23,00 22,50

26,21

Рисунок 4. Общий результат (сумма баллов) по шкале Е. Динера

Тем не менее, надо отметить, что средний результат курсантов ф-та морально-психологического обеспечения находится в диапазоне «более-менее доволен, средний результат», тогда как средний общий результат командников находится в диапазоне «очень доволен, результат выше среднего». Следовательно, удовлетворенность жизнью у курсантов 1 -й группы, в целом, средняя, а у 2-й -высокая.

- наиболее удовлетворены потребности курсантов ф-та морально-психологического обеспечения в любви и дружбе, затем - в отношениях с семьей и близкими, и, на третьем месте, - в физическом здоровье и спортивном образе жизни. Курсанты командного ф-та: во-первых, в здоровье

и спортивном образе жизни, во-вторых, в отношениях с семьей и близкими, и, в-третьих, - в любви и дружбе;

- удовлетворенность потребностей курсантов командного факультета ф-та в области семейных отношений, профессионального развития и физического здоровья выше, чем у курсантов ф-та морально-психологического обеспечения.

4. Анализ взаимосвязи параметров удовлетворенности жизнью и профессионального самоопределения курсантов выявил сильную положительную связь общей удовлетворенностью жизнью и удовлетворенностью наиболее значимыми потребностями и профессиональным выбором у курсантов ф-та морально-психологического обеспечения (рисунок 5).

Рисунок 5. Взаимосвязь удовлетворенностью жизнью с удовлетворенностью наиболее значимыми потребностями и профессиональным выбором у курсантов ф-та морально-психологического обеспечения

Кроме того, для курсантов данной группы (МПО) характерны сильные положительные взаи-

мосвязи между тремя мотиваторами и удовлетворенностью профессиональным выбором (рисунок 6).

Удовлетворенность проф. выбором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние обучения на личностное развитие

Удачность выбора

Серьезность выбора

Успех \ / Власть \ / Аффилиация

Рисунок 6. Взаимосвязи между мотиваторами успеха и параметрами удовлетворенности профессиональным выбором у курсантов ф-та морально-психологического обеспечения

Таким образом, результаты корреляционного анализа выявили, что степень общей удовлетворенность жизнью у курсантов ф-та морально-психологического обеспечения имеет прямую зависимость от удовлетворенности профессиональным выбором и потребностями, относящимся к таким сферам жизни, как личная жизнь, взаимоотношения с социумом, отношения с семьей и близкими, профессиональное развитие. Также о курсантах этой группы

можно сказать, что, чем больше они мотивированны на успех и аффилиацию, тем выше у них удовлетворенность профессиональным выбором.

Совсем иные взаимосвязи характерны для корреляционной плеяды курсантов-командников. У них присутствует сильная положительная связь между параметрами удовлетворенностью проф. выбором и достигнутой позитивной идентичностью, т.е., чем больше их удовлетворенность проф. выбором, тем выше позитивная идентичность (рисунок

7).

Рисунок 7. Взаимосвязь параметров удовлетворенностью профессиональным выбором и позитивной

идентичностью у курсантов-командников.

А также отрицательные взаимосвязи между параметрами удовлетворенности профессиональным выбором и диффузной идентичностью и мораторием идентичности, а также между этими двумя статусами идентичности и удовлетворенностью потребностей (рисунок 8).

Рисунок 8. Взаимосвязи диффузной идентичности и моратория идентичности с параметрами удовлетворенности профвыбора и потребностей у курсантов командного ф-та.

У курсантов командного факультета общая удовлетворенность жизнью не имеет сильных связей с параметрами других показателей. Для курсантов этой группы характерна сильная положительная взаимосвязь между позитивной идентичностью и удовлетворенностью профессиональным выбором, т.е. чем больше они считают, что сделали серьезный удачный профессиональный выбор, благотворно влияющий на личностное развитие и позволяющий реализовать свои способности, тем выше у них позитивная достигнутая идентичность. Также можно констатировать, что, чем менее они довольны своим профессиональным выбором, тем больше у них выражена диффузная идентичность и мораторий идентичности. Кроме того, чем выше диффузная идентичность, тем меньше они довольны выбором профессии и удовлетворены потребностями в отношениях с семьей и близкими, и в здоровом спортивном образе жизни.

Выводы по гипотезе.

Подводя итог, нужно отметить, что результаты исследования удовлетворенности жизнью у курсантов ф-та морально-психологического обеспечения

сильно отличаются от результатов курсантов-ко-мандников. Вследствие чего выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично:

- удовлетворенность своей жизнью имеет серьезные взаимосвязи с удовлетворенностью профессиональным выбором у курсантов-психологов (у командников - нет);

- мотивация личности на успех, власть и аффи-лиацию способствует ощущению удовлетворенности своим профессиональным выбором у курсантов-психологов (у командников - нет);

- общая удовлетворенность жизнью складывается из удовлетворенности своих потребностей в разных сферах жизни у курсантов-психологов. Курсанты командного ф-та ориентированы на профессиональное становление и удовлетворенность именно своим профессиональным выбором.

Т.е. гипотеза подтвердилась в отношении курсантов факультета МПО, хотя они менее удовлетворены жизнью, чем курсанты командного факультета и не имеют сформированной позитивной идентичности (менее профессионально сформированы).

Практическое применение

Наше исследование было проведено с целью изучения удовлетворенности жизнью и характеристик профессиональной идентичности и мотиваци-онно-потребностной сферы у курсантов военных вузов, как основных факторов влияния на проблемы в профессиональной служебно-боевой деятельности молодых офицеров.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выявленные в ходе исследования результаты могут быть учтены в образовательном процессе военных вузов, начиная с этапа профотбора абитуриентов, и заканчивая разработкой психологических и воспитательных мероприятий для курсантов с первого по выпускной курсы.

Приложение А

АНКЕТА

1. ФИО_Возраст_Пол: М / Ж (нужное подчеркнуть)

2. Семья (в которой Вы росли) (нужное подчеркнуть):

а) оба родителя б) один из родителей (мать/ отец) в) другой ответ_

3. Что оказало наибольшее влияние при выборе профессии?

Сильно повлияло Не знаю Никак не повлияло

родители

близкие родственники

учителя

друзья

занятия в кружках, специальных секциях

выставки

специальная литература

средства массовой информации (радио, телевидение, газеты);

профориентационные мероприятия в школе

Другое

4. Выбор профессионального уч. заведения Вы осуществляли:

> Самостоятельно;

> По совету друзей;

> По совету наставников (учителей);

> По совету родителей.

5. Насколько серьёзно был сделан ваш профессиональный выбор? (Обведите кружком верное утверждение)

а) я выбирал профессию, тщательно взвесив свои стремления, способности и черты характера

б) я не считаю, что серьёзно отнёсся к выбору профессии

в) нечто среднее

6. Считаете ли вы удачным выбор своей профессии (нужное подчеркнуть):

а) да б) нет в) не знаю

7. Делали ли вы попытки поменять профессиональный выбор? (нужное подчеркнуть):

а) да

б) хотел, но не сделал этого

в) нет

г) собираюсь сделать это в ближайшем будущем

8. Как вы считаете, какое влияние оказывает ваше профессиональное обучение на ваше развитие (личностное и/или интеллектуальное)?

а) способствует моему развитию б) тормозит мое развитие в) затрудняюсь ответить

9. Как вы считаете, насколько ваша будущая профессиональная деятельность позволит вам реализовать свои способности и потенциал?

а) в высокой степени, я занимаюсь «своим делом»

б) моя работа не позволяет мне реализоваться (мои способности лежат в другой области)

г) нечто среднее

10. Удовлетворены ли Вы своим профессиональным выбором?

а) да б) не знаю в) нет

11. Перечислите, пожалуйста, что больше Вам нравится в Вашем профессиональном обучении

12. Какие трудности Вы испытываете в учебе?

13. Определите, пожалуйста, по шкале от 0 до 4, наиболее важные ориентиры, на которые в настоящее время направлена Ваша основная жизненная активность, где 4 - это очень важно для Вас на данном этапе жизни, а 0 - на данном жизненном этапе это совершенно не важно.

8аепсеБ of Бигоре # 39, (2019) 65

Параметры Баллы

Высокий статус, положение в обществе 0 1 2 3 4

Профессиональная карьера 0 1 2 3 4

Материальная обеспеченность (деньги) 0 1 2 3 4

Красота внешнего облика 0 1 2 3 4

Свобода самовыражения 0 1 2 3 4

Важность собственного мнения 0 1 2 3 4

Занятия творчеством 0 1 2 3 4

Получение информации, новых знаний 0 1 2 3 4

Создание семьи, близкие люди 0 1 2 3 4

Религия 0 1 2 3 4

Природа, забота об экологическом благополучии 0 1 2 3 4

Здоровье 0 1 2 3 4

Поиск смысла жизни 0 1 2 3 4

Размышления о жизни и смерти 0 1 2 3 4

Гуманизм, ценность человеческой личности 0 1 2 3 4

Патриотизм, проявление гражданской позиции 0 1 2 3 4

Развлечения, легкое времяпрепровождение 0 1 2 3 4

Отдых (ТУ, музыка, общение, прогулки) 0 1 2 3 4

Хобби, занятие любимым делом 0 1 2 3 4

Любовь, любимый человек 0 1 2 3 4

Рациональное распределение времени 0 1 2 3 4

Планирование жизни 0 1 2 3 4

Спортивная форма, здоровый образ жизни 0 1 2 3 4

Интересная работа 0 1 2 3 4

14. В приведенном ниже списке отметьте, насколько Вы удовлетворены Вашими потребностями в следующих сферах жизни и деятельности (1 - наименьшая удовлетворенность, 10 - наибольшая удовлетворенность):

Области жизни и деятельности Порядок предпочтения

Личная жизнь (любовь, дружба) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Взаимоотношения с социумом (коммуникативная сфера) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Семья (отношения с близкими) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное развитие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Культурное, духовное развитие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Общественная жизнь, участие в какой-либо партии, движении, организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Физическое здоровье, поддержание спортивной формы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материальное состояние 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое (укажите что именно) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Спасибо за участие!

Приложение Б Шкала удовлетворенности жизнью (Е. Диннер).

Инструкция: ниже представлены пять утверждений, с которыми вы можете согласиться или не согласиться. Используя шкалу от 1 (полностью не согласен) до 7 (полностью согласен) укажите, насколько вы согласны с этими утверждениями, поставив соответствующую цифру перед каждым утверждением.

№ Вопросы Балл

1. В основном моя жизнь соответствует моему идеалу 1 2 3 4 5 6 7

2. Обстоятельства моей жизни складываются благополучно 1 2 3 4 5 6 7

3. Я удовлетворен своей жизнью 1 2 3 4 5 6 7

4. Пока у меня есть все, что мне нужно от жизни 1 2 3 4 5 6 7

5. Если бы я мог прожить свою жизнь вновь, я бы ничего не изменил 1 2 3 4 5 6 7

Приложение В

Л.Б. Шнейдер. МИПИ.

Инструкция: Пожалуйста, прочитайте и подчеркните среди слов ассоциативного ряда те слова, ко-

торые, на Ваш взгляд, имеют отношение к Вам и Вашей п юфессиональной жизни.

Азарт Навык Поддержка Творчество

Активность Надежность Похвала Тревога

Безволие Наивность Преданность делу Труд

Безделушки Начинающий Претензии Уважение

Безработица Независимость Признание Уверенность

Внимательность Неопытность Проба Удача

Дилетантство Неразборчивость Промахи Удовлетворенность

Дисциплина Нереализованность Профессионализм Ум

Зануда Неспособность Работяга Умение

Запросы Образованность Радость Упорство

Знания Обучающийся Разноплановость Усердие

Карьера Общение Растерянность Успешность

Квалификация Определившийся Самолюбие Ученичество

Компетентность Опыт Самостоятельность Хобби

Кризис Ответственность Скука Цель

Лень Ошибки Собранность Четкость

Ловкость Переоценка своих возможностей Совершенствование Экзамен

Мастерство Пессимизм Сравнение Энтузиазм

Медлительность Подготовка Старание Эффективность

Приложение Г

Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности Адаптированная анкета. Инструкция к тесту

Вам предлагается 15 утверждений. Выразите свое согласие («полностью согласен» - ПС) или несогласие («не согласен» - НС) по пятибалльной системе. Свой ответ необходимо подчеркнуть либо обвести кружком.

Полностью согласен Не согласен 5 4 3 2 1

Тест

Вопрос Баллы (от 5 до 1)

1. Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей учебы по сравнению с тем, что было раньше.

2. Я получаю удовольствие от того, что мне приходится соревноваться с кем-либо, особенно если я при этом выигрываю.

3. Я часто замечаю, что разговариваю со своими однокурсниками на «нерабочие» темы.

4. Мне нравится выполнять непростую работу.

5. Мне нравится брать на себя ответственность.

6. Мне нравится, когда окружающие хорошо ко мне относятся.

7. Я хочу знать, насколько хорошо я выполнил то или иное задание в действительности

8. Я конфликтую с людьми, которые совершают неприятные для меня поступки

9. У меня хорошие отношения с однокурсниками.

10. Мне нравится ставить перед собой реальные задачи и выполнять их

11. Мне нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях

12. Мне нравится принадлежать к каким-либо группам или входить в состав тех или иных коллективов.

13. Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий.

14. Я часто работаю над тем, чтобы контролировать происходящее вокруг меня.

15. Мне больше нравится работать в группе, чем в одиночку.

Литература

1. Андреенкова Н. В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения. -2010. - № 5 (99) - С. 189-215.

2. Андруник А. П., Лымарев В. Н. Сущность и содержание военно-профессиональной мотивации курсантов вузов ВВ МВД России // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №5. -С. 204-211.

3. Бадаев А. Г., Усачева И. В. Социально-психологическое исследование профессиональной идентичности выпускника образовательного учреждения МВД России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 227 - 230.

4. Колпаков В. Ю., Суворов В. А., Шарухин А. П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России : монография / Под ред. В.Ю. Новожилова. - М. : На боевом посту, 2012. -648 с.

5. Легаев А. П. Воспитание офицерской чести курсантов вузов внутренних войск МВД России:

автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Легаев, Александр Павлович. СПб., 2015. 24 с.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: учеб. пособие для студ. пси-хол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 496 с.

7. Процукович Е. П. Субъективное благополучие как психическое состояние // Мир науки, культуры, образования. - 2012 - № 1- С. 202-204.

8. Пухно П. С. Особенности формирования профессиональной идентичности курсантов вузов МВД России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 2 (179). С. 98 -101.

9. Шадрин А.А. Взаимосвязь социальной фрустрированности и субъективного благополучия личности курсантов // Вестник СамГУ. - 2014. - №9 (120) - С.237-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.