Научная статья на тему 'Опыт борьбы с теневой экономикой в европейских странах'

Опыт борьбы с теневой экономикой в европейских странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1882
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СКРЫТАЯ ЗАНЯТОСТЬ / НАЛОГОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / КОСВЕННЫЕ МЕРЫ / СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / SHADOW RELATIONSHIPS / HIDDEN EMPLOYMENT / TAX FRAUD / CONTROL SYSTEM / INDIRECT MEASURES / SECTORS OF ECONOMY / ELECTRONIC PAYMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопян Эстер Ашотовна

Экономический кризис дал европейским правительствам мощный импульс для борьбы с теневой экономикой. Некоторые европейские страны выработали и представили национальные стратегии борьбы с теневой экономикой. Одними из самых действенных мер, предпринятых в целях сокращения масштабов теневой экономики, фактически являются косвенные меры. На первом месте среди них находится модернизация налоговой и системы социального обеспечения. Долгосрочные инициативы в области создания «электронного правительства», в частности, электронные платежи в процессе деятельности государственного сектора, являются одним из важнейших элементов в изменении «старых привычек» по использованию наличных денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic crisis gave a powerful impulse to the European governments to fight against the shadow economy. Some European countries have developed and presented national strategies for combating the shadow economy. In fact, one of the most effective measures taken to reduce the size of the shadow economy is indirect measurement. In the first place among them is the modernization of the tax and social security systems. Long-term initiatives in the field of creating «e-government», in particular electronic payments in the public sector are one of the most important elements in changing the «old habits» of using cash.

Текст научной работы на тему «Опыт борьбы с теневой экономикой в европейских странах»

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 330.101.542 JEL O17 DOI 10.26425/1816-4277-2018-1-96-101

Акопян Э.А. ОПЫТ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Аннотация. Экономический кризис дал европейским правительствам мощный импульс для борьбы с теневой экономикой. Некоторые европейские страны выработали и представили национальные стратегии борьбы с теневой экономикой. Одними из самых действенных мер, предпринятых в целях сокращения масштабов теневой экономики, фактически являются косвенные меры. На первом месте среди них находится модернизация налоговой и системы социального обеспечения. Долгосрочные инициативы в области создания «электронного правительства», в частности, электронные платежи в процессе деятельности государственного сектора, являются одним из важнейших элементов в изменении «старых привычек» по использованию наличных денег.

Ключевые слова: теневые отношения, скрытая занятость, налоговое мошенничество, система контроля, косвенные меры, секторы экономики, система электронных платежей.

Hakopyan Ester THE EXPERIENCE OF COMBATING THE SHADOW

ECONOMY IN THE EUROPEAN COUNTRIES

Annotation. The economic crisis gave a powerful impulse to the European governments to fight against the shadow economy. Some European countries have developed and presented national strategies for combating the shadow economy. In fact, one of the most effective measures taken to reduce the size of the shadow economy is indirect measurement. In the first place among them is the modernization of the tax and social security systems. Long-term initiatives in the field of creating «e-government», in particular electronic payments in the public sector are one of the most important elements in changing the «old habits» of using cash.

Keywords: shadow relationships, hidden employment, tax fraud, control system, indirect measures, sectors of economy, electronic payment system.

С 2008 г. в странах Европейского союза начались активные поиски способов сокращения бюджетного дефицита без ущерба для экономического роста или занятости. В результате во многих европейских странах начали предпринимать жесткие меры в области противодействия теневой экономике.

Во многих странах первым шагом в борьбе с теневой экономикой стала борьба со скрытой занятостью. Меры, направленные на преодоление скрытой занятости, как правило, непопулярны, и их успех во многом зависит от системы управления, санкций и штрафов. Так, например, к числу мер, направленных на преодоление скрытой занятости можно отнести закон, принятый в Болгарии, согласно требованиям которого наемные работники, осуществляющие трудовую деятельность без действительного трудового договора, обязаны были выплатить штраф в размере трех месячных взносов на социальное обеспечение; однако вскоре данный закон был отменен со стороны Конституционного суда.

В 2011 г. королевским указом в Испании были введены новые правила для предприятий, регулирующие процедуру контроля контрактов работников, нанятых через субподрядчиков до начала осуществления ими трудовой деятельности и оказания трудовых услуг. В дополнение к введению строгих штрафов в размере до 187 500 евро в случае серьезных нарушений указывается, что санкционированные компании не будут иметь права принимать участие в торгах по государственным контрактам в течение пяти лет и могут быть лишены субсидий на рынке труда сроком до двух лет.

© Акопян Э.А., 2018

Как было отмечено ранее, еще одной проблемой, приводящей к низкому уровню поступлений в государственный бюджет, являются уклонение от уплаты налогов и осуществление незаконной деятельности. В этой связи, усилия органов государственного управления в Европейском союзе сосредоточились на решении проблемы уклонения от уплаты налогов и незаконной деятельности. Уклонение от уплаты налогов, безусловно, связано с теневой экономикой, но не является ее неотъемлемой частью. Меры, направленные против уклонения от уплаты налогов, часто являются частью одного и того же ряда мер, касающихся налогового мошенничества, и их трудно отделить друг от друга. По этой причине проводимый нами анализ будет охватывать обе эти категории.

В решении данной проблемы Португалию и Турцию можно считать первопроходцами. Обе страны определили, огласили и представили национальные стратегии борьбы с теневой экономикой с особым акцентом на улучшение соблюдения налогового законодательства.

В Португалии было введено обязательное использование счет-фактур для всех видов деятельности и сертифицирована программа счетов-фактур для компаний с доходом более 100 000 евро. В 2016 г. наметилась явная тенденция к значительному увеличению применения электронных счет-фактур и использованию электронных систем для предоставления отчетности по налогам.

Турция ввела систему перекрестных проверок деклараций по НДС с операций по кредитным картам банков. Для осуществления данных проверок в 2012 г. было нанято дополнительно 1 500 налоговых офицеров. Первые позитивные сдвиги в данной сфере уже наметились: в 2012 г. количество налогоплательщиков по данному налогу выросло на 360 тыс [1].

Однако примечательно и то, что описанные нормы и правила контроля, а также штрафные санкции, направленные на сокращение объемов теневой экономики, имеют как своих сторонников, так и противников. Основным аргументом противников данных мер является то, что они не мотивируют людей к изменению своего поведения, а носят лишь «карательный» характер.

В действительности, одними из самых действенных мер, предпринятых в целях сокращения масштабов теневой экономики, фактически являются косвенные меры. На первом месте среди них находится модернизация налоговой и системы социального обеспечения, направленная на то, чтобы сделать их более простыми и, во многих случаях, более дешевыми.

В Германии, к примеру, налоговая реформа облегчила налоговое бремя для поощрения работников с более низкой заработной платой, таких как работающие на дому, чтобы включить их в состав официальной экономики.

Несмотря на некоторый первоначальный скептицизм, число работников, повышающих свои доходы и работающих на дому, достигло 2,6 млн в 2012 г., что было в три раза больше, чем в 2003 г. Помимо этого, 4,8 млн человек (почти 13 % населения страны в возрасте от 16 до 64 лет) были зарегистрированы в качестве выполняющих работу только на дому или по небольшим контрактам.

Поощрение участия в официальной экономике является не очень распространенным механизмом, однако он остается одним из самых мощных.

Некоторые страны пытались добиться результатов за счет улучшения связи между гражданами и правительством.

На Филиппинах многолетняя акция «Требуйте чек», проводимая со стороны Бюро внутренних доходов, нацелена на повышение уровня информированности общественности и позволяет таким образом получать информацию о продажах. В рамках данной акции граждан стимулируют забирать чеки, давая возможность участвовать в реальном розыгрыше с крупными денежными выигрышами.

Согласно нашим исследованиям, в значительной степени регулируемыми являются те отрасли, которые опираются на регулярные контракты с клиентами, такие как, например, коммунальные или финансовые услуги, в которых наблюдаются наименьшие масштабы теневой экономики (см. рис. 1, А).

С другой стороны, в таких отраслях, как строительство, обрабатывающая промышленность, а также оптовая и розничная торговля теневые отношения и теневые обороты имеют достаточно большой удельный вес в общих оборотах. В Турции сферы транспорта и недвижимости также возглавляют список отраслей с наибольшей долей теневых отношений (см. рис. 1, Б). Рассмотрим несколько факторов, способствующих увеличению масштабов теневой экономики в данных сферах.

Одним из данных факторов является их традиционно высокий уровень завышения затрат, в частности, в строительстве, особенно при работе с субподрядчиками.

о ю Источники: [2; 5]

Рис. 1. Теневая экономика по секторам экономики. А - сектора экономики в странах, где наиболее распространены теневые отношения; Б - доля теневого сектора в некоторых отраслях экономики исследуемых стран

Скрытая занятость также широко распространена, например, в строительстве и розничной торговле. Еще одним фактором в некоторых из этих отраслей является большое количество мелких операций с использованием наличных денег. В любом случае, малые и средние предприятия склонны к торговле в основном наличными деньгами, что тем самым способствует уклонению от уплаты налогов.

Также в рамках исследования был проведен более детальный анализ трех отраслей экономики - оптовой и розничной торговли, сфер услуг (гостиниц и ресторанов), а также транспорта и связи, которые составляют от 25 % до 35 % всего объема теневой экономики. Эти отрасли имеют большую долю занижения доходов (выручки от реализации) как в бизнесе, ориентированном на бизнес (В2В), так и в бизнесе, ориентированном на потребителя (В2С) (см. рис. 2).

120

100

80

60

40

20

1 необъявленная работа 2 доля занижения в В2В

3 доля занижения в В2С

Источник: [2]

Рис. 2. Доли различных видов теневых отношений в отраслях экономики

Так, например, сфера транспорта и связи включает услуги почты, воздушного транспорта, телекоммуникации, и, как известно, эти услуги предоставляют естественные монополии, деятельность которых жестко контролируется со стороны государства. С другой стороны, в этой сфере есть и виды бизнеса, в которых обращаются большие теневые денежные потоки, например, такие, как услуги такси.

Наш анализ выявил, какие секторы экономики могли быть наиболее перспективны с точки зрения извлечения наибольшей пользы от обязательного внедрения электронных платежей путем сравнения размера теневой экономики в этом секторе с его потенциалом для внедрения электронных платежных систем. Чтобы измерить этот потенциал, мы приняли во внимание такие факторы, как текущая распространенность платежных систем и удобство их использования. Мы также выбрали отдельные секторы, в которых теневые отношения в виде занижения объема выручки имеют в общем объеме теневых оборотов большую долю по сравнению с недекларируемой деятельностью. В таких секторах вероятность получения положительного эффекта от внедрения электронных транзакций будет гораздо больше.

Исходя из этих критериев, мы определили несколько секторов экономики, которые выиграют больше всего от внедрения системы обязательных электронных платежей. Эти секторы включают деятельность по продаже автомобилей и автомобильных запчастей, неспециализированные розничные магазины, рестораны и бары, объекты питания и транспорт (например, услуги такси-сервисов).

Углубление процессов интеграции национальных банковских систем в международную и использование электронных платежных систем приводит к большей прозрачности операций и делает участие в теневой экономике более трудным. На самом деле между распространенностью электронных платежей в стране и объемами ее теневой экономики существует сильная отрицательная корреляция. Страны с высоким уровнем использования электронных платежей, такие как Великобритания и скандинавские страны, имеют меньшие масштабы теневой экономики, по сравнению со странами с минимальным уровнем использования электронных платежей, такими как Болгария, Румыния и Греция.

Согласно результатам исследований многочисленных зарубежных авторов, увеличение количества электронных платежей в среднем на 10 % в год в течение, по крайней мере, четырех лет подряд может уменьшить размер теневой экономики вплоть до 5 %. Удобство электронных платежей может привести к изменениям поведения, особенно среди тех участников рынка, которые «бессознательно участвуют» в теневой экономике, но не получают никакой выгоды от хозяйствующих субъектов, которые занижают объемы реализации и выручки.

При исследовании мер, которые использовали различные страны мира для пресечения теневых сделок, становится ясно, что внедрение системы электронных платежей (в том числе, и обязательное) приносит ощутимые результаты как на развивающихся рынках, так и в хорошо развитых странах с высоким уровнем технологической развитости.

На рис. 3 показаны основные инструменты, с помощью которых государство может бороться с теневой экономикой. Условно их можно подразделить на две основные группы: общие прямые меры по борьбе с теневой экономикой и косвенные меры. Прямые меры исторически были преобладающими, и их использование активизируется во время спадов в экономике. К ним относятся, в первую очередь, правила, средства контроля и штрафы, наряду с укреплением человеческих и технических возможностей для обеспечения соблюдения законов.

препятствовать наличному денежному обращению (1) расширить признание карт (2) поощрять использование РОв (3) увеличить электронные платежи (4) поощрять денежные вклады (5) обеспечить правоохранительную деятельность (б) создать «узрызение совести» (7) уменьшить волокиту (8) содействовать финансовой интеграции (9) уменьшить материальное преимущество (10)

Источник: [3]

Рис. 3. Инструменты сокращения объемов теневой экономики: доли прямых и косвенных методов

Снижение бюрократизма, особенно за счет упрощения форм налогообложения и предоставление возможности электронных отчетностей становятся повсеместными; в то же время, создание стимулов для не участвующих в тени - через материальную пользу снижения налогов и взносов на социальное обеспечение - в приоритетном порядке сократилось.

Содействие развитию финансовой интеграции и таким образом сокращение размера теневой экономики, в связи с тем, что все больше людей имеют доступ к банковским услугам - мера, которой уделяется все большее внимание в связи с обязательством Европейской комиссии по созданию финансовых услуг, доступных для всех.

Вторая группа мер является более сложной, так как предполагает изменение привычек потребительского поведения и координацию действий между многими заинтересованными сторонами, включая правительство, банки, самих хозяйствующих субъектов и посредников.

Проводимые мероприятия должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку только именно в этом случае они способны обеспечить сокращение масштабов теневой экономики, начиная с создания соответствующей инфраструктуры и заканчивая созданием стимулов для потребителей к использованию безналичных платежей. Существует несколько способов создания стимулов к использованию электронных или безналичных платежей [3].

1. Препятствие наличному денежному обращению. Легкий доступ к наличным деньгам, особенно без платежей посредством банкоматов и POS-терминалов, замедляет переход к электронным сделкам.

2. Расширение обслуживания пластиковых карт. Принятие кредитных и дебетовых карт еще не до конца закрепилось в Европе. Даже страны со множеством POS- терминалов, такие как Португалия или Турция, имеют проблемы с некоторыми хозяйствующими субъектами, такими как бары, клубы и такси, которые крайне неохотно и медленными темпами переходят к системе оплаты картами.

3. Поощрение использования POS-терминалов. Большинство каждодневных операций, особенно те, стоимость которых составляет меньше, чем 15 евро, осуществляются при помощи наличных денег. Создание стимулов для населения к использованию карт даже при таких сделках является простым способом изменения отношения к данному процессу.

4. Увеличение количества электронных платежей. В любой экономике правительства являются одними из крупнейших инициаторов и получателей платежей, и они могут служить образцом для подражания, осуществляя эти платежи электронно.

Для достижения этой цели правительства располагают множеством инструментов, в том числе, выплаты заработной платы работников государственного сектора только посредством перевода денег на специально открытые для этой цели расчетные счета, перевод социальных пособий и пенсий на пластиковые карты, выплата налогов и штрафов посредством сети Интернет, использование безналичных расчетов для обслуживания всех сделок в области общественного сектора.

Таблица 1

Снижение лимитов по транзакциям на денежные выплаты в различных странах, евро

Страна До 2010 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. После 2013 г.

Бельгия 15000 -► 5000 -► 3000 >

Болгария

/500

Дания

Франция

3000 1000 план

Греция 1 ^flfl

Италия 12500 - 5000 >'2500 > 1000 300 план -►

Румыния 2500 1250 план- -►

Словакия 5000 В2В и В2С 15000 С2С- -►

Испания 2 500

Источник: [5]

5. Поощрение денежных вкладов. Для стимулирования внесения наличных денежных средств на сберегательные и текущие счета в банках было создано не такое уж большое количество инструментов, в то время как отрицательных стимулов хранения сбережений и текущих средств на банковских счетах достаточно много. Например, комиссионные, взимаемые банками за обслуживание текущих и сберегательных счетов, плата за обналичивание средств со счетов как из банкоматов, так и в самих банках (например, такая практика широко распространена в Бразилии, Израиле, в том числе, и в Армении) отрицательно воздействуют на предпочтения хозяйствующих субъектов по отношению к безналичному обороту. По сути, безналичный оборот в этом случае сопровождается рядом дополнительных издержек, что увеличивает предпочтение ликвидности.

Тем самым, возникает сложность применения других мер по борьбе с теневой экономикой. Отсутствие комиссионных выплат и выплат за обслуживание счетов, возможность делать вклады при помощи банкоматов, а также привлекательные процентные ставки по остаткам на счетах являются основными мерами по стимулированию сокращения применения наличных денег.

Долгосрочные инициативы в области создания «электронного правительства», в частности, электронные платежи в процессе деятельности государственного сектора, являются первым шагом и одним из важнейших элементов в изменении «старых привычек» по использованию наличных денег. Тем не менее, электронная оплата государственных услуг слишком часто остается вариантом, а не требованием или нормой.

Экономический кризис дал европейским правительствам мощный импульс для борьбы с теневой экономикой. Существует общее понимание и согласие, что наличные деньги - это «топливо» для подпитки теневой деятельности.

Библиографический список

1. Schneider F. Size and Development of the Shadow Economy of 31 European Countries // European Journal of Political Economy. -2015. - № 21/2. - Pp. 502-504.

2. Schneider F. The Shadow Economy and Shadow Labor Force: Results, Problems and open Questions // Discussion Paper, Department of Economics, University of Linz. 2014. - June. - P. 30.

3. Shadow Economies All over the World. New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007 // World Bank Policy Research Working. P. 53-56.

4. Williams C. C., Nadin S. Evaluating the participation of the unemployed in undeclared work: Evidence from a 27-nation European survey // European Societies. - 2013. - № 16:1. - Pp. 68-89.

5. Balance of payments of the EU institutions - annual data [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://appsso.eurostat. ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=bop_euins_a&lang=en (дата обращения: 17.12.2017).

References

1. Balance of payments of the EU institutions - annual data. Available at: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show. do?dataset=bop_euins_a&lang=en (Accessed: 17 December 2017).

2. Schneider F. Size and Development of the Shadow Economy of 31 European Countries // European Journal of Political Economy, 2015, I. 21/2, pp. 502-504.

3. Schneider F. The Shadow Economy and Shadow Labor Force: Results, Problems and open Questions // Discussion Paper, Department of Economics, University of Linz, June 2014, p. 30.

4. Shadow Economies All over the World. New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007 // World Bank Policy Research Working. P. 53-56.

5. Williams C. C., Nadin S. Evaluating the participation of the unemployed in undeclared work: Evidence from a 27-nation European survey // European Societies, 2013, I. 16:1, pp. 68-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.