ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Опыт анализа кинокартины Андрея Звягинцева «Левиафан»
Малахова К. А.
Малахова Кристина Александровна /Ма1акоуа Кпзйпа Aleksandrovna - студент, кафедра мировой литературы и культуры, факультет современных иностранных языков и литератур, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь
Аннотация: в статье анализируются особенности поэтики и киноязыка филма Андрея Звягинцева «Левиафан».
Ключевые слова: анализ фильма, кино, Звягинцев, Левиафан.
Чтобы говорить о «Левиафане», нужно прежде отметить некоторые особенности фильмов Андрея Звягинцева. Мы считаем, что основными являются следующие: мифопоэтичность образов и пространства, социальная драма с философских подтекстом, христианская символика [Дыхание камня. 2014].
Режиссёр мастерски разрабатывает жанр социальной драмы, насыщая его дополнительными смыслами через введение в картину христианской символики и образов. Центральным символом фильма является скелет библейского чудища Левиафана, который время от времени появляется в кадре. Именно этот образ является ключевым в понимании всей картины. Пространство и время в фильмах Андрея Звягинцева функционирует по-особому, это ярко продемонстрировано в «Изгнании», где дом героев находится посреди бескрайных широт пейзажа; создаётся ощущение, что кроме героев и действующих лиц фильма в этом пространстве нет никого. Используя данные средства и приёмы, Андрей Звягинцев успешно создаёт один за другим фильмы-притчи.
Посмотрев «Левиафан», мы были немного разочарованы. Настолько разрекламированный фильм, взявший столько наград, по сравнению с предыдущими работами режиссёра показался нам вторичен. Попробуем обосновать нашу точку зрения.
То, что сразу бросается в глаза - прекрасные пейзажи, место, выбранное для фильма. И это не случайно, автор вновь делает попытку «отстранить» своих персонажей в некую мифическую реальность. В фильме вновь актуализируется излюбленная режиссёром семейно-бытовая проблематика [Елена. 2014], но Андрей Звягинцев разрабатывает здесь новый для себя тип конфликта - «человек-государство».
Удачно подобранный актёрский состав и прекрасные образы членов семьи резко контрастируют со слишком, на наш взгляд, типизированными образами чиновника и служителя церкви. Создаётся впечатление, что церковный сан ведёт себя на манер Дона Корлеоне, это скорее напоминает КВНовский капустник, чем фильм прославленного режиссёра. Известный и замыленный герой Мадянова слишком знаком российскому зрителю, также создаёт эффект карикатурности образа, что неуместно при общем трагическом пафосе киноленты.
Режиссёр пытается продемонстрировать универсальные схемы взаимодействия власти с окружающим миром: «власть - религия», «власть - человек», «власть законодательная -власть исполнительная» и т. д. Где-то это получается показать удачно, как, например, в мизансцене встречи пьяного мэра и хозяина дома. Но всё-таки привычной притчевости режиссёру создать не удаётся. Нам кажется, что слишком широки рамки заданного конфликта «человек - государство», слишком мало той привычной семейно-бытовой камерности, присутствующей в предыдущих фильмах.
Философская концепция фильма, вложенная в уста местного попа, также очень удивила, этот герой пересказывает библейскую притчу и буквально за несколько минут излагает подразумеваемый философский подтекст, и это вместо того, чтобы
постепенно через разных персонажей раскрывать смыслы, как это было в «Изгнании». Скелет чудовища, лежащий на берегу, появляется во многих мизансценах, и ясно, что это символическая опора планируемого фильма-притчи, но даже это не создало у нас должного ощущения. Прекрасно переданы режиссёром реалии жизни местного населения, но кажущееся карикатурным и гиперболизированным изображение всех ветвей власти портит впечатление. Удачным и гармоничным нам показался лишь образ судьи.
У каждого режиссёра бывают более удачные и менее удачные картины [Делёз. 2013], и нам кажется, что данный фильм Андрея Звягинцева не лучшее его творение, но, несомненно, это новый шаг в творчестве: расширяются рамки семейно-бытового конфликта, режиссёр работает с новыми для него типажами героев. Очень интересно наблюдать за эволюцией творчества больших режиссёров, быть их современником. Мы уверены, что зритель с нетерпением ждёт от Андрея Звягинцева новых картин и экспериментов.
Литература
1. Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева / Сборник статей и материалов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 456 с.: ил.
2. Елена: История создания фильма Андрея Звягинцева / Андрей Звягинцев, Олег Негин, Михаил Кричман; Изд-во Cygnnet, Лондон, Великобритания, 2014. 224 с.
3. Жиль Делёз. Кино. М: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. 560 с.