Научная статья на тему 'Опыт анализа кинокартины Андрея Звягинцева "Левиафан"'

Опыт анализа кинокартины Андрея Звягинцева "Левиафан" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
575
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ФИЛЬМА / КИНО / ЗВЯГИНЦЕВ / ЛЕВИАФАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малахова Кристина Александровна

В статье анализируются особенности поэтики и киноязыка филма Андрея Звягинцева «Левиафан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт анализа кинокартины Андрея Звягинцева "Левиафан"»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Опыт анализа кинокартины Андрея Звягинцева «Левиафан»

Малахова К. А.

Малахова Кристина Александровна /Ма1акоуа Кпзйпа Aleksandrovna - студент, кафедра мировой литературы и культуры, факультет современных иностранных языков и литератур, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

Аннотация: в статье анализируются особенности поэтики и киноязыка филма Андрея Звягинцева «Левиафан».

Ключевые слова: анализ фильма, кино, Звягинцев, Левиафан.

Чтобы говорить о «Левиафане», нужно прежде отметить некоторые особенности фильмов Андрея Звягинцева. Мы считаем, что основными являются следующие: мифопоэтичность образов и пространства, социальная драма с философских подтекстом, христианская символика [Дыхание камня. 2014].

Режиссёр мастерски разрабатывает жанр социальной драмы, насыщая его дополнительными смыслами через введение в картину христианской символики и образов. Центральным символом фильма является скелет библейского чудища Левиафана, который время от времени появляется в кадре. Именно этот образ является ключевым в понимании всей картины. Пространство и время в фильмах Андрея Звягинцева функционирует по-особому, это ярко продемонстрировано в «Изгнании», где дом героев находится посреди бескрайных широт пейзажа; создаётся ощущение, что кроме героев и действующих лиц фильма в этом пространстве нет никого. Используя данные средства и приёмы, Андрей Звягинцев успешно создаёт один за другим фильмы-притчи.

Посмотрев «Левиафан», мы были немного разочарованы. Настолько разрекламированный фильм, взявший столько наград, по сравнению с предыдущими работами режиссёра показался нам вторичен. Попробуем обосновать нашу точку зрения.

То, что сразу бросается в глаза - прекрасные пейзажи, место, выбранное для фильма. И это не случайно, автор вновь делает попытку «отстранить» своих персонажей в некую мифическую реальность. В фильме вновь актуализируется излюбленная режиссёром семейно-бытовая проблематика [Елена. 2014], но Андрей Звягинцев разрабатывает здесь новый для себя тип конфликта - «человек-государство».

Удачно подобранный актёрский состав и прекрасные образы членов семьи резко контрастируют со слишком, на наш взгляд, типизированными образами чиновника и служителя церкви. Создаётся впечатление, что церковный сан ведёт себя на манер Дона Корлеоне, это скорее напоминает КВНовский капустник, чем фильм прославленного режиссёра. Известный и замыленный герой Мадянова слишком знаком российскому зрителю, также создаёт эффект карикатурности образа, что неуместно при общем трагическом пафосе киноленты.

Режиссёр пытается продемонстрировать универсальные схемы взаимодействия власти с окружающим миром: «власть - религия», «власть - человек», «власть законодательная -власть исполнительная» и т. д. Где-то это получается показать удачно, как, например, в мизансцене встречи пьяного мэра и хозяина дома. Но всё-таки привычной притчевости режиссёру создать не удаётся. Нам кажется, что слишком широки рамки заданного конфликта «человек - государство», слишком мало той привычной семейно-бытовой камерности, присутствующей в предыдущих фильмах.

Философская концепция фильма, вложенная в уста местного попа, также очень удивила, этот герой пересказывает библейскую притчу и буквально за несколько минут излагает подразумеваемый философский подтекст, и это вместо того, чтобы

постепенно через разных персонажей раскрывать смыслы, как это было в «Изгнании». Скелет чудовища, лежащий на берегу, появляется во многих мизансценах, и ясно, что это символическая опора планируемого фильма-притчи, но даже это не создало у нас должного ощущения. Прекрасно переданы режиссёром реалии жизни местного населения, но кажущееся карикатурным и гиперболизированным изображение всех ветвей власти портит впечатление. Удачным и гармоничным нам показался лишь образ судьи.

У каждого режиссёра бывают более удачные и менее удачные картины [Делёз. 2013], и нам кажется, что данный фильм Андрея Звягинцева не лучшее его творение, но, несомненно, это новый шаг в творчестве: расширяются рамки семейно-бытового конфликта, режиссёр работает с новыми для него типажами героев. Очень интересно наблюдать за эволюцией творчества больших режиссёров, быть их современником. Мы уверены, что зритель с нетерпением ждёт от Андрея Звягинцева новых картин и экспериментов.

Литература

1. Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева / Сборник статей и материалов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 456 с.: ил.

2. Елена: История создания фильма Андрея Звягинцева / Андрей Звягинцев, Олег Негин, Михаил Кричман; Изд-во Cygnnet, Лондон, Великобритания, 2014. 224 с.

3. Жиль Делёз. Кино. М: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.