Научная статья на тему 'Опыт анализа деятельности PR-служб региональных органов власти (на примере Орловской области)'

Опыт анализа деятельности PR-служб региональных органов власти (на примере Орловской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
599
73
Поделиться
Ключевые слова
PR / PR-СЛУЖБЫ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ / НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гостенина Валентина Ивановна, Байрамов Вагиф Дейрушевич, Дорохова Юлия Викторовна

Данная статья является результатом проведенного анализа сайтов региональных органов власти, характеризующих деятельность PR служб. Методология исследования включает использование метода анализа документов, сравнительного анализа и логической интерпретации полученных результатов, сформулированных в виде выводов по затрагиваемой проблеме. При этом под документом понимается сайт органа власти как носитель информации, в качестве разновидности метода был использован неформализованный анализ документов. Анализ документов проводился в июне 2015 г. В анализе использовались сайты органов региональной власти Орловской области законодательной http://oreloblsovet.ru/, исполнительной http://orel-region.ru/, судебной http://oblsud.orl.sudrf.ru/.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гостенина Валентина Ивановна, Байрамов Вагиф Дейрушевич, Дорохова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Опыт анализа деятельности PR-служб региональных органов власти (на примере Орловской области)»

УДК 659.4:353(470.319) DOI: 10.12737/16790

ОПЫТ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PR-СЛУЖБ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Байрамов В.Д., Гостенина В.И., Дорохова Ю.В.1 Данная статья является результатом проведенного анализа сайтов региональных органов власти, характеризующих деятельность PR служб. Методология исследования включает использование метода анализа документов, сравнительного анализа и логической интерпретации полученных результатов, сформулированных в виде выводов по затрагиваемой проблеме. При этом под документом понимается сайт органа власти как носитель информации, в качестве разновидности метода был использован неформализованный анализ документов. Анализ документов проводился в июне 2015 г. В анализе использовались сайты органов региональной власти Орловской области законодательной -http://oreloblsovet.ru/, исполнительной - http://orel-region.ru/, судебной - http://oblsud.orl.sudrf.ru/.

Ключевые слова: PR; PR-службы, связи с общественностью; региональные органы власти; Интернет-ресурсы, анализ документов, неформализованный анализ.

EXPERIENCE OF THE ANALYSIS OF PR SERVICE ACTIVITY OF REGIONAL AUTHORITIES (ON THE EXAMPLE OF THE OREL REGION)

BAYRAMOV V. D. — Doctor of Sociological Sciences, Professor, Rector of the Institution for People with Disabilities in Musculoskeletal Violation, Moscow State Social Humanitarian Institute (Russian Federation, Moscow), e-mail: info@mgsgi.ru

GOSTENINA V.I. — Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology, Advertising and Public Relations, Bryansk State University named after Petrovsky (Russian Federation, Bryansk), e-mail: gostenina@rambler.ru

DOROKHOVA Y.V. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Psychology of Management of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Adminisration (Russian Federation, Orel), e-mail: robbbot@yandex.ru

The article is the result of the analysis of sites of regional authorities, characterizing the activity of PR services. The research methodology includes the use of the method of document analysis, comparative analysis and logical interpretation of the results set out in the form of conclusions on the affected issue. The document is understood as the site of the authority, like the media; non-formalized document analysis is used as a kind of method. The document analysis was conducted in June 2015. In the analysis the following sites are used for the regional legislative power of the Orel region - http://oreloblsovet.ru/, for the executive - http://orel-region.ru/, for the judiciary - http: //oblsud.orl .sudrf.ru /. The results of the study are the results of the analysis of documents (sites) and the conclusions of the authors of the article about the possibility of using non-formal analysis to the evaluation of the government activity, about the effectiveness of the various branches of the Internet resource as the main mechanism for public relations.

Keywords: PR, PR-service, public relations, regional authorities, Internet resources, analysis of documents, non-formalized analysis.

Гостенина Валентина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии и социальной работы, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Российская Федерация, г. Брянск)

Байрамов Вагиф Дейрушевич — доктор социологических наук, профессор, ректор, Московский государственный социально-гуманитарный институт (Российская Федерация, г. Москва), е-таИ; info@mgsgi.ru

Дорохова Юлия Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры социология и психология управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), е-таН: robbbot@yandex.ru

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб PR: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного PR обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.

Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Доверие и понимание общественности могут достигаться только при условии, что государственные органы сами направлены на предельно допустимое доведение до общества правдивой информации о своих действиях и принимаемых решениях, а также положении в стране.

Существуют различные исследования деятельности PR, во-первых, направленные на изложение теоретико-методологических основ изучения связей с общественностью в широком теоретическом контексте, во-вторых, по проблемам PR. Эти работы можно условно разделить на две подгруппы. В работах первой подгруппы авторы делают акцент прежде всего на теоретических аспектах исследования PR: в них углубляются представления о сущности, структуре, механизмах формирования и функционирования связей с общественностью. Ко второй подгруппе относятся исследования по проблемам PR, носящие ярко выраженный инструментально-технологический характер. Авторы этих работ делают акцент на разработке практических рекомендаций по применению различных методов деятельности по связям с общественностью и представляют интерес для практиков - специалистов служб по связям с общественностью.

В-третьих, работы, посвященные исследованию деятельности по связям с общественностью в политической сфере, в частности, проблемы технологий деятельности по связям с общественностью в период избирательных кампаний.

Выделяют исследования, в которых рассматриваются и анализируются история становления и функционирования служб по связям с общественностью органов власти и управления как в России, так и за рубежом, а также различные проблемы функционирования этих служб в современных условиях.

Особую группу составляют исследования, в которых анализируются сущность, специфика, функции, проблемы деятельности служб по связям с общественностью органов муниципальной власти, прежде всего в России.

Наконец, рассмотрение проблематики, связанной с деятельностью по связям с общественностью, не может быть достаточно глубоким без анализа материалов, публикуемых в печатных периодических изданиях, других СМИ, а также в Интернете. К такого рода материалам относятся как публикации, носящие аналитический характер, так и материалы, являющиеся собственно продуктом деятельности служб по связям с общественностью органов власти различного уровня.

Деятельность PR-служб региональных органов власти Орловской области будет нами рассмотрена по трем ветвям региональной власти: исполнительной (Правительство Орловской области), законодательной (Орловский областной Совет народных депутатов) и судебной (Орловский областной суд).

Для целей мониторинга выбран метод анализа - анализ документов. Используя этот метод, мы руководствуемся подходом А. Готлиб1. В социологии термин «документ» используется в предельно широком значении - как любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. В качестве разновидностей этого метода используется неформализованный анализ, основывающийся на «понимающем» восприятии текста - выделении блоков идей, соответствующих целям анализа. Такое понимание текста достигается за счет усилий ума: использования логических операций синтеза, анализа, сравнения, оценивания и т.д. В качестве документа как носителя информации был определён сайт органа власти: законодательной - http://oreloblsovet.ru/, исполнительной - http://orel-region.ru/, судебной - http://oblsud.orl.sudrf.ru/.

В Орловской области в органах исполнительной власти функции PR-службы выполняет Управление пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Департамента внутренней политики Орловской области.

Одной из функций Управления является продвижение Интернет-проектов и обеспечение деятельности государственной специализированной информационной системы «Портал Орловской области - публичный информационный центр» (далее - Портал Орловской области). В качестве объекта для мониторинга использован Портал Орловской области. Деятельность Управления пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Департамента внутренней политики Орловской области представлена в разделе «Пресс-центр» и включает в себя следующие разделы: «Информация для СМИ», «Предложения о сотрудничестве», «Ответы и комментарии на запросы и публикации в СМИ», «Фоторепортажи», «Контакты».

Раздел «Информация для СМИ» содержит информацию, необходимую для руководителей региональных СМИ. Здесь представлено два вида информации:2

1. Информация об открытии разнообразных порталов и проектов, которые могут быть использованы СМИ региона. Например, новый бесплатный Интернет-портал «Международный информационный центр «Регионы России», «Главный Интернет-портал регионов России», информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований «Регионы России» и другие.

2. Информация о конкурсах и мероприятиях, которые либо проводятся на территории области, либо в которых может поучаствовать население.

Следующий раздел - «Предложения о сотрудничестве» - представляет собой интерактивную форму, которую можно использовать для взаимодействия с органами власти.

Раздел «Ответы и комментарии на запросы и публикации в СМИ» представляет собой ответы, подготовленные пресс-центром в ответ на критические публикации в различных СМИ. С целью анализа деятельности пресс-службы рассмотрим количество и направленность обращений за последний год (Табл. 1)3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить достаточно эффективную деятельность PR-службы исполнительного органа власти Орловской области, так в течение года (с июня 2014 по июнь 2015 года) был дан отклик на 125 критических замечаний в различных СМИ. Среди наиболее критикующих СМИ - газета «Орловская правда», газета «Орловская искра», электронное издание «Орловские новости», Интернет-издание Орелград.ги, электронная газета «Вечерний Орел», газета «Орловский вестник» и др.4 Рассмотрим, какие же структуры органа власти повергались критике со стороны СМИ.

1 Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. -Самара: Универс-групп, 2004.- 448 с.

2 Портал Орловской области [Пресс-центр.:[сайт]. [2015]. URL: http://orel-region.ru/ (дата обращения: 4.06.2015).

3 Портал Орловской области [Пресс-центр.:[сайт]. [2015]. URL: http://orel-region.ru/ (дата обращения: 4.06.2015).

4 Портал Орловской области [Электронный ресурс] Пресс-центр.:[сайт]. [2015]. URL: http://orel-region.ru/ (дата обращения: 4.06.2015).

Таблица 1 — Взаимодействие пресс-службы со структурами Правительства Орловской области по критическим публикациям

Table 1 — The interaction of the press service with the structures of the Government of the Orel region about critical publications

Структуры Правительства Орловской области Критические публикации, %

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области 16,8

Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области 16,0

Департамент сельского хозяйства Орловской области 11,2

Управление культуры и архивного дела Орловской области 10,4

Управление социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области 8,4

Департамент образования и молодежной политики Орловской области 6,4

Управление государственного имущества Орловской области 4,4

Управление физической культуры и спорта Орловской области 3,2

Управление по государственной жилищной инспекции Орловской области 3,2

Администрация Залегощенского района 2,4

Администрация города Орла 1,6

Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области 1,6

Иные 14,4

Критике средствами массовй информации подвергались такие сферы, как строительство, транспорт, ЖКХ, здравоохранение, социальное развитие, сельское хозяйство и культура. С одной стороны, можно говорить об определённых (традиционных) проблемах в этих сферах, а с другой - констатировать, что имеющиеся проблемы не игнорируются региональными органами власти, а находятся под ее вниманием и контролем.

Следующий раздел - «Фоторепортажи» - содержит фотоматериалы о важнейших событиях, происходящих в Орловской области, в которых приняли участие представители органов власти.

В разделе «Контакты» содержится не только контактная информация, но и перечень структурных подразделений и специалистов административных органов, служб, ведомств, предприятий и организаций, ответственных за работу по взаимодействию со средствами массовой информации.

Что касается органов законодательной власти, то в Орловском областном Совете народных депутатов функционирует Комитет по вопросам местного самоуправления, связям с общественными объединениями и средствами массовой информации. На сайте представлен раздел «Для СМИ», который содержит следующие рубрики;1

«Контакты», в котором находятся контактные данные сотрудника, ответственного за наполнение сайта, и контактные телефоны Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ.

Раздел «Аккредитация СМИ» содержит Правила аккредитации журналистов при Орловском областном Совете народных депутатов.

1 Официальный сайт Орловского областного Совета народных депутатов. Для СМИ: [сайт]. [2015]. — ии_: http://oreloblsovet.ru/ (дата обращения: 6.06.2015)

Следующий раздел - «Список представителей СМИ, аккредитованных при областном Совете народных депутатов» - содержит информацию об аккредитованных СМИ, среди которых: девять газет, два журнала, шесть теле- и радиостанций, пять информационных агентств.

В разделе «Конкурсы» представлена информация об Итогах конкурса редакций средств массовой информации и журналистов на лучшее освещение деятельности Орловского областного Совета народных депутатов за 2014 год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая в качестве объекта для мониторинга PR-службы органов судебной власти сайт Орловского областного суда, следует отметить, что информация о деятельности пресс-службы представлена в следующих разделах1.

Раздел «Новости» представлен новостными сообщениями, расположенными в хронологическом порядке. Раздел «Анонсы» объявляет о происходящих событиях. Однако следует отметить низкую активность работы этого раздела, поскольку в 2015 году проанонсировано 2 мероприятия, в 2014 - одно, в 2013 - 82 .Раздел «Доклады, выступления, аналитические материалы» содержит два сообщения.

В разделе «Интервью, публикации, обзоры СМИ» сделана подборка публикаций, касающихся деятельности судебных органов. Причем если до 2014 года это были прежде всего публикации, касающиеся публикаций в федеральных СМИ, то в 2015 г. представлены все видеоматериалы, прошедшие по региональному ТВ и отражающие вопросы суда. В разделе «Фотогалерея» представлены фотографии из заседаний суда. В разделе «Официальные СМИ», где должен быть представлен список СМИ, аккредитованных в Орловском областном суде в 2014 году отмечено, что в 2014 году заявлений о постоянной аккредитации от представителей средств массовой информации не поступало.

В разделе «Контактная информация» указаны Контактное лицо - помощник судьи Орловского областного суда, список лиц, ответственных за взаимодействие со СМИ, и лиц, их замещающих, в районных судах города Орла и Орловской области.

Раздел «Положения» достаточно давно не обновлялся и представляет собой Положение о конкурсах для СМИ, датированное 2012 годом. Все это свидетельствует о недостаточной активности деятельности PR-службы.

Таким образом, проведённый нами анализ деятельности органов власти Орловской области показал, что среди PR-служб органов исполнительной, законодательной и судебной власти наиболее эффективно работает орган исполнительной власти - пресс-служба Правительства Орловской области. Это касается как взаимодействия со СМИ, реагирования на их публикации, так и освещения деятельности региональных органов власти. Интересен опыт и законодательной власти, особенно в области взаимодействия со СМИ. На наш взгляд, недостаточна эффективность деятельности PR-службы Орловского областного суда, по крайней мере, освещение деятельности на сайте представлено не в полной мере.

Необходима эффективная организация диалога между органами власти и жителями посредством создания Интернет-технологий, в том числе через проводимые регулярные опросы населения, согласование с жителями дальнейших шагов и направлений деятельности.

Для того чтобы жители могли принимать активное участие в жизни региона, они должны быть хорошо информированы о законодательной базе, социально-экономическом положении области, задачах, которые ставит перед собой региональная власть, и роли, которую могут сыграть жители в решении этих задач.

1 Официальный сайт Орловского областного Совета народных депутатов. Для СМИ: [сайт]. [2015]. — URL: http://oreloblsovet.ru/ (дата обращения: 6.06.2015)

2 Официальный сайт Орловского областного Совета народных депутатов [Электронный ресурс] Для СМИ : [сайт]. [2015]. — URL: http://oreloblsovet.ru/ (дата обращения: 6.06.2015)

Региональные пресс-службы органов власти должны заниматься выявлением и учетом интересов различных групп общественности, разрабатывать планы и программы конкретных мероприятий по связям с общественностью; осуществлять смысловое, конструктивное проведение всех пропагандистских мероприятий, осуществлять гармоничное взаимодействие элементов связей с общественностью по всем функциональным направлениям; налаживание связей по горизонтали и вертикали; решение вопросов стратегии и тактики с учетом внешних и внутренних факторов, а также постоянное отслеживание хода реализации программ связей с общественностью, его соответствие намеченным планам. Причем реализация подобных функций должна находить широкое освещение на сайтах региональных органов власти.

Библиография / References:

1. Абельмас Н.В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз. - М Феникс, 2008. - 18 с.

2. Варакута С.А. Связи с общественностью. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 150 с.

3. Володина Л., Быков И., Бровко С. PR. Современные технологии. - М.: ИВЭСЭП, 2008. - 140 с.

4. Гринберг Т.Э. Политические технологии. PR и реклама. - М.: Москва, 2012. - 178 с.

5. Мамонтов А. Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером . - М.: Питер, 2010. - 148 с.

6. Маслова В.М. Связи органов государственной власти с общественностью. - М.: Инфра-М, 2010. - 172 с.

7. Таранова Ю.В. Формирование имиджа региона в условиях информационного общества (на примере Санкт-Петербурга) // СпбГУ.- 2010. - С. 224-231.

8. Халий И.А. СМИ и гражданское общество: взгляд из региона // СОЦИС. - 2008. - № 10. - С. 104-108.

1. Abel'mas, N. V. (2008) Universal'nyj spravochnik po Pablik Rilejshnz [Universal Guide to Public Relations]. - M Feniks. - 18 p. (In Russ.)

2. Varakuta, S. А. (2010) Svyazi s obshhestvennosfyu [Public relations]. - M.: YUrajt-Izdat. - 150 p. (In Russ.)

3. Volodina, L., Bykov,I., Brovko, S. (2008) PR. Sovremennye tekhnologii [PR. Modern technologies]. - M.: IVEHSEHP. - 140 p. (In Russ.)

4. Grinberg, T.EH. (2012) Politicheskie tekhnologii. PR i reklama [Political technologies. PR and advertising]. - M.: Moskva. - 178 p. (In Russ.)

5. Mamontov,. А (2010) Prakticheskij PR. Kak stat' khoroshim PR-menedzherom [Practical PR. How to become a good PR-manager]. - M.: Piter. - 148 p. (In Russ.)

6. Maslova, V. M. (2010) Svyazi organov gosudarstvennoj vlasti s obshhestvennost'yu [Relations between state authorities and the public]. - M.: Infra-M. - 172 p. (In Russ.)

7. Taranova, YU.V. (2010) Formirovanie imidzha regiona v usloviyakh informatsionnogo obshhestva (na primere Sankt-Peterburga)[ Formation of image of the region in the information society (for example, St. Petersburg)] // SpbGU. - P. 224-231. (In Russ.)

8. KHalij, I.A. (2008) SMI i grazhdanskoe obshhestvo: vzglyad iz regiona [Media and civil society: a view from the region] // SOTSIS [Sociological Studies]. - № 10. - P. 104-108. (In Russ.)