Научная статья на тему 'Опубликованные источники по истории образования XIX - начала ХХ в'

Опубликованные источники по истории образования XIX - начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ / ОТЧЕТЫ / SOURCES / LEGISLATION / EDUCATION / STATISTICAL DATA / REPORTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамкина Инна Николаевна

Посвящается обобщающей характеристике опубликованных источников по истории народного просвещения XIX начала XX в. Рассмотрены законодательные акты, статистические источники, опубликованные отчеты. Выделены основные виды нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мамкина Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Published Sources on the History of Education of the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries

The article generalizes characteristics of the published sources on the history of public education of the 19th century. It considers legal acts, statistical sources and published reports. It highlights the basic types of regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Опубликованные источники по истории образования XIX - начала ХХ в»

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / HISTORIOGRAPHY AND SOURCE STUDIES

Онлайн-доступ к журналу: http://Evestia_hist.isu.ru/ru/index.html

2016. T. 18. С. 103-110

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И ЗВЕСТИЯ

УДК 37(47)(091)

Опубликованные источники по истории образования XIX - начала XX в.

И. Н. Мамкина

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация. Посвящается обобщающей характеристике опубликованных источников по истории народного просвещения XIX - начала XX в. Рассмотрены законодательные акты, статистические источники, опубликованные отчеты. Выделены основные виды нормативных правовых актов.

Ключевые слова: источники, законодательство, образование, статистические сведения, отчеты.

Интерес к истории развития системы образования не ослабевает на протяжении длительного времени. Изменение политической ситуации в стране, модернизация образования актуализировали комплексное изучение системы образования. Но все еще недостаточно проанализирована история развития системы образования на окраинах Российской империи. Значительное внимание исследователей привлекают проблемы формирования системы образования в Восточной Сибири, ее особенности, структурные элементы, организация управления, роль общественности.

В данной статье предпринята попытка обобщающей характеристики опубликованных источников по истории образования с выявлением основных видов законодательных актов.

Опубликованные источники по истории образования - в основном нормативные акты, статистические сведения, отчеты, памятные книжки. В последние годы в исследованиях авторы широко используют в качестве источника законодательство Российской империи, что не практиковалось в работах советского периода.

Нормативные правовые акты Российской империи представлены по юридической силе законодательными актами центральных органов власти и актами локального правотворчества. С учетом самодержавной формы правления, законодательные акты Российской империи всегда прочно связывались с волей императора, выраженной в высочайшем утверждении. Следовательно, в законодательстве происходило отождествление воли и закона, и любой подписанный императором документ обретал высшую юридическую

силу. Правовые акты представлены манифестами, указами и повелениями, рескриптами, высочайше утвержденными докладами, уставами, положениями.

Манифесты издавались по особо важным случаям и в области народного просвещения и являлись актами фундаментального характера, определяющими вектор общего развития системы. В частности, Манифестом 8 сентября 1802 г. вводится система управления образованием на базе министерства народного просвещения, Манифестом от 25 июля 1810 г. «О разделении государственных дел на особые управления» определялись функции министерства. В приговоре декабристам, изложенным в Манифесте 13 июня 1826 г., впервые говорилось о негативном воздействии образования, что определило консервативную образовательную политику властей на долгие годы. Манифест 17 октября 1905 г., провозглашая демократические свободы, обусловил процесс демократизации и в системе образования.

Самой распространенной формой становятся указы и повеления, которые по сфере правового регулирования вводили как общероссийские положения, так и нормы специального характера. Высочайше утвержденные указы и повеления закрепляли частные стипендии в учебных заведениях, утверждали в должности директоров гимназии, главных инспекторов, попечителей учебных округов, вводили новые штаты, утверждали открытие новых учебных заведений.

Рескрипты представляли собой личное обращение императора к определенному должностному лицу. Как правило, в рескрипте выражалось высочайшее мнение и общие принципы дальнейшего развития определенной сферы. Так, в рескрипте Николая I министру народного просвещения А. С. Шишкову в 1827 г. запрещалось принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян, что в дальнейшем привело к ликвидации преемственности в системе образования и появлению закрытых типов учебных заведений для каждого сословия, сохранившихся до второй половины XIX в.

Всеподданнейшие доклады являлись обобщением по определенным вопросам просвещения. Доклад представлялся императору министром народного просвещения. Пометки на полях докладов часто становились руководством к действию. Например, доклад по поводу открытия Читинской учительской семинарии содержал отметку императора «быть по сему», после чего в Чите появилось третье в Восточной Сибири педагогическое учебное заведение.

Во второй половине XIX в. широкое распространение получили высочайше утвержденные уставы. Уставы характеризовались детализацией норм, определяли цель, функции и структуру учебных заведений, а также права и обязанности преподавателей и учеников. В области общего образования императорами подписаны Устав гимназий и прогимназий 1864 г., 1871 г., Устав реальных училищ 1888 г. В 1880-х гг. возрастает количество уставов различных обществ попечения и вспомоществования. Уставы устанавливала сферу полномочий обществ, порядок сбора и расходов собранных средств, условия оказания помощи нуждающимся. В Восточной Сибири в конце XIX в. утверждены уставы Общества для оказания пособий учащимся Во-

сточной Сибири (1875 г.), Общества содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам (1881 г.), Общества содействия учащимся в Москве сибирякам (1884 г.).

По сравнению с уставами утвержденные положения имели обобщающий характер. Положения указывали цель учебного заведения, его учредителей, принципы организации управления, учебные дисциплины и сроки обучения, требования к учащимся и т. д. Вступая в действие, нормы положений дополнялись актами локального характера, учитывающими местную специфику. Например, в 1905 г. распоряжениями главного инспектора народных училищ Восточной Сибири в инороческих школах Якутской и Забайкальской областей увеличили срок обучения на год. Занятия в первом классе разрешили проводить на национальном языке, что противоречило общероссийскому законодательству.

В 1905 г. с учреждением Государственной Думы получает распространение закон как новая разновидность нормативных актов. Проекты законов проходили долгую процедуру принятия и не всегда вступали в действие после принятия Думой. Закон о введении всеобщего начального образования разработан в министерстве народного просвещения в 1905 г., однако, проходя длительную процедуру согласования, пережив не один роспуск Государственной Думы, так и не был утвержден. Широкую известность получил закон от 3 мая 1908 г. «Об отпуске 6 900 000 на нужды начального образования», который часто считают законом о введении всеобщего образования, что на самом деле не совсем так. Принятие этого закона ознаменовало признание со стороны властей значимости начального образования, выразившееся в увеличении казенных ассигнований, что привело к модернизации начального образования. 14 июня 1910 г. принят закон «Об отпуске средств на удовлетворение педагогического персонала учебных заведений Министерства народного просвещения добавочным содержанием», улучшивший материальное положение учительского сообщества.

Еще одной группой источников законодательного характера являются акты, не требующие обязательного утверждения императора, к ним относятся распоряжения и циркуляры ведомственного характера. Акты министерства дополняли, детализировали отдельные законодательные положения путем издания инструкций, правил, распорядков. В частности, в Инструкции директорам и инспекторам народных училищ устанавливались пределы полномочий, форменная одежда, штатное расписание инспекций и т. д. Отдельными приказами и циркулярами министерство утверждало должностных лиц, вводило новые учебные программы, разрешало дополнительные дисциплины, учреждало начальные школы и т. п.

Как видно, источники законодательного характера весьма разнообразны не только по юридической силе, но и по типовой принадлежности. Огромный массив норм права распределился среди опубликованных и неопубликованных источников. Часть нормативных правовых актов опубликована в инкорпорированном «Полном собрании законов Российской империи». В первое издание вошли акты с 1649 г. по 3 декабря 1825 г. Второе

«Полное собрание законов» включало 55 томов и два тома дополнений, состоящих из актов, принятых с 12 декабря 1825 г. по 28 февраля 1881 г. Третье издание состоит из 33 томов законодательных актов с 1 марта 1881 г. по 31 декабря 1913 г. В 1832 г. на основе «Полного собрания законов» проведена первая кодификация, выразившаяся в первом «Своде законов Российской империи». Последующие кодификации проводились в 1842, 1857, 1876, 1886, 1891, 1906, 1911 гг. Для исследователей истории народного просвещения кодификации представляют значительный интерес. Оформленные в уставы нормативные акты содержат правила открытия и деятельности разных типов учебных заведений, принципы организации система управления, правила чинопроизводства и пенсионного обеспечения.

Нормативные акты министерства народного просвещения публиковались в «Сборнике постановлений по министерству народного просвещения». Многотомное издание содержит более 20 тыс. различных актов за 1802-1900 гг. Помимо этого, выпущены три алфавитных указателя и один том дополнений. Подготовка материалов к «Сборнику» входила в полномочия архива министерства. «Сборник» формировался из актов общегосударственного и ведомственного характера. Часть документов взяты из «Полного собрания законов», часть - из архивов Департамента народного просвещения. Следовательно, наиболее полным изданием нормативных актов по истории просвещения можно считать «Сборник постановлений по министерству народного просвещения», который довольно редко используется в качестве источника в исследовательских работах. Особая ценность заключается в размещении в сборнике мнений Государственного совета по вопросам образования, из которых мы узнаем историю принятия закона, позиции членов совета, доводы оппонентов.

Часть нормативных актов публиковалась в «Журнале министерства народного просвещения», который содержит 361 том с 1834 по 1917 г. Журнал имел следующие разделы: официальный - издавался с 1864 г. два раза в месяц, содержал нормативные акты, подготовленные Канцелярией министерства и отделениями Департамента; ученый, литературный и педагогические разделы содержали обзоры и рецензии новинок учебной литературы, статьи по вопросам просвещения. Таким образом, официальные издания дополняли и отчасти дублировали друг друга. При сопоставлении данных источников можно выявить степень значимости принятого документа, пределы юридического воздействия.

Необходимо обратить внимание на частные инкорпорации законодательства по вопросам народного образования. Особый интерес представляет четырехтомное издание под редакцией Г. Фальборка и В. Чарнолусского «Настольная книга по народному образованию» [24; 25]. Первые три тома были опубликованы в 1901 г., четвертый, дополнительный, - в 1911 г. Книга подготовлена специально для учебной администрации и народных учителей. Она состояла из законов, распоряжений, уставов, инструкций, положений по всем типам учебных заведений начальной школы. Особую ценность представляют распоряжения, запросы и пояснения для региональных властей. В

частности, издание содержит сведения об условиях службы в отдаленных областях России. С началом работы по введению всеобщего начального образования в 1913, 1914, 1915 гг. вышли сборники законов и правительственных распоряжений под редакцией К. Денисова [2-4]. Кроме нормативных актов, сборники содержат типовые бланки финансовой документации, архитектурные планы и нормы школьного строительства, статистические данные о ходе введения всеобщего начального обучения.

Отсутствие земских органов и дворянского сословия в Восточной Сибири определило формирование особой системы управления, регулируемой специальными законодательными актами, что расширило источниковую базу и позволило выявить региональные особенности [12; 13].

Таким образом, законодательство представлено широким кругом опубликованных источников, которые дополняют и уточняют друг друга и позволяют определить политику государства в области народного просвещения в целом и отдельных регионах в частности. Характерной чертой законодательства можно назвать его догоняющий характер относительно потребностей общества в области образования, особенно в сфере подготовки педагогических кадров. В то же время неравномерность социально-экономического развития в стране обусловила ограниченную реализацию ряда положений на окраинах страны.

Большую группу опубликованных источников составляют статистические сведения. Сведения о количестве и плотности населения, национальном составе, числе учебных заведений и т. п. собраны в уникальном издании «Азиатская Россия», опубликованном в 1914 г. переселенческим управлением Главного управления землеустройства и земледелия [1]. Статистические сведения официального характера представлены в опубликованных отчетах министра народного просвещения и обзорах деятельности министерства народного просвещения [5; 7; 14]. На основе извлечений из всеподданнейшего отчета министра просвещения составлен статистико-документальный справочник «Россия 1913 год» [22]. Характерной чертой официальных статистических данных является их установленная форма и критерии. Так, мы узнаем информацию не только о количестве учебных заведений в Восточной Сибири, но и источниках и объемах финансирования, количестве учителей и учеников, сословной и вероисповедальной принадлежности последних. В документах отмечалось количество поступивших и окончивших учеников. Сравнивая указанные данные с данными других округов за разные годы, мы получаем информацию о динамике и особенностях развития региональной системы образования.

Еще одним источником статистического характера являются данные переписи населения 1897 г. и однодневной переписи 1911 г., которые дают представление о распространении образования среди женщин, мужчин, плотности школьной сети, жаловании учителей по регионам и т. п. [15; 16]. Статистические сборники А. Г. Небольсина, Ю. А. Гагемейстера существенно расширяют источниковую базу статистического характера [6; 10]. Сравнение полученных данных дает возможность получить достоверные статистические сведения по вопросам истории образования. Наряду с офи-

циальными статистическими отчетами общероссийского характера необходимо отметить и региональные издания. Так, комплекс «Памятных книжек» характеризует положение школьного дела в губерниях и областях Восточной Сибири [17-21]. Следует отметить ценность «Памятных книжек Забайкальской области», издававшихся с 1884 по 1905 г. В этот период Забайкальская область входила в состав Приамурского генерал-губернаторства, но сохранила единую образовательную систему с Иркутским генерал-губернаторством. Данные «Памятных книжек» дают возможность обобщить сведения и оценить положение системы образования Восточной Сибири, несмотря на административное разделение региона.

Среди общего объема опубликованных источников необходимо выделить обобщающие работы председателя правительственной комиссии А. П. Кулом-зина и попечителя Харьковского учебного округа П. Э. Соколовского. Находясь в официальных поездках, авторы оставили опубликованные отчеты о результатах посещения Восточной Сибири [11; 23]. Если данные поездки А. П. Куломзина широко используются исследователями, то работа П. Э. Соколовского малоизвестна. Она представляет собой обобщающий труд обо всех типах учебных заведений Восточной Сибири [23]. Основанный на документальных источниках, предоставленных Соколовскому главным инспектором училищ Г. П. Василенко, отчет вводит в научный оборот ряд неизвестных ранее сведений о школах Якутии, Маньчжурии, Забайкалья. Несомненным достоинством является наличие фотографий и хорошая полиграфия.

Важный фактологический материал содержится в городских ежегодниках, которые в хронологическом порядке описывают памятные события города, в том числе и открытие училищ [8]. Дополняют ежегодники периодические издания. К центральным изданиям относятся «Вестник Европы» 1883 г. (том 2, 3); «Вестник школы» за 1914 г. (январские номера 1-4, февральские - 5-7); «Воспитание и обучение» за 1914 г. (№ 1, 3, 5-12); «Для народного учителя» 1907 (№ 1, 2, 5-6, 9-10). Местные издания: «Дальневосточное обозрение» 1911 г., № 2, «Забайкальское обозрение» 1915 г., 19 октября; «Забайкальские областные ведомости» 1900 г., 15 августа, «Сибирский архив» 1912 г. и др. Нередко на страницах периодики помещались статьи, посвященные проблемам подготовки учителей, деятельности учебных заведений. Кроме того, периодическая печать содержит сведения об участии учебных заведений в культурной жизни восточной окраины, отражает общественное мнение относительно школы, учителей, учебных программ.

Таким образом, анализ опубликованных источников дает достаточно широкое представление о принципах организации и деятельности системы общего образования в Восточной Сибири, позволяет выявить ее региональные особенности. Основное место среди опубликованных источников занимают нормативные правовые акты ведомственного характера.

Список литературы

1. Азиатская Россия. Т. 1. Люди и порядки за Уралом. - СПб. : Переселенч. упр. Глав. упр. землеустройства и земледелия, 1914. - 719 с.

2. Всеобщее обучение. Сборники законов и правительственных распоряжений за 1914 г. / сост. К. Денисов. - СПб. [б. и.], 1914. - 48 с.

3. Всеобщее обучение. Сборники законов и правительственных распоряжений за 1907-1913 гг. / сост. К. Денисов. - СПб. [б. и.], 1913. - 119 с.

4. Всеобщее обучение. Сборники законов и правительственных распоряжений за 1915 гг. / сост. К. Денисов. - СПб. [б. и.], 1915. - 51 с.

5. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1903 г. -СПб., 1905. - 778 с.

6. Гагемеистер Ю. А. Статистическое обозрение Сибири : в 3 ч. / Ю. А. Гаге-мейстер. - СПб. : Тип. II отд. собств. Е. П. В. канцелярии, 1854.

7. Извлечение из всеподданнейшего отчета господина министра народного просвещения за 1875 г. // Журн. м-ва народ. просвещения. - СПб., 1875 г. - Ч. 180. -С. 5-403.

8. Иркутская летопись (Летописи П. П. Пежемского, В. А. Кротова). - Иркутск : Паров. тип. П. П. Казанцева, 1911. - 418 с.

9. Иркутская летопись. 1857-1880 гг. (Продолжение летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова). - Иркутск : Тип. И. П. Казанцева, 1914. - 410 с.

10. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / под ред. А. Г. Небольсина. - СПб. [б. и.], 1884. - 257 с.

11. Куломзин А. Н. Потребности начального образования в Сибири: всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь 1896-1897 гг. / А. Н. Куломзин. - СПб. : Гос. тип., 1898. - 143 с.

12. Об управлении учебными заведениями в Иркутском и Приамурском генерал-губернаторствах, а так же в Туркестанском крае // СЗРИ. - 1893. - Т. 11, ч. 2. -С. 15.

13. Об усилении надзора за учебными заведениями Восточной Сибири // Сб. постановлений по М-ву народ. просвещения. - СПб., 1893. - Т. 9.

14. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за время царствования императора Александра III: (Со 2 марта 1881 г. по 20 октября 1894 г.). -СПб. : Гос. тип., 1901. - 676 с.

15. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. / под ред. Н. А. Троиницко-го. - СПб. : Паров. тип.-лит. Н. Л. Ныркина, 1905. - Вып. 1-2. - 268 с.

16. Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 г. Азиатская Россия. Западно-Сибирский учебный округ, Восточнай Сибирь, Приамурский край и Туркестан / ред. В. И. Покровский. - СПб. : М-во народ. просвещения, 1914. - Вып. 12-15. - 285 с.

17. Памятная книжка (вторая) Восточно-Сибирского учебного округа. Составлена по сведениям к 1-му января 1881 г. / под ред. Ю. Делеско. - Иркутск : Тип. Вост.-Сиб. воен. окр., 1881. - 347 с.

18. Памятная книжка Забайкальской области на 1891 г. - Чита [б. и.], 1891. -

135 с.

19. Памятная книжка Забайкальской области на 1901 г. - Чита : Забайкал. обл. стат. ком., 1901. - 435 с.

20. Памятная книжка Иркутской губернии на 1861 г. - Иркутск : Тип. Иркут. губ. правл., 1861. - 216 с.

21. Памятная книжка управления гражданскими учебными заведениями Восточной Сибири на 1902 г. - Иркутск : Тип. Штаба Вост. Сиб. воен. окр., 1902. - 380 с.

22. Россия 1913 г. [Электронный ресурс] : стат.-документ. справ. - URL: http://www.mysteriouscou ntry.ru/wiki/index.php (19.06.2016).

23. Соколовский П. Э. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае / П. Э. Соколовский. - Харьков : Тип. Зильберберг и С-вья, 1914. - 305 с.

24. Фальборк Г. Настольная книга по народному образованию. Законы, распоряжения, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. / Г. Фальборк, В. Чарно-лусский. - СПб. : Знание, 1901. - Т. 2. - 1538 с.

25. Чарнолусский В. Настольная книга по народному образованию / В. Чарно-лусский. - СПб. : Тип. Б. М. Вольфа, 1911. - Т. 4 (доп.). - 788 с.

Published Sources on the History of Education of the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries

I. N. Mamkina

Transbaikal State University, Chita

Abstract. The article generalizes characteristics of the published sources on the history of public education of the 19th century. It considers legal acts, statistical sources and published reports. It highlights the basic types of regulatory legal acts.

Keywords: sources, legislation, education, statistical data, reports.

Мамкина Инна Николаевна

кандидат исторических наук, заведующая, кафедра теории государства и права Забайкальский государственный университет

664082, г. Чита, ул. Чкалова, д. 140

тел.:8(3022)26-72-18

e-mail: [email protected]

Mamkina Inna Nikolayevna

Candidate of Sciences (History), Head Department of Theory of State and Law Transbaikal State University 140, Chkalov st., Chita, 664082 tel.:8(3022)26-72-18 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.