Чамуров Владимир Ильич
аспирант кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета (тел.: 89280076782)
Опубликование сведений о несостоятельности (банкротстве)
Статья посвящена такой проблематике, как информирование в делах о несостоятельности (банкротстве). Информационная функция имеет большое значение в институте банкротства, так как по-средствам информации, которая поступает к неограниченному кругу лиц путем публикации соответствующих сведений в средствах массовой информации, защищается большой круг лиц, вступивших в правоотношения с "несостоятельным" хозяйствующим субъектом.
Ключевые слова: информация, опубликование сведений, несостоятельность (банкротство), должник, кредиторы, уполномоченный орган, контролирующий (надзорный) орган, сеть Интернет.
V.I. Chamurov, aspirant of financial, business and informational law's department of Stavropol state University; tel.: 89280076782.
Publication of data of on insolvency (bankruptcy)
The article is devoted to such issue as informing in affairs about insolvency (bankruptcy). Informational function has a great meaning in the bankruptcy institute. The information which arrives to an unlimited circle of people by the publication of corresponding data in mass-media protects the big circle of people entered.
Key words: information, data publication, insolvency (bankruptcy), debtor, creditors, authorized body, control (supervisory) authority, internet network.
П
роцедура несостоятельности (банкротства) известна отечественной юриспруденции давно, лишь в советский период данный институт не был столь необходим российскому праву, но уже в новой России он возвращает свою актуальность, так как рыночная экономика не возможна без такого механизма, как банкротство. И именно с момента зарождения такой процедуры, как банкротство, информация стала инструментом, который приводил данную процедуру в действие, позволял институту несостоятельности воплощать свои основные функции в жизнь.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информация представляет собой "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". А к общедоступной информации, согласно этому же нормативно-правовому акту, относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Основная функция, которую несет информация в делах о несостоятельности, является доступность сведений неопределенному кругу лиц, с целью недопущения нарушения их прав. Выявить контрагентов должника, которые, так или
иначе, имеют заинтересованность непосредственного участия в процедуре банкротства, можно только путем их волеизъявления, которое в свою очередь возможно, когда последние должным образом информированы. И законодатель нашел возможность такого информирования, путем публикации сведений о несостоятельности (банкротстве) в средствах массовой информации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Во-первых, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, в обязательном порядке опубликовываются в официальном издании. Данная норма является императивной и не опубликование указанных сведений, является нарушением, что в свою очередь порождает юридическую ответственность арбитражного управляющего. Естественно данное официальное издание должно иметь тираж по всей территории Российской Федерации, дабы каждый субъект имел возможность ознакомиться с опубликованными сведениями. Публикация
104
в официальном издании, определяется регулирующим органом - Министерством экономического развития РФ. Правительство РФ, в лице указанного регулирующего органа, устанавливает тираж издания; периодичность и срок опубликования указанных сведений; порядок финансирования услуг и цены на эти услуги, причем таким образом, чтобы не было препятствий для быстрого и свободного доступа к указанным сведениям любого субъекта. В настоящее время таким изданием, определенным по результатам проведенного конкурса, является газета "Коммерсантъ" [3]. Более того, газета "Коммерсантъ" публикует данные не только в печатной версии, но и в сети Интернет на своем официальном сайте. Во-вторых, если публикация в официальном источнике, тиражируемом по всей территории страны, далеко не ново для российского законодательства о несостоятельности, то на сегодняшний день законодатель широко внедряет ресурсы сети Интернет в источники информирования сведений о банкротстве. Так, как было указанно выше, сведения, подлежащие опубликованию в том числе, в императивном порядке, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Данный институт является новеллой российского законодательства. Таким образом, в России начала работать электронная система сбора информации по банкротствам Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. По сути, государство впервые создало механизм раскрытия информации обо всех этапах процедуры банкротства компании - от подачи иска в суд до распродажи имущества на электронных торгах.
На сегодняшний день в жизнь управляющих вошли современные технологии: электронная цифровая подпись, электронные системы публикации, работа с другими федеральными информационными системами. Весь процесс стал безопаснее, надежнее, удобнее. Информация о процедурах банкротства теперь доступна в систематизированном виде. Можно идентифицировать всех участников процесса, быстро найти нужную информацию в архиве, мониторить своих должников. У регулятора же появилась возможность отслеживать текущие процедуры банкротств по регионам, отраслям, этапам, типам должников [2, а 150].
В-третьих, сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть опубликованы наряду с опубликованием в официальном издании в иных средствах массовой информации. К иным относятся республиканские, краевые, областные газеты (СМИ субъектов РФ), а также печатные издании муниципальных образований,
будь то город, район или сельское поселение. Поскольку это связано с дополнительными расходами, арбитражный управляющий должен заручиться решением собранием кредиторов или комитета кредиторов. Необходимо заметить, что публикация сведений о банкротстве в "местных" средствах массовой информации очень полезная мера, так как данные сведения в большинстве случаев наиболее интересны субъектам, проживающим в одной местности с должником, а у данных лиц возможность ознакомиться с указанной информацией гораздо выше через местную газету, чем через федеральный (общероссийский) источник.
Обязательному опубликованию подлежат наиболее важные сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов. Кроме того, некоторые положения Закона предусматривают иные случаи опубликования информации, в частности в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве опубликование информации о собрании кредиторов является надлежащим уведомлением его участников, если их (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов) более 500 либо если невозможно выявить сведения, необходимые для личного уведомления лиц, имеющих право участвовать в собрании кредиторов [1].
Возмещение расходов, связанных с опубликованием информации о банкротстве, осуществляется, по общему правилу, из имущества должника. Таким образом, данная обязанность должника (оплатить публикации) возникает на основании указания Закона. Из этого правила существуют исключения. Во-первых, иной источник оплаты может быть предусмотрен решением собрания кредиторов (это решение принимается обычным порядком - большинством голосов от числа голосов кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании). Во-вторых, иной источник оплаты может быть предусмотрен Законом о банкротстве, которая устанавливает, что если у должника отсутствует имущество, достаточное для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом.
В завершении необходимо сказать, что Закон
105
о банкротстве определяет конкретные параметры публикации - в ней должна содержаться следующая информация: наименование должника и его адрес; наименование арбитражного суда, принявшего определенный акт; дата его принятия; указание на введенную процедуру банкротства и номер дела о банкротстве должника; информация об арбитражном управляющем (фамилия, имя, отчество; адрес для направления ему корреспонденции; наименование саморегулируемой организации, членом которой он является, и ее адрес; дата следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве (если это необходимо в силу Закона)). Закон о банкротстве может предусматривать и другую информацию, подлежащую опубликованию.
Конкурсный процесс существовал и развивался в России с древнейших времен. Первые свидетельства об этом можно обнаружить в Русской правде, историческом памятнике российского правоведения, где содержатся ясные и подробные постановления, касающиеся отдельных аспектов несостоятельности и конкурсного процесса. Уже тогда просматривались попытки регулирования отдельных вопросов, в том числе доведения сведений о несостоятельности лица до масс, что говорит о том, что публикации сведе-
ний о несостоятельности (банкротстве), зарождалась с самого начала становления данного института.
1. Балдин К.В. и др. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование. 2-е изд. М, 2009.
2. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". 3-е изд. /nодред. В.Ф. Попондопуло. М., 2011.
3. Несостоятельность (банкротство): научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / nод ред. В.В. Витрянского. М., 2010.
1. Baldin K. V. and others. Bankruptcy of enterprise: analysis, calculation and prognostication. 2 -nd edition. M., 2009.
2. Commentary to Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy)" 3-rd edition / edited by V.F. Popondopulo. M., 2011.
3. Insolvency (bankruptcy): scientific-practical commentary of legislature's novels and practice of its using / edited by V.V. Vitryansky. M., 2010.
106