Научная статья на тему 'OPTOXPOM'

OPTOXPOM Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «OPTOXPOM»

3. Halliday S. Death and miasma in Victorian London: an obstinate belief / S. Halliday. - BMJ. - 2001, P. 1469-1471.

OPTOXPOM

A.C. Китаева, K.M. Демьяненко (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет»,

Россия, г. Иваново

Темой исследования является изучение и стилизация сценических костюмов артистов «цирка уродов» конца XIX - начала XX века для создания эпатажной коллекции, предназначенной для выставок, показов, съёмках в фильмах и клипах. Работа над коллекцией началась в марте 2020 года, когда в России выявили вспышку коронавирусной инфекции Covid - 19. Автор статьи, как дизайнер, также обратила внимание на эту проблему и разработала шесть масок, дополняющих образы из данной коллекции одежды «OPTOXPOM». Соответственно, работа, проделанная автором, является актуальной на сегодняшний день.

До начала XX века общество проявляло нетерпимость к людям с ограниченными возможностями. Некоторые из них, стремясь вырваться из сложных жизненных ситуаций, решались уйти работать в «цирк уродов», где их также всячески унижали. Однако владельцы цирка платили им за это неплохие гонорары, которые они затем могли потратить на обустройство своей дальнейшей жизни, после ухода из шоу. Коллекция, посвященная цирку XIX - XX вв., позволит напомнить всем, как тогда обращались с неугодными обществу, чтобы в будущем полностью искоренить такое отношение к людям с ограниченными возможностями.

В результате работы коллекция одежды «OPTOXPOM» представляет из себя симбиоз модных трендов на 2020 - 2021 гг. и частей исторических костюмов для выступлений артистов цирка. Целевой аудиторией данной коллекции одежды должны стать девушки в возрасте от 16до 25 лет.

Основная идея коллекции - создание моделей, вместе выглядящих эпатажно и провокационно, а по отдельности - повседневно и носибельно. Каждый образ уникален и передаёт характер конкретного артиста цирка XIX - XX века, будь то «мальчик-рак», женщина с гигантскими ногами, «женщина-змея», четвероногая девочка, «мальчик-пони» или клоун.

Создание моделей из коллекции «Ортохром» строилось на контрасте форм и цветового решения. Одна часть изделий должна плотно облегать фигуру, а вторая часть, наоборот, свободно сидеть на теле человека. В первом случае для достижения этой цели применялся материал с необходимыми для этого свойствами - трикотаж. Была использована костюмная ткань, которая плотно облегала фигуру благодаря рельефным швам. В коллекции присутствует плоский крой, полученный после размоделирования вытачек. Созданный с помощью пышных рукавов необходимый объём получался в результате конического разведения базовой основы рукава. Поясные изделия контрастировали с плечевыми благодаря разнице в объёме, который создавался в брюках в результате

моделирования складок и защипов. Ткани, использующиеся в коллекции, отвечают требованиям современных потребителей - они не сковывают движение, многие материалы не мнутся, что ускоряем и упрощает процесс ухода за ними, а плащевая ткань имеет способность отталкивать воду. Таким образом, изделия, сшитые из таких материалов, прослужат потребителю дольше из-за их бездефектности. Для воплощения эффекта оживших черно-белых снимков после изучения фотографий цирковых артистов было выбрано необычное цветовое сочетание - оттенки серого, чёрный и акцентный красный как дополнение к цветовому решению.

Для создания одного из комбинезонов была поставлена задача разработать принт с авторским прочтением рисунка на змеиной коже. Элементы данного принта отрисовывались вручную на формате A3 (используя акварель, тушь и масляную пастель), сканировались и в графическом редакторе «Adobe Photoshop» объединялись в один общий рисунок, который затем печатался на трикотаже с помощью цифровой печати.

Рисунок 1 - Принт под змеиную кожу (акварель, масляная пастель, Adobe Photoshop)

Каждой модели из коллекции были даны названия, характеризующие её внешний вид и персонажа, которым она была вдохновлена. Для примера будут приведены модели, имеющие в образе актуальные на данный период времени маски, и единственная модель, не имеющая маски.

Модель «Женщина-змея» олицетворяет образ гимнастки, одетой в обтягивающий трикотажный комбинезон, не сковывающий движения. Для достижения более гротескного эффекта для пошива комбинезона использовалась авторская ткань с принтом под змеиную кожу. Также применение данного рисунка обусловлено биографией двух цирковых артисток Серпентины и Сюзи, послуживших вдохновением для данного образа. У обеих женщин были проблемы с кожей, которая из-за неизлечимых болезней изменила свой внешний вид. Балаклава на голове открывает только небольшое пространство для глаз, позволяя персонажу видеть и проявлять эмоции, используя только их, т.к. выражение лица становится недоступным посторонним.

Модель «Женщина - рак». Вдохновением для данной модели послужил внешний вид ещё одного артиста цирка - Гренди Стайлза, который страдал экстродактилией. В этом образе прозвище «мальчик-рак», закрепленное на Гренди, понимается буквально. Поэтому куртка, рюкзак, сумка и перчатки напоминают панцирь ракообразного. Объём в данном случае создаётся не только формой, но и цветом, т.к. куртка на синтепоне, перчатки в форме клешней рака, маска, закрывающая всё лицо, рюкзак и сумка выполнены из светлой плащёвой ткани, за счёт чего появляется акцент в верхней части туловища.

Модель «Сиамский близнец» представляет собой слияние двух существ в одном. Один близнец, родившийся полноценным трудоспособным человеком, занимает большую часть образа. Это маска, блуза из шифона и брюки с нашитыми на них полосами из плащёвки. Второй близнец в результате генетической мутации не закончил своё развитие и сросся с первым близнецом, поэтому в данном костюме он показан только накладными брюками, представляющими из себя его ноги. Для подчёркивания эффекта присутствия второго близнеца мной был создан рюкзак - кукла из костюмной ткани и синтепона с полностью функционирующими накладными карманами и карманами на молнии. Маска в этом случае делит лицо как бы на две головы - серая для одного близнеца, небольшой кусочек красного - для второго.

Модель «Женщина-слон» представляет собой монохромный комплект чёрного цвета, состоящий из маски, топа и брюк. Маска, с симметрично нашитыми лентами и полностью закрывающая нос и рот, отсылает нас к одной из самых популярных артисток цирка XIX века -бородатой женщине. Образ «слона» подчёркивают свободные брюки, заканчивающиеся на ноге сборкой и рюшей. Именно объём в ногах и его отсутствие на верхней части туловища создают прямую отсылку к ещё одной артистке цирка - Фанни Милз, страдающей лимфидемой. Эта болезнь делала её ноги непропорционально большими по сравнению с остальными частями тела.

Модель «Пони» вдохновлена Робертом Хадлерстоном, который из-за вывернутых от рождения в обратную сторону суставов не мог передвигаться на двух ногах и ходил исключительно на четырех конечностях. Чтобы передать эту особенность в костюме, рукава на свитшоте были удлинены до щиколотки модели. Идея кюлотов из костюмной ткани на подтяжках с нашитыми красными полосами из плащёвки также была взята с фотографий Роберта. В XIX веке подтяжки были неотъемлемой частью гардероба мужчины, поэтому и в цирковом костюме их достаточно часто использовали. Маска из тех же материалов дополняет полосатые изделия в коллекции. На полочке и спинке свитшота размещена трикотажная ткань с авторским принтом под змеиную кожу, что является поддержкой для комбинезона «Женщины -змеи».

Модель «Клоун» вдохновлена образом клоуна Футита, выступавшего в цирке в конце XIX века вместе со своим компаньоном Шоколадом. Изучив старые фотографии, автор пришла к выводу, что цирковые клоуны, как правило, носили объёмный комбинезон с заниженной линией сидения и пышный воротник. Данный образ из коллекции также является монохромным и состоит из комбинезона, асимметричной маски, создающей отсылку к клоунскому гриму, и воротника.

Модель «Женщина-цирк» была вдохновлена внешним видом шапито и олицетворяет цирк в целом, поэтому она является основной в коллекции. Это монохромный образ в стиле total look красного цвета, состоящий из плаща, брюк и водолазки. Ленты на рукавах символизируют канаты, которые часто встречаются внутри самих шапито, а также используются в номерах артистов.

На рис. 2 представлена готовая коллекция «ОРТОХРОМ». Где модель 1 - «Женщина-слон», 2 - «Женщина-рак», 3 - «Пони», 4 - «Женщина-цирк», 5 - «Сиамский близнец», 6 - «Клоун», 7 - «Женщина - змея».

Дизайнер: Китаева Анна Сергеевна

Рисунок 2 - Коллекция одежды «ОРТОХРОМ» Таким образом, данная коллекция является актуальной в настоящий момент, так как она не только затрагивает острый социальный аспект - отношение общества к людям с ограниченными возможностями, но и отражает тренд 2020 года на использование средств индивидуальной защиты. Некоторые маски, представленные в ней, например, в модели «Женщина - слон» и «Пони», могут быть использованы и в повседневной жизни. Также данная коллекция может быть выставлена как арт - объект, отражающий современную реальность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Макарова, Т.Л., Макаров, С.Л. Анализ символа «Звезда» в дизайне современного костюма и актуализация базы данных и компьютерной программы // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2018. № 3. - с. 132-135.

2. Сарттарова, Л.Т. Мокеева, Н.С. Утеулиева, М.О. Принципы проектирования одежды для лиц с ограниченными физическими возможностями // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2018. - №6. - с. 264-266.

3. Жандо, Домини. История мирового цирка / пер. Вера Аркадьевна Мильчина / Домини Жандо. - Москва: Искусство, 1984. - URL: https://coollib/com/b/3746/read (дата обращения: 20.04.2020)

4.16vik09: [сайт]. - URL: https://16vik09.livejournal.com/1972336.html (дата обращения: 22.04.2020)

5. Five Plus : [сайт]. - URL: http://www.fiveplus.org.ua/frik-shou-istoriya-cirka-urodov (дата обращения: 28.05.2020)

6. Мода и культура : [сайт]. - URL: https://myshulka.ru/node/293 (дата обращения: 28.05.2020).

ИНДУСТРИЯ МОДЫ В ПОСТ-КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ Л.В. Кузьменко, к.т.н., доц. О.Н. Данилова (научный руководитель)

ФБГОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»,

Россия, г. Владивосток

Тенденции в индустрии моды XXI в. всё более ориентированы на дизайн комфортной многофункциональной одежды, подходы «устойчивого развития» и «устойчивой моды» являются наиболее передовыми и актуальными. Устойчивая мода (sustainable fashion) — широко обсуждаемый феномен на уровне журнальных статей и справочников. Если исходить из общих определений, устойчивая мода предполагает замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления. Условно принятое определение представляет устойчивую моду как философию и стремление к экологической и социальной устойчивости. Фактор этичности бренда стал основополагающим в успехе [1; 4, с.15]. Для успешности молодых дизайнеров в контексте нового времени важно сформулировать новые подходы и приёмы проектирования костюма.

Цель исследования - прогнозирование путей развития индустрии моды в период после пандемии. Задачи работы: определить основополагающие тенденции в моде; провести анализ тенденций и дизайнерских приёмов, которые были использованы до распространения пандемии; провести ретроспективный анализ закономерностей развития модных тенденций (история моды XX в. в период экономического (политического) спада, катаклизма); выявить дальнейшие пути развития модной индустрии; определить подходы, помогающие молодому дизайнеру попасть в контекст времени.

Методы исследования и дизайн-проектирования: методы прогнозирования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный прогнозы). Количественный (статистическая обработка данных) и качественный (стиль, форма, материалы) анализ ассортимента модной одежды.

Практическая новизна: установлены методы и приёмы, способствующие молодому дизайнеру попасть в контекст времени - моды после пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.