МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научная статья УДК 159.9:343.83
doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).005-014
ОПТИМИЗМ КАК РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Павел Александрович Кисляков1,2, Алина Анатольевна Татищева3
1 Российский государственный социальный университет, г Москва, Россия
2 ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1238-9183
3 Российский государственный социальный университет, г Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования оптимизма в качестве ресурса по обеспечению психологической безопасности и благополучия у специалистов профессий особого риска. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью должной поддержки, а также улучшением психологического состояния специалистов профессий особого риска, уменьшением влияния негативных факторов их деятельности и повышением эффективности работы. Цель исследования - анализ степени влияния оптимизма на психологическую безопасность и благополучие специалистов профессии особого риска (на примере сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Общее количество испытуемых составило 59 человек. В работе использовались методики «Шкала оптимизма и активности (AOS)» (И. Шуллер, А. Комуниан, в адаптации Н. Водопьяновой, М. Штейна), «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности (И. И. Приходько), опросник «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, в адаптации Н. Н. Лепешинского). Установлено, что в трудовых коллективах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо© Кисляков П. А., Татищева А. А., 2023
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00678. URL: https://rscf.ru/project/22-18-00678
ß)®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by NC SA Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобладают «активные оптимисты»; больший процент специалистов имеют высокий уровень как психологической безопасности, так и психологического благополучия. Установлено что оптимизм выступает предиктором психологической безопасности и психологического благополучия сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Результаты проведенного исследования использованы при разработке программы психологического тренинга, направленного на развитие у сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий позитивного мышления, повышение уровня выраженности у них оптимизма.
Ключевые слова: оптимизм, психологическая безопасность, психологическое благополучие, профессии особого риска, личностный ресурс, позитивное мышление, сотрудники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Для цитирования
Кисляков П. А., Татищева А. А. Оптимизм как ресурс психологической безопасности и психологического благополучия сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий // Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). С. 5-14. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).005-014.
METHODOLOGY AND THEORY OF LEGAL PSYCHOLOGY
Original article
WELL-BEING OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF CIVIL DEFENSE, EMERGENCIES AND DISASTER RELIEF OF THE RUSSIAN FEDERATION
Pavel Aleksandrovich Kisljakov1,2, Alina Anatol'evna Tatishheva3
1 Russian State Social University, Moscow, Russia
2 Research Institute of the FPS of Russia, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid. org/0000-0003-1238-9183
3 Russian State Social University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents the results of a study of optimism as a resource for ensuring psychological safety and well-being of specialists in professions of special risk. The relevance of this study is due to the need for proper support, as well as
00653017
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
improving the psychological state of specialists in high-risk professions, reducing the influence of negative factors of their activities and increasing work efficiency. The purpose of the study is to analyze the degree of influence of optimism on the psychological safety and well-being of specialists in the profession of special risk (using the example of employees of the Ministry of Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief of the Russian Federation). The total number of subjects was 59 people. The methods used in the work were «Scale of optimism and activity (AOS)» (I. Shuller, A. Komunian, in the adaptation of N. Vodopyanova, M. Stein), «Express diagnostics of psychological security of the individual» specialist of extreme activity (I. Prikhodko), questionnaire «Scale of psychological well-being» (K. Riff, in the adaptation N. N. Lepeshinsky). It is established that «active optimists» prevail in the labor collectives of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters; a larger percentage of specialists have a high level of both psychological security and psychological well-being. It is established that optimism acts as a predictor of psychological safety and psychological well-being of employees of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. The results of the study were used in the development of a psychological training program aimed at developing positive thinking among employees of the Ministry of Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, increasing their level of optimism.
Keywords: optimism, psychological safety, psychological well-being, professions of special risk, personal resource, positive thinking, employees of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters
For citation
Kisljakov, P. A., Tatishheva, A. A. 2023, 'Optimism as a Resource for psychological Safety and psychological Well-being of Employees of the Ministry of Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief of the Russian Federation', Applied legal psychology, iss. 3(64), рр. 5-14, doi: 10.33463/20728336.2023.3(64).005-014.
Задача по поддержанию психологиче- различных стрессовых реакций, включая
ской безопасности и благополучия специ- посттравматический стрессовый синдром,
алистов профессий особого риска явля- депрессию, снижение эффективности про-
ется крайне важной, ведь эти профессии фессиональной деятельности и пр. [1]. связаны с высоким уровнем ответствен- Психологическая безопасность и пси-
ности за жизни людей, работой в услови- хологическое благополучие исследуются
ях с потенциальной угрозой для жизни, многими авторами в контексте психологии
что влечет за собой стресс и тревогу. От- личности, психологии профессиональной
сутствие соответствующей поддержки и деятельности, клинической психологии и
организации работы, направленной на пр. Многочисленные исследователи при-
поддержание психического и эмоцио- ходят к выводу о том, что психологическая
нального здоровья специалистов может безопасность имеет двойную природу: как
привести к ухудшению их физического внутренняя суть человека и как характери-
и психического состояния, появлению стика внешней среды [2-4].
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
А. В. Молокоедов и соавторы дают определение психологической безопасности как процесса, состояния и свойства личности, проявляющегося на разных уровнях общества. На уровне личности это состояние динамического баланса в отношениях с миром, собой и другими, позволяющее сохранять целостность и реализовывать цели [5].
Философские и психологические теории, объясняющие позитивное функционирование человека (Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Эриксон, К. Г. Юнг и др.), были объединены К. Рифф, которая является основоположницей понятия психологического благополучия [6]. Психологическое благополучие определяется как комплексная характеристика позитивной личности и является многомерным динамическим процессом [7-9].
Я. И. Павлоцкая определяет психологическое благополучие как комплексное явление, которое находит выражение в удовлетворенности жизнью, реализации потенциала и элементах системы отношений личности [10]. Психологическое благополучие тесно связано с базовыми человеческими ценностями и потребностями и проявляется в субъективном ощущении счастья и удовлетворенности своей жизнью. Кроме того, психологическое благополучие отражает когнитивно-эмоциональную оценку качества жизни человеком, которая включает в себя переживание положительных эмоций и реализацию своего потенциала [11].
Имеются обширные научные данные о благотворном влиянии личностных ресурсов на преодоление стресса (различные трудности, проблемы, профессиональная адаптация, выбор жизненного пути, последствия природных катастроф). Опыт научных исследований показывает, что выраженность личностных характеристик оказывает позитивное влияние на уровень психологического здоровья, а не на степень стрессового воздействия. Личностные ресурсы могут быть использованы в
качестве средства для переосмысления восприятия и эффективного управления в стрессовых ситуациях [12].
Исследования показали, что оптимизм и правильная самооценка являются важными личностными ресурсами, способствующими успешному совладанию с эмоциональным стрессом и повышению сопротивляемости негативным последствиям, возникающим в результате стрессовых событий [13]. Научные данные подтверждают эффективность стратегии активности и оптимизма в достижении здоровья, благополучия и долголетия. Основополагающие принципы этой стратегии включают в себя возможности человека защитить свой организм от негативных воздействий. Сохранить эти возможности до пожилого возраста можно путем психоэмоционального развития (уверенность в себе, оптимизм) [14].
Оптимизм рассматривается как способ смотреть на мир и относиться к нему, включая систему зрения, отношения, мышление и поведение человека в его окружении, его жизни и его будущем. Д. Осгуд отмечал, что возможно преобразить жизни, меняя взгляд на нее. Концепция «выученной беспомощности» М. Селигмана определяет черты пессимизма и оптимизма, показывая, что оптимисты смотрят на жизнь с позитивной стороны. Оптимисты не теряют мотивацию после поражений, а используют их как вызов, побуждение к действию с еще большей энергией. Таким образом, оптимизм - это активный способ действовать и добиваться целей в жизни [15].
В настоящее время существуют два основных подхода к пониманию феномена оптимизма. Первый подход - атрибутивный стиль, разработанный М. Селигманоми его последователями. Второй подход - дис-позиционные конструкты, предложенные М. Ф. Шейером и Ч. С. Карвером. Несмотря на различия, оба подхода выделяют одно общее - оптимизм как ожидание хороших
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
результатов в сложных ситуациях в важных областях жизни человека [16-18].
У людей может быть разный подход к жизни - оптимистический или пессимистический, причем оптимистическая установка может способствовать достижению успеха и сохранению здоровья. Согласно М. Селигману, человек может научиться оптимизму при помощи сознательных усилий и развития новых навыков [19]. Оптимизм характеризуется уверенностью личности в преодолении трудностей и выборе адаптивных моделей поведения. Н. Е. Водопьянова подчеркивает значимость оптимизма и описывает его как устойчивую позицию, основанную на вере в силу человеческой природы и в собственные ресурсы [15]. В конечном счете оптимизм влияет на психическое здоровье личности.
Оптимизм может выступать в качестве одного из ключевых ресурсов для поддержания психологического благополучия и психологической безопасности специалистов профессий особого риска. Этот ресурс позволяет сохранять надежду и веру в успех при решении жизненных и профессиональных задач, помогает в преодолении трудностей. Специалисты, обладающие данным ресурсом, способны сохранять позитивное отношение к своей работе и оптимистичный настрой на будущее в целом, что важно для поддержания мотивации и энергии на службе. Стоит также отметить, что оптимизм не должен быть пустым отрицанием реальности и проблем, с которыми сталкиваются специалисты в своей работе. Он должен базироваться на рациональной оценке ситуации и на осознании того, что с трудностями можно справиться любыми средствами.
Целью данного исследования был анализ степени влияния оптимизма на психологическую безопасность и благополучие специалистов профессии особого риска [на примере сотрудников Министерства Российской Федерации по делам граж-
данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)]. Проверке была подвергнута гипотеза о том, что психологическая безопасность и благополучие сотрудника МЧС России определяются разной степенью выраженности оптимизма.
Эмпирическое исследование проводилось в 2023 г. на базе Главного управления МЧС России по г. Москве. Общее количество испытуемых составило 59 человек, испытуемые были разделены на две группы: первая - 33 человека - сотрудники пожарных частей, отрядов федеральной противопожарной службы (ОФПС); вторая -26 - сотрудники региональных отделов надзорной деятельности и профилактической работы (РОНПР). Для проведения исследования были отобраны следующие методики: «Шкала оптимизма и активности» (AOS) (И. Шуллер, А. Комуниан, в адаптации Н. Водопьяновой, М. Штейна [15]; «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» (специалиста экстремального вида деятельности) И. И. Приходько [20]; «Шкала психологического благополучия»(RPWB) (К. Рифф, в адаптации Н. Н. Лепешинского) [6]. Математическая обработка данных производилась с помощью SPSS Statistics 23; были применены коэффициент корреляции Спирмена, критерий Краскала - Уол-лиса, линейный регрессионный анализ.
При анализе данных проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты. Среди сотрудников ОФПС активных оптимистов больше, чем среди сотрудников РОНПР. Сотрудники противопожарной службы чаще проявляют активную позицию, оптимистичный взгляд на жизнь, что также отражается на их профессиональной деятельности. У сотрудников ОФПС активных оптимистов (АО) - 61 % от общего числа испытуемых, пассивных оптимистов (ПО) - 30, реалистов (Р) - 9 %, активных пессимистов (АП)
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
и пассивных пессимистов (ПП) выявлено не было. У сотрудников РОНПР АО - 54 % от общего числа испытуемых, ПО - 35, Р - 11 %, АП и ПП выявлено не было.
Исследование показало, что 82 % сотрудников ОФПС имеют высокий уровень психологической безопасности, остальные 18 % - средний. Среди сотрудников РОНПР 85 % имеют высокий уровень психологической безопасности, остальные 15 % - средний уровень. Сотрудники РОНПР имеют несколько больший процент людей с высоким уровнем психологической безопасности. Это объясняется тем, что условия работы надзорной и профилактической деятельности более безопасны, чем условия работы в противопожарной службе. В целом все специалисты способны сохранять стойкость и выполнять свое профессиональное предназначение даже в самых сложных и непредсказуемых ситуациях. У 55 % сотрудников ОФПС выявлен высокий уровень психологического благополучия, у 45 % - средний; у сотрудников РОНПР высокий и средний уровни - поровну.
Используя критерий Краскала - Уоллиса, мы проанализировали, имеются ли различия показателей психологической безопасности и благополучия у респондентов, разделенных по психологическому типу личности на основании результатов шкалы AOS (табл. 1). Из таблицы видно, что высокие показатели психологической безопасности и психологического благополучия демонстрируют сотрудники с установкой «пассивный оптимист» и «активный оптимист».
Корреляционный анализ Спирмена выявил сильную прямую корреляционную связь (p < 0,001) между оптимизмом и психологической безопасностью, оптимизмом и психологическим благополучием как у сотрудников ОФПС, так и у сотрудников РОНПР. В результате анализа данных были также выявлены сильные прямые корреляционные связи (p < 0,01) между оптимизмом и субшкалами психологической безопасности и психологического благополучия. Далее для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен линейный регрессионный анализ (табл. 2).
Таблица 1
Сравнение выборок по исследуемым переменным
Выборка Переменная Тип личности (AOS) Средний ранг Н. Краскала -Уоллиса
Психологическая безопасность Активные оптимисты 16,2 8,81 р < 0,01
Пассивные оптимисты 22,5
Сотрудники Реалисты 4
ОФПС Психологическое благополучие Активные оптимисты 16,55 10,48 р < 0,01
Пассивные оптимисты 22,35
Реалисты 2,17
Психологическая безопасность Активные оптимисты 14,57 5,84 р < 0,05
Пассивные оптимисты 15,17
Сотрудники Реалисты 3,5
РОНПР Психологическое благополучие Активные оптимисты 14,14 6,06 р < 0,05
Пассивные оптимисты 15,78
Реалисты 3,67
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Результаты регрессионного анализа
Таблица 2
Выборка Зависимая переменная R2 F в Р
Сотрудники ОФПС Психологическая безопасность 0,688 68,375 0,829 < 0,001
Психологическое благополучие 0,526 34,408 0,725 < 0,001
Сотрудники РОНПР Психологическая безопасность 0,46 20,484 0,679 < 0,001
Психологическое благополучие 0,491 23,162 0,701 < 0,001
Исходя из полученных результатов, мы наблюдаем наличие линейной связи между переменными: у сотрудников ОФПС -68,8 % и у сотрудников РОНПР - 46 % изменчивости зависимой переменной «психологическая безопасность». 52,6 % у сотрудников ОФПС и 49,1 % у сотрудников РОНПР изменчивости зависимой переменной «психологическое благополучие» объясняются изменчивостью независимой переменной «оптимизм». Таким образом, повышение показателей оптимизма будет сопровождаться повышением уровня психологической безопасности и благополучия.
На основании проведенного исследования нами была разработана программа тренинга по развитию позитивного мышления у специалистов профессии особого риска, направленного на повышение степени выраженности оптимизма. При разработке данного тренинга мы учли специфику профессиональной деятельности специалистов профессий особого риска. Осознавая экстремальные условия работы у участников нашего тренинга, в программу тренинга были включены упражнения по снятию эмоциональной напряженности, а также учебный материал, касающийся методов саморегуляции в целях снижения общего уровня стресса и тревоги. За основу работы в тренинге было решено взять когнитивный подход. Через проработку восприятия участника-
ми своих жизненных проблем, различных повседневных ситуаций в рамках тренинга психолог обучает сотрудников оптимистичному отношению к жизни в целом и к отдельным ее проявлениям, позитивному мышлению, умению находить пути решения возникающих проблем, не поддаваясь унынию.
Проведенное исследование показало, что оптимизм выступает предиктором психологической безопасности и психологического благополучия сотрудников МЧС России. Из этого следует, что повышение показателей оптимизма будет сопровождаться повышением уровня психологической безопасности и благополучия, что является ключевым фактором для сохранения психологического здоровья специалистов опасных профессий. Для этого необходимо регулярное проведение профилактических мероприятий и обучение эффективным технологиям, которые способствуют формированию навыков сопротивления угрозам. Особое значение имеют личностные ресурсы, такие как оптимизм, которые могут помочь успешно справиться с негативными эмоциями и сохранить мотивацию для работы в экстремальных условиях. Необходимо обучать специалистов развивать оптимизм и другие позитивные качества, которые помогут сохранять им психологическую устойчивость и работоспособность.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Список источников
1. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Зайнуллина Э. Р. Влияние семейного благополучия на профессионально-психологическую устойчивость сотрудников МЧС России // Пожарная и аварийная безопасность. 2023. № 1(28). С. 14-23.
2. Баева И. А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. 2006. № 1(1). С. 66-68.
3. Дашевский А. Р., Шмелева Е. А., Кисляков П. А. Психологическая безопасность курсантов противопожарного вуза в условиях особой социальной обстановки // Russian Journal of Educationand Psychology. 2023. Т. 14, № 2. С. 142-157.
4. Сухоруков М. М. Психологическая безопасность личности // Научные исследования XXI века. 2023. № 2(22). С. 307-310.
5. Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Франц С. В. Психологическая безопасность личности: основы комплексного анализа. М. : Левъ, 2017. 173 с.
6. Лепешинский H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3(15). С. 24-27.
7. Скорынин А. А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 90-97.
8. Соломатина В. Психологическое благополучие как многоуровневый и многофакторный конструкт позитивного функционирования личности // Человеческий капитал. 2019. № 6-2(126). С. 212-215.
9. Шорина К. В. Психологические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия // Научное отражение. 2019. № 1(15). С. 49-50.
10. Павлоцкая Я. И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1544.
11. Данилова М. А. Психологическое благополучие личности: понятие и основные уровни // Форум молодых ученых. 2019. № 4(32). С. 285-289.
12. Иванова Т. Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 38 с.
13. Копинг-стратегии и ресурсы совладания с профессиональным выгоранием и посттравматическим стрессом у среднего медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19 / А. В. Хасина [и др.] // Организационная психология. 2021. Т. 11, № 4. С. 129-164.
14. Стратегия активности и оптимизма: от профилактики заболеваний к укреплению здоровья / Э. Булич [и др.] // Вестник физиотерапии и курортологии. 2015. № 4. С. 67-68.
15. Водопьянова Н. Е. Стресс-менеджмент : учеб. для вузов. М. : Юрайт, 2023. 283 с.
16. Афанасьева А. Н. Предпосылки формирования и развития оптимизма личности // Молодой ученый. 2013. № 9(56). С. 341-344.
17. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Оптимистический атрибутивный стиль и диспозиционный оптимизм: эмпирическая проверка сходства и различия двух конструктов // Психология. Журнал ВШЭ. 2017. Т. 14. № 4. С. 756-765.
18. Ковтуненко А. Ю., Ерзин А. И. Оптимизм как коррелят благополучного старения // Психология и психотехника. 2019. № 4. С. 89-100.
19. Селигман М. Как научиться оптимизму: измените взгляд на мир и свою жизнь : пер. с англ. 3-е изд. М. : Альпина Паблишер, 2017. 544 с.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
20. Приходько И. И. Психодиагностический инструментарий определения психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3(40). С. 28-31.
References
1. Kisljakov, P. A., Shmeleva, E. A., Zajnullina Je. R. 2023, 'The influence of family well-being on the professional and psychological stability of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia'. Fire and emergency safety, iss 1(28), pp. 14-23.
2. Baeva, I. A. 2006, 'Security psychology as a direction of psychological science and practice'. National Psychological Journal, iss. 1(1), pp. 66-68.
3. Dashevskij, A. R., Shmeleva, E. A., Kisljakov P. A. 2023, 'Psychological safety of cadets of a fire-fighting university in a special social situation'. Russian Journal of Education and Psychology, vol. 14, iss. 2, pp. 142-157.
4. Suhorukov, M. M. 2023, 'Psychological security of the individual'. Scientific Research of the XXI century, iss. 2(22), pp. 307-310.
5. Molokoedov, A. V., Slobodchikov, I. M., Franc, S. V. 2017, 'Psychological security of the individual: the basics of a comprehensive analysis'. Moscow : Lev, 173 p.
6. Lepeshinskij, N. N. 2007, 'Adaptation of the questionnaire "Scale of psychological well-being" K. Riff'. Psychological Journal, iss. 3(15), pp. 24-27.
7. Skorynin, A. A. 2020, 'On the question of the structure of psychological well-being of the individual'. Humanitarian studies. Pedagogy and Psychology, iss. 2, pp. 90-97.
8. Solomatina, V. 2019, 'Psychological well-being as a multilevel and multifactorial construct of positive personality functioning'. Human Capital, iss. 6-2(126), pp. 212-215.
9. Shorina, K. V. 2019, 'Psychological approaches to the study of the problem of subjective well-being'. Scientific Reflection, iss. 1(15), pp. 49-50.
10. Pavlockaja, Ja. I. 2015, 'Socio-psychological analysis of levels and types of personal well-being'. Modern problems of science and education, iss. 1-1, p. 1544.
11. Danilova, M. A. 2019, 'Psychological well-being of the individual: the concept and basic levels'. Forum of Young Scientists, iss. 4(32), pp. 285-289.
12. Ivanova, T. Ju. 2016, 'The functional role of personal resources in ensuring psychological well-being' : abstract. dis.... cand. psychological sciences. Moscow, 38 p.
13. A. V. Hasina [by ed.]. 2021, 'Coping strategies and resources for coping with professional burnout and post-traumatic stress among nursing staff in the conditions of the COVID-19 pandemic'. Organizational Psychology, vol. 11, iss. 4, pp. 129-164.
14. Je. Bulich [by ed.]. 2015, 'Strategy of activity and optimism: from disease prevention to health promotion'. Bulletin of Physiotherapy and Balneology, iss. 4, pp. 67-68.
15. Vodop'janova, N. E. 2023, 'Stress management'. Textbook for universities. Moscow : Yurayt Publishing House, 283 p.
16. Afanas'eva, A. N. 2013, 'Prerequisites for the formation and development of personal optimism'. A young scientist, iss. 9(56), pp. 341-344.
17. Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., Osin, E. N. 2017, 'Optimistic attributive style and dispositional optimism: empirical verification of the similarities and differences of two constructs'. Psychology. HSE Journal, vol. 14, iss. 4, pp. 756-765.
18. Kovtunenko, A. Ju., Erzin, A. I. 2019, 'Optimism as a correlate of successful aging'. Psychology and psychotechnics, iss. 4, pp. 89-100.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
19. Seligman, M. 2017, 'How to learn optimism: change the way you look at the world and your life' : trans. from English 3rd ed. Moscow : Alpina Publisher, 544 p.
20. Prihod'ko, I. I. 2013, 'Psychodiagnostic tools for determining the psychological security of the personality of an extreme type of activity specialist'. The world of science, culture, education, iss. 3(40), pp. 28-31.
Информация об авторах
П. А. Кисляков - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики, РГСУ, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России;
А. А. Татищева - студент.
Information about the authors
P. A. Kisljakov - Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology, Conflictology and Behavioristics, RSSU, Chief Researcher of the Research Institute of the FPS of Russia;
A. A. Tatishheva - student.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.
Статья поступила в редакцию 28.07.2023; одобрена после рецензирования 05.08.2023; принята к публикации 10.08.2023.
The article was submitted 28.07.2023; approved after reviewing 05.08.2023; accepted for publication 10.08.2023.