Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные и инновационные методы / дефекты в произношении / коррекция нарушений звукопроизношения / биоэнергопластика / интегрированный подход / traditional and innovative methods / defects in pronunciation / correction of sound pronunciation disorders / bioenergoplasty / integrated approach

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Сат Надесса Дарымаевна, Учунак Чинчи Игоревна

Проблемы со звукопроизношением связаны в основном с поражением речедвигательного анализатора, с неполной иннервацией речевого аппарата. Отсюда – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе: гнусавость, картавость, шепелявость и т.п. Для устранения подобных нарушений необходимо оказание специализированной помощи дошкольникам. От того, насколько вовремя будет оказана помощь, зависит успешность обучения детей в школе. В статье освещается проблема коррекции нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Утверждается, что принцип сочетания традиционных и инновационных методов в логопедической работе оптимизирует процессы звукопроизношения у дошкольников. При разработке содержания обучения и воспитания дошкольников необходимо использовать интегрированный подход. Интегрированный подход значительно ускоряет постановку изолированных звуков, закрепление и автоматизацию звуков в речи дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Сат Надесса Дарымаевна, Учунак Чинчи Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE SOUND SIDE OF PRESCHOOL CHILDREN'S SPEECH

Problems with sound reproduction are mainly associated with the defeat of the speech motor analyzer, with incomplete innervation of the speech apparatus. Hence – a violation of sound reproduction with normal hearing: nasal twang, burr, lisp, etc. To eliminate such violations, specialized assistance is necessary. The success of children's education at school depends on how timely assistance will be provided. The article reveals the problem of correcting the violation of the pronunciation side of speech in preschool children. The principle of combining traditional and innovative methods in speech therapy optimizes the processes of sound reproduction in preschoolers. When developing the content of education and upbringing of preschoolers, it is necessary to use an integrated approach. The integrated approach significantly accelerates the production of isolated sounds, the consolidation and automation of sounds in the speech of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 376.36 (075.8)

doi 10.24411/2221-0458-2023-01-41-48

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сат Н.Д., Учунак Ч.И.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

OPTIMIZATION OF THE SOUND SIDE OF PRESCHOOL CHILDREN'S

SPEECH

N.D. Sat, Ch.I. Uchunak Tuvan State University, Kyzyl

Проблемы со звукопроизношением связаны в основном с поражением речедвигательного анализатора, с неполной иннервацией речевого аппарата. Отсюда -нарушение звукопроизношения при нормальном слухе: гнусавость, картавость, шепелявость и т.п. Для устранения подобных нарушений необходимо оказание специализированной помощи дошкольникам. От того, насколько вовремя будет оказана помощь, зависит успешность обучения детей в школе. В статье освещается проблема коррекции нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Утверждается, что принцип сочетания традиционных и инновационных методов в логопедической работе оптимизирует процессы звукопроизношения у дошкольников. При разработке содержания обучения и воспитания дошкольников необходимо использовать интегрированный подход. Интегрированный подход значительно ускоряет постановку изолированных звуков, закрепление и автоматизацию звуков в речи дошкольников.

Ключевые слова: традиционные и инновационные методы; дефекты в произношении; коррекция нарушений звукопроизношения; биоэнергопластика; интегрированный подход

Problems with sound reproduction are mainly associated with the defeat of the speech motor analyzer, with incomplete innervation of the speech apparatus. Hence - a violation of sound reproduction with normal hearing: nasal twang, burr, lisp, etc. To eliminate such violations, specialized assistance is necessary. The success of children's education at school depends on how timely assistance will be provided. The article reveals the problem of correcting the violation of the pronunciation side of speech in preschool children. The principle

of combining traditional and innovative methods in speech therapy optimizes the processes of sound reproduction in preschoolers. When developing the content of education and upbringing of preschoolers, it is necessary to use an integrated approach. The integrated approach significantly accelerates the production of isolated sounds, the consolidation and automation of sounds in the speech of preschoolers.

Keywords: traditional and innovative methods; defects in pronunciation; correction of sound pronunciation disorders; bioenergoplasty; integrated approach

Звукопроизношением называют процесс образования звуков,

осуществляемый речевым аппаратом и регулируемый центральной нервной системой. Речевые звуки - это своего рода результат комплексных действий периферического, а также центрального отделов речевого аппарата. Проблемы с произношением зачастую наблюдаются у дошкольников. Вызывает опасение, что общее число дошкольников с проблемами звукопроизношения

возрастает.

Стоит подчеркнуть, что речевые звуки осваиваются не обособленно, а в рамках конкретных слов. Вначале дети коверкают фразы, искажают звуковой состав слова, слога; однако, в процессе коррекции речи, звукопроизношение становится более отчетливым,

постепенно приближаясь к нормативу. Стоит выделить, что главными предпосылками проблем с

произношением звуков у дошкольников с нормальным интеллектом, не имеющих значимых поведенческих отклонений,

можно назвать: снижение слуха, проблемы с дифференциацией речевых звуков; проблемы в области анатомии артикуляторного аппарата, проблемы с подвижностью артикуляторных структур, проблемы с речью у окружения дошкольников и т.д.

Механизмы нарушений звуковой стороны речи изучаются на современном этапе комплексно. Например, недостаток в области навыков произношения у дошкольников связан с проблемой регуляции артикуляторных органов нервными клетками; отсутствием выраженной способности воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады; присутствием сенсорных проблем. Также стоит подчеркнуть, что образованию звуков речи мешают анатомические нарушения артикуляционных структур, интеллектуальная недостаточность дошкольников. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время вопрос нарушения произношения у детей по-прежнему считается открытым.

Согласно статистическим сведениям ВОЗ, в Российской Федерации приблизительно пятнадцать млн. жителей имеют ограничения по здоровью. У двадцати процентов граждан

наблюдаются разные речевые проблемы. Причем, ежегодно данный показатель возрастает. Основным условием разрешения проблемы звукопроизно-шения является правильное

диагностирование заболевания.

Для образования звуков речи требуется, чтобы мозговая кора достигала определенной зрелости; был в полной мере сформирован голосовой аппарат, формирующий звуки речи. Речевая деятельность дает индивиду возможность познать внешнюю действительность, вести коммуникацию с другими индивидами с использованием лингвистических конструкций. Речевая деятельность предусматривает этапы проектирования, формулирования

мыслей. Большое значение отводится фонематическому слуху, который позволяет правильно воспринимать речь другого человека и контролировать свою речь.

Чтобы преодолеть проблемы речи, используются специализированные

методики. Они строятся на базе основных концепций, которые нужно принимать в расчет в рамках коррекционной деятельности с дошкольниками:

комплексное воздействие; возможность влиять на каждый аспект речи; особенности индивидуального развития; влияние окружающей среды.

Проблемы с произношением звуков проявляются обычно таким образом: отсутствие определенного звука; замена того или иного звука иным в речевом потоке; искажение звукопроизношения. О проблемах такого характера в качестве индивидуального речевого нарушения можно рассуждать в ситуациях, при которых дефекты можно назвать отклонением от норматива в речи дошкольников. Если недостатки звукопроизношения наблюдаются на фоне бедного словаря, неверного структурирования фраз, высказываний в целом, то такие дефекты являются симптомом комплексных проблем. В подобных ситуациях логопед должен корректировать не только произношение звуков, но и лексико-грамматический строй.

Проблемы с произношением звуков связаны, главным образом, с дислалией и дизартрией. Деятельность логопедов с детьми, у которых обнаружена дислалия, предполагает использование специальных методик, учитывающих активность моторики органов речевого аппарата и состояние фонематического слуха. Деятельность логопедов с детьми, у которых наблюдается дизартрия,

главным образом, предполагает использование методик по нормализации мышечного тонуса. Приемы помогают устранить расстройства двигательной координации.

Следует подчеркнуть, что у дошкольников зачастую наблюдается нарушение таких звуковых групп:

- свистящие,

- шипящие,

- сонорные,

- заднеязычные,

- звонкие,

- мягкие.

Когда наблюдаются проблемы с какой-то конкретной звуковой группой, специалисты говорят о наличии отдельных нарушений в рамках произнесения слов. Однако еще наблюдаются ситуации, при которых наблюдается одновременное нарушение произношения ряда звуковых групп. Чаще всего выделяют 3 разновидности звукового нарушения: искажение звукопроизношения; отсутствие звука; замена какого-либо звука иным звуком.

В области звукопроизношения различают также такие речевые дефекты, как ринолалия, афазия, алалия, заикание. В некоторых ситуациях требуются незначительные усилия для исправления дефекта, в других случаях требуется основательная коррекция дефекта (в этом случае производится коррекция

произношения, сложность которой определяется уровнем выраженности дефекта).

Необходимо отметить то, что ежегодно возрастает общее число дошкольников с разными проблемами речи. Классические методы коррекции сегодня не выдерживают нужной результативности в рамках разрешения анализируемых проблем. Вместе с тем в процессе внедрения различных инновационных методик коррекция может производиться с большей скоростью и результативностью.

В современный период имеется большое количество методик

нетрадиционного обучения, в частности, моделирование игровых ситуаций, пескотерапия, ароматерапия. В последние десять лет в большей мере используются 1Т-технологии. Среди нововведений следует выделить неклассическую артикуляционную гимнастику (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук); систему специализированных приемов, служащих для того, чтобы сделать проще запоминание, сохранение, воспроизведение информации, арт-терапию. Названые инновационные методы можно применять в процессе деятельности логопедов [1].

В процессе коррекции большое значение отводится возможности развить

кинестетические ощущения артикуляционных систем организма. Они дают возможность прочувствовать контрастность положения языка, губ, направление выдоха и т.д. Данные аспекты обуславливаются ощущениями в рамках осязания, что представляет значимость на ранних стадиях звукопостановки, при отсутствии сложившегося различения звуков по определенным признакам.

Артикуляционная гимнастика

представляет собой перечень

специализированных упражнений. Они используются в целях укрепления соответствующих мышц. Задачей артикуляционной гимнастики можно назвать проработку двигательной деятельности конкретных структур, отвечающих за артикуляцию.

В процессе коррекции весомое значение имеет воспитание у дошкольников ощущения движений, что дает возможность понимания

контрастности положения языка, челюстного отдела, губ. Таким образом, для возможности достичь положительных итогов в процессе работы над произношением звукоряда допустимо применение методики биоэнергоплас-тики. Согласно результатам ряда научных исследований, процесс одновременной двигательной деятельности рук и артикуляционного аппарата дает возможность распределению

энергии внутри человека. Это ведет к возбуждению мозговых центров речи, к совершенствованию работы речевых зон, и, в итоге, - к правильному произношению звуков. Бионергопластика развивает точность мелких движений кистями, пальцами рук, ног; координирует работу мозговых полушарий, тем самым активизируется и интеллектуальная сфера детей [2].

Одновременная двигательная деятельность кистей рук и артикуляционного аппарата предоставляет возможность активизации общего распределения биологической энергии. Данный аспект позитивным образом воздействует на развитие интеллекта дошкольников, на процесс улучшения координации движений в целом.

Пример использования данной методики - упражнение «Маляр». В процессе его применения рот открывается широко; пальцы левой руки, подобно малярной кисти, водятся по правой руке (правая рука находится в вертикальном положении, подобно стене). Движение пальцев левой руки синхронизируется с артикуляцией языка, который, в свою очередь, выполняет движения вверх-вниз, подобно малярной кисти. В процессе работы логопед добивается этой синхронизации движения пальцев и языка. Применение данного упражнения дает возможность

заметно увеличить скорость постановки изолированных звуков.

После постановки изолированных звуков требуется автоматизация процесса дифференциации звуков (дифференцированное употребление звуков в процессе речи). В этом случае специалистами задействуется большое количество повторов слов, их сочетаний для прорабатываемых звуковых групп. Для данных целей могут применяться произведения устного народного творчества: сказки, потешки, песенки для детей, скороговорки, прибаутки, иные жанры. На материале произведений можно закреплять правильное

произношение звуков, слогов, слов, фраз.

Данные инструменты, инновационные технологии способствуют достижению общих положительных итогов в процессе деятельности специалистов. Совместное применение новых, а также классических методик позволяет достичь большей

результативности на этапе коррекции звукопроизношения дошкольников.

Важная роль отводится

рекомендациям для семьи дошкольника по развитию у ребёнка навыка правильного произношения звуков, слов, фраз [3]. Чтобы улучшить детскую речь, рекомендуют такие действия:

• Частое общение с ребенком, проговаривание вслух собственной

деятельности, описание внешнего окружения.

• Четкое проговаривание слов родителями дошкольника. Это помогает ускорить этап совершенствования речи.

• Использование несложного инструктажа из 2-3 предложений, поэтапное усложнение речевых задач. Данный процесс важен в целях обогащения словарного запаса, процесса дифференциации звуков ребенком в процессе устной речи.

• Принятие во внимание физического состояния слуха. Предпосылкой неверного произношения является то, что ребенок неправильно воспринимает окружающие звуки, в том числе, - звуки речи. Когда имеются такие проблемы, требуется выполнение специализированных упражнений.

• Совершенствование навыка выполнения мелких, точных движений кистями, пальцами рук, ног, с целью координации действий нервной, мышечной, а также костной системы. Например - игры с пластилином, бисероплетение, рисование. Эти действия позволяют сделать более активными центры речи.

• В целях речевого совершенствования также требуется, чтобы речь окружающих ребенка людей, отличалась чёткой дикцией, во избежание

подражания дошкольниками искажённых звуков, слов и фраз.

Среди предпосылок неверного произношения можно выделить и проблемы строения артикуляционного аппарата. К примеру, если наблюдаются слабость языковой мышцы, либо проблемы прикуса, - дефекты речи неизбежны. Специалисты предлагают упражнения, способствующие подготовке анатомо-физиологической системы

органов к будущей корректировке речи. Необходимо выполнение также дыхательных тренировок. Они позволяют увеличить объем легких,

продолжительность выдоха. В целом это важно в целях правильного звукопроизношения.

В возрасте от четырех до пяти лет восприятие звуков речи должно стабилизироваться. Когда в

рассматриваемый период жизни дети искажают, либо заменяют звуки при разговоре, требуется вовремя обратиться

к логопеду. Он поможет закрепить правильное произношение звуков, слогов, слов, фраз; тем самым предупредит будущие орфографические ошибки в школе.

В завершение необходимо отметить, что возрастание общего числа дошкольников с разными проблемами речи - значительная проблема в современный период. Такие проблемы родителям нужно решать своевременно для эффективного решения речевых проблем. Когда проблемы с произношением слов не диагностированы вовремя, их сложнее разрешать по прошествии времени. Это зачастую приводит к сложностям в рамках коммуникации с другими людьми в будущем, трудностям при постижении школьных дисциплин. Данные аспекты порождают в перспективе комплексы, тормозящие процессы личностного развития.

Библиографический список

1. Борисова Д. С. Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников // Символ науки. -2017. - №5. - С.151-153.

2. Почивалина И. Ю. Нетрадиционный метод в коррекции звукопроиз-ношения: биоэнергопластика с

использованием сказки // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». -2018. - №7-1. - С.122-126.

3. Мелюханова Е. Е. Рекомендации родителям по коррекции

неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста //

Инновационная наука. - 2017. - №9. -С.60-61.

References

1. Borisova D.S. Ispol'zovanie innovacionnyh podhodov v korrekcii narushenij zvukoproiznosheniya u doshkol'nikov [The use of innovative approaches in the correction of sound reproduction disorders in preschoolers] // Symbol of science. 2017. No.5. (In Russian)

2. Pochivalina I.Yu. Netradicionnyj metod v korrekcii zvukoproiznosheniya: bioenergoplastika s ispol'zovaniem skazki

[An unconventional method in the correction of sound reproduction: bioenergoplasty using fairy tales] // Materials of the All-Russian scientific and practical conference «Science and Society». 2018. No. 7-1. (In Russian) 3. Melyuhanova E.E. Rekomendacii roditelyam po korrekcii nepravil'nogo zvukoproiznosheniya u detej doshkol'nogo vozrasta [Recommendations to parents on correcting incorrect sound reproduction in preschool children] // Innovative Science. 2017.No.9. (In Russian)

Сат Надесса Дарымаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии, КПИ, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, е-mail: satnd@mail.tu

Учунак Чинчи Игоревна, магистрант кафедры теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Россия, е-mail: uchunak@icloud.com

Nadessa D. Sat, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, е-mail: satnd@mail.tu

Chinchi I. Uchunak, master's student at the Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, е-mail: uchunak@icloud.com

Статья поступила в редакцию 05.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.