УДК 65.01
Басюк А.С., к. э.н.
доцент
Каспаров С.Г., магистр Кубанский государственный технологический университет
РФ, г. Краснодар
ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Аннотация.
В статье рассмотрена классификация затрат на качество туристских услуг, в соответствии с международными стандартами ИСО 9000. Отмечается огромная роль инвестиций в достижении высокого качества услуг.
Ключевые слова: управление затратами, качество туристских услуг, инвестиции, эффективность
Basyuk, A.S., candidate of Economics, associate Professor
Kuban state technological University, Krasnodar, Russia Kasparov S.G., master Kuban state technological University, Krasnodar, Russia OPTIMIZATION OF COSTS IN THE QUALITY MANAGEMENT
SYSTEM
Annotation.
The article considers the classification of costs for the quality of tourist services in accordance with international standards ISO 9000. There is a huge role for investments in achieving high quality of services.
Keywords: cost management, quality of tourist services, investments, efficiency
Без сомнения, качество туристских услуг, которые предлагает анализируемое предприятие на рынке, является одним из важнейших показателей, определяющих его жизнеспособность. Однако, чтобы поддержать качество на должном уровне, и вести работу по улучшению качества предоставляемых услуг, необходимы выше ресурсы, в том числе силу и финансовые, а с учетом силу их ограниченности, многие пути организации быть стремятся рост скорее быть поддержать быть достигнутый поле уровень быть качества, а развитие более быть высокого свои уровня рост качества свои туристского есть продукта, становится стратегической быть целью.
Таким этой образом, актуальным быть становится поле вопрос быть определения рост оптимальной этом величины идет затрат, связанных быть с формированием этом и поддержанием рост необходимого быть на данном мере рынке этой и в данный осей момент рост времени, уровня выше
услуги быть предприятия быть
качества быть продукта идет -туристской быть сферы.
Инвестиции, вложенные рост туристского рост продукта, как и в должны быть окупаться. Связь идет качества поле продукта мере и величины поле возврата быть капитала рост может быть быть описана рост так называемой быть сатурационной мере или логистической быть кривой идет (рис. 1).
в развитие силу качества этом любой осей другой поле проект, затрат свои на развитие свои
Инвестиции в развитие качества
Рисунок есть 1 - Сатурационная свои кривая этом инвестиций поле в развитие быть качества
На участке этом кривой быть АВ имеет быть место поле рост отдачи есть на инвестиции быть в развитие этом качества. По мере роста быть инвестиций этом темпы силу отдачи быть постепенно рост замедляются, что и отражено пути на участке рост кривой силу ВС.
Если на предложенном силу поле координат пути провести поле прямую поле линию быть из начала быть осей координат этом с наклоном этом в 45°, то она будет пути характеризовать пути покрытие быть средств, вложенных есть в развитие быть качества поле туристского быть продукта есть (рис. 2, а). При этом никаких силу дополнительных быть доходов быть турпредприятие осей не получает. Таким пути образом, область, заключенная быть между силу этой прямой этом и сатурационной этом кривой быть на участке поле АВ характеризует поле потери мере фирмы, связанные быть с разработками, направленными этом на рост качества мере туристской этом услуги. Дальнейшее идет инвестирование идет средств этом позволяет быть повысить пути уровень качества поле продукта, его привлекательность быть для потребителя, до уровня, когда силу фирма быть начинает поле покрывать быть свои издержки быть и получать мере дополнительный поле доход, формирующий пути ее прибыль этом (участок поле ВС).
Рисунок идет 2 - Эффективность поле инвестиций осей в развитие поле качества
Однако поле качественный быть уровень выше продукта быть имеет этом предел быть насыщения, дополнительные пути капиталовложения быть в развитие поле качества рост этого мере продукта быть уже перестают быть расширять силу поле выбора, отдача этом на капитал поле падает быть и с достижением мере точки быть С она становится быть отрицательной осей (фирма поле начинает этой нести быть убытки).
Наибольший этом эффект быть от инвестиций этой фирма пути получает быть в точке поле В и, следовательно, может рост быть построена свои оптимизационная выше кривая этом (рис. 2 б) в координатах, например, инвестиции рост в развитие силу качества выше - отдача поле на капитал осей (прибыль пути или любой поле другой быть показатель этой эффективности).
Как видно пути из рис. 2 б, инвестиции поле в развитие быть качества этой начинают осей окупаться осей в точке рост х2, эффективность идет их использования свои нарастает пути и достигает быть максимума быть в точке этом х2 *. Дальнейшее этом инвестирование поле в развитие осей качества силу продукта этом идет при падении силу его эффективности, которая этом достигает быть нулевой этом отметки поле в точке быть х3. Продолжение осей инвестирования этом в развитие быть качества пути этого осей продукта быть далее быть теряет идет смысл, так
как не обеспечивает этом возврат мере капитала.
Таким быть образом, важнейшая быть тактическая этом задача свои системы мере управления быть качеством пути предприятия осей туристско-рекреационной поле сферы идет состоит свои в том, чтобы быть определить есть оптимальный, с точки этом зрения быть максимизации быть эффекта, уровень этом инвестиций есть в развитие осей качества быть продукта пути (точка этом Х2 ).
Следует быть четко силу представлять мере себе, что способность быть туристской быть услуги этом удовлетворять этой потребительский быть спрос поле целевой быть группы осей объективно быть со временем быть снижается. Предприятие поле должно быть не только есть предвидеть поле такое этой падение, но и быть готово этом к нему. Такая этом готовность быть подразумевает этом переход осей к новой идет сатурационной быть кривой, обеспечивающей быть новый поле уровень этом удовлетворения быть потребностей мере населения, а следовательно, переход к новой этой оптимизационной быть кривой этой (рис. 3).
Время
Рисунок пути 3 - Система рост сатурационных этом кривых Таким этой образом, стратегический быть аспект мере в управлении этом качеством быть туристского этой продукта рост состоит рост в переходе идет к новой быть сатурационной быть кривой быть (рис. 2, а) и обеспечении есть выхода этом на новый быть максимум выше оптимизационной рост кривой, то есть происходит есть переход мере из точки быть А в точку быть В (рис. 2, б).
При этом достигаемый есть эффект быть окажется:
АЗ = Э*тах - Этах (1)
а связанные этом с ним затраты:
АРопт= РхВ - РхА, (2)
где Рх - затраты, связанные с развитием быть качества, уровень быть которого этом соответствует рост хА или хВ..
Такой этом переход этом может свои быть обеспечен силу качественно мере новыми поле изменениями рост в конструкции этом продукта осей (услуги), в технологии мере его (ее) изготовления, и дизайне, которые рост и позволят этом сместить выше максимум пути оптимизационной быть кривой мере вправо силу и вверх свои на исследуемом быть поле координат.
При этом важным быть оказывается быть и соотношение поле величин выше АРор! и А Этах. Это соотношение быть может этом быть следующим:
АЭтах > АРор! - такое пути соотношение поле наиболее поле предпочтительно быть и соответствует идет интенсивному пути пути развития этом качества идет продукта;
АЭтах < АРор! _ фирма этом развивает есть качество этом продукта быть по экстенсивному силу пути. Это тупиковое выше направление выше развития;
АЭтах = АРор! имеет рост место пути пограничная поле ситуация быть в развитии этой качества пути продукта.
В относительных быть координатах силу изложенное быть выше будет поле выглядеть быть так, как это показано поле на рис. 4.
Все возможные этом кривые, расположенные поле под прямой поле 2, определяют свои варианты рост экстенсивного поле развития этом качества этом продукта. Все кривые, расположенные этой над прямой есть 2, определяют есть варианты быть интенсивного этой развития рост качества этом продукта.
Рисунок этом 4 - Кривые этом интенсивного, экстенсивного этом и пограничного быть типов силу развития идет качества поле продукта
Менеджеры, ответственные поле за мониторинг быть динамики быть развития силу качества поле и соотнесение выше их с экономическими этой результатами быть деятельности поле туристского есть предприятия, должны пути стремиться поле обеспечить этом соотношение этом эффектов пути и затрат, соответствующих этом кривой быть 3.
Таким пути образом, основополагающим этом принципом, на основе быть которого есть в дальнейшем поле будут этом классифицироваться быть затраты быть на качество, является осей принцип рост полезности быть затрат. Поскольку этом только быть так могут пути быть классифицированы быть затраты быть на качество. Таким идет образом, такой быть подход есть учитывает быть особенности свои затрат рост на качество.
Предложенный рост принцип силу характерен быть
исключительно быть для затрат силу на качество, поэтому пути возможно пути предположить, что классификация, построенная быть на его основе силу будет быть учитывать силу особенности пути именно поле затрат этом на качество.
С появлением пути стандартов быть ИСО серии силу 9000, состав есть затрат этом на качество этой был окончательно осей доработан. Итак, данная быть модель свои в силу ее «легкого» применения, может поле широко свои использоваться этом на предприятиях поле туристско-рекреационного быть комплекса. Далее мере рассмотрим этом структуру этом затрат есть на качество быть услуг быть туристско-рекреационного быть комплекса поле (рис. 5) [2].
Рисунок быть 5 - Структура мере затрат быть на качество осей туристско-рекреационных силу услуг
Состав идет затрат поле на обеспечение поле качества пути услуг, на улучшение есть качества свои услуг быть разработаны быть на основе этом целей силу и задач, решаемых поле с помощью рост проведения этом соответствующих есть видов этом деятельности:
- деятельность этом по правовому этом обеспечению свои в области поле качества быть услуг этом призвана быть обеспечить быть законность поле проводимых идет мероприятий этой с целью пути снижения быть риска этом ответственности пути за качество;
- деятельность быть по информационному мере обеспечению, проводится быть с целью свои обеспечить быть все подразделения быть туристско-рекреационных рост предприятий пути набором этом необходимой есть информации этом в области быть качества;
- деятельность рост по обеспечению свои качества рост услуг поле при предоставлении есть услуг силу направлена пути на достижение быть заданного осей уровня поле качества;
- деятельность идет по связям быть с потребителями рост (в том числе есть и маркетинговая поле деятельность) призвана этой обеспечить свои сбор, анализ, хранение, предоставление этой всей необходимой идет информации выше о потребителях поле туристско-рекреационных быть услуг, а также быть поддерживать быть непосредственно этом контакты этой с потребителями этом туристско-рекреационных есть услуг;
- научно-исследовательская есть деятельность выше направлена поле на разработку быть новых выше видов силу туристско-рекреационных пути услуг быть с целью мере улучшения мере качества;
- деятельность быть по проектированию выше направлена быть на создание силу качественного быть проекта;
- деятельность, связанная этой с технической есть подготовкой силу производства, метрологическим быть обеспечением, подготовкой и организацией свои производства этом туристско-рекреационных быть услуг, производится идет с целью рост обеспечения рост качества выше соответствующих быть процессов, что в последствии этой должно поле обеспечить быть нормальную этом работу рост туристско-рекреационных рост предприятий этой по предоставлению этом услуг, заданного этой качества;
- деятельность быть по учету, оценке силу и анализу этом затрат свои на качество поле услуг поле проводится осей с целью этом снижения есть затрат этом на качество.
Использованные источники:
1. Управление фирм качеством всех на предприятии: учебное блок пособие форм (электронный быть ресурс) / А.С. Басюк, В.В. Нелина, В.В. Прохорова. - Кубанский всей государственный форм технологический университет. Краснодар, 2017. (3-е издание, переработанное и дополненное)
2. Басюк фирм А.С. Эффективное базы развитие фирм региональных были
кластеров всей в условиях трех глобализации поле // Вестник цели Адыгейского всех государственного трех университета. Серия всех «Экономика». Майкоп: изд-во АГУ, 2013. Вып. 3 (127). - С.86-90.
3. Басюк трех А.С. Оздоровительный базы туризм фирм и его влияние всей на устойчивое блок социально-экономическое блок развитие цели региона. Политематический были сетевой цели электронный блок научный цели журнал Кубанского были государственного трех технологического были университета базы /Научные быть труды трех КубГТУ. 2015 г. № 14. С. 1019.
4. Захарова всех Е.Н., Басюк быть А.С. Маркетинг базы и инновационная цели деятельность: учебное форм пособие базы // Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2010. - 107 с.
5. Basyuk A.S., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Shutilov F.V., Anisimov A.Y. Administration management in the innovation cluster.International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 6. С. 180-184.