Научная статья на тему 'Оптимизация затрат на проведение рекламной компании в сети интернет на основе структурного динамического моделирования'

Оптимизация затрат на проведение рекламной компании в сети интернет на основе структурного динамического моделирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРНОЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / ПАКЕТ ANYLOGIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березовская Елена Александровна, Плотников Сергей Александрович

В статье рассматривается возможность применения структурного динамического моделирования в среде AnyLogic для выбора оптимального размера затрат по различным направлениям в ходе проведения рекламной компании в сети Интернет. Представлена имитационная модель процесса проведения рекламной компании, позволяющая проверить различные варианты направления затрат на проведение рекламной компании в сети Интернет и выбрать наилучший.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация затрат на проведение рекламной компании в сети интернет на основе структурного динамического моделирования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 330.4

Березовская Елена Александровна

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономической кибернетики,

Южный федеральный университет Плотников Сергей Александрович студент 3 курса экономического факультета, Южный федеральный университет г.Ростов-на-Дону, Российская Федерация berezov-13@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ КОМПАНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения структурного динамического моделирования в среде AnyLogic для выбора оптимального размера затрат по различным направлениям в ходе проведения рекламной компании в сети Интернет. Представлена имитационная модель процесса проведения рекламной компании, позволяющая проверить различные варианты направления затрат на проведение рекламной компании в сети Интернет и выбрать наилучший.

Ключевые слова

Структурное динамическое моделирование, имитационная модель, оптимизация затрат,

интернет-реклама, пакет AnyLogic

В связи с широким распространением интернет-коммерции проблема выбора оптимального набора и длительности использования рекламных средств продвижения своего продукта становится актуальной. Любое предприятие стремится сократить затраты, и одним из пунктов расходов всегда является маркетинг и его составляющая часть - реклама. Предприятия реального сектора имеют большие возможности по использованию рекламных услуг, чего нельзя сказать о малом бизнесе и, тем более, об интернет - бизнесе. Рост данного направления объясняется широким распространением сети Интернет, а также небольшими начальными затратами для запуска бизнеса.

Выделяют два основных подхода к проведению рекламной компании: брендирование (branding) и результативный маркетинг (performance marketing) [1]. Первый подход имеет в своей основе цель привлечения покупателей через формирование узнаваемого и престижного бренда. Этим подходом к рекламной компании обычно пользуются крупные производители и дистрибьюторы. Данный подход характеризуется ненаправленным воздействием на широкую аудиторию с использованием следующих основных инструментов интернет-рекламы: медийная реклама, контекстная реклама, размещение обзоров и статей на популярных интернет-площадках, проведение акций и конкурсов с призовым фондом, проникновение в социальные сети.

Второй подход к проведению рекламной компании больше связан с малым бизнесом. Как видно из названия, perfomance marketing - это маркетинг, задачей которого является достижение определенного уровня результативности. Таким образом, для этого подхода характерно использование разнообразных методов интернет-рекламы с тем условием, что они будут удовлетворять следующим требованиям: реклама направлена на привлечение определенной целевой аудитории, существуют инструменты оценки эффективности рекламной компании.

Структурное динамическое моделирование позволяет решать задачи подготовки и проведения эффективной рекламной компании, обеспечив лицо, принимающее решение (ЛПР), четким видением возможных последствий при выборе различных вариантов направления затрат в ходе проведения рекламной компании. Этот инструмент позволяет в режиме реального времени проанализировать текущее состояние дел и выработать план дальнейших действий на основе сравнения альтернативных вариантов направления затрат.

В задачи имитационного моделирования входит построение достаточно точной модели реального процесса, что обеспечивает доверие к полученным результатам экспериментов с имитационной моделью. Имитационные модели, основанные на принципах системной динамики, хорошо зарекомендовали себя при решении широкого круга задач в сфере экономики, управления, образования и др. [2].

Для построения имитационной модели был выбран пакет AnyLogic, разработанный компанией The AnyLogic Company, имеющей российские корни [3]. Разработчики данного продукта не ограничили пользователя одной парадигмой моделирования, предоставив ему выбирать из трех основных направлений моделирования: дискретно-событийное моделирование, системная динамика, агентное моделирование.

Другой отличительной чертой AnyLogic является объектно-ориентированный подход к моделированию. Он помогает значительно упростить работу со сложными системами, делая процесс представления структуры сложной системы более естественным, что, в конечном счете, позволяет упростить и ускорить создание модели. Еще одной особенностью AnyLogic является возможность совмещения различных направлений моделирования в рамках одной модели (например, агентное моделирование и системная динамика).

Еще одной важной составляющей пакета является удобный и понятный интерфейс со всевозможными средствами поддержки. Данные средства позволяют новым пользователям быстро адаптироваться к использованию данного продукта, и упрощают сам процесс создания моделей.

Рассмотрим задачу имитационного моделирования рекламной кампании на примере предприятия по производству и продаже ежедневников ручной работы. Предприятие имеет свой интернет-сайт и готовится к началу рекламной деятельности. Имитационная модель должна обеспечить возможность проведения компьютерных экспериментов с целью выбора оптимального сочетания методов рекламы при условии минимизации затрат на их осуществление.

Первоначально имитационная модель в среде AnyLogic имела следующий вид (рис.1)

Рисунок 1 - Имитационная модель рекламной компании

Пользователи в сети Интернет разделены на 3 категории: незнакомые с нашим продуктом (НезнающиеПользователи), имеющие представление о нашем продукте (ЗнающиеПользователи), непосредственно покупатели (Покупатели).

Для увеличения объема продаж нам необходимо значительно расширить группу знающих о нас пользователей. Основной эффект от рекламы - оповещение пользователей о существовании нашего

продукта. Для этих целей мы используем методы интернет - маркетинга, а именно: SEO (продвижение в поисковых системах), SMM (реклама в социальных сетях), контекстная и баннерная реклама, PR (использование сетевой прессы), Direct Marketing (почтовая рассылка).

Для решения оптимизационной задачи была введена переменная, которая будет отражать расходы на рекламу (переменная «ЗатратыНаРекламу»). Проведенные с имитационной моделью эксперименты позволили сделать следующие выводы: первые два года реклама достаточно результативна, ее эффективность начинает снижаться с третьего года от начала рекламной компании; резкий рост продаж происходит только в первый год после начала проведения рекламной компании, затем объемы продаж начинают снижаться и стабилизируются на определенном уровне.

Разработанная имитационная модель благодаря высокому уровню структурированности может применяться и для других схожих ситуаций, она является понятной для пользователя практически с любым уровнем подготовки, а также может быть углублена и расширена с целью увеличения ее функционала и точности прогноза. Список использованной литературы:

1. Горбачева С.А., Цаплина Н.А. Анализ тенденций разработки маркетинговой стратегии в Интернете: стратегические направления, инструменты и механизмы / Экономика и современный менеджмент: теория и практика / Сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 1 (33). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.

2. Крюков С.В. Имитационное моделирование процессов управления персоналом высшей школы // 1нформащйт технологи в освт (Украина). № 16. 2013. С. 20-28.

3. Многоподходное имитационное моделирование / Режим доступа: http://www.anylogic.ru (дата обращения: 08.12.2015 г.).

© Березовская Е.А., Плотников С.А., 2015

УДК 330.4

Березовская Елена Александровна,

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономической кибернетики,

Южный федеральный университет Евсигнеева Анастасия Сергеевна студент экономического факультета, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, РФ

berezov-13@mail.ru

МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены шесть зарубежных и отечественных математических моделей оценки вероятности банкротства организации. Для ускорения проведения расчетов по всем шести моделям разработана компьютерная программа «Bankruptcy» под мобильную операционную систему IOS 8 на языке Swift. Проведены расчеты по оценке вероятности банкротства промышленного предприятия ТКЗ ОАО «Красный котельщик».

Ключевые слова

Банкротство организации, оценка вероятности банкротства, модель Альтмана, модель Бивера, модель Таффлера, модель Лиса, модель Спрингейта, модель Иркутской ГЭА

Продолжающийся экономический кризис делает особенно актуальной проблему предварительной оценки вероятности банкротства любой организации. С одной стороны, банкротство некоторых предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.