Научная статья на тему 'Оптимизация затрат на автотранспортных предприятиях в условиях конкурентной борьбы'

Оптимизация затрат на автотранспортных предприятиях в условиях конкурентной борьбы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ЗАТРАТ / МОНИТОРИНГ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манукайло Ирина Александровна

В настоящее время, актуальной проблемой остается оптимизация основных статей расходования по основным пунктам себестоимости. Целью данной статьи, является выявление резервов снижения затрат на эксплуатацию автотранспортных предприятий, на основе новых методов мониторинга OmnicommAutocheek, а так же дальнейшего совершенствования планирования автомобильного транспорта прогрессивной нормативной базы, так как роль норм и нормативов в планировании определяется тем, что они лежат в основе всех плановых расчетов, величина которых напрямую влияет на ценовую политику и конкурентную борьбу на рынке грузоперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манукайло Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация затрат на автотранспортных предприятиях в условиях конкурентной борьбы»

УДК 338.583

Оптимизация затрат на автотранспортных предприятиях в условиях

конкурентной борьбы

Optimization of expenses at the motor transportation enterprises in the

conditions of competitive fight

Манукайло Ирина Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента

НЧОУ ВПО Отрадненский гуманитарный институт старший преподаватель ФГБОУ ВПО Армавирская педагогическая академия

экономист автотранспортного предприятия

manukaylo @mail. ru Manukaylo Irina Aleksandrovna Candidate of Economic Sciences associate professor of economy and management NChOU VPO Otradnoye

humanitarian institute senior teacher FGBOU VPO Armavir pedagogical academy economist of the motor transportation enterprise

manukaylo @mail. ru

Аннотация: в настоящее время, актуальной проблемой остается оптимизация основных статей расходования по основным пунктам себестоимости. Целью данной статьи, является выявление резервов снижения затрат на эксплуатацию автотранспортных предприятий, на основе новых методов мониторинга Omnicomm Autocheek, а так же дальнейшего совершенствования планирования автомобильного транспорта

прогрессивной нормативной базы, так как роль норм и нормативов в

планировании определяется тем, что они лежат в основе всех плановых расчетов, величина которых напрямую влияет на ценовую политику и конкурентную борьбу на рынке грузоперевозок.

Ключевые слова: себестоимость, основные статьи затрат, мониторинг, оптимизация, экономический эффект, планирование, цена.

Summary: now, an actual problem there is an optimization of the main articles of an expenditure on the main points of prime cost. The purpose of this article, identification of reserves of decrease in costs of operation of the motor transportation enterprises, on the basis of new methods of monitoring of Omnicomm Autocheek, and also further improvement of planning of the motor transport of progressive regulatory base as the role of norms and standards in planning is defined by that they are the cornerstone of all planned calculations which size directly influences price policy and competitive fight in the market of a cargo transportation is.

Keywords: prime cost, main articles of expenses, monitoring, optimization, economic effect, planning, price.

В настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы малого и среднего бизнеса грузоперевозок, острой проблемой остается оптимизация основных статей расходования по основным пунктам себестоимости.

Целью анализа себестоимости грузоперевозок является, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с перевозкой грузов, исчисление фактической себестоимости, а также их оптимизация.

Данные учета себестоимости используются также для оценки и анализа выполнения плана, определения результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности), выполнения плановых заданий, структурными подразделениями предприятия, определения фактической эффективности организационно-технических мероприятий по развитию и

совершенствованию производства в планово-экономических и аналитических расчетах.

В связи с этим должна быть реализована сопоставимость плановых и фактических данных в отношении состава и классификации затрат, объектов и единиц калькулирования, методов распределения затрат по периодам и т.д.[1 с.7-8]

Как известно, к основным статьям затрат на эксплуатацию автотранспортных предприятий можно отнести: затраты на топливо, затраты на техническое обслуживание и ремонт, затраты на запчасти, затраты на шины, затраты на горюче- смазочные материалы и другие затраты.

Целью данной статьи является выявление резервов снижения одной их основных статей затрат на эксплуатацию автотранспортного предприятия -«топливо», на основе новых методов мониторинга, с применением системы Отшсотт АиюЛеек, а так же дальнейшего совершенствования планирования автомобильного транспорта прогрессивной нормативной базы, так как роль норм и нормативов в планировании определяется тем, что они лежат в основе всех плановых расчетов, величина которых напрямую влияет на ценовую политику и конкурентную борьбу на рынке грузоперевозок.

Система мониторинга Отшсотт АШю^еек [2] - это система, позволяющая пользователю контролировать работу транспортных средств, групп транспортных средств, с помощью стандартных отчетов, входящих в его состав.

Согласно исследованиям, проводимым на автотранспортном предприятии, с помощью данной системы мониторинга и фактически подтвержденным данным учета топлива, можно сформировать следующие статистические данные не отвлекая машины от работы: начальный объем в литрах, конечный объем в литрах; фактический расход за период; объем заправок за период; объем сливов за период; расход на 100 километров пробега, который равен расходу за период/пробег за период*100, расход

топлива в движении - это средний расход топлива в движении на 100 км. за выбранный период; расход топлива без движения - это разница между фактическим расходом и расходом в движении; расход на моточас без движения- это среднее значение расхода топлива за время работы двигателя, которое машина находится без движения; норма расхода на 100 километров; расход по норме на 100 километров; отклонение от нормы — это разница между фактическим расходом и нормой расхода топлива на моточас; расход на моточас — это расход топлива по времени работы двигателя; расход по норме на моточас- произведение нормы расхода на моточас и количества моточасов, и ряд других показателей.

На автотранспортных предприятиях, применяются нормы расхода топлива, согласно распоряжения Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р, а так же согласно фактическим замерам на пробег[3]. По итогам учета за 2013-2014 год, был проведен анализ фактического расхода топлива по данным системы мониторинга Omnicomm Autocheek и нормам применяемым на предприятии на основании распоряжения Министерства транспорта. Результаты анализа за 2013-2014 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ расхода топлива с использованием системы мониторинга

Оттсотт Autocheek

№ п/п Марка Нормативн Фактически % % экономия

автомобиля ый расход й расход, использова

согласно литров по ния

нормам системе

Минтранса, Omnicomm

литр Autocheek

1. VOLVO 37007,3 32927,36 89% 11%

2. МАН TCS 26.440 6 32769,39 23330,29 71% 29%

3. МАН 26350 32074,71 27673,68 86% 14%

4. МАЗ 643008 25335,2 23776 94 % 6%

5. ISUZU 24888,3 22684,3 91% 9%

6. SKANIA R8*400 P400CB8X4EHZ 18438,51 16548,86 90% 10%

7. МАЗ 6422А8-332 13890,75 12114,2 87% 13%

8. КАМАЗ 3541150 11321,45 9608,18 85% 15%

9. Камаз 54115-15 12654,04 9516,92 75% 25%

10. MAN TGA 26430 24448,48 21834,35 89% 11%

11. Камаз 6460-63 20945,94 19774,48 94% 6%

12. Камаз 65116 8001,14 6590,92 82% 18%

13. МАЗ 643008-060- 22505,71 22137,34 98% 2%

020

Согласно проведенного анализа, можно отметить, что нормы расхода топлива по отдельным категориям машин можно уменьшать до 15 %. Но для того, чтобы применить данную систему оптимизации на практике, необходимо четко проанализировать нормативные и фактические данные расхода топлива, как это приведено в таблице 1.

Используя данную методику оптимизации расхода топлива, экономический эффект от внедрения данной системы составит 16 375 тыс. рублей за анализируемый период, то есть за данный период предприятие израсходовало 3 051 183 литров топлива при норме 3 571 028 литров, экономия составила 519 845 литров по цене 31,5 рубль с НДС (519 845 *31,5 = 16 375 117,5 рублей.). Динамика экономии денежных средств, представлена на рисунке 1.

Экономия затрат с использование системы мониторинга Omnicomm Autochee^

35000 32750

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Экономия, тыс. Рублей

2013

2014

Рисунок 1. Оптимизация затрат с использованием системы мониторинга Оттсотт АШо^ееЬ

Таким образом, согласно проведенным исследования можно четко сказать, что практическое применение системы мониторинга Omnicomm Autocheek, позволит предприятиям автотранспорта получать экономию денежных средств по разделу «топливо» до 15 %, что существенно сократит эксплуатационные расходы предприятия. Экономический эффект, как наглядно видно на рисунке 1 - высокий, т. е. применение данной системы является эффективным в данной отрасли и приведет повышению конкурентоспособности предприятия.

На основе проведенного исследования, научно обоснованная система норм и нормативов позволит, с одной стороны, поднять планирование на новый качественный уровень, при котором должны объективно учитываться возможности и условия функционирования предприятий и организаций, довести планирование до определенных расчетных процедур, обеспечить сбалансированность планов, а с другой, создать основы повышения организованности и исполнительской дисциплины, выявить отклонения от общественно необходимых затрат материальных и финансовых ресурсов. Такие отклонения свидетельствуют либо о четкой, инициативной работе на данном предприятии, либо о неорганизованности и нарушениях плановой дисциплины.

При этом нормы и нормативы не обязательно должны быть одинаковыми для всех подразделений. Между автотранспортными предприятиями существуют объективные, не зависящие от их деятельности различия в условиях хозяйствования. Это связано с наличием разного подвижного состава и выполнением различных перевозок, с разной мощностью и специализацией автотранспортных предприятий, климатическими и другими условиями их функционирования. Поэтому внедрение системы мониторинга Omnicomm Autocheek, позволит исследовать работу транспорта в любых условиях и использовать

полученные данные для оптимального планирования на предприятии, что позволит повысить конкурентоспособность предприятия.

Литература

1. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях министерства автомобильной промышленности. УтвержденаЗаместитель Министра автомобильной промышленности СССР 14 марта 1974 года П.Лисняк.

2. Руководство пользователя ООО «Омником Технологии».

3. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.05.2014) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

literature

1. The instruction on planning, the account and calculation of product cost at the enterprises of the ministry of automotive industry. Utverzhdenazamestitel Ministra of automotive industry of the USSR on March 14, 1974 P. Lisnyak.

2. User's guide of JSC Omnikom Tekhnologii.

3. The order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of 14.03.2008 N AM-23-r (an edition of 14.05.2014) "About introduction of methodical recommendations "Consumption rates of fuels and lubricants on the motor transport".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.