Научная статья на тему 'Оптимизация взаимодействия потоковых процессов в логистических транспортно-грузовых комплексах предприятий'

Оптимизация взаимодействия потоковых процессов в логистических транспортно-грузовых комплексах предприятий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Парунакян Ваагн Эмильевич, Сизова Катерина Игоревна

Рассмотрены вопросы идентификации структуры и параметров материального, документального и информационного потоков и выявлены принципы их взаимодействия, представляющие основу для оптимизации процесса материалодвижения в логистических транспортно-грузовых комплексах предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Парунакян Ваагн Эмильевич, Сизова Катерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация взаимодействия потоковых процессов в логистических транспортно-грузовых комплексах предприятий»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2009 р. Вип. № 19

ТРАНСПОРТ

УДК 656.073

Парунакян В.Э.1, Сизова Е.И.2

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТОКОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВЫХ КОМПЛЕКСАХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены вопросы идентификации структуры и параметров материального, документального и информационного потоков и выявлены принципы их взаимодействия, представляющие основу для оптимизации процесса материалодвижения в логистических транспортно-грузовых комплексах предприятий.

Усложнение условий транспортного обслуживания крупных металлургических предприятий, связанное с переходом на рыночные механизмы хозяйствования, особенно остро сказалось на внешних перевозках, которые выполняются железнодорожным транспортом. Установлено, что при нестабильных поставках и минимальных складских запасах сырья решение транспортной проблемы металлургических предприятий невозможно без более тесной увязки работы транспорта и производства на всех этапах продвижения вагонопотока [1].

Наиболее остро эта проблема проявляется в пунктах взаимодействия железнодорожного транспорта и производственных цехов, осуществляющих выгрузку-погрузку вагонов внешнего парка (ВП) через транспортно-грузовые комплексы (ТГК). Анализ процесса переработки вагонов, идущих под погрузку, показал, что в настоящее время до 70 % продолжительности их оборота приходится на прием сырья и отгрузку готовой продукции.

В этой связи на данном этапе определяющим становится вопрос повышения эффективности управления транспортом на новой технологической и информационной основе, ориентированной на непрерывность транспортного обеспечения производственного процесса. Концепция нового подхода заключается в использовании принципов логистического управления путем анализа и выявления технологических и информационных диспропорций и потерь, которые ведут к росту транспортных издержек [2].

Логистический подход основывается на общности производственных интересов участников процесса и является одним из наиболее эффективных инструментов управления материалодвижением в микропотоковых процессах промышленных предприятий. Тем не менее, проведенный анализ исследовательских работ и научно-технических публикаций за последние годы показал, что некоторые теоретические аспекты рассматриваемой проблемы изучены и освещены недостаточно. В частности, малоизученным остается вопрос взаимодействия потоковых процессов [3].

Целью работы является идентификация структуры и параметров материального и взаимосвязанных с ним потоков и выявление принципов их взаимодействия, как основы для оптимизации процесса материалодвижения в логистических ТГК предприятий.

Логистическое взаимодействие потоков, строящихся на общности производственных интересов, по своей сущности должно иметь объединяющую экономическую основу. В качестве такой основы принимается потоковое представление оборотного капитала, впервые предложенное в работе [4].

Развивая отдельные положения указанной работы применительно к условиям функционирования ТГК предприятий, рассмотрим следующие вопросы, связанные с поставленной целью: виды и структуры логистических потоков, соотношение «поток -потоковый процесс» и принципы оптимизации взаимодействующих потоковых процессов.

ПГТУ. д-р техн. наук, проф.

2ПГТУ, аспирант

Объектом логистических операций являются различные виды потоков. В производственной деятельности предприятий выделяются материальный, документальный и информационный потоки. Материальный поток является основным объектом исследования логистики. Поэтому вопросы функциональной сущности материального потока рассматриваются с целью выделения его особенностей, которые позволяют определить подходы к управлению как этим потоком в отдельности, так и всей совокупности потоков.

С позиций единого экономического подхода под материальным потоком понимаются грузы, изделия и товарно-материальные ценности, то есть часть оборотного капитала, находящаяся в вещественной форме, рассматриваемая в процессе приложения различных логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Подсистема материального потока должна обеспечивать конкретных потребителей материальными ресурсами в установленное время, в нужном количестве и заданного качества, а управление подсистемой - реализацию указанных требований.

В настоящее время в информационном пространстве на промышленных предприятиях функционируют два самостоятельных потока: документальный поток, с использованием бумажных носителей, сопровождающий груз на пути от производителя к потребителю и обеспечивающий финансовые расчеты между ними, а также информационный поток, направленный на управление движением материального и документального потоков. При этом движение потоков груза, относящихся к нему документов, и информационного ресурса характеризуется разделением в пространстве и во времени.

Данное положение приводит к необходимости раздельного рассмотрения этих потоков. Тогда с позиции единого экономического подхода под документальным потоком будем понимать находящуюся в форме коммерческих, таможенных и перевозочных документов часть оборотного капитала, рассматриваемого в процессе приложения к нему различных логистических операций и отнесенного к определенному интервалу времени. Аналогичное определение дает представление об информационном потоке, как части оборотного капитала, рассматриваемого в тех же условиях материалодвижения.

Принятые определения дают основание рассматривать взаимодействие материального, документального и информационного потоков на единой методологической основе - через представление их составляющими оборотного капитала. При этом в качестве инструмента оптимизации представляется возможным использовать параметры продолжительности потоков.

Таким образом, логистическая цепь материалодвижения ТГК предприятия представляет собой многослойный поток или синтез-поток, который при наличии общей экономической основы характеризуется различной структурой и разделением составляющих его потоков в пространстве и во времени. Данное обстоятельство существенно осложняет решение задачи оптимизации взаимодействия потоков.

Условно этот синтез-поток можно представить в виде векторно-скалярных компонентов, которые и образуют рассматриваемую логистическую цепь. Между рассматриваемыми процессами имеется функциональная взаимосвязь, представленная горизонтальными связями, и взаимозависимость, которая отражается вертикальными связями:

а1 ->■ а2 —>. ■~>ап

I г г

щ ->■ и2 —>..

г г г

81 -+82 .

где « ai —> » - элемент цепи материального потока в узле (аг, - величина потока; « —> » - вектор перемещения потока, сопоставляемый с временем и расстоянием перемещения; / = 1, ..., п); « н/ —> » - элемент цепи информации о материальном потоке (и, - объем информации; «—>» - адресат передачи информации; /= 1, ..., к): «gi —>» - элемент цепи по составлению и

передаче документов о материальном потоке и его перемещении - число или объем документа; «—>» - адрес передачи документа; 1=1, ..., е);

X ~ прямые и обратные связи между технологическими процессами с материальным, информационным и документальным потоками.

Многослойность и специфичские особенности синтез-потока существенно осложняют задачу оптимизации взаимодействия составляющих его потоков. Рассматриваемая задача требует изыскания новых подходов к решению.

Анализ показывает, что для построения метода взаимодействия потоковых процессов в ТГК необходимо подробно исследовать соотношение «поток - потоковый процесс». В современных работах по логистике имеет место смешение и отождествление понятий «поток» и «потоковый процесс», которые следует размежевать.

Поток представляет собой направленное движение совокупности однородных объектов, а основным признаком потока является движение, которое осуществляется в пространстве трех переменных - пространственной, временной и количественной. Для пространственного измерения потока используются такие категории, как траектория, длина, начальная и конечная точки; для временного - продолжительность; для количественного - объем, тоннаж и др.

Под потоковым процессом в специальной литературе понимается последовательная смена состояний, стадии развития при достижении какого-либо результата. Для отражения изменений качественных состояний в пределах логистического потока необходимо ввести понятие фазового пространства, а потоковый процесс рассматривать в пространстве четырех переменных - пространственной, временной, количественной и фазовой. При этом под фазовым переходом потоковых процессов нужно понимать качественную трансформацию экономического потокового процесса в пределах одной формы потока или из одной формы в другую и представлять его как определенное изменение добавленной стоимости, которая может быть оценена через отражающий ее денежный поток.

Иначе говоря, понятие «поток» в полной мере соответствует понятию «технология», которая характеризует способ воздействия (обработки, переработки) сырья, материалов и полуфабрикатов. Аналогично понятие «потоковый процесс» представляет собой технологический процесс, то есть совокупность операций изменяющих состояние, свойства, форму или размеры изделий производства [5].

Таким образом, очевидно, что фазовое пространство каждого логистического потокового процесса представляет собой технологическую основу, определяющую параметры пространственного, временного и количественного признаков, которые могут быть реализованы в конкретном варианте технологического процесса и регулировать величину добавленной стоимости.

Дифференцировав понятия «поток» и «потоковый процесс», в рамках разрабатываемого метода взаимодействия потоковых процессов, отметим, что логистический потоковый процесс представляет собой последовательную смену состояний экономического потокового процесса в пределах одной формы потока или при переходе из одной формы потока в другую. Схема логистического потокового технологического процесса ТГК предприятия представлена на рис. 1.

Границами логистического потокового процесса следует, очевидно, считать фазовое пространство ТГК где происходит смена состояния потокового поцесса в пределах одной формы потока (технологического процесса) или при переходе из одной формы потока в другую (трансформация синтез-потока в финансовый поток). При этом в качестве экономического потокового процесса выступают процессы различных форм оборотного капитала.

Оценивая существующие возможности оптимизации потокового процесса, отметим, что при изменении ограничений на его параметры, значение оптимума в общем случае изменится. Следовательно, инструментами оптимизации потокового процесса являются как параметры самого (конкретного) потока и потокового процесса, так и параметры потоков и потоковых процессов с ним связанных.

Иначе говоря, оптимизацию материального потока необходимо осуществлять не только через параметры самого материального потока (это часто приводит к использованию достаточно ограниченных инструментов и достижению лишь одного из локальных экстремумов), но и с использованием параметров всех потоков и потоковых процессов функционально с ним связанных.

Добавленная стоимость

..........III I I I I II I I I I I II I I II

Фазовое пространство

Внешняя сеть

Порожние вагоны

В производственный

цех

Потоковый (технологический) процесс переработки и выгрузки вагонов

а)

Добавленная стоимость ___,-^-г^-т-гт-т-т-тттттТГГТТ^^ I 1|

Фазовое пространство

Из производственного цеха ^^ Участок погрузки Станция

цеха ---Ч- передачи вагонов

— ■)► 1 на внешнюю сеть

Порожние вагоны

__I

=>

Потоковый (технологический) процесс подготовки продукции, сопроводительной документации и погрузки груза

б)

Внешняя сеть

Груз

Вагоны: группы----►

маршруты -►

Рис. 1 - Схема логистического потокового процесса ТГК предприятия: а) при приеме сырья; б) при отгрузке готовой продукции

Таким образом, управление, как отдельными потоковыми процессами, так и их совокупностью, должны оцениваться за счет параметров отдельно взятых потоков и потоковых процессов; параметров синтез-потока и потокового процесса (то есть синтез-потока и потокового процесса оборотного капитала); ограничений на параметры потоков и потоковых процессов; функциональных связей между ними.

Функция оптимизации или управления потоковыми процессами может быть представлена в следующем виде:

ру,$,с,ф) = г

\и V,У,С,ф),и2(/..V.с,<?')...ЦУХ.о)\.¡ли,.Щ)./2(Ч2.".,)• • • -Л-1Щ-1 -и])]-3 =1 • • к [а Щ с.фщ (;. 5, С, Ф),. „я, (/\ 5, с.ф): £ gzl /, , )„.. ,/м 'Щ^ = .1 («1 - "х - ¡1 X К (а2, i2 - 1 • • Ц #§, ч,-я,)]

(2)

где Р - целевая функция потокового процесса; Z - функция оптимизации потокового процесса; а, - 1-й параметр потокового процесса материалодвижения; /„ - п-я функция взаимодействия

потоковых процессов материалодвижения; - _)-й параметр потокового процесса движения документов; - к-я функция взаимодействия потоковых процессов движения документов; -£,-й параметр потокового процесса движения информации; // - 1-я функция взаимодействия потоковых процессов движения информации; £ я, с, ф - временная, пространственная, количественная и фазовая переменные соответственно; /, /, с - количество параметров потоковых процессов материалодвижения, движения документов и движения информации соответственно; п, к, I - количество функций взаимодействия потоковых процессов материалодвижения, движения документов и движения информации соответственно; Ур - (3-я функция прямого и обратного взаимодействия синтез-потоков материалодвижения, движения информации и движения документов.

Выполненные исследования создают основу для разработки методологии формирования и оптимизации логистических цепей материалодвижения в транспортно-грузовх комплексах предприятий.

Выводы

1. Установлено, что логистическое взаимодействие потоков в цепи материалодвижения, строящиеся на общности производственных интересов, должно иметь объединяющую экономическую основу. В качестве такой основы принимается потоковое представление оборотного капитала.

2. Новый подход к решению задачи оптимизации взаимодействия потоков, составляющих синтез-поток, основывается на его рассмотрении как потокового процесса, отражающего качественные изменения каждого вида потока в определенном фазовом пространстве. При этом, функционирование потокового процесса рассматривается в пространстве четырех переменных: пространственной, временной, количественной и фазовой.

3. Фазовое пространство каждого логистического потокового процесса представляет собой технологический процесс реализации его функций и определяющий параметры пространственного, временного и количественного признаков.

4. Оптимизация логистического синтез-потока должна осуществляться через параметры потокового процесса материалодвижения, а также параметров всех потоковых процессов функционально с ним связанных.

Перечень ссылок

1. Парунакян В.Э. К вопросу формирования логистических цепей в транспортно-грузовых системах металлургических предприятий / В.Э. Парунакян, Е.И. Сизова // Вюник Приазов. держ. техн. ун-ту: 36. наук. пр. - Мар1уполь, 2006. - Вып. 16. - С. 220 - 226.

2. Parunakjan V. Increase of efficiency of interaction of production and transport in the logistic chains of material traffic of enterprises / V. Parunakjan, E. Sizova II Problemy Transporta. -Katowice, 2008. - T. 3, z. 3. - P. 95 - 104

3. Бутрин А.Г. Потоковые процессы промышленного предприятия / А.Г. Бутрин. -Челябинск.: Изд-в ЮУрГУ, 2000. - 157 с.

4. Каточков В.М. Вопросы методологии логистики взаимодействующих потоковых процессов / В.М. Каточков II Известия ЧНЦ УрО РАН. - 2005. - Вып. 3. - № 3 (29). - С. 106 - 111.

5. Политехнический словарь. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 656 с.

Рецензент: В.К. Губенко д-р техн. наук, проф., ПГТУ

Статья поступила 08.04.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.