Научная статья на тему 'Оптимизация внешних эффектов в процессе инфраструктурной сетизации бизнеса'

Оптимизация внешних эффектов в процессе инфраструктурной сетизации бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2792
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация внешних эффектов в процессе инфраструктурной сетизации бизнеса»

© Г.В. Тимофеева, Е.В. Хечиев, 2007

ОПТИМИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ СЕТИЗАЦИИ БИЗНЕСА

Г.В. Тимофеева, Е.В. Хечиев

Проблема внешних эффектов (экстерналий) широко обсуждается в экономической теории. По мнению Дж. Стиглица, проблема внешних эффектов возникает в случае, когда действия одного лица или фирмы оказывают воздействие на других лиц или другие фирмы, когда одна фирма требует затрат от другой, но не компенсирует их ей, или, напротив, когда одна фирма создает блага для других фирм, но не пожинает плодов от этих благ 1.

В современной экономической литературе имеется несколько определений внешних эффектов. «Внешний эффект - это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг»2. Внешними эффектами (экстерналиями) Э. Долан называет эффекты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, и никак не отражено в цене этого блага 3. И. Липсиц к внешним эффектам относит также результаты производственной деятельности, которые не предусматриваются производством, но оказывают одинаковое действие как на производителей, так и на всех других членов общества; С. Бобылев определяет внешние эффекты, или экстерналии, как «негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности»4. Внешние эффекты - явления, возникающие при производстве или потреблении товаров и услуг и влияющие на третьих лиц, непосредственно не участвующих в данном процессе, экологические и другие потери.

Внешними эффектами (externalities) называются прямые, не опосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, и в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгода-

ми, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами. Внешние эффекты могут возникнуть между потребителями, производителями, теми и другими.

Экономисты, характеризуя экстерналии, выделяют несколько типов, видов, классов этих явлений. В то же время единой классификации внешних эффектов еще не сложилось 5. Так, наряду с отрицательными и положительными эффектами, выделенными по критерию «последствия для третьих лиц», различают экстерналии производителей и потребителей, по критерию «сфера воздействия» -внешние эффекты производства и потребления и т. п.

Понятие «внешние эффекты» в предлагаемой классификации имеет два типичных проявления: это эффекты, затрагивающие производство и производителя как его субъекта, либо это эффекты потребления, соответственно отражающиеся на потребителе. Например, экологическое загрязнение при создании моющих средств влияет на потребителей, а приостановка работы металлургического комбината - на его контрагентов-производителей.

В рамках двух выделенных типов можно определить подтипы внешних экстерналий по критериям «сфера действия» и «направление действия». Если рассматривать сферу действия хозяйственных субъектов, то можно выделить экстерналии производственной структуры (структурные), которые являются результатом взаимодействия факторов производства, и экстерналии, порождаемые инфраструктурой (инфраструктурные). Так, в отраслях социальной инфраструктуры создаются экономические блага, обладающие особыми достоинствами (merit goods), производство и потребление которых порождает наиболее значительные позитивные внешние эффекты. Положительное воздействие благ, обладающих особыми достоинствами, рас-

пространяется на многих членов общества. Такие отрасли производственной инфраструктуры, как телеграф, телефон, теле- и радиовещание, печатные средства массовой информации, занимаются производством и распространением информации, использование которой может создавать внешние эффекты, большая часть которых носит неэкономический характер.

Критерий «направление действия» позволяет разграничить экстерналии, возникающие по линии производство - производство (влияния по технологической цепочке); производство - потребление (влияние на покупателей); потребление - производство (влияние на производителей); потребление - потребление (влияние функции предпочтений).

Все внешние эффекты можно сгруппировать по критерию «характер воздействия на внешний субъект» в классы прямых и косвенных эффектов, или технологических и денежных6. Технологическими называются эффекты, возникающие в результате непосредственной нерыночной взаимосвязи субъектов. Технологический внешний эффект также определяют как экстерналию, возникающую на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента7. Чтобы подчеркнуть нерыночный характер таких эффектов, используется их другое название - «эффекты соседства». Классическим примером технологического эффекта является наносящая вред сельскохозяйственным угодьям железная дорога.

В отличие от технологических денежные эффекты (косвенные эффекты) не приводят к ощутимой для индивидов и общества материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономики, когда независимо от воспринимающего эффект субъекта, например, снижаются цены у его поставщиков, растут цены спроса потребителей его продукции. Кроме того, они могут приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения. Денежный внешний эффект трактуют как экстерналию, возникающую вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента8. Де-

нежные внешние эффекты являются результатом взаимозависимости производителей, при которой их доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других экономических субъектов. То же можно сказать в отношении потребителей, доходы и расходы которых также взаимозависимы.

Особенностью данных эффектов является то, что они не приводят к неэффективному размещению ресурсов и не искажают функцию предложения, когда фирмы производят больше или меньше оптимальных объемов производства. Денежные эффекты имеют косвенный, опосредованный характер и не приводят к таким серьезным последствиям для экономики, как технологические. Современным примером денежных внешних эффектов можно считать многократное повышение цен на нефть в 1999-2000 гг., которое не только принесло отдельным компаниям-экспортерам огромную внешнюю денежную экономию, но также стало внешним источником для выплат задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, повышения минимальной заработной платы и пенсий населения России.

По критериям «результат воздействия», «способ интернализации» можно выделить подклассы положительных и отрицательных эффектов, предельных и интрамаржинальных, контрактных и административных эффектов.

Отрицательными называются внешние эффекты, снижающие производительность или полезность для внешнего субъекта, а положительными - увеличивающие ее. При отрицательных внешних эффектах индивид и общество несут внешние потери, при положительных они получают внешнюю экономию. Примеры отрицательных внешних эффектов приводит в «Экономической теории благосостояния» А. Пигу: профессиональные заболевания, применение женского и детского труда и др. К положительным внешним эффектам можно отнести: обеспечение всеобщего среднего образования, всеобщую вакцинацию населения, садоводство и огородничество и т. д.

Предельными называются внешние эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект экономического субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности воспринимающего эффект внешнего субъекта. Интрамаржинальными называются внешние

эффекты, имеющие место, но практически не влияющие на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

По способам интернализации внешних эффектов выделяют: внешние эффекты, которые интернализуются только под воздействием государства, и эффекты, которые интернализуют-ся путем переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта. Под интернализацией понимается учет внешних, как правило, отрицательных эффектов, когда объем производства экономического субъекта, создающего внешний эффект, при помощи различных способов снижается до оптимальных размеров, то есть до такого уровня, пока издержки снижения отрицательного внешнего эффекта на каждую дополнительную единицу продукции не превысят получаемые от этого выгоды.

Интернализация внешних эффектов не предполагает их полного устранения и направлена на нахождение некоторого их оптимального уровня, что объясняется объективным существованием больших издержек для стороны, которая стремится к уменьшению внешнего эффекта. Издержки по сбору информации о внешних эффектах, их оценке и непосредственному воздействию на субъект, создавший эти эффекты, относятся к разряду трансакционных.

Виды экстерналий в качестве критериев выделения имеют пространственно-временные границы существования: временные (между поколениями), глобальные (межстрановые), межрегиональные, локальные (внешние эффекты), то есть связанные с деятельностью промышленных предприятий на ограниченной территории 9, единичные и сетевые эффекты.

Вплоть до середины ХХ в. наиболее известными и популярными способами решения проблемы внешних эффектов были интернализация и установление налогов. Интернализация как превращение внешних издержек во внутренние в результате объединения предприятий эффективна до той поры, пока укрупненное предприятие не теряет пределов управляемости. Разрастание масштабов предприятия до размеров, не совместимых с эффективным управлением, является препятствием интернализации. Установление налогов нацелено на выравнивание частных и общественных затрат. Частные затраты (издержки) - затраты отдельного хозяйственного субъекта. Общественные затраты (издер-

жки) - сумма затрат частных и внешних издержек. Когда предельные общественные издержки превышают предельные частные издержки, то правительство должно установить налог на товар в размере внешних издержек, чтобы после его уплаты частные издержки субъекта, продуцирующего внешний эффект, были равны общественным издержкам.

Налог такого типа получил название налога Пигу. «Правительство, - считал А. Пи-гу, - в состоянии сократить разрыв между соответствующими продуктами в той или иной сфере, оказывая инвестированию средств в этой сфере “особую поддержку” или накладывая на него “особые ограничения”. Самыми важными формами оказания этой поддержки и наложения ограничений служат, разумеется, субсидии и соответственно налоги»10. Таким образом, государство стремится минимизировать влияние отрицательных внешних эффектов, используя инструменты их регулирования (штрафные санкции, налоги, лимиты, ограничения через права собственности) и вознаграждая тех, кто порождает положительные экстерналии (дотации, субсидии).

Одним из путей решения этой проблемы является путь, предложенный Р. Коузом 11. Теорема Коуза строилась на признании сложности взаимодействий хозяйственных субъектов в окружающем их мире и отрицала упрощенный подход А. Пигу к проблеме экстерналий. Р. Коуз исходил из того, что «если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности». Тем самым предполагается, что в условиях нулевых трансакционных издержек (а именно из них неявно исходила неоклассическая теория) рынок способен справляться с внешними эффектами сам, без всякого вмешательства государства.

Из теоремы Коуза можно сделать важные для теории и практики экономической деятельности выводы:

1. Если права собственности четко специфицированы, все экстерналии «интернализу-ются» (внешние издержки становятся внутренними). Отсюда следовало, что действенным средством преодоления внешних эффектов является создание прав собственности на них.

20

Г.В. Тимофеева, Е.В. Хечиев. Оптимизация внешних эффектов в процессе сетизации бизнеса

2. Трансакционные издержки влияют на экономическую деятельность; когда они высоки, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и влияет на эффективность и структуру производства.

3. Ссылки на внешние эффекты - недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек такое вмешательство излишне, в случае высоких - не всегда оправданно, поскольку действия государства также не обходятся без издержек.

Однако не всегда выводы этой теории могут быть применены на практике. Во-первых, теорема Коуза требует, чтобы хозяйственные субъекты и агенты достигали соглашения, в котором интересы каждой из сторон были бы максимально удовлетворены. Однако, например, глобальная борьба с загрязнением окружающей среды вовлекает столь значительное число субъектов, что достигнуть такого соглашения без внушительных трансакционных издержек невозможно. Альтернативным способом его достижения становится политический процесс, в котором фигурируют агрегированные интересы соединенных в группы, ассоциации и другие формы объединений субъектов. Во-вторых, решение Коуза, как верно замечают ученые, в большей мере применимо к ситуациям, в которые вовлечено ограниченное число участников, а источники отрицательных внешних эффектов легко определяются. Но и в этом случае распределение прав собственности на ресурсы не влияет на эффективный исход переговоров, хотя и влияет на распределение доходов.

Существует множество способов интернализации экстерналий: спецификация первоначальных прав собственности с последующим обменом; установление специальных налогов, субсидий, количественных ограничений; система голосования по поводу приемлемого объема вредного воздействия; вертикальная, горизонтальная интеграция предприятий. Представляется, что именно интеграционные связи предприятий являются более приемлемым вариантом снижения отрицательных внешних эффектов, так как позволяют оперативно изменять производственную конфигурацию предприятий в соответствии с требованиями инновационного развития производства.

Наибольший интерес в рамках данного исследования представляет анализ инфраструктур-

ных предприятий, способных «улавливать» и минимизировать отрицательные экстерналии в процессе сетевой организации их деятельности и создавать положительные внешние эффекты. Длительное получение положительных эффектов приводит к тому, что вокруг сделки с положительными эффектами складывается система связей и отношений со стороны третьих лиц, ее поддерживающих (это не противоречит структуралистскому пониманию рынка как совокупности устойчивых связей между его участниками 12). Образуется сеть «поддерживающей» инфраструктуры, обеспечивающей предсказуемость внешней среды за счет равномерного распространения информации о сделке и ее последствиях. Если сделка порождает отрицательные экстерналии, сетевая организация стремится их минимизировать, нивелировать или интериоризи-ровать в зависимости от обстоятельств.

Сетевая организация как система кооперационных соглашений, объединяющих компании, представляет собой достаточно гибкую структуру, позволяющую входящим в нее компаниям конкурировать между собой, привлекать новых партнеров, организовывать и координировать деятельность членов. Стратегия инфраструктурной сетизации нацелена на сужение сферы действия отрицательных эффектов и интернализацию экстерналий через оказание посреднических услуг. Инфраструктурные сети образуются в результате взаимодействия с поставщиками и потребителями, а также с конкурентами, с которыми не осуществляются экономические трансакции. Они возникают вследствие постоянного мониторинга действий фирм, поставляющих те же или сходные продукты и услуги, а также установления взаимосвязей и взаимозависимостей, позволяющих улавливать положительные экстерналии и обеспечивать бесперебойное функционирование рыночных процессов. Объединение в сетевой организации получателей внешних эффектов в соответствии с системным принципом обратной связи оказывает влияние на участников сделки. Сеть сама становится источником экстерналий в сфере информации, образования, инвестиций, экологии 13.

Проведем классификацию основных видов экстерналий с выделением элементов инфраструктуры, улавливающих положительные экстерналии и минимизирующих отрицательные эффекты (см. таблицу).

Элементы инфраструктуры, оптимизирующие влияние экстерналий *

Виды экстерналий Объекты воздействия Положительные экстерналии Отрицательные экстерналии Элементы инфраструктуры

Экстерналии в управлении объектами Общественно значимые объекты Перепрофилирование или ликвидация производств, определяющих уровень отечественной науки, образования, культуры, обороноспособности Монополизация рынка, сужение национального рынка продукции Управляющие компании

Экологические экстерналии Экосистемы, здоровье человека Защита биоразнообразия, очистка сточных вод, сохранение озонового слоя Рост заболеваемости, загрязнений, разрушение природных объектов Страховые фирмы

Сетевые экстерналии Интернет, сети партнеров, стандарты в сетях Ценность сети растет пропорционально квадрату числа ее пользователей Конкуренция не позволяет использовать положительные стороны сетевых эффектов в полной мере Ассоциации, кооперативы хозяйственных субъектов

Информационные экстерналии Интеллектуальная собственность Финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок, результаты которых зачастую становятся достоянием широкого круга заинтересованных лиц Контрафактная продукция Институты патентования, лицензирования, консалтинговые и информационносправочные фирмы

Экстерналии образовательных услуг Субъекты, предоставляющие эти услуги Г осударство обеспечивает контроль качества образовательных услуг, регулирует и контролирует условия их производства и продажи Недостаток финансовых средств, невозможность обеспечения необходимого объема производства услуг Частные и частно -государственные учебные заведения

Экстерналии от инвестиций Технический прогресс Развитие человеческого капитала, рост производственных возможностей системы хозяйствования в целом Непредсказуемость последствий внедрения достижения технического прогресса для последующих поколений Научные парки, технополисы, венчурные предприятия

Экстерналии от инфляции Потребительский и производственный выбор, особенности воспроизводства, структура сбережений, финансовый рынок и фискальная система государства Восстановление экономического равновесия Дестабилизация частичных равновесий (временных, отраслевых) Фирмы, обеспечивающие вложения в недвижимость, -риэлторские фирмы

* Составлено по: Лесных В.В., Попов Е.В. Положительные экстерналии развития ОПК. Екатеринбург, 2005. С. 53-54. 22 Г.В. Тимофеева, Е.В. Хечиев. Оптимизация внешних эффектов в процессе сетизации бизнеса

Таким образом, существующие в экономике внешние эффекты предполагают создание структур, обеспечивающих улавливание положительных и минимизацию отрицательных их значений. Фирмы, обеспечивающие оптимизацию экстернальных эффектов, объединяются в инфраструктурную сеть, что позволяет им расширить масштабы «улавливания» и обеспечить интернализацию эффектов в интересах развития национальной экономики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. Гл. 3, 8.

2 Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 52.

3 Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Экон. шк., 1992. С. 92.

4 См.: Мишон Е.В. Управление внешними эффектами промышленных производств. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. С. 9.

5 См.: Тарасова С.В. Экономическая теория благосостояния: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. Гл. 5.

6 Там же. С. 122.

7 См.: Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 109.

8 Там же. С. 110.

9 Мишон Е.В. Указ. соч.

10 Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: Экономика, 1985. С. 259.

11 Coase R. The Problem of Social Cost // Journal ofLaw and Economics. 1960. N° 3. Р. 1-44; Idem. The Firm, the Market and the Law. Chicago, Il.: University of Chicago Press, 1988.

12 См.: Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 33.

13 См.: Лесных В.В., Попов Е.В. Положительные экстерналии развития ОПК. Екатеринбург, 2005. С. 41-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.