Научная статья на тему 'Оптимизация вложения средств в отдельно взятые объекты транспортного и гражданского строительства в сейсмически опасных районах'

Оптимизация вложения средств в отдельно взятые объекты транспортного и гражданского строительства в сейсмически опасных районах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
567
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЙСМОСТОЙКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / АНТИСЕЙСМИЧЕСКОЕ УСИЛЕНИЕ / СЕЙСМИЧЕСКИЙ РИСК / УЩЕРБ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сахаров О. А., Сергин К. С.

Транспортные сооружения в эксплуатационных условиях подвергаются интенсивным нагрузкам от железнодорожного подвижного состава. Тормозные нагрузки соизмеримы с сейсмическим воздействием силой в семь баллов, примерно такой же уровень имеют нагрузки от поперечных ударов подвижного состава. В связи с этим частые относительно слабые воздействия не причиняют заметного ущерба транспортным сооружениям, но могут вызвать достаточно серьезные повреждения объектов гражданского строительства. Антисейсмическое усиление объектов, подверженных частым относительно слабым воздействиям, эффективно для гражданских сооружений и малоэффективно для транспортных. Рассмотрено вложение средств в антисейсмическое усиление объектов транспортного и гражданского строительства для районов городов Якутск и Петропавловск-Камчатский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of Investments in Separately Taken Objects of Transport and Civil Engineering Construction in Seismically Dangerous Regions

Transport construction works are subjected to intensive loads from railway rolling stock under operation conditions. Brake loads are commensurable with the seismic effects of magnitude 7 by the MSK scale, the loads from the transverse impacts of the rolling stock being of the same level. In this connection, frequent and relatively week earthquake effects do not cause significant damages to transport construction works, however, they can result in rather serious damages of the objects of civil engineering. Anti-seismic reinforcement of the objects subjected to frequent relatively weak effects is efficient for civil structures but not for transport ones. The authors consider the investments to anti-seismic enforcement of the objects of transport and civil engineering for the regions of the cities of Yakutsk and Petropavlovsk-Kamchatsky.

Текст научной работы на тему «Оптимизация вложения средств в отдельно взятые объекты транспортного и гражданского строительства в сейсмически опасных районах»

266

Социально-экономические проблемы

Библиографический список

1. Essay in the Theory of Economic Growth / E. D. Domar. - N. Y., 1957.

2. Пропорциональность и эффективность воспроизводства в условиях развитого социализма / П. И. Багрий, В. В. Бондаренко, А. В. Марьенко и др. - Киев : Наукова думка, 1980. - 375 с.

3. Планирование капитальных вложений на предприятии в условиях инвестиционного кризиса / А. Берлин, А. Арзямов // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 8. - С. 3-16.

4. Народно-хозяйственный потенциал и интенсивное воспроизводство / А. А. Задоя. - Киев : Вища школа, 1986. - 154 с.

5. Основные фонды железнодорожного транспорта / А. В. Изосимов. - М. : Транспорт, 1979. - 232 с.

6. Экономика железнодорожного транспорта / ред. Е. Д. Ханукова. - М. : Транспорт, 1979. - 543 с.

7. Амортизация основных средств российских железных дорог - источник их воспроизводства / В. В. Анненков, Л. В. Гороховых // Вестник ВНИИЖТа. - 2004. -№ 3. - С. 4-9.

8. Проблемы воспроизводства основных фондов / Д. Астринский, В. Наноян // Экономист. - 2001. - № 6. - С. 35-39.

9. Переоценка и нормы амортизации основных фондов / А. В. Изосимов // Железнодорожный транспорт. - 1969. - № 9. - С. 20-29.

10. Обоснование рационального метода начисления амортизации в условиях оптимизации воспроизводства грузового вагонного парка транспортной компании / А. А. Гуламов // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения. - 2010. - № 2. - С. 155-167.

Статья поступила в редакцию 21.06.2010;

представлена к публикации членом редколлегии А. Н. Ефановым.

УДК 69.003.13

О. А. Сахаров, К. С. Сергин

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЕ ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СЕЙСМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ РАЙОНАХ

Транспортные сооружения в эксплуатационных условиях подвергаются интенсивным нагрузкам от железнодорожного подвижного состава. Тормозные нагрузки соизмеримы с сейсмическим воздействием силой в семь баллов, примерно такой же уровень имеют нагрузки от поперечных ударов подвижного состава. В связи с этим частые относительно слабые воздействия не причиняют заметного ущерба транспортным сооружениям, но могут вызвать достаточно серьезные повреждения объектов гражданского строительства.

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

267

Антисейсмическое усиление объектов, подверженных частым относительно слабым воздействиям, эффективно для гражданских сооружений и малоэффективно для транспортных.

Рассмотрено вложение средств в антисейсмическое усиление объектов транспортного и гражданского строительства для районов городов Якутск и Петропавловск-Камчатский.

сейсмостойкое строительство, антисейсмическое усиление, сейсмический риск, ущерб, экономическая эффективность, инвестиции.

Введение

Антисейсмическое усиление гражданских и транспортных сооружений осуществляется в соответствии с нормами проектирования в сейсмически опасных районах и с картами сейсмической опасности. За последние 50 лет и нормы, и карты сейсмического районирования несколько раз пересматривались. Большая часть сейсмостойкой застройки прошлого века не удовлетворяет современным требованиям сейсмостойкости и нуждается в антисейсмическом усилении.

Однако государство и региональные органы власти обладают весьма ограниченными средствами для повышения сейсмостойкости объектов старой застройки. Именно в данной ситуации возникает экономическая задача оптимизации вложения ограниченных средств в антисейсмическое усиление. В данной статье проводится сопоставительная оценка антисейсмического усиления транспортных и гражданских объектов строительства.

Под сейсмическим риском понимается математическое ожидание экономических (экономический риск) или социальных (социальный риск) потерь, вызванных землетрясением, по отношению к гражданским и транспортным объектам строительства. Наиболее полно понятие сейсмического риска обсуждается в статьях Я. М. Айзенберга [1] и В. Д. Райзера [2].

В настоящей статье основное внимание из всех рассматриваемых объектов транспортного строительства уделено мостам, поскольку именно они являются наиболее емкими с точки зрения инвестирования и возможного ожидаемого ущерба от землетрясений разной силы. В отличие от обычных сооружений мосты при эксплуатации подвержены нагрузкам от торможения и поперечных ударов подвижного состава, которые соизмеримы по силе с воздействиями от землетрясения в семь баллов. Поэтому все транспортные сооружения заранее проектируются с учетом повышенных нагрузок от эксплуатации и должны удовлетворительно переносить слабые землетрясения.

В России традиционно используются инженерные методы снижения сейсмического риска для транспортного и гражданского строительства. Для этого существуют СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах», регламентирующие возможные инженерные решения сейсмостой-

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

268

Социально-экономические проблемы

ких зданий. Как правило, объекты массового строительства, запроектированные по этим нормам, удовлетворительно переносят сейсмические воздействия и обеспечивают приемлемый сейсмический риск. В последние годы активно используются и специальные инженерные методы сейсмозащиты - сейсмоизоляция и сейсмогашение [3].

Однако наряду с инженерными методами весьма эффективно могут и должны использоваться экономические методы снижения рисков. К числу этих методов можно отнести:

• оптимизацию инвестиций в строительство отдельного сооружения;

• оптимизацию распределения средств между отдельными объектами;

• организацию страхования объектов и управление инвестициями через страхование;

• регулирование ценообразования в сейсмостойком строительстве.

Указанные методы управления рисками широко используются в США

[4], Евросоюзе [5] и в других развитых странах, однако в России эти методы пока не нашли применения. В настоящей статье дан обзор возможностей указанных методов и некоторые рекомендации по их применению. В основе всех методов лежит методика оценки эффективности сейсмостойкого строительства.

1 Оценка эффективности сейсмостойкого строительства

В основу оценки эффективности сейсмостойкого строительства положена известная методика, разработанная в 60-е годы прошлого века под руководством лауреата Нобелевской премии, академика Л. Н. Канторовича [6] и детально изложенная в методическом руководстве АН СССР [7].

В соответствии с [6], [7] экономический эффект сейсмостойкого строительства E оценивается как разница между предотвращенными благодаря

*

антисейсмическим мероприятиям потерями D и капитальными затратами (инвестициями) на антисейсмическое усиление I :

inv

*

Е =-/ +D .

inv

(1)

*

В этой формуле величины I и D отнесены к полной стоимости со-

inv

оружения.

*

Как показано в [7], величина D может быть оценена по формуле

* max

D'=f- Y,D’o(Ks,D-L(I).

(2)

I=I„

Здесь L(I) - среднегодовое число землетрясений силой I баллов на площадке строительства; D0 (Ks,I) - величина предотвращенного ущерба

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

269

для сооружения, усиленного на восприятие землетрясений силой Ks баллов (с классом сейсмостойкости Ks) от землетрясения силой I баллов, в случае если землетрясение произойдёт в первый год эксплуатации сооружения; f - коэффициент дисконтирования; /min и 1т - минимальная и

максимальная сила землетрясения из принимаемых в расчёт на площадке строительства.

Указанная методика разработана в начале 60-х годов прошлого века и апробирована в практике сейсмостойкого строительства [8]. Развитие сейсмостойкого строительства в условиях рыночной экономики позволяет и требует развития методов оценки его эффективности. Прежде всего возникает необходимость учесть прибыль от вложения средств в сейсмостойкое строительство. С этой целью от оценки экономической эффективности целесообразно перейти к оценке эффективности строящегося и эксплуатируемого сооружения. Попытки такого подхода имеются в литературе [9].

Базируясь на оценке экономического эффекта (1), с учётом возможности страхования можно предложить следующую формулу для оценки эффективности вложения средств в сейсмостойкое строительство Epr:

Е„,. =-4v +/■ Д,-R-A-F(Ks) + Im(K„I) . (3)

В формуле (3) Ррг - годовая прибыль; А - амортизационные отчисления; R - годовой ущерб (риск) от возникновения предельных состояний; F(Ks) - ежегодный страховой взнос собственника сооружения; Ins(Ks,I) -страховая выплата в результате страхового события. Величина страхового взноса и страховых выплат поставлена в зависимость от класса сейсмостойкости сооружения Ks, который представляет собой силу землетрясения в баллах, воспринимаемую сооружением без перехода в предельное состояние [3], [8].

Величина R определяется исходя из ожидаемого годового ущерба D(Ks,I) для сооружения с расчетным классом сейсмостойкости Ks от землетрясения силой I баллов. Оценки этой величины имеются в литературе, например в [7], [8]. Функция D(Ks,I) называется функцией уязвимости, а матрица ее значений в узлах сетки значений I и Ks - платежной матрицей.

В дополнение к чисто строительному ущербу D(Ks,I), как справедливо отмечается в [6], необходимо добавить ущерб от потери прибыли в процессе восстановительных работ.

Для оценки среднегодового ущерба, причиняемого сооружению возможными землетрясениями, необходимо знать функцию плотности распределения (ФПР) р(т) для среднего интервала между землетрясениями

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

270

Социально-экономические проблемы

силой / баллов. При этом число воздействий определяется интенсивностью потока событий h(т), которая может быть оценена по известной формуле:

(4)

т

где R(т) = - вероятность отсутствия землетрясений за время т.

о

При этом общее число событий (землетрясений силой I баллов) за время Т (за год) определяется следующим образом:

(5)

«ад

В результате формулу (3) можно представить таким образом:

Е =

рг

~hm> + f '

Апах

D KJ

+ Ppr-tK„I

-F(K,)+lns(KJ) •L(1)

.(6)

В формуле (6) t(Ks,I) - время восстановительных работ (в долях от года) после землетрясения силой I баллов для сооружения с расчетным классом сейсмостойкости Ks; L(I) - годовое число землетрясений силой I баллов.

Формулу (6) можно представить в форме, соответствующей предложениям [7], [8]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е = -/. + /

рг inv J

р ■

рг

шах

I- к„1 ■щ)

1=1

шах

£ D KJ •Щ) +

/=/

max шах

• X /• А /Л/. У Ins K .I /Л/.

/=Д

1=К

(7)

Если принять время t(Ks,I) пропорциональным величине ущерба

t(KsJ) = a-D(KsJX (8)

то формула для оценки эффективности примет вид:

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

271

max max max

Ppr-L(I)- 1 + a-Ppr ■ £ D KJ - £ F(K,)+ £ Ins{KJ)

/=/„

•(9)

В частном случае для экспоненциального распределения повторяемости землетрясений силой I баллов интенсивность потока событий пред-

1

ставляет собой сотрясаемость территории, а величина----- среднюю по-

L (I)

вторяемость землетрясений силой I баллов.

В этом случае выражение (9) примет вид:

Epr --Iinv+/'

•‘шах

Ppr - £ D KJ +Pp,-t KJ -F(K,) + Ins(KJ) ■L(I)

I=L

.(10)

Если учесть дополнительно соотношение (8), то получим формулу, близкую по смыслу к базовой формуле [7]:

Е =-/. +/

pr inv J

max

Р - 1 + а-Р У D К J •£(/)-

рг рг / I S 5 V /

/=д

max max

- £ F(KS)-L(I)+ £ Ins(KJ)-L(I)

/=Д

(11)

Формула (11) является базовой для решения задач управления экономическим сейсмическим риском.

2 Сопоставительный анализ и оптимизация вложения средств в отдельные сооружения транспортного и гражданского строительства

Увеличивая инвестиции в строительство, мы снижаем риски. Если снижение рисков покрывает объем инвестиций, то эффективность повышается. Оценки эффективности по формуле (11) позволяют оптимизировать инвестиции и достаточно полно учесть при этом сейсмическую опасность территории и уязвимость сооружения. Для объектов массового строительства уязвимость сооружения, определяемая платежной матрицей D(Ks,I), приведена в [10], а для транспортных сооружений - в [8].

Сейсмическая опасность территории определяется вектором L. Например, для района г. Якутска с ситуационной сейсмичностью (6, 7, 8) баллов по картам А, В, С в первом приближении интенсивность землетрясений составляет L » ^оо’Хоо’Хоо’Хооо’Хооо’ 1x10 1x10-10 • Принятые

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

272

Социально-экономические проблемы

значения L показывают, что, например, 4-балльные сотрясения имеют повторяемость примерно раз в 100 лет, 5-балльные - раз в 300 лет, 6балльные - раз в 500 лет, 7-балльные - раз в 1000 лет, 8-балльные - раз в 5000 лет, а 9- и 10-балльные сотрясения имеют пренебрежимо малую вероятность - раз в 10 000 000 лет и раз в 10 000 000 000 лет. Для района города Петропавловска-Камчатского ситуационная сейсмичность по картам А, В, С составляет (9, 10, 10), соответствующая сейсмичность отмечена также на значительной части территории Алании - Северной Осетии, районах городов Урус-Мартан и Ачхой-Мартан.

При проектировании по карте В для транспортных и гражданских сооружений видно, что расчетная сейсмичность различна (IB = 7 и IB = 10 баллов), более того, с экономической точки зрения транспортные и гражданские объекты строительства требуют различной стратегии вложения средств. Зависимость Ijnv(Ks) принята в соответствии с работой [11]: К = 0,0008 • Ks + 0,003 • K2s (рис. 1). Функция уязвимости D(KS,T) не одинакова для объектов транспортного и гражданского строительства и принята в соответствии с данными [10]. Функция уязвимости D(Ks,I) показана на рисунке 2 в виде изолиний зависимости ожидаемого ущерба. На рисунке 3 приведены графики зависимостей эффективности вложения средств на антисейсмическое усиление транспортных и гражданских сооружений от класса сейсмостойкости при строительстве на скальных грунтах для г. Якутска.

Рис. 1. Связь класса сейсмостойкости Ks с величиной инвестирования Iinv в сейсмостойкое строительство (крупноблочные и панельные транспортные и гражданские объекты на скальных грунтах)

Графики рисунка 3 показывают, что эффективность строительства в г. Якутске заметно выше у объектов транспортного строительства. Наибольшая эффективность от инвестирования средств в объекты транс-

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

273

портного строительства наблюдается у неусиленных сооружений, наименьшую эффективность показывают значительно усиленные транспортные объекты. Эффективность инвестирования средств на антисейсмическое усиление гражданских и транспортных сооружений совпадает для объектов, усиленных от воздействия землетрясения в девять и более баллов.

а) б)

Рис. 2. Изолинии зависимости ожидаемого ущерба от силы землетрясения I и класса сейсмостойкости сооружения Ks (в процентах от стоимости сооружения): a - объекты гражданского строительства; б - объекты транспортного строительства (мосты)

Рис. 3. Зависимость эффективности вложения средств на антисейсмическое усиление Epr от обеспечиваемого класса сейсмостойкости Ks в г. Якутске: сплошная линия - для объектов гражданского строительства, пунктирная линия - для объектов транспортного

строительства (мостов)

На рисунке 4 приведены графики зависимости эффективности вложения средств на антисейсмическое усиление транспортных и гражданских сооружений от класса сейсмостойкости при строительстве на скальных грунтах для г. Петропавловска-Камчатского.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

274

Социально-экономические проблемы

Рисунок ясно показывает, что эффективность строительства гражданских и транспортных объектов в г. Петропавловске-Камчатском заметно ниже, чем в г. Якутске. Наибольшая эффективность от инвестирования средств на антисейсмическое усиление в объекты транспортного строительства наблюдается у сооружений, усиленных на восприятие землетрясений до восьми баллов, наименьшую эффективность показывают значительно усиленные транспортные объекты. Эффективность инвестирования средств на антисейсмическое усиление гражданских сооружений имеет наибольшие показатели у объектов, усиленных от воздействия землетрясения в девять баллов, наименьшие показатели - у неусиленных объектов.

Рис. 4. Зависимость эффективности вложения средств на антисейсмическое усиление Epr от обеспечиваемого класса сейсмостойкости Ks в г. Петропавловске-Камчатском и других городах с соответствующей ситуационной сейсмичностью: сплошная линия -для объектов гражданского строительства, пунктирные линия - для объектов транспортного строительства (мостов)

Заключение

Выполненные исследования показывают, что с точки зрения коммерческой эффективности вложения средств в антисейсмическое усиление транспортных сооружений, рассчитанных на железнодорожную нагрузку, во многих случаях оказываются нецелесообразными.

Иными словами, транспортные сооружения, усиленные на действие подвижной железнодорожной нагрузки, удовлетворительно переносят частые относительно слабые воздействия, в то время как объекты гражданского строительства требуют после таких землетрясений проведения ремонтных работ.

В рассмотренных случаях именно частые слабые воздействия определяют эффективность вложений. Поэтому в транспортные сооружения вложения на антисейсмичекое усиление малоэффективны, а сами транспортные сооружения - достаточно эффективны. Этот вывод получен на основе

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

275

анализа коммерческой эффективности. Его нельзя распространять на социально значимые объекты, для которых необходимо оценивать социальную эффективность.

Для повышения эффективности антисейсмического усиления необходимо использовать нетрадиционные, более дешевые и эффективные методы сейсмозащиты, например сейсмоизоляцию и сейсмогашение.

Библиографический список

1. Модели сейсмического риска и методологические проблемы планирования мероприятий по смягчению сейсмических бедствий / Я. М. Айзенберг // Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. - 2004. - № 6. - C. 31-38.

2. Оценка риска при проектировании сооружений / В. Д. Райзер // Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. - 2007. - № 4. - C. 15-18.

3. Сейсмостойкое строительство : учебник / О. Н. Елисеев, А. М. Уздин. - СПб. : Изд-во ПВВИСУ, 1997. - 371 с.

4. Incorporating uncertainties in earthquake loss analysis of portfolios: a southern California scenario / Mehrdad Mahdyiar // 12th European Conference on Earthquake Engineering. - Paper Reference 455.

5. Earthquake loss estimation models: time to open the black boxes? / J. Bommer, R. Pinho, R. Spence // First European Conference on Earthquake Engineering and Seismology (a joint event of the 13th ECEE & 30th General Assembly of the ESC) Geneva, Switzerland, 3-8 September 2006. - Paper Number: 834.

6. Сейсмический риск и принципы сейсмичсекого районирования / Л. В. Канторович, В. И. Кейлис-Борок, Г. И. Молчан // Вычислительные и статистические методы интерпретации сейсмических данных. Вычислительная сейсмология. -Вып. 6. - М. : Наука, 1974. - С. 3-20.

7. Методы оценки экономического эффекта сейсмостойкого строительства /

B. И. Кейлис-Борок, И. А. Нерсесов, А. М. Яглом. - М. : Изд-во АН СССР. - 1962. -

C. 46.

8. Инструкция по оценке сейсмостойкости эксплуатируемых мостов на сети железных и автомобильных дорог (на территории Туркменской ССР). - Ашхабад : Ылым, 1988. - 106 с.

9. Избранные проблемы надежности и безопасности строительных конструкций /

A. В. Перельмутер. - Киев : Изд-во УкрНИИпроектстальконструкция, 2000. - 215 с.

10. Оценка статистических характеристик экономического сейсмического риска /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. В. Воронец, О. А. Сахаров, А. М. Уздин // Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. - № 2. - 2000. - С. 6-8.

11. Сейсмостойкое районирование и сейсмостойкое строительство (методы, практика, перспектива) / С. И. Полтавцев, Я. М. Айзенберг, Г. Л. Кофф, А. М. Мелентьев, В. И. Уломов. - М. : ГУП ЦПП, 1998. - 259 c.

Статья поступила в редакцию 29.10.2010; представлена к публикации членом редколлегии Т. А. Белаш.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.