Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН-ТРЕНИРОВОК СО СПОРТСМЕНАМИ-ЛЮБИТЕЛЯМИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН-ТРЕНИРОВОК СО СПОРТСМЕНАМИ-ЛЮБИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГ / ОНЛАЙН ТРЕНИРОВКИ / СПОРТСМЕНЫ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Светлана Владимировна, Шестакова Татьяна Алексеевна

Вопрос оздоровления студентов является важной культурно-образовательной, экономической и социально-политической проблемой. В то же время физическое состояние студентов в течение последнего десятилетия резко ухудшилось вследствие углубления социально-экономического, экологического и демографического кризисов, усугубленных эпидемией COVID-19, из-за чего часть обучения с 2020 года перешла в онлайн. Как показывают научные исследования, оздоровление студентов можно организовывать и внедрять путем организации и реализации онлайн-занятий, которые направлены на повышение состояния физического здоровья. Это характеризуется усилением внимания к физической культуре как средства повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов. Научное обоснование и разработка дифференцированных, модифицированных методик физического воспитания студентов будет способствовать улучшению их физического состояния и охватывать также повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья, улучшение умственной работоспособности и резистентности организма к воздействию патогенных внешних факторов. Систематически физическими упражнениями и спортом занимаются только около 25% студентов, более трети не знают основ здорового образа жизни, около 60% имеют отклонения в состоянии здоровья, низкие знания относительно механизма положительного влияния физических упражнений на организм, не знакомы с методикой управления собственным функциональным состоянием во время выполнения физических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Светлана Владимировна, Шестакова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF CONDITIONS FOR RECREATIONAL RUNNING IN ONLINE TRAINING WITH AMATEUR ATHLETES

The issue of improving the health of students is an important cultural, educational, economic and socio-political problem. At the same time, the physical condition of students has deteriorated sharply over the past decade due to the deepening socio-economic, environmental and demographic crises exacerbated by the COVID-19 epidemic, which is why part of the training has switched to online since 2020. As scientific research shows, students’ health improvement can be organized and implemented by organizing and implementing online classes that are aimed at improving physical health. This is characterized by increased attention to physical culture as a means of improving physical fitness and functional state of students. Scientific substantiation and development of differentiated, modified methods of physical education of students will contribute to the improvement of their physical condition and also include increasing the level of physical fitness and health promotion, improving mental performance and resistance of the body to the effects of pathogenic external factors. Only about 25% of students are systematically engaged in physical exercises and sports, more than a third do not know the basics of a healthy lifestyle, about 60% have health deviations, low knowledge about the mechanism of the positive effect of physical exercises on the body, are not familiar with the methodology of managing their own functional state during exercise.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН-ТРЕНИРОВОК СО СПОРТСМЕНАМИ-ЛЮБИТЕЛЯМИ»

Оптимизация условий занятий оздоровительным бегом в режиме онлайн-тренировок со спортсменами-любителями

Уварова Светлана Владимировна,

аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и туризма E-mail: Svetasvetlyak@bk.ru

Шестакова Татьяна Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого E-mail: agragor52@mail.ru

Вопрос оздоровления студентов является важной культурно-образовательной, экономической и социально-политической проблемой. В то же время физическое состояние студентов в течение последнего десятилетия резко ухудшилось вследствие углубления социально-экономического, экологического и демографического кризисов, усугубленных эпидемией COV-ID-19, из-за чего часть обучения с 2020 года перешла в онлайн. Как показывают научные исследования, оздоровление студентов можно организовывать и внедрять путем организации и реализации онлайн-занятий, которые направлены на повышение состояния физического здоровья. Это характеризуется усилением внимания к физической культуре как средства повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов. Научное обоснование и разработка дифференцированных, модифицированных методик физического воспитания студентов будет способствовать улучшению их физического состояния и охватывать также повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья, улучшение умственной работоспособности и резистентности организма к воздействию патогенных внешних факторов. Систематически физическими упражнениями и спортом занимаются только около 25% студентов, более трети не знают основ здорового образа жизни, около 60% имеют отклонения в состоянии здоровья, низкие знания относительно механизма положительного влияния физических упражнений на организм, не знакомы с методикой управления собственным функциональным состоянием во время выполнения физических упражнений.

Ключевые слова: бег, онлайн тренировки, спортсмены, оздоровление.

До сих пор основное место в системах здравоохранения занимали средства активизации природных элементов, компонентов и резервов организма, не основанные на четком тренировочном процессе.

Одним из наиболее распространенных видов двигательной активности является здоровая ходьба, согласно [7] преимуществом которой является доступность и эффективность воздействия, особенно для людей с избыточным весом и избыточным весом, пожилых людей и людей с низкой физической подготовкой. Самой популярной и научно обоснованной оздоровительной программой, которая является основой современных изменений в оздоровительных системах, является программа Института аэробных исследований им. К. Купера (США) [5].

В ней используется положительный эффект для здоровья от беговых занятий аэробной направленности, что, кстати, отмечается в работах многих исследователей, среди которых [10].

Цель исследования - проверить эффективность программы по оздоровительному физическому воспитанию и ее влияние на физическую подготовленность и функциональное состояние студентов.

Для проверки эффективности разработанной программы оздоровительных занятий был проведен педагогический эксперимент со студентами 1 курса МГУ. Всего было охвачено 126 студентов, из которых 65 составили экспериментальную, а 61 - контрольную группы. Контрольная группа занималась в зале, при этом экспериментальная -только в режиме онлайн.

В контрольной и экспериментальной группах проведено тестирование физического состояния, физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей студентов. Результаты тестирования показали, что до начала эксперимента показатели физического состояния у студентов контрольной и экспериментальной групп достоверно не отличались (р < 0,05). Содержание педагогического эксперимента заключалось в том, что в процессе занятий по физическому воспитанию студентов экспериментальной группы широко использовали разработанную программу оздоровительных занятий в режиме онлайн. Студенты контрольной группы продолжали занятия по традиционной системе.

Оздоровительные занятия студентов экспериментальной и контрольной групп имели общие и отличительные черты. Общие черты были такими: занятия проводились в одинаковых условиях (стадион, парк, спортивный зал, спортивная пло-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

щадка); студенты всех групп имели одинаковое количество занятий по физическому воспитанию; прием контрольных нормативов осуществлялся в соответствии с правилами соревнований.

Отличительные признаки: дозировку физических нагрузок в экспериментальной группе проводили в соответствии с индивидуальными особенностями организма студентов; средства и методы физического воспитания студентов экспериментальной группы, а также их соотношение подбирали с учетом особенностей уровня их физического состояния; в экспериментальной группе проводили специальную теоретическую и практическую подготовку, которая охватывала информацию о оздоровительное воздействие средств физического воспитания на организм, самоконтроль физического состояния, санитарно-гигиенические требования во время выполнения физических упражнений; студентам экспериментальной группы разрабатывали рекомендации для самостоятельных оздоровительных занятий с учетом индивидуальных возможностей.

На каждом занятии 15-17 минут отводили на подготовительную, 60 минут - на основную и 10-13 минут на заключительную части. Основные задачи подготовительной части занятия заключались в следующем: организовать учащихся и психологически направить их на усвоение классных заданий, эмоционально подготовить их к продуктивной работе; обучить учащихся овладевать физическими упражнениями определенного типа и сложности; функционально подготовить студенческий состав к интенсивным и сложным физическим упражнениям.

Наиболее специфическим элементом подготовительной части занятия было выполнение разнообразных физических упражнений, то есть разминки. В разминке использовали общеразвива-ющие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (гимнастическая стенка и скамейка), бег, прыжки, подскоки и тому подобное. Содержание основной части соответствовало задачам занятия.

Во время планирования занятий учитывали уровень физического состояния студентов, применяли содержание разработанных занятий и пульсовые режимы выполнения физических упражнений.

Задача заключительной части занятия: снижение и постепенное прекращение двигательной активности и физической нагрузки студентов, функциональное и психологическое восстановление человека; подведение итогов занятия; рекомендации для самостоятельного выполнения физических упражнений.

Уровень физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп представлен в Табл. 1.

Анализ результатов, представленных в Табл. 1, показывает, что почти по всем тестам студенты экспериментальной группы преобладают контрольную. Наибольшая разница наблюдается по выносливости, силовым и скоростно-силовым возможностям.

Наибольшее отличие (особенно у ребят) выявлено по следующим тестам: прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, поднимание туловища из положения лежа в сидящем.

Таблица 1. Уровень физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента

Тестовые упражнения Пол Группа студентов Вероятность разницы

контрольная п=65 (Х-52, Д-13) экспериментальная п=6 (Х-50, Д-11)

Бег 100 м, с М 13,55±0,05 13,88±0,12 >0,05

Ж 16,87±0,12 17,14±0,08 >0,05

Челночный бег 4х9 м, с М 9,98±1,12 9,44±1,11 >0,05

Ж 10,33±0,11 10,36±1,05 >0,05

Прыжок в длину с места, см М 217,34±3,67 241,2±3,33 <0,01

Ж 174,22±3,89 189,44±3,66 <0,01

Подтягивания на перекладине, раз М 10,06±0,33 13,77±0,42 <0,001

Ж 12,67±1,23 14,99±1,07 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа в сидя, раз за 1 мин М 39,91±1,88 45,77±1,42 <0,01

Ж 37,89±1,88 42,44±1,61 <0,05*

Наклон вперед, из положения сидя, см М 16,11±1,55 16,67±1,45 >0,05

Ж 17,97±1,94 19,02±1,51 >0,05

о с

и

см оо

За развитием гибкости и скорости отсутствие достоверной разницы между представителями контрольной и экспериментальной групп не наблюдалось. По показателям объе-

юноши экспериментальной группы, вероятно преобладают контрольную. У девушек экспериментальной группы также наблюдается тенденция к увеличению указанных показате-

ма грудной клетки, массо-ростового индекса лей.

Очевидно, повышение этих показателей обуславливается направленностью атлетической тренировки.

Длина тела вероятно не отличается, что обусловлено биологическим снижением темпов роста в студенческом возрасте. Функциональные показатели студентов исследуемых групп представлены в таблице 2.

Анализ результатов, представленных в Табл. 2, позволяет утверждать, что большинство показателей функциональных возможностей студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем у студентов контрольной. Достоверная разница наблюдается между параметрами жизненной ем-

кости легких, задержки дыхания на вдохе и выдохе. Таким образом, в процессе педагогического эксперимента наблюдается повышение прежде всего тех физических способностей, в основе которых лежат функциональные резервы кардиоре-спираторной и мышечной систем, вносящие весомый вклад в состояние соматического здоровья.

Внедрение в учебный процесс исследуемых групп студентов программы оздоровительных занятий по физическому воспитанию обеспечило повышение показателей физической подготовленности и функциональных возможностей организма, а также увеличило мотивацию к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Таблица 2. Уровень функционального состояния студентов контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента

Показатель Стать Группа студентов Вероятность разницы

контрольная п = 65 (м -52, ж -13) экспериментальная п=61 (м - 50, ж - 11)

Жизненная емкость легких человека М 3,73±0,08 4,47±0,07 <0,01

Ж 2,77±0,1 3,65±0,09 <0,001

Частота сердечных сокращений, уд. / мин М 73,69±1,42 72,47±1,53 >0,05

Ж 76,52±1,85 75,39±1,64 >0,05

Задержка дыхания на вдохе, с М 50,32±2,02 56,12 <0,001

Ж 48,43±2,16 49,43 <0,05

Задержка дыхания на выдохе, с М 26,52±0,33 37,43±0,41 <0,001

Ж 24,44±0,41 36,15±0,36 <0,001

Выводы

Определены наиболее практичные спортивно-оздоровительные программы, могут быть применены со спортсменами на различных этапах тренировочного процесса.

Определено, что онлайн занятия по различным видам спорта также эффективно работают, как и занятия в зале, непосредственно со студентами.

Средних: оздоровительная ходьба и бег, плавание, езда на велосипеде, различные виды аэробики, йоги, фитнеса, силовые оздоровительные виды и оздоровительные системы восточных стран.

Определено, что содержание большинства спортивно-оздоровительных программ составляют физические упражнения, средства нормализации питания и уравновешивания эмоциональной сферы жизнедеятельности функционирования организма человека.

Литература

1. Скибицкий А.В. Здоровье и здоровый образ жизни [Текст]: (валеология и санология): учебник / А.В. Скибицкий, В.И. Скибицкая. - Краснодар: Кубанское полиграфическое объединение, 2011. - 359 с.

2. Скляров В.Н. Резервы здоровья и внешние факторы, влияющие на него // Социально-

экономический ежегодник-2013. Сборник научных статей. - Краснодар, 2013.

3. Семенова О.Ю. Спортивная подготовка в легкой атлетике студентов-спринтеров // О.Ю. Семенова, Т.А. Андриенко // Наука-2020. -2018. -№ 5(21) ю - С. 61-65.

4. Попова Н.В. Эффективные пути совершенствования профессионально-психологической подготовки студентов средствами психотехнических игр // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (33). С. 57-59.

5. Баянкина Д.Е. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С.194-198.

6. Клейменова М.Н. Влияние инновационных технологий на совершенствование физкультурно-спортивной деятельности // Проблемы совре -менного педагогического образования. 2018. № 60-2. С.292-295.

7. Грабиненко Е.В. Теоретический и практический аспект влияния физкультурно-спортивной деятельности на здоровье студенческой молодежи // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-2. С. 50-53.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

8. Смокотнина И.М. Физкультурно-спортивная деятельность как эффективное средство повышения работоспособности студентов в учеб -ном процессе // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: сб. материалов XXI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. А.Н. Вакурин. Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. С. 54-57.

9. Супрунов С.И., Князева Ю.А. Организационные особенности проведения занятий по физической культуре в процессе здоровьесбере-гающего пространства высшего учебного заведения // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 79-82.

10. Грабиненко Е.В., Попова Н.В. Исследование уровня здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета в зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (40). С. 18-22.

11. Коновалов М.Ю. Медико-биологические аспекты совершенствования физкультурно-спортивной деятельности: сб. статей XX Все-рос. студ. науч.-практ. конф. Нижневартовского гос. университета / отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. С.103-109.

OPTIMIZATION OF CONDITIONS FOR RECREATIONAL RUNNING IN ONLINE TRAINING WITH AMATEUR ATHLETES

Uvarova S.V., Shestakova T.A.

Russian State University of Physical Culture, Youth Sports and Tourism, TSPU named after L.N. Tolstoy

The issue of improving the health of students is an important cultural, educational, economic and socio-political problem. At the same time, the physical condition of students has deteriorated sharply over the past decade due to the deepening socio-economic, environmental and demographic crises exacerbated by the COVID-19 epidemic, which is why part of the training has switched to online since 2020. As scientific research shows, students' health improvement can be organized and implemented by organizing and implementing online classes that are aimed at improving physical health. This is characterized by increased attention to physical culture as a means of improving physical fitness and functional state of students. Scientific substantiation and development of differentiated, modified methods of physical education of students will contribute to the improvement of their physical condition and also include in-

creasing the level of physical fitness and health promotion, improving mental performance and resistance of the body to the effects of pathogenic external factors. Only about 25% of students are systematically engaged in physical exercises and sports, more than a third do not know the basics of a healthy lifestyle, about 60% have health deviations, low knowledge about the mechanism of the positive effect of physical exercises on the body, are not familiar with the methodology of managing their own functional state during exercise.

Keywords: running, online training, athletes, wellness. References

1. Skibitsky A.V. Health and healthy lifestyle [Text]: (valeology and sanology): textbook / A.V. Skibitsky, V.I. Skibitskaya. - Krasnodar: Kuban Printing Association, 2011. - 359 p.

2. Sklyarov V.N. Health reserves and external factors influencing it // Socio-economic yearbook-2013. Collection of scientific articles. - Krasnodar, 2013.

3. Semenova O. Yu. Sports training in track and field athletics of sprint students // O. Yu. Semenova, T.A. Andrienko // Sci-ence-2020. - 2018. - No. 5 (21) yu - S. 61-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Popova N.V. Effective ways of improving the professional and psychological training of students by means of psychotechni-cal games // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. 2017. No. 4 (33). pp. 57-59.

5. Bayankina D.E. Innovative pedagogical technologies as a condition for the formation of professional competence of bachelors of the Institute of Physical Culture and Sports // World of Science, Culture, Education. 2017. No. 2 (63). pp. 194-198.

6. Kleimenova M.N. Influence of innovative technologies on the improvement of physical culture and sports activity // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 60-2. pp. 292-295.

7. Grabinenko E.V. Theoretical and practical aspect of the influence of physical culture and sports activities on the health of student youth // Trends in the development of science and education. 2019. No. 49-2. pp. 50-53.

8. Smokotnina I.M. Physical culture and sports activities as an effective means of increasing the efficiency of students in the educational process // Actual issues of physical culture and sports: Sat. Materials XXI Vseros. scientific-practical. conf. with international participation / otv. ed. A.N. Vakurin. Tomsk: TSPU Press, 2019, pp. 54-57.

9. Suprunov S.I., Knyazeva Yu.A. Organizational features of conducting physical culture classes in the process of health-saving space of a higher educational institution // Trends in the development of science and education. 2019. No. 47-1. pp. 79-82.

10. Grabinenko E.V., Popova N.V. Study of the level of health of students of the Altai State Pedagogical University, depending on the type of physical culture and sports activities // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. 2019. No. 3 (40). pp. 18-22.

11. Konovalov M. Yu. Medico-biological aspects of improving physical culture and sports activities: Sat. Articles XX All-Russian. stud. scientific-practical. conf. Nizhnevartovsk state. university / otv. ed. A.V. Korichko. Nizhnevartovsk: Nizhnevart Publishing House. state un-ta, 2018. S. 103-109.

о с

u

cm CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.