Научная статья на тему 'Оптимизация управления запасами в малом бизнесе'

Оптимизация управления запасами в малом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА ЗАПАСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова О.Ф., Григорьева В.М.

В статье рассматривается возможность оптимизации управления запасами на торговом предприятии малого бизнеса за счет собственной электронной системы учета запасов в формате Microsoft Excel

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления запасами в малом бизнесе»

УДК 338.3

О.Ф. Соколова

Канд.техн. наук, доцент В.М. Григорьева

Студент направления «Менеджмент» Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета

Г. Ульяновск, Российская Федерация

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация

В статье рассматривается возможность оптимизации управления запасами на торговом предприятии малого бизнеса за счет собственной электронной системы учета запасов в формате Microsoft Excel

Ключевые слова

Малый бизнес, управление запасами, электронная система учета запасов

Если рассматривать управление запасами относительно повышения эффективности деятельности малого бизнеса (МБ), то здесь можно выделить две противоречивые цели. Первая решает задачи маркетинга и направлена на определение максимального уровня запаса, необходимого для поддержания высокого уровня обслуживания потребителей. Вторая цель - снижение количества запасов как источника затрат, в первую очередь, финансовых, не приносящих ценность конечному продукту. Обе они, по сути, ориентированы на повышение конкурентоспособности фирмы. Поэтому грамотное управление запасами, особенно в рамках МБ, должно быть направлено на оптимизацию их количества в условиях минимизации среднегодовых затрат на них.

Рассмотрим типовой процесс управления запасами любого торгового предприятия МБ. Каждый день продавцы ведут отчет о продаже товаров. По данному отчету руководитель отслеживает текущие запасы. Остаток запасов на конец периода становится базой для формирования заказов на пополнение запасов. Однако запись о проданном товаре чаще всего ведется в хронологическом порядке. Такая система учета имеет следующие недостатки:

• увеличивает время ответа на запрос покупателя о наличии необходимого количества определенного вида товара;

• не дает возможности отслеживания динамики спроса на отдельные наименования товара по времени;

• затрудняет обработку данных при формировании заявки на пополнение запасов.

Формат МБ возлагает большинство управленческих функций на его владельца, в том числе и работу с поставщиками. Здесь он выступает единственным экспертом, в связи с этим управление запасами можно назвать субъективным, основанным только лишь на опыте и интуиции, поэтому возникают следующие проблемы при осуществлении пополнения запасов, то есть определения объема и времени заказа:

• высокая трудоемкость, а, следовательно, и себестоимость процесса;

• вероятность заказа избыточного количества, требующего трудовых и стоимостных затрат на обслуживание и реализацию;

• невозможность выбора действительно оптимального варианта заказа.

Устранить выявленные недостатки позволит введение в процесс управления запасами и формирования заказа объективного метода. Данный метод должен иметь в основе следующие данные: динамику спроса по каждому виду товара, количество наличного запаса, цены поставщиков и др. Такие входные данные

позволяют определить задачи, решаемые в рамках управления запасами, как многокритериальные и динамичные, что требует введения в процесс информационно-технической поддержки.

Анализ рынка готовых программных продуктов показал, что их возможности значительно превосходят потребности МБ, а стоимость продажи и дальнейшей поддержки высоки. Еще один недостаток предлагаемых продуктов - необходимость получения специальных знаний для работы с ними. Если руководитель МБ сможет освоить работу в данном продукте, то продавцы, которые также задействованы в процессе управления запасами, могут не справиться и внести в учет ошибки.

В связи с этим предлагается воспользоваться возможностями Microsoft Excel. Для целей снижения затрат МБ использование Microsoft Excel удобно тем, что программа является предустановленной на все персональные компьютеры при покупке, то есть дополнительные вложения отсутствуют.

Для управления запасами в Microsoft Excel создается электронная система учета запасов (ЭСУЗ). Входные данные:

1) наименование товара (первый столбец);

2) дни планового периода - даты (верхняя строка);

3) стоимость единицы товара (второй столбец).

4) объем, полученный от поставщика и загруженный на склад, в единицах измерения товара (третий столбец).

Выходные данные:

1) объем продаж конкретного наименования за период в единицах измерения товара и в стоимостном выражении;

2) наличный запас конкретного товара в единицах измерения товара;

3) суммарный объем продаж за каждый день в стоимостном выражении - располагается в последней строке таблицы и определяет, сколько составляет выручка на один определенный день. При однородном по единицам измерения товаре суммарный объем также указывается в этих единицах.

Данные по месяцам переносятся на отдельный лист в виде сводной таблицы как по месяцам, так и суммарным итогом за долгосрочный период.

Работа ЭСУЗ будет иметь своей целью упрощение администрирования, управления запасами, обслуживания заявок. Продавец сможет оперативно вводить данные о продажах, вести полную отчетность и уделять больше времени работе с клиентами за счет быстрого определения возможности удовлетворения запроса за счет имеющегося наличного запаса. Руководитель получит возможность удобного отслеживания продаж, наличия товарного запаса в складской зоне, а также, по итогам каждой недели или месяца определять необходимость и объем заказа у поставщиков.

Кроме того формат Excel позволит использовать возможности статистического анализа, то есть выстраивать графики продаж которые будут наглядно отражать динамику и тенденцию спроса по каждому конкретному товару. Включив надстройку по статистической обработке данных, можно выстроить линию тренда с закладкой прогноза на будущий период. Работа с ЭСУЗ в Microsoft Excel достаточна проста, и любой пользователь может научиться этому за несколько минут.

Рассмотрим как влияет наличие ЭСУЗ на функции управления запасами:

1) Классификация: ЭСУЗ позволяет быстро и точно получить статистические данные о продажах каждого наименования товара за любой отрезок времени в исследуемом периоде, что является основанием для ABC и XYZ анализов.

2) Учет запасов: ЭСУЗ позволяет сделать учет запасов постоянным.

3) Контроль за расходами на запасы: ЭСУЗ позволяет в режиме реального времени отслеживать все расходы связанные с запасами.

4) Определение объема и времени пополнения запасов (закупок): с помощью ЭСУЗ руководитель сможет получать информацию об объемах наличного запаса и прогнозах спроса, то есть четко планировать

параметры закупок во избежание излишних запасов.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение в управление запасами электронной базы данных Microsoft Excel, разработанной специально для конкретного предприятия МБ, позволит упростить и повысить качество всех функций управления запасами, а также облегчит администрирование других процессов, например, сдачу налоговой отчетности.

© Григорьева В.М., Соколова О.Ф., 2015

УДК 339.97

М.А. Гуреева

к.т.н., доцент, АНО ВО "РосНоУ" г. Москва, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В РАМКАХ БРИКС

Аннотация

В статье анализируется структура БРИКС. Показано, что между странами присутствуют определенные противоречия, но есть и целый ряд объективных предпосылок для наращивания сотрудничества, в том числе и в экономической сфере. Сильной стороной БРИКС является и то, что он позиционирует себя как открытую организацию, созданную для долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики.

Ключевые слова

Международные организации, межправительственный уровень, многосторонние межправительственные институты, форматы международного сотрудничества, мировая экономика.

Одной из ярких черт XX века стало возникновение и функционирование множества международных организаций различных форматов. Создание многосторонних международных институтов в большинстве случаев является ответом на запросы, которые формируются на уровне национальных экономик, но не могут быть разрешены в узких рамках отдельных национальных рынков.

Практически все ныне существующие международные организации создавались для содействия международному сотрудничеству в решении вполне определенных задач, которые приобретали особую важность на различных этапах исторического развития. Так, например, изобретение телеграфа в XIX веке создало принципиально новые возможности для обмена информацией между странами и принятия политических и экономических решений.

Для успешного функционирования международной телеграфной связи в 1865 году был основан Международный телеграфный союз - одна из старейших специализированных международных организаций межправительственного уровня, которая существует и в настоящее время. Возникновение данной межправительственной организации стало результатом того, что развитие новых на тот момент технологий связи и расширение использования этих технологий в международных экономических отношениях привели к необходимости создания международного института, членами которого являлись бы экономики мира, использующие эти технологии, и решения которого признавались бы международным сообществом.

Другим примером может быть создание в 1947 году Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве реакции на активизацию торговых войн в первой половине XX века. Для периода,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.