Научная статья на тему 'Оптимизация управления транспортной логистикой'

Оптимизация управления транспортной логистикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1453
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протасова Людмила Геннадьевна, Шуров Виктор Владимирович, Королёв Евгений Алексеевич

Рассмотрены проблемы управления транспортной логистикой на уровне страны и конкретного предприятия, осуществляющего поставки импортных кормовых добавок и ветеринарных препаратов для животноводства. Проанализированы показатели качества процессов отгрузки и транспортировки, выявлены случаи неэффективного использования транспортных средств, предложены меры по оптимизации транспортных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления транспортной логистикой»

ПРОТАСОВА Людмила Геннадьевна

Доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой управления качеством

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-82 e-mail: ukpt@usue.ru

ШУРОВ Виктор Владимирович

Аспирант кафедры управления качеством

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-82 e-mail: ukpt@usue.ru

КОРОЛЕВ Евгений Алексеевич

Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-53 e-mail: ea-korolev@mail.ru

Оптимизация управления транспортной логистикой

Ключевые слова: транспортная логистика; оптимизация; показатели качества; конкурентные преимущества.

Аннотация. Рассмотрены проблемы управления транспортной логистикой на уровне страны и конкретного предприятия, осуществляющего поставки импортных кормовых добавок и ветеринарных препаратов для животноводства. Проанализированы показатели качества процессов отгрузки и транспортировки, выявлены случаи неэффективного использования транспортных средств, предложены меры по оптимизации транспортных расходов.

В транспортной логистике России в 2010-2011 гг. наблюдался прирост активности в пределах 15-20%, правда, в основном за счет импортных поставок [1-3]. Однако имеются проблемы, вызываемые изношенностью и слабым развитием дорожной инфраструктуры, высоким износом автопарка. Так, средний возраст грузовых автомобилей по стране составляет 8-10 лет - это основная причина аварийности и огромных транспортных издержек [4]. А поскольку система оплаты труда водителей зависит от километража, то нацеленность их на увеличение заработков часто приводит к росту аварий и поломок [1]. Специфические подходы и методы управления в сфере транспортной логистики, в том числе для целей оптимизации, достаточно полно рассматриваются российскими учеными [5 и др.].

С аналогичными проблемами столкнулось ООО «Компания Агророс» - объект нашего исследования, занимающееся поставкой на сельскохозяйственный рынок сырья, прогрессивных кормовых добавок и ветеринарных препаратов для животноводства.

© Протасова Л. Г., Шуров В. В., Королёв Е. А., 2011

Предмет исследования - оптимизация управления транспортной логистикой на примере данного предприятия.

На современном этапе развития всё больше внимания уделяется проблемам экологически чистого животноводства. Без применения высококачественных кормов в этой отрасли сельского хозяйства невозможно добиться получения качественной продукции и максимальной продуктивности. К сожалению, в основном эту функцию выполняют импортные препараты.

ООО «Компания Агророс» является партнером ведущих мировых производителей: Lohman Animal Health (Германия), Meriden Animal Health (Швеция), Shils BV (Голландия), Sogeval, WAFI BV, Alltech, Novus International, Nutrac BV (Бельгия), DSM Nutritional Product, Wuhan Sunhy Biology (Китай) и др. [6].

Проанализируем ассортимент продукции ООО «Компании Агророс», представленный ниже (табл. 1).

Таблица 1

Ассортимент продукции ООО «Компания Агророс»

Ассортимент Количество, шт. Удельный вес, %

Ветеринарные препараты 162 52,0

Кормовые добавки 141 42,0

Силосные закваски и консерванты 2 0,6

Престартеры и концентраты 15 5,0

Сырье для комбикормов 1 0,3

Средства по уходу за животными 1 0,3

Итого 322 100,0

Из таблицы 1 видно, что наибольший удельный вес приходится на ветеринарные препараты и кормовые добавки - 52 и 42% соответственно.

Среди основных конкурентных преимуществ предприятия можно выделить: индивидуально выстроенные взаимоотношения с поставщиками и потребителями; конкурентоспособные цены; информационное сопровождение продуктов; консультации по вопросам кормления и оптимизации рационов питания животных; быстрое согласование и оформление заявки клиентов; доставка товара за счет компании; демократичный стиль управления, позволяющий быстро решать возникающие проблемы.

Проанализируем ассортимент продукции и преимущества компаний-конкурентов, по сравнению с которыми исследуемое нами предприятие имеет более широкий ассортимент продукции и услуг (табл. 2) [7-9].

Таблица 2

Характеристика предприятий-конкурентов ООО «Компания Агророс»

Конкурент Ассортимент Преимущества компании

ООО «АгроИнвест» Ветеринарные препараты, кормовые добавки Широкий ассортимент продукции и услуг

ООО «ВетИнко» Ветеринарные препараты Широкий ассортимент продукции, услуг, расширенная сфера деятельности

ЗАО «Уралбиовет» Кормовые добавки, ветеринарные препараты Широкий ассортимент продукции, география деятельности

ООО «Компания Агророс» активно развивает деятельность по удовлетворению потребностей клиентов. Круг потребителей постоянно расширяется - это комбикормовые заводы (38,0%), птицефабрики (44,0%), свинокомплексы (10,0%), животноводческие хозяйства (4,0%) и др. (табл. 3).

Таблица 3

Товарооборот и потребители ООО «Компания Агророс»

Потребители Количество Удельный вес, % Оборот, кг Удельный вес, %

Комбикормовые заводы 20 16,0 1 781 492 38,0

Птицефабрики 27 22,0 2053892 44,0

Свинокомплексы 15 12,0 475337 10,0

Торговые организации 28 23,0 99 074 2,5

Дочерние фирмы 3 2,0 67 899 1,5

Животноводческие хозяйства 32 25,0 168292 4,0

Итого 125 100,0 4645986 100,0

Для оптимизации управления транспортной логистикой воспользуемся инструментом управления качеством в виде древовидной диаграммы (см. рисунок).

Качество

процесса

Дата, время

Кто, кому

— Отгрузка Количество продукции

—| Транспортировка Условия

I Возврат

Качество

продукции

Срок годности

Безопасность

Маркировка

Пересортица

Место Условия

Качество транспортной логистики Качество зон отгрузки

Чистота Дезинфекция

Древовидная диаграмма как инструмент управления качеством процессов транспортной логистики

Диаграмма показывает необходимость обеспечения качества соответствующих процессов для достижения желаемой цели. В частности, процессы должны быть задокументированы (например, это касается выполнения инструкций по отгрузке и требований по маркировке, согласования вида транспорта и перевозчика, выбора поставщика и др.) [10].

Важная особенность транспортировки - наличие сторонних организаций, например транспортной компании. Поэтому все требования к процессу отгрузки, транспорт-

ному средству, условиям транспортировки должны быть определены до начала взаимодействия сторон и соответствовать требованиям ИСО 9001-2008 [11].

Качество продукции подтверждает сопроводительная документация: паспорт качества, гигиенические сертификаты и др.

Отгрузка является первым процессом, когда есть физическая возможность проверить соответствие отгружаемой продукции требованиям договора: дата и время отгрузки; информация о том, кто отгружал, кому и в каких условиях велась отгрузка (температура и влажность); данные об отгрузке (количество продукции, номера партий, паллетов, поддонов и упаковок); данные о транспортном средстве. Важно соблюдать и требования к зонам отгрузки: наличие достаточного места для отгрузки; контроль и соблюдение условий защиты продукции в процессе отгрузки; чистота; контроль грызунов, насекомых и вредителей (дезинфекция).

Качество транспортных средств - гарант их работоспособности. Запрещается использовать поврежденное погрузочно-разгрузочное оборудование и транспорт. Условиям сохранности продукции распространяются на транспортные средства.

Необходимо выполнить ряд требований:

1) в случае транспортировки продукции с особыми условиями хранения (влажность, температура) - проверять, соблюдаются ли условия хранения во время транспортировки, т. е. периодически осуществлять выборочный контроль условий хранения или вести постоянный приборный мониторинг;

2) в случае совместной отгрузки и транспортировки разных типов продукции и/или партий - предотвращать пересортицу товаров. Все транспортируемые контейнеры должны быть максимально идентифицированы;

3) записи с информацией об отгружаемой продукции поддерживать в рабочем состоянии и указывать: дату отгрузки; наименование транспортировщика; адрес получателя; описание продукции; количество в упаковке; срок годности; номер заказа;

4) перед отгрузкой - проверять состояние транспортного средства (чистота, условия хранения товара, годность к условиям транспортировки) и вести записи о результатах его проверки;

5) иметь и поддерживать постоянный канал обмена информацией отправителя товара с транспортной компанией; определить формы их взаимодействия для установления причин возникновения проблем во время транспортировки;

6) в случае возврата проблемной продукции - обеспечить во время обратной транспортировки физическое отделение данной продукции от нормальной [12].

Для анализа эффективности транспортной логистики в ООО «Компания Агророс» были использованы следующие показатели: общее количество машин; суммарный объем продукции по месяцам; время на грузопереработку.

Таблица 4

Результаты деятельности ООО «Компания Агророс» в 2010 г.

Месяц Общее количество машин Среднее количество машин Объем продукции за месяц (разгрузка/ погрузка), т Среднее количество продукции в день, т Время на грузопере-работку, мин на т

в день в квартал приемка отгрузка

Январь 57 3,80 3,87 719,696 47,98 5,72 63,65

Февраль 75 3,95 471,593 24,82 18,26 29,20

Март 85 3,86 939,445 42,70 13,73 27,19

Апрель 73 3,32 3,82 1 073,72 48,81 14,11 26,00

Май 86 4,53 958,925 50,47 33,34 39,99

Июнь 76 3,62 571,56 27,22 25,92 43,07

Окончание табл. 4

Месяц Общее количество машин Среднее количество машин Объем продукции за месяц (разгрузка/ погрузка), т Среднее количество продукции в день, т Время на грузопере-работку, мин на т

в день в квартал приемка отгрузка

Июль 60 2,73 3,12 738,869 33,58 17,49 19,17

Август 77 3,50 886,66 40,30 16,88 36,78

Сентябрь 69 3,14 482,885 21,95 18,03 31,65

Октябрь 60 2,73 3,64 812,653 36,94 33,72 29,48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ноябрь 94 4,27 935,23 42,51 12,68 19,56

Декабрь 86 3,91 765,211 34,78 12,17 31,54

Итого 898 3,61 9 356,447 37,67

Из таблицы 4 видно, что за 2010 г. через склад компании прошло 898 грузовых машин. Предприятие имеет свой автотранспорт и использует наемный. Месяцами, в течение которых особенно интенсивно использовался грузовой транспорт, стали: март, май, ноябрь, декабрь.

Исходя из данных по пробегу грузового автотранспорта ООО «Компания Агророс» за 2010 г. можно сделать вывод: используя свои грузовые транспортные средства вместо наемных, за указанный период, компания могла бы сэкономить денежные средства в размере около 1 223 тыс. р. (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ транспортных затрат ООО «Компания Агророс»

Транспортное средство Пробег, км Транспортные затраты, р. (З,) Стоимость наемного транспорта, р. (З2) АЗ = З2 - З1, р.

Газель 87 319,00 679 491,00 873 190,00 193 699,00

Валдай 78 010,00 733 470,00 1 170 150,00 436 680,00

МАЗ 79 561,00 1 635 798,00 2 227 708,00 591 910,00

Итого за месяц 1 222 289, 00

В ООО «Компания Агророс» существует проблема недостаточно эффективного использования транспортных средств, которая напрямую связана с неумением комплектовать отгрузку от разных грузоотправителей, хотя транспортировка сборного груза приносит большую прибыль перевозчику, поскольку владельцы части груза оплачивают стоимость транспортных услуг по километражу.

Для оптимизации транспортных расходов предприятию можно предложить следующие мероприятия:

• обоснованное проведение тендеров, необходимо воздержаться от смены проверенных партнеров без крайней необходимости;

• тщательный контроль фактического состояния дел у подрядчиков, проверка их с учетом собственной налоговой безопасности;

• доставка грузов, скомплектованных из мелких партий продукции, одним автомобилем в разные города;

• объединение отгрузки продукции с компаниями, поставляющими сходные дополняющие товары для того же клиента;

• формирование целевой партии продукции для конкретных потребителей одного региона в пункте загрузки за рубежом (при импортных поставках).

Источники

1. Исследования рынков и материалы ИКАР // Интернет-сайт Института конъюнктуры аграрного рынка. Режим доступа : http://www.ikar.ru/research.

2. Транспорт : отраслевой портал. Режим доступа : http://www.transport.ru.

3. Интернет-сайт Торгового представительства ХЛ в России. Режим доступа : http:// www.ibeka.ru.

4. Логистика : отраслевой портал. Режим доступа : http://www.logistics.ru.

5. Савенкова Т. И. Логистика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». 5-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2010.

6. Интернет-сайт компании «Агророс». Режим доступа : www.agroros-company.ru.

7. Интернет-сайт группы компаний «АГРО-Инвест». Режим доступа : www.vitaba-gro.com.

S. Интернет-сайт ТД «ВетИнко». Режим доступа : www.vetinco.ru.

9. Интернет-сайт компании «Уралбиовет». Режим доступа : www.uralbiovet.ru.

10. Волгин В. В. Логистические ловушки и решения в договорах : справ. предпринимателя. 2-е изд. М. : Дашков и Ко, 2011.

11. ИСО 9001-2008. Система менеджмента качества. Требования. М. : Стандарт-информ, 2008.

12. Интернет-сайт учебного центра «Логистика». Режим доступа : http://www.ec-logistics.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.