Научная статья на тему 'Оптимизация управления наркоситуацией в регионе'

Оптимизация управления наркоситуацией в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кокин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления наркоситуацией в регионе»

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАРКОСИТУАЦИЕЙ В РЕГИОНЕ

УДК 351.761.3

Г"!

В.И. КОКИН,

начальник Управления ФСКН России по Республике Башкортостан , полковник полиции

Расширяющиеся масштабы незаконного оборота наркотиков представляют сегодня серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Естественно, что государство и общество предпринимают различные меры для стабилизации и последующего улучшения ситуации в данной сфере. При этом одной из ведущих проблем противодействия наркоэкспансии является оптимизация управления наркоситуацией в конкретном регионе. Ее решение имеет конечной целью поэтапное сокращение немедицинского потребления наркотиков в Республике Башкортостан (РБ) и связанных с ним правонарушений до уровня минимальной опасности для общества, что выражается в формировании в обществе негативного отношения к наркотизму, повышении эффективности существующего механизма противодействия наркотической угрозе, в обеспечении сбалансированного подхода к борьбе с незаконным предложением и профилактике спроса на наркотики.

Управление, как государственный и общественный институт, несомненно, являет собой область ответственной практической деятельности. Обращаясь к научным аспектам теории управления наркоситуацией, необходимо исходить из того, что практика антинаркотической деятельности городов и районов республики представляет собой объект управления. Для его эффективного функционирования необходима адекватная организационная форма с соответствующей

структурно-функциональной характеристикой. Такая конфигурация системы борьбы с наркотизмом в Республике Башкортостан с момента создания Управления ФСКН России по РБ практически сформирована.

В теоретическом плане построение такой институциональной формы воздействия на наркоситуацию отражает способность региональных и местных администраций проводить действенную комплексную антинаркотическую политику на основе оценки наркоситуации на соответствующих территориях. Научно-методологический подход противодействия незаконному обороту наркотиков убедительно подводит к аргументации о необходимости развития института антинаркотического менеджмента, который позволяет администрациям всех уровней выстроить систему борьбы с наркоэпидемией и создать структуру для решения задачи антинаркотического управления [1].

Инструментами управления наркоситуацией могут являться следующие [2]:

• административный ресурс - возможность вменять в обязанность лиц определенные действия и контролировать их выполнение. Если мы собираемся «вести военные действия», то без строгой командной вертикали сильную армию создать нельзя;

• единая территория и территориальный принцип управления (в будущем и единая подготовка кадров) - означает, что «война» ведется за освобождение от наркотиков территории каждого административно-территориального образования (региона, города, муниципального образования). То есть антинаркотическая работа различных ведомственных структур оценивается не сама по себе, как таковая, а только в соответствии с конкретными изменениями наркоситуации на конкретной территории;

• единая государственная идеология

- «наркомания - не личное дело индивида»

- это лозунг «Единой России», логичным следствием которого было бы формирование соответствующего мировоззрения (шкалы ценностей), обеспечивающего поддержку запрета наркотиков широкими массами людей;

• целевое финансирование - деньги выделяются из местных бюджетов или выдаются региону из федеральной программы не для того, чтобы раздать ведомствам, а

для реализации лучших конкретных антинаркотических проектов, которая позволит сократить количество наркоманов и снизить наркопреступность.

Проектирование межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций при построении системы профилактики употребления наркотиков возможно только в контексте решения задач развития региона.

На сегодняшний день основными подходами к управлению региональными процессами в плане воздействия на наркоситуацию являются: социальный, административно-государственный, общественно-организационный и социокультурный.

Социальный подход трактует регионализацию как одну из форм осуществления социальных функций системы профилактики, ее конкретно-исторических связей с государством, обществом, социумом.

При административно-государственном подходе построение региональной системы профилактики является исполнительным механизмом и конкретизацией тех решений, которые принимаются в центре.

При общественно-организационном подходе система профилактики рассматривается как средство развития региона, его жизнеустройства.

Социокультурный подход интерпретирует построение региональной системы профилактики как часть социокультурной сферы и механизм ее развития, особый социокуль-

турный феномен и культурно-исторический процесс, элемент новой социодинамики культуры.

Совокупность подходов, их взаимосвязь и взаимообусловленность позволяют понять процессы построения межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций как сложное, многомерное явление, дают возможность обосновать основные ориентиры и понятия.

Одну из важнейших составляющих понятия «регион» (социокультурную) можно выделить в качестве детерминанты общественного развития в силу двух обстоятельств: а) большинство действующих в социальной системе факторов представляют собой специфические человеческие способы деятельности, т.е. феномены культуры; б) все факторы, действующие в обществе или воздействующие на него (в том числе природные), даже в тех исторических ситуациях, когда они выходят на первый план, опосредованы общественной психологией.

Построение региональной системы профилактики есть не отдельный, сугубо «внутренний» процесс организации отдельных структур и образовательных мероприятий на той или иной территории, а особый тип общих, универсальных явлений и процессов, происходящих в социокультурной сфере региона. Отсюда характерность принципов регионализации как особого типа общих принципов развития образовательных систем. Развитие системы профилактики в

ОД

По Вашему мнению. является ли сегодня наркомания угрозой национальной

100.(1 КО,« : яо.о |

70.0 60,0 50,0 -10.0 30.0 20.« 10.«

□ неполное среднее И среднее

□ средне-специальное

□ высшее и незаконч. высшее ■ учёная степень

55,6

безопасности страны.'

1,0

27,5

4.3

0,9

91,0

2005

2006

рис.1

регионе как сферы общественной деятельности является закономерностью культурно-исторической практики, одним из ведущих принципов самоорганизации и саморазвития образовательных систем. Здесь значимым становится комплекс историко-культурных предпосылок развития социальной сферы региона как сферы общественной деятельности (множественность государственных и общественных сил, занятых в социокультурной сфере, ее многоукладность, наличие общественных движений и независимых СМИ, сложившиеся формы кооперации, сотрудничества и конкуренции государственных и общественных институтов, образования и других социальных практик).

Рассмотрим эффективность созданной в Республике Башкортостан организационной формы (системы) управления наркоситуацией в регионе. Так, в 2004 году органами внутренних дел и наркоконтроля было выявлено 2917 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков (в т.ч. органами наркоконтроля - 923), в 2005 г. - 4333 (1587), за восемь месяцев 2006 г. - 3196 (1144). Если взять среднемесячный уровень количества выявленных наркопреступлений, то в 2004 г. он равнялся 243 (органами наркоконтроля

- 76,9), в 2005 г. - 361,1 (132,3), в 2006 г.

- 399,5 (143,0). Цифры показывают заметное возрастание в антинаркотической деятельности общей правоохранительной составляющей. При этом внутри данной составляющей все заметнее проявляется роль органов

наркоконтроля. Можно предположить, что в этом сказывается и их профессиональная специализация.

В ряду данных цифр особо выделяется 2005 г., который указом Президента Республики Башкортостан был объявлен Годом профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. В этот год была значительно усилена профилактическая составляющая антинаркотической деятельности. И она сказалась положительным образом не только на выявлении преступлений по линии незаконного оборота наркотиков, но и на формировании в обществе резко негативного отношения к наркотикам. Результаты проводимых социологических исследований показывают это очень отчетливо. Так, на вопрос «Является ли сегодня наркомания угрозой национальной безопасности страны?», в начале 2005 года ответили «Да» 55,6% респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием, 27,5% со средним специальным образованием, 4,3% со средним общим образованием, 1,0% с неполным средним образованием и 0,9% с ученой степенью. А результаты исследования, проведенного в начале 2006 года, показали уже иную картину: посчитали наркоманию угрозой национальной безопасности страны 91,0% респондентов со средним специальным образованием, 88,1% с высшим и незаконченным высшим образованием, 80,8% с ученой степенью, 78,7% со средним общим образованием и 78,1% с неполным средним

образованием!

Таким образом, эффект от совместной усиленной профилактической деятельности государственных и негосударственных структур в 2005 году налицо. Это подтверждается и некоторым снижением количества больных наркоманией, состоящих на учете в республиканском наркодиспансере: в 2004 г. - 5177, в 2005 г. - 5132, в первом квартале 2006 г. - 5028.

В ходе анализа результатов антинаркотической деятельности в республике установлена прямая зависимость между ростом количества проводимых профилактических мероприятий и негативного отношения населения к наркопотреблению.

Одновременно проявилась зависимость между повышением эффективности оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов и снижением количества лиц, состоящих на учете в наркологических диспансерах. Кроме того, имеется тенденция к повышению цен на основные виды наркотиков, что означает появление их дефицита на местном наркорынке.

Таким образом, созданная в республике система управления наркоситуацией позволяет оказывать прямое воздействие на ее основные параметры. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что развитие системы профилактики в регионе как сферы общественной деятельности обусловливается сложным комплексом культурно-исторических предпосылок: политико-экономических, социокультурных, психолого-педагогических, организационно-управленческих, те или иные из которых доминируют на разных конкретно-исторических этапах развития социальной сферы и ее уровнях.

Вместе с тем, ключевым фактором при построении региональной системы профилактики является уровень осознания проблемы межведомственного и общественно-государственного взаимодействия: это если не общая цель, то одно из решающих условий развития социокультурной сферы региона. Наряду с государственным появляется «общественный фокус» — сеть общественных и частных сил: институтов, сообществ, занятых образованием и проблемой профилактики.

При построении региональной системы профилактики развиваются различного типа связи и кооперации субъектов социокультурной сферы. В то же время в числе современных механизмов развития социокультурных процессов практически отсутствует кооперация различных региональных субъектов:

на практике она ограничивается только внутриведомственными и межведомственными связями (различные образовательные комплексы), редко оказываясь инструментом общественной деятельности.

Показателем эффективности профилактической работы в регионе является замедление темпов роста, стабилизация, снижение уровня преступности и ее отдельных видов, а также качественное повышение социально-профилактической активности населения, государственных и негосударственных структур, поддержки профилактической работы общественным мнением.

Упорядочить сложную многостороннюю систему профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств, четко определить роль и компетенцию различных субъектов такой деятельности позволяет классификация предупредительных мер, которую можно осуществить по следующим основаниям [3]:

- по уровню предупредительной деятельности;

- по объему и направленности;

- по масштабу;

- по механизму воздействия на преступность;

- по содержанию предупредительных мер;

- по субъекту их применения.

В целях совершенствования работы по предупреждению наркотизации населения, работы с наркозависимыми людьми и с членами их семей необходимо создать систему подготовки специалистов (социологов, психологов, социальных работников, педагогов, наркологов, муниципальных служащих и т.д.) [4]. В течение ближайших 2-3 лет необходимо осуществить подготовку социальных инспекторов и педагогов.

Уже стало ясно, что одними уговорами и массово-пропагандистскими антинаркотическими акциями наркоманию победить невозможно. Обращаясь к истории, можно заметить, что в советские времена существовала система принудительного лечения алкоголиков (ЛТП). Вероятно, она и не была идеальной, но определенный положительный результат давала. Поэтому имеет смысл применить аналогичный порядок и в борьбе с наркоманией.

Необходимо отметить и чрезмерную либеральность судебных решений по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Во многих случаях они явно неадекватны степени общественной опасности

совершенных деяний. Требует разрешения и проблема конфискации имущества наркодельцов.

Имеются и проблемы, связанные с системой образования. Так, из-за отсутствия финансовых средств и единых подходов к формированию учебных программ Министерства образования России не удается внедрить для изучения в 7-9 классах средних общеобразовательных школ специальный антинаркотический курс «Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков». Тем временем, актуальность данного учебника не вызывает сомнений.

Наркотизация населения требует активизации научных исследований данного явления с последующим внедрением их результатов в антинаркотическую практику.

В целом, положительно оценивая антинаркотическую работу, проводимую в Республике Башкортостан, следует признать необходимость институционализации системы профилактики и борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Стратегия ее состоит в следующем:

1. Четкая постановка достижимых целей (при этом необходимо учитывать: имеющиеся ресурсы; необходимость экономического подхода; внешнюю помощь).

2. Определение субъектов данной деятельности и формирование целевых групп.

3. Разработка и реализация республиканской целевой программы, основанной на исследованиях масштабов употребления наркотиков и их незаконного оборота.

4. Периодическая оценка и своевременная корректировка указанной программы на всех уровнях.

5. Признание роли общественных, ре-

лигиозных и добровольных формирований республики и использование их реальной помощи.

6. Проведение исследований в области борьбы с правонарушениями, связанными с наркотиками, и внедрение положительного опыта, в том числе других государств.

В целях повышения эффективности системы антинаркотической работы наряду с вышеизложенным целесообразно:

1) применение инновационных научно-обоснованных технологий (Например: мониторинг как наркоситуации, так и организации межведомственного взаимодействия);

2) разработка программы подбора, подготовки и переподготовки кадров, способных решать задачи профилактики наркотизма на профессиональном уровне;

3) формирование научно-творческого коллектива для отработки методик и приемов профилактики, учитывающих как специфику наркоситуации в регионе,так и особенности менталитета жителей РБ, с экспериментальным апробированием различных профилактических моделей [5].

Для создания единой системы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркотизма необходимо добиться ценностно-смыслового единства в отношении содержания данной деятельности, и на этой основе разработать идеологию, выражающуюся в региональных концепциях и программах профилактики. Они разрабатываются для обеспечения практического осуществления государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотиков на основе результатов фундаментальных научных исследований и опыта межведомственного сотрудничества.

Литература —

1. Фролова, Н. Практика антинаркотической деятельности городов и направления ее совершенствования : научно-практическое издание. Вып. 1. / Н. Фролова, Т. Халлберг, Г. Зазулин. - М. : Орбита-М, 2005.

2. Зазулин, Г. Войну с наркотиками могут выиграть только региональные правительства : [Электронный ресурс] // www.ecad.ru

3. Журавленко, Н. И. Профилактика незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ : метод. рекомендации / Н. И. Журавленко, Э. А. Нигамедзянов, Т. Н. Нуркаева и др. - Уфа: УФСКН РФ по РБ, УФСЗИПК ФСКН РФ, 2005.

4. См. : Киекбаев, М. Д. Научные основы антинаркотической политики в Республике Башкортостан / М. Д. Ки-екбаев, Д. М. Абдрахманов // Стратегия государственного реагирования на наркоситуацию в условиях субъекта Российской Федерации: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 2005. С. 144.

5. См.: Нигамедзянов, Э. А. Наркотизм в Республике Башкортостан (опыт социологического исследования) / Э. А. Нигамедзянов, М. Д. Киекбаев, Д. М. Абдрахманов. - Уфа, 2006. - 184 с.

Статья поступила в редакцию 26.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.