Оптимизация управления качеством продукции на основе функционального моделирования
Optimization of product quality management based on methodology of
structured analysis
Киселева Марина Владимировна
Аспирант
Кафедра управления персоналом и психологии Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]
Kiseleva Marina PhD student
Department of Personnel Management and Psychology
Saratov Socio-Economic Institute Plekhanov Russian University of Economics E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления качеством продукции, а также определяется роль системы менеджмента качества (СМК) в общей системе управления на предприятии. В связи с низкой эффективностью СМК на промышленных предприятиях возникает необходимость совершенствования управления качеством продукции с применением процессного подхода. В качестве метода оптимизации предложено использование функционального моделирования в организации управления качеством на предприятии (методология IDEF0), а также определен комплекс ключевых показателей, дифференцированных по
направлениям, позволяющих осуществлять контроль за эффективностью системы управления качеством продукции.
Abstract. In this article, the importance of product quality management is discussed, and is determined its role for common management system of enterprise. Actuality of this problem is due to the great practical importance of quality management for products competitiveness, and the lack of study of aspects of quality management system in Russian enterprises. Due to the low efficiency of the quality management systems in enterprises, it is a need to improve using quality management system based on process approach. For this goal, we offer the use of methodology of structured analysis (such as IDEF0 method) for organization of the quality control process at enterprise. Key parameters were proposed for main ways allowing to control the effectiveness of the management system of production quality.
Ключевые слова: качество продукции, конкурентоспособность, система менеджмента качества, процесс, IDEF0 .
Key words: quality of products, competitiveness, quality management system, process, IDEF0.
Введение
Одним из важнейших критериев достижения высокого качества продукции является эффективная система менеджмента качества (СМК), которая должна быть интегрирована в общую систему управления предприятием. Идея внедрения на предприятиях СМК, обеспечивающей конкурентоспособность выпускаемой продукции, получила широкое распространение в мировой практике. На сегодняшний день наблюдается общая тенденция роста числа сертифицированных предприятий, и сертификация на соответствие международным стандартам ISO является
первой системной задачей в области управления качеством продукции на предприятии. Однако при очевидной востребованности, существует ряд проблем, оказывающих влияние на эффективность СМК [1, с.108; 2, с.68]. Так, некоторыми предприятиями получение сертификата рассматривается лишь как способ привлечения инвестиций и партнерства с другими организациями, а также повышения привлекательности фирмы. Кроме того, на российских предприятиях существуют проблемы с внедрением СМК и понимание ее роли в обеспечении качества продукции. По оценкам, сделанным специалистами, примерно 50-60 % предприятий (по оценкам ряда специалистов — до 80 %), имеющих сертификат соответствия системы качества стандарту ISO 9001, не получили ожидаемых результатов с точки зрения достижения целей в области качества продукции, то есть по существу внедрили систему формально. [3, с.216; 4, с.79] Требования соответствия международным стандартам вынуждают предприятия обращаться в сертификационные органы и консалтинговые организации за получением документов на предмет пригодности формально разработанных ими системам, однако такие организации сильно заинтересованы финансово, а потому многие улучшения остаются лишь на бумаге. [5, с.70]
Другой проблемой является соотнесение обеспечения качества продукции в соответствии с внутренним требованиями, стандартами и потребительской ценности продукта, поскольку товар может считаться качественным, только если пользуется спросом.
В результате актуальной задачей является решение проблем организации производственных процессов, а также организации деятельности всего предприятия.
Основной раздел
В соответствии с современной концепцией обеспечение качества продукции должно затрагивать организацию деятельности предприятия во всех функциональных областях управления. СМК на предприятии
принадлежит интегрирующая роль, охватывающая стратегию, структуры, процессы, персонал, автоматизацию и все они выстроены в соответствии с принципами стандартов ISO 9001.
Основными целями внедрения на предприятиях СМК являются:
- повышение конкурентоспособности предприятия;
- расширение внутреннего рынка и увеличение экспортных возможностей;
- улучшение экономических показателей деятельности предприятия.
Ответственность за создание и внедрение СМК, с помощью которой при наличии необходимой материальной базы, технологии и персонала, можно организовывать и проводить эффективную работу, повышая стабильность и уровень качества выпускаемой продукции, а значит - и её конкурентоспособность, полностью лежит на самом предприятии. [6, с.51]
В связи с этим возникает необходимость рассмотрения организации процесса управления качеством на предприятии. Оптимальным способом, позволяющим подробно описать исследуемую систему, является методология IDEF0 на базе структурного анализа SADT. [7, с.86] В настоящее время методология функционального моделирования выступает способом эффективной оптимизации системы управления как отдельными процессами, так и бизнесом в целом и широко используется в коммерческом и промышленном секторах [8, с.82]. К преимуществам использования такого метода в управлении качеством продукции на предприятии относятся:
- повышение осведомленности сотрудников о протекающем в организации процессе;
- возможность отслеживания качества выполнения бизнес-процесса с помощью системы формальных показателей;
- возможность постоянного улучшения бизнес-процесса, в частности процессом управления качеством продукции [9, с.220].
С позиции данного метода (IDEF0), основанного на процессном подходе, управление качеством продукции на предприятии можно
представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Процесс «Управление качеством продукции на предприятии»
Входом в процесс «Управление качеством продукции» является анализ потребностей рынка, технического уровня аналогичной продукции; анализ качества поставляемого сырья, материалов, оборудования. Управление процессом осуществляется на основе разработанных Международной системой качества стандартов ISO. Механизмом осуществления данного бизнес-процесса является информационные, материальные, трудовые ресурсы предприятия. Выходом процесса является разработанные нормативные материалы в области качества продукции для конкретного предприятия, а также сертифицированная продукция, соответствующая стандартам качества.
При декомпозиции процесса «Управление качеством продукции» можно выделить следующие подпроцессы (рис. 2):
Рис. 2. Декомпозиция процесса «Управление качеством продукции»
- определение требований к качеству продукции;
- технологическая подготовка производства;
- контроль за качеством продукции.
Процесс «Определение требований к качеству продукции» предполагает анализ производимой продукции предприятия на предмет соответствия ее стандартам и формирование необходимых критериев для достижения качества заданного уровня, а также формулирование необходимых требований к организации, материальной и технической базе производства. Входом в процесс являются: анализ потребностей рынка, сравнительный анализ технических характеристик аналогичной продукции, представленной на данном сегменте рынка. Управлением для данного процесса являются требования Международной системы качества и стандартов ISO. Выходом данного процесса являются разработанные стандарты, положения для данного предприятия, а также план повышения качества продукции.
Процесс «Технологическая подготовка производства» предполагает непосредственно осуществление подготовки материальной, технической базы производства, а также формирование необходимого профессионально-квалификационного состава работников. Входом в процесс являются качество поставляемых сырья, материалов, оборудования, рабочей силы. Управлением выступают план повышения качества продукции (этапы и сроки), требования к организации производства и качеству материальной и технической базы, а также нормативные документы, включая отраслевые и производственные стандарты по обеспечению качества продукции. Выходом процесса является продукция, соответствующая требованиям стандартов качества ISO.
Процесс «Контроль за качеством продукции» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на соблюдение производством требований по обеспечению качества продукции, анализ изменений в качестве продукции, а также предполагающих устранение несоответствий и постоянное улучшение процесса. Входом в процесс являются данные о производстве, уровне брака, параметры проводимых испытаний продукции. Управление осуществляется на основе положений и стандартов ISO. Выходом процесса является аттестация продукции, сертификация, а также заключение о соответствии/несоответствии качества выпущенной продукции.
Механизмом осуществления для всех процессов выступают: правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое,
организационное, технологическое обеспечение, а также ресурс ОТК, под контролем которого и осуществляется данный бизнес-процесс.
Эффективность системы управления качеством продукции на предприятии должна оцениваться по направлениям (рис. 3).
Рис. 3. Система управления качеством продукции на предприятии
При оценке эффективности системы управления качеством продукции важным является согласование с целями, установленными системой и оценка их достижения.
Оценку необходимо производить по следующим направлениям: основные и вспомогательные процессы.
Оценка основных процессов включает такие направления деятельности, как НИОКР, производство и сбыт продукции. К основным показателям, характеризующих результативность данных процессов, относятся: количество новых разработок за период (год), количество новой продукции, прошедшей испытания, уровень брака продукции на производстве, объем поставок по сравнению с предыдущим периодом (1).
т„ Кпш Кбр i Kiu Viso
К =-х —— х-х-(1),
Kp¿ Кбр ср Кш общ V общ
где К — коэффициент качества (эффективности) системы управления качеством продукции; Кп и i - количество новых изделий, прошедших испытания в i-м периоде, шт.; Кр/ - общее количество разработанных изделий за i-й период, шт.; К б р i - уровень брака в i-м периоде, %; К б р с р - уровень брака в среднем за определенный период (не менее 3-х предыдущих мес.), %; К п i - количество поставок, осуществленных в срок, шт.,; К п i о б щ - общий объем поставок за i-й период, шт.; V i s о - доля номенклатурной продукции, соответствующей стандартам ISO; Vобщ - общий объем номенклатурной продукции.
Диапазон допустимого значения данного показателя варьируется от 0,8 до 1. Превышение верхней или нижней границы интервала свидетельствует об отклонении в каких-либо из указанных показателей и требует выяснения их причин, среди которых могут быть: низкий уровень качества вновь разработанных изделий, высокий уровень брака производимых серийных изделий, срыв предприятием обязательств по срокам поставок или низкая доля сертифицированной продукции.
Вспомогательные процессы включают в себя: управление финансами, управление рисками, управление качеством и управление персоналом. Их оценка производится путем расчета эффективности мероприятий, направленных на повышение качества продукции (оценивается как соотношение полученный эффект/ затраты), включающих в себя затраты на качество продукции, затраты на ликвидацию потенциальных рисков, связанную с выпуском новой продукции, затраты на повышение квалификации персонала (2).
_ Эффект ( Э 3к+3пкп+3р,(2)
где Э - эффективность мероприятий по повышению качества продукции; Зк -затраты на качество за определенный (i-й период), руб.; Зпкп - затраты на повышение квалификации персонала за определенный (i-й период), руб.; Зр -
затраты на мероприятия по устранению потенциальных рисков в определенном (1-м периоде), руб.
Значение данного показателя является относительным и может быть нулевым или положительным.
Оценка приведенных показателей производится в динамике, в результате анализа причин понижения или значительного повышения их уровня можно сделать вывод о результативности мероприятий по повышению качества продукции.
Заключение
Таким образом, управление качеством продукции следует рассматривать как подсистему управления предприятием в целом, включающую в себя совместную деятельность руководителей и специалистов соответствующих служб. То есть система управления качеством продукции должна быть комплексной, ориентированной на процессный подход и охватывать следующие направления: анализ ситуации на рынке сбыта; обеспечение конкурентоспособности продукции; научно-технический прогресс и борьба с конкурентами; финансовое положение предприятия; вложение инвестиций в развитие предприятия и устранение потенциальных рисков. Представляя собой один из элементов общей системы управления предприятием, система управления качеством продукции оказывает непосредственное влияние на процесс создания продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности на основе совокупности методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Использование структурного анализа в совершенствовании управления качеством продукции позволит оптимальным образом структурировать процесс, тем самым сделать его понятным, прозрачным, управляемым и эффективным.
Библиографический список
1. Володина Н.Л. Система менеджмента качества как концепция управления изменениями // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3-1. - С. 108-110.
2. Мартынов О.Ю. Стратегическое управление в системе обеспечения качества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - №1. - С. 67-69.
3. Tisca I.A., Cornu G., Diaconu N., Dumitrescu C.D. Diagnosis, risk and efficiency in the implementation of TQM in small and medium enterprises // Procedia Economics and Finance. - 2015. - Vol. 26. - P. 215-218.
4. Версан В. Г. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода // Стандарты и качество. - 2009. - № 3. - С. 78-83.
5. Хаценко А.Н., Машенцева Г.А. Развитие системы государственного управления качеством продукции машиностроительного предприятия // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №13. -С. 69-73.
6. Быкова Е.С., Шубина Н.Н., Рыпалева М.Д. Учет затрат в системе управления бизнес-процессами и качеством продукции и услуг // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2010. - №7. - С. 51-60.
7. Шипнягов А.В., Кучихина Е.В. Описание бизнес-процессов в проектировании при помощи нотации IDEF0 // Глобальный научный потенциал. - 2015. - №11(56). - С. 85-87.
8. Коротаев Д.Н. Функциональное моделирование бизнес-процессов предпринимательской деятельности // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2011. - №21. - С. 82-86.
9. Кулагина И.И., Семикин Д.В. Вопросы моделирования бизнес-процессов в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. -№1(30). - С. 219-223.