Научная статья на тему 'Оптимизация управления бюджетированием в образовательном учреждении по центрам ответственности'

Оптимизация управления бюджетированием в образовательном учреждении по центрам ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / МНОГОАЛЬТЕРНАТИВНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / BUDGETING / RESPONSIBILITY CENTRES / MANAGEMENT / LINGUISTIC VARIABLES / MULTIALTERNATIVE OPTIMIZING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Львович Я. Е., Лещева Н. А.

Рассматривается процесс бюджетирования в общеобразовательном учреждении по центрам ответственности. Предложена многоальтернативная модель управления этим процессом, которая формируется на основе экспертных оценок с использованием двухтермовых лингвистических переменных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Львович Я. Е., Лещева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZING THE MANAGEMENT OF BUDGETING IN AN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT DISTRIBUTED BETWEEN RESPONSIBILITY CENTRES Y.E. Lvovich, N.A. Letsheva

In this article we consider the process of budgeting in an educational establishment distributed between responsibility centres. We suggest a multialternative model of managing the procces which is formed on basis of expert opinions using doubleterm linguistic variables

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления бюджетированием в образовательном учреждении по центрам ответственности»

УДК 681.3

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Я.Е. Львович, Н.А. Лещева

Рассматривается процесс бюджетирования в общеобразовательном учреждении по центрам ответственности. Предложена многоальтернативная модель управления этим процессом, которая формируется на основе экспертных оценок с использованием двухтермовых лингвистических переменных

Ключевые слова: бюджетирование, центры ответственности, управление, лингвистические переменные, многоальтернативная оптимизация

Достижение целей, принятых

общеобразовательной школой, существенно облегчится, если они трансформируются в цели элементов, образующих социальную систему -школу: заместителей директора, хозяйственного подразделения школы, методического объединения учителей и предметников, формализованного ученического коллектива, родительского комитета, управляющего и попечительского советов и т.п. Речь идет об ответственности за выполнение соответствующих мероприятий плана по реализации стратегии развития школы, которые признаны релевантными для этих элементов системы. Соответственно все они наделяются правами по принятию необходимых решений, связанных с реализацией ответственности.

В теории управления такой подход к управленческой деятельности называют управлением по центрам ответственности [1]. В основе его лежит тезис о том, что выполняя свои обязанности, каждый элемент, составляющий социальную систему - школу своими действиями вносит вклад в общий финансовый результат в виде доли доходов или затрат. Чем именно будет финансовый вклад — доходами или затратами -определяется функциями, возложенными на них.

Система бюджетов по центрам ответственности должна давать возможность получать и анализировать информацию для учета и калькуляции затрат, контроля и стимулирования деятельности персонала школы. Это означает, что каждому элементу социальной системы в организационной структуре соответствует свой центр ответственности.

Для системы управления

общеобразовательным учреждением учет по центрам ответственности выполняет две важнейшие функции - информационную и

контрольную [2]. Система управленческого учета по центрам ответственности играет роль своеобразной сигнальной системы, позволяет

Львович Яков Евсеевич - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (473) 243-77-04 Лещева Наталия Алексеевна - ВОИПКРОиПРО, гл. бухгалтер, тел. (473) 235-22-59

оперативно отслеживать процесс достижения ответственности целевых показателей, тем самым удовлетворяя информационные потребности директора школы. Она же позволяет оценивать результативность управленческой деятельности директора и его заместителей и, таким образом, выполняет важнейшую контрольную функцию при относительной самостоятельности центров ответственности и их сотрудников.

Оценка деятельности руководителей на уровне каждого конкретного центра

ответственности должна проводиться только на основании, контролируемых на его уровне ответственности показателей, показателей, на величину которых он может влиять своими

действиями и решениями. Определение статей, контролируемых на уровне каждого центра, является одним из ключевых моментов

организации учета по центрам ответственности. Все статьи доходов и расходов должны быть закреплены за конкретным исполнителем на каком-либо уровне управления.

Таким образом, для того чтобы, выполняя бюджеты, элементы системы могли достигать нужных значений финансово-экономических

показателей, зафиксированных в этих бюджетах, их руководителей необходимо наделить

соответствующими полномочиями и

ответственностью. При этом руководители должны нести ответственность только за те финансовоэкономические результаты, на которые они могут реально влиять, но при этом и ответственность должна быть реальной, а не виртуальной, как это очень часто бывает, когда никакой реальной ответственности за решения исполнители не несут.

Таким образом, наличие финансовой

структуры позволяет не просто формально определить виновных, но и понять реальный механизм воздействия на финансовоэкономическое состояние школы.

Существует два основных фактора, влияющих на формирование финансовой структуры школы [з]:

стратегия школы;

организационная структура школы.

Финансовая структура является достаточно точным «слепком» с организационной структуры, поэтому успешность ее функционирования зависит

от «качества» организационной структуры: насколько хорошо спроектирована

организационная структура, настолько же легко создается финансовая структура, и настолько же хорошо она работает. Если же организационная структура имеет «проблемные» области, то они рано или поздно скажутся на финансовой структуре. Эти две структуры можно сравнить с сообщающимися сосудами: изменения в одном требуют адекватных изменений в другом. Поэтому, даже после постановки бюджетного управления перед школой будет стоять задача - поддерживать соответствие между этими структурами

посредством согласования изменений.

Создавая финансовую структуру,

руководство школы должно поставить четкую управленческую задачу: за что должны отвечать исполнители и на каком уровне. Тогда финансовая структура как инструмент управления будет точно соответствовать требованиям достижения целей, стоящих перед общеобразовательным

учреждением.

Начинается собственно бюджетирование в тот момент, когда бюджеты школы (финансирование учредителем муниципального задания, фонд развития школы, доходы от иной, приносящей доход деятельности и т.п.) распределяются по центрам ответственности. Распределение это может происходить как сверху вниз, так и снизу вверх. При этом каждый центр ответственности получает относящиеся именно к нему статьи из каждого финансового бюджета. Правильно организованный процесс

бюджетирования становится эффективным механизмом управления деятельности, обеспечивая прогнозирование и оценку рисков, планирование и реализацию конкретных действенных мер для их снятия.

Рассмотрим математическую формулировку задачи оптимального распределения финансовых ресурсов по центрам ответственности. Будем

считать, что школа имеет доходы по 1 = 1,1 направлениям (областного, муниципального бюджетов, программ и проектов развития, грантов, от иной, приносящей доход деятельности). Расходование финансов осуществляется по

] = 1.2 статьям экономической классификации. В формировании доходной части и расходовании финансовых средств на функционирование и развитие общеобразовательного учреждения

і = И

участвуют

центров ответственности,

определяемые организационной структурой школы (заместители директора, методические

объединения учителей-предметников,

управляющий совет).

На первом этапе формируется проект доходной и расходной частей бюджета:

4», I = Ц; Ч?, ] = Ц ; ='£'¥,'.

I=1

1=1

проект, от представителей центров

ответственности, которая формализуется в форме лингвистических переменных [4].

Ограничимся двумя лингвистическими переменными у:

(необходимо выполнить) (у = 1);

{допустимо изменить) (у = 2)

В качестве термов этих переменных определим следующие:

сильно

существенн о несколько немного мало.

для каждого значения

простого терма Т функции принадлежности

таким образом, чтобы они зависели от некоторых параметров а, Ь, с. С другой стороны значения указанных параметров свяжем с

гтч//

лингвистическими значениями терма Т .

Кроме того представители центра ответственности предлагают свои значения составляющих доходной и расходной частей:

I = IX 1 = ; ¥/р i = ~ ~

Т =

г

увеличить уменьшить уравнять безразличн о

Определим

т// __

Т _

Для определения значений функций принадлежности в соответствии с предложенными центрами ответственности значениями

лингвистической переменной у и ее термов находится относительное значение изменения каждой финансовой составляющей

---- —

Щ08 _ .

, I _ 1, Ь, і _ 1.1;

и используется набор функций принадлежности, предложенный в [5] . Дополнительно вводится характеристическая функция, соответствующая терму Т :

ж

Далее собирается информация, оценивающая этот

1, если = увеличить -1, если Т = уменьшить 0, если Т = уравнять или

Т = безразлично.

Для построения оптимизационной модели предлагается ввести следующие альтернативные переменные

83

Окончательно

имеем

1, если і - му центру поручается участие в

оптимизационную модель

формировании доходов по 1 - му направлению, ь і

----- — У У ж МиХи ^ тах,

0, в противном случае 1 _ 1,Ь, і _ 1,1;

следующую

l=1 i=1 J I

xji = і

1, если 1 - й центр отвественности связан с расходами по ] - й статье экономичес -кой классификации,

ZZ % min>

j=i i =i L

0, в противном случае, j = 1,J, i = 1, I.

В качестве целевых функций рассматривается степень участия центров ответственности в максимизации доходной части бюджета

L I

ZZ &н ^ max

l=1 i=1

и минимизации расходной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J I

zz

j=1 i = 1

Ограничения с одной стороны связаны с тем, что при выборе xlb Xji одновременно и выбираются

Ч? X)" *(Xj

ZX g (x„ )>£X p X )

l=1 j=1

Z (+xj, Ь1l=1L 1J

i = 1 fi,

xn= ■ I0

fi,

X:: =

jl I0

Для

при которых должно

ее решения используются рандомизированные процедуры многоальтернативной оптимизации [б].

Литература

1. Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. — 2000. — № 5. — С. 56-59.

2. Албегова И.А. Организация учета по центрам ответственности // Менеджмент в России и за рубежом -2002, №7

3. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. Учеб:/ М.А. Вахрушина.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2002.

4. Рутковская Д. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы / Д.Рутковская, М.Пилиньский, Л.Рутковский. - М.: Горячая линия -Телеком, 2008.

5. Львович Я.Е., Львович И.Я. Принятие решений

в экспертно-виртуальной среде.- Воронеж: ИПЦ

«Научная книга», 2010.

6. Львович Я.Е. Многоальтернативная оптимизация: теория и приложения.- Воронеж: Кварта, 2006.

Воронежский государственный технический университет

Воронежский областной институт повышения квалификации и переквалификации и переподготовки работников образования

OPTIMIZING THE MANAGEMENT OF BUDGETING IN AN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT DISTRIBUTED BETWEEN RESPONSIBILITY CENTRES

выполняться условие

£ х ■ (*„ )*£ ¥р )

1=1 ,=1

а с другой - каждый центр ответственности должен иметь не менее одного влияния на доходную и расходные части бюджета, то есть

£( + 11 =1 ^.

1=1

Y.E. Lvovich, N.A. Letsheva

In this article we consider the process of budgeting in an educational establishment distributed between responsibility centres. We suggest a multialternative model of managing the procces which is formed on basis of expert opinions using doubleterm linguistic variables

Key words: budgeting, responsibility centres, management, linguistic variables, multialtemative optimizing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.