Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА'

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / КАФЕДРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бабкина Анастасия Валентиновна, Пучкова Ольга Сергеевна

Рассмотрена оптимизация проведения инвентаризации материальных ценностей в структурном подразделении ВУЗа за счет разработки информационной системы, автоматизирующей данный бизнес-процесс. Освещены цели и задачи инвентаризации, особенности ее организации на кафедре ВУЗа. Обосновывается целесообразность разработки приложения силами студентов и преподавателей кафедры по сравнению с использованием уже имеющихся готовых программных продуктов. Представлены основные этапы реализации данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бабкина Анастасия Валентиновна, Пучкова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF ACCO UNTING OF MATERIAL VALUES IN THE STRUCTURAL DIVISIONS OF THE AGRICULTURAL UNIVERSITY

The optimization of the inventory of material values in the structural unit of the university is considered due to the development of an information system that automates this business process. The goals and objectives of the inventory, the features of its organization at the department of the university are highlighted. The expediency of developing an application by students and teachers of the department is justified in comparison with the use of existing ready-made software products. The main stages of the implementation of this project are presented.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА»

THE TASK OF MEETING AN ARTILLERY SHELL WITH A TARGET (TABULAR ALGORITHM)

P.N. Melnikov

An algorithm for solving the problem of meeting an unguided artillery shell with a mobile target is proposed. The algorithm is implemented in the digital computer system of the ship's anti-aircraft complex. Key words: the task of the meeting.

Melnikov Peter Nikolaevich, candidate of technical science, researcher, peter@olvs.miee.ru, Russia, Moscow, National Research University of Electronic Technology

УДК 004.415

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-5-122-123

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА

А.В. Бабкина, О.С. Пучкова

Рассмотрена оптимизация проведения инвентаризации материальных ценностей в структурном подразделении ВУЗа за счет разработки информационной системы, автоматизирующей данный бизнес-процесс. Освещены цели и задачи инвентаризации, особенности ее организации на кафедре ВУЗа. Обосновывается целесообразность разработки приложения силами студентов и преподавателей кафедры по сравнению с использованием уже имеющихся готовых программных продуктов. Представлены основные этапы реализации данного проекта.

Ключевые слова: инвентаризация, кафедра, информационные технологии, информационная система, бизнес-процессы, эффективность проекта.

Инвентаризация - один из методов внутреннего управленческого контроля, позволяющий получить информацию о состоянии имущества организации. В сфере оказания образовательных услуг ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева является очень стабильной организацией, в ней важна четкая и слаженная работа всех структур и подразделений, в том числе с документами и организацией материально-хозяйственной части.

Немалая часть ответственности в работе всей организации лежит на заведующем хозяйственного отдела, чаще всего эту функцию выполняют рядовые преподаватели кафедр и институтов. В их обязанности входит работа с данными инвентаризации объектов структурного подразделения.

В целях организации более эффективной и удобной работы с документами, отвечающими за инвентаризацию, необходимо увеличить долю автоматических процессов в данной деятельности. Таким образом, необходимость автоматизации работы с учетом и управлением данными, связанными с инвентаризацией для работников, отвечающих за материально-хозяйственную деятельность, аргументирует актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является проектирование и разработка информационной системы (ИС) инвентаризации, которая сможет оптимизировать процессы по учету материальных ценностей.

В качестве объекта исследования выступает кафедра прикладной информатики института экономики и управления АПК ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

Предмет исследования - инвентаризация имущества на кафедре.

Основными целями инвентаризации являются [1]:

- выявление фактического наличия имущества;

- обеспечение достоверности показателей бухгалтерского учета;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (основные средства; товарно-материальные ценности и денежные средства; незавершенное производство; расходы будущих периодов; средства в расчетах; документы строгой отчетности; а также ценности, которые не принадлежат данному предприятию).

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению в разрезе материально-ответственных лиц.

Основные задачи инвентаризации должны включать: проверку достоверности представления хозяйственной деятельности организации в отношении финансовых обязательств и активов в бухгалтерском учете; сравнение фактических данных по финансовым обязательствам и недвижимости организации с показателями бухгалтерского учета [2].

Системный анализ, управление и обработка информации

Учитывая условия современной экономики, на данный момент инвентаризация представляет собой отчетность, которая содержит информацию о том, сколько на предприятии имущества в наличии. Она позволяет следить за его сохранностью путем фактического и физического наблюдения и подсчета всех объектов, подлежащих инвентаризации. Из этого следует, что инвентаризация обеспечивает выявление ошибок бухгалтерского характера, контроль целостности, качества хранения и полноты материальных ценностей организации, а также проследить за работой материально-ответственных лиц, отвечающих за материальные ценности.

Основными задачами кафедры прикладной информатики РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева являются следующие: осуществление учебной, методической и научно-исследовательской работы по одной или нескольким родственным специальностям, дисциплинам; воспитательная работа среди обучающихся; подготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. В штат кафедры входят заведующий кафедрой, профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, докторанты, аспиранты, учебно-вспомогательный персонал, а также сотрудники созданных при кафедре научных и других подразделений.

Благодаря высокому развитию информационных технологий возможно максимально эффективное использование ресурсов, как человеческих, так и вычислительных за счет высокой точности вычислений проведения операций [3]. Но не смотря на существующие технологии, не все предприятия могут располагать специальными программными продуктами для оптимизации бизнес-процессов.

Кафедра ведет журнал учета инвентаря на бумажных носителях, что является не самым оптимальным вариантом ведения инвентаризации. Когда требуется сформировать отчет, данные вносятся вручную в таблицу MS Excel и распечатываются.

Важно отметить, что на данный момент существует большое множество готовых решений для оптимизации инвентаризации на кафедре, как зарубежных, так и отечественных. Например, Короб-ка.Онлайн; Go-RFID; Бухсофт; Axelot WMS X5; 1С: Предприятие. Основными причинами отказа от решения покупки готового продукта на рынке следующие:

1) невозможность найти подходящее программное обеспечение под специфику организации;

2) постоянные затраты даже при уже полностью внедренном программном продукте, так как большинство разработчиков вводят систему подписки на их программное обеспечение;

3) высокая стоимость внедрения как самой системы, так и обучения сотрудников для работы с

ней.

Ввиду вышеизложенного, в целях повышения производительности труда, снижения ошибок и потерь в рамках проектного практикума бакалаврами 4 курса по направлению Прикладная информатика под руководством преподавателей кафедры прикладной информатики РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева была разработана информационная система по автоматизации инвентаризации материальных ценностей на кафедре. В ходе работы были выделены бизнес-процессы исследуемого объекта. С помощью методологии и программной платформы моделирования организации и ее бизнес-процессов ARIS Express построены модели бизнес-процесса инвентаризации на кафедре прикладной информатики «AS IS» и «TO BE». Модель EPC «Учета материальных ценностей на кафедре (AS IS)» позволила выявить слабые места, подлежащие автоматизации. В модели «TO BE» отображено отличие бизнес-процесса до внедрения системы и после, а именно: автоматизировано создание отчетов о проведенной инвентаризации и итоговых результатов, что позволяет сократить затрачиваемое время и ресурсы на проведение данной деятельности.

В ходе разработки моделей базы данных (БД) определены концептуальная, логическая и физическая структуры БД [4]. Для ее разработки была выбрана СУБД MS SQL Server.

Для определения состава программных компонентов, в роли которых может выступать код, использована диаграмма компонентов, которая позволяет увидеть связи между ними, а также логично переходить от схематического представления системы к физическому. Система отображается в ней в виде программных компонентов. Одни компоненты могут существовать только на этапе создания программного кода, другие - на моменте выполнения этого кода. Основными элементами диаграммы являются компоненты, интерфейсы и зависимости между ними и классы, которые входят в компоненты системы [5]. Диаграмма компонентов разработанной системы включает: исполняемую среду, содержащую все формы проектируемого приложения, и сервер БД, в котором располагается таблица со всеми инвентаризированными объектами. С помощью предоставляемого средой интерфейса пользователь взаимодействует с меню инвентаризации.

Для проектирования информационной системы также была разработана диаграмма развертывания, содержащая графические изображения процессоров, устройств, процессов и связей между ними. В отличие от диаграмм логического представления, диаграмма развертывания является единой для всей системы, поскольку должна всецело отражать особенности ее реализации.

Диаграмма развертывания позволила решить следующие проблемы:

- специфицировать физические узлы, необходимые для размещения на них исполнимых компонентов программной системы;

- показать физические связи между узлами реализации системы на этапе ее исполнения.

Средствами среды разработки Microsoft Visual Studio 2019 и языка программирования C# спроектированы соответствующие формы справочников и документов, на основании которых осуществляется ввод и редактирование данных в разработанной ИС.

Анализ эффективности внедрения ИС инвентаризации материальных ценностей на кафедре был проведен в трех аспектах. Функциональная эффективность проявилась в количестве оптимизированных функций. Разработанная система автоматизирует проведение инвентаризации и автоматически составляет отчет по списанному инвентарю, что снизило временные затраты на данные процессы до 90%. Экономическая эффективность разработанной ИС была оценена на основании расчёта величины снижения затрат на оптимизируемый бизнес-процесс. Экономия заработной платы работника при внедрении данной системы инвентаризации составила 2659,5 рублей в день на каждого работника кафедры, занимающегося проведением инвентаризации. Социальная эффективность проекта обоснована за счёт создания благоприятной среды на рабочем месте, повышения профессионализма сотрудников кафедры. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует об эффективности внедрения разработанной информационной системы.

Список литературы

1. Авдеев А.А. Порядок проведения инвентаризации // Все для бухгалтера, 2009. N 12. С. 5963.

2. Бухгалтерский учет: учебник для студ. вузов по спец. «Экон. и упр. на предпр. АПК» / Л.И. Хоружий, Р.Н. Расторгуева, Р.А. Алборов; Ред. Л.И. Хоружий, Ред. Р.Н. Расторгуева. М.: КолосС, 2004. 511 с.

3. Цифровая трансформация агропромышленного комплекса / Т.И. Ашмарина, Т.В. Бирюкова, В.Т. Водянников [и др.]. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Мегаполис», 2022. 160 с.

4. Мартишин С.А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NoSQL-типа для проектирования информационных систем: учебное пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симанов, М.В. Храп-ченко. М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2016. 368 с.

5. Костин А.Е., Шаньгин В.Ф. Организация и обработка структур данных в вычислительных системах. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2014. 225 с.

Бабкина Анастасия Валентиновна, канд. экон. наук, доцент, babkina@rgau-msha.ru, Россия, Москва, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева,

Пучкова Ольга Сергеевна, канд. экон. наук, доцент, puchkova@rgau-msha.ru, Россия, Москва, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

OPTIMIZATION OF ACCO UNTING OF MATERIAL VALUES IN THE STRUCTURAL DIVISIONS OF THE AGRICULTURAL UNIVERSITY

A.V. Babkina, O.S. Puchkova

The optimization of the inventory of material values in the structural unit of the university is considered due to the development of an information system that automates this business process. The goals and objectives of the inventory, the features of its organization at the department of the university are highlighted. The expediency of developing an application by students and teachers of the department is justified in comparison with the use of existing ready-made software products. The main stages of the implementation of this project are presented.

Key words: inventory, department, information technology, information system, business processes, project efficiency.

Babkina Anastasia Valentinovna, candidate of economic sciences, docent, babkina@rgau-msha.ru, Russia, Moscow, FGBOU VO RGAU-MSHA named after K.A. Timiryazev,

Puchkova Olga Sergeevna, candidate of economic sciences, docent, puchkova@rgau-msha.ru, Russia, Moscow, FGBOU VO RGAU-MSHA named after K.A. Timiryazev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.