УДК: 378
H.П. Володченко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Резюме Данная статья посвящена оптимизации учебного процесса при изучении общей хирургии в условиях кредитно-модульной системы. Данная проблематика имеет многогранный характер. Главная задача клинической кафедры, в частности, кафедры хирургии, состоит в формировании у студентов клинического мышления, достаточного объема теоретических знаний и практических навыков, компетенций, необходимых современному врачу.
Ключевые слова: общая хирургия, теоретические знания, практические навыки, компетенции.
OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN STUDYING OF GENERAL SURGERY UNDER MODERN
CONDITIONS
N. P. Volodchenko
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract This article is dedicated to the optimization of the educational process in studying General Surgery under conditions of credit-modular system. This problem is many-sided. The main task of the clinical oepartment, in particular the Department of General Surgery, is the formation of students' clinical thinking, sufficient volume of theoretical knowledge and practical skills competences required for modern physicians.
Key words: General Surgery, theoretical knowledge, practical skills, competences.
Улучшение качества подготовки специалиста с целью обеспечения его конкурентоспособности на рынке труда является одной из постоянных, важнейших задач высшей школы. Студенты 3-го курса медицинского вуза только начинают изучение клинических дисциплин. С общей хирургии начинается их знакомство с клиникой хирургических болезней. Приобретенные ими теоретические знания, умения и практические навыки будут служить основой для дальнейшего изучения таких дисциплин, как факультетская и госпитальная хирургия.
Всем известно, что шаткий фундамент исключает возможность создания крепкой надстройки. Именно это обстоятельство объясняет значимость для студента фундаментального изучения общей хирургии. Студенты, к сожалению, зачастую имеют слабую мотивацию к процессу обучения. Это обстоятельство требует от преподавателя эффективных действии как организатора и, в известной степени, катализатора учебного процесса.
Однако при этом может возникнуть следующее противоречие. С одной стороны - это необходимость придерживаться общепринятых методологических стандартов обучения (четкое разделение занятия на этапы - начальный, основной и заключительный; использование стандартных методов контроля - опрос, тестирование, разбор больных, решение клинических ситуационных задач и т.д.), а с другой - необходимость повышения интереса студентов к учебе. Относительно легкии и быстрый доступ к систематизированному и иллюстрированному материалу благодаря современным техническим возможностям расхолаживает студента. Решение этой проблемы отчасти возможно при условии некоторого изменения тактики обучения.
Студент не должен слепо пересказывать прочитанное, а проводить анализ и сопоставление отдельных фрагментов материала. Студент должен переосмыслить полученную информацию, после чего стараться провести ассоциативные связи между блоками информации, работая над решением клинической задачи. Поэтому преподаватель, которому не безразличен конечный результат учебного процесса, имеет право на некоторую импровизацию. Например, больше уделять внимания тестам на постановку, последовательность действий; проводить опрос не в начале занятия, а в процессе проверки тестовых заданий и решения клинических задач, начиная от простых, одноходовых, и заканчивая более сложными задачами.
Для лучшего овладения практическими навыками, такими, как наложение повязок и транспортных шин, использование тех или иных методов временной остановки кровотечения, определение группы крови и резус-фактора, вправление вывихов, анализ результатов лабораторных и инструментальных методов исследования, мы используем элементы игры. На кафедре разработаны и широко используются деловые ролевые игры по разделам «Кровотечение», «Травматология». Многие практические занятия сопровождаются разбором тематических больных. Студент не должен бояться больного. При таком условии студент со временем научится устанавливать достоверный диагноз, что позволит ему избрать оптимальную лечебную тактику и рассчитывать на успешное решение проблемы.
Реализация поставленных перед студентом задач, а именно - приобретение теоретических
знаний, умений и практических навыков, возможна только при условии тесного взаимодействия между преподавателем и студентом. Неотъемлемой частью учебного процесса в решении этих задач является
самостоятельная работа обучаемых. Аудиторная самостоятельная работа студентов реализуется на практических и семинарских занятиях при выполнении лабораторных работ, курации больных.
При изучении любой медицинской специальности визуализация играет ключевую роль. В некоторых случаях волнение и боязнь преподавателя не позволяют студентам показать свои знания. Дополнительно исключается субъективный фактор оценки [1]. Использование обучающих систем уменьшает нервозность обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены).
Говоря о преимуществах дистанционной формы обучения студентов, не стоит так же забывать, что она развивает компьютерную компетенцию (благодаря частой работе с носителями информации, телекоммуникационными сетями, вэб-камерой, интернет-ресурсами и т.д.).
Залогом успешного прохождения программ дистанционного образования является наличие сильной мотивации обучающегося. Если человек не способен учиться без постоянного надзора преподавателей и не готов проводить много времени перед с компьютером, дистанционное образование не для него. На наш взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе.
Одним из недостатков дистанционного образования является недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых. В соответствии с требованиями времени, главная задача клинической кафедры, в частности, при изучении дисциплины «Общая хирургия», состоит в формировании у студентов клинического мышления, приобретения ими достаточного объема теоретических знаний и практических навыков, умений, компетенций, необходимых современному врачу.
Литература
1. Андреев А-А- Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие- М- ВУ, 1997- 85 с-
2. Зайченко Т-П- Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие- СПб.: Изд-во РГПУ им- А-И- Герцена, 2004- 167 с-
3. Коровин А-Я-, Базлов С.Б-, Нарсия В.В., Туркин Д.В., Андреева М.Б., Кулиш В.А. / Оптимизация учебного процесса на кафедре факультетской хирургии // Международный журнал экспериментального образования- 2012- № 4-2- С- 112-115;
4. Михеева Н.М. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями / Н.М. Михеева, Ю.Ф. Лобанов, Е.Б. Беседина, И.В. Иванов // Успехи современного естествознания. 2012. № 7. С. 41-45.
УДК 614.2 Л. Д. Ерохина
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский ГМУ» Минздрава России, Владивосток, Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»
Резюме Определение качества образования и выработки оценочных критериев - важная проблема высшего образования в эпоху его трансформации- Цель статьи - представить одну из возможностей оценки качества образования в области изучения биомедицинской этики с помощью некоторых видов самостоятельной работы- Опыт использования информационных и медиа- источников, социологических этюдов делает изучение биомедицинской этики интересным и живым процессом-
Ключевые слова: биомедицинская этика, высшее образование, медицинский вуз, оценка качества-
USING THE INDEPENDENT WORK TO DETERMINE THE QUALITY OF STUDYING BIOMEDICAL ETHICS
L. D. Erokhina
FSBEI HE «Pacific State Medical University» of the Ministry of Health of Russia, Vladivostok, Russia
Abstract An attempt to determine the quality of education and develop its criteria is an important problem of higher education during the period of its transformation. The purpose of the article is to present one of opportunities of the quality assessment of education in the biomedical ethics that students of medical university study by means of some types of independent work. The use of information and media sources, sociological essay turns studying biomedical ethics into interesting and live process-
Key words: biomedical ethics, higher education, higher medical school, quality assessment-
Разработка подходов к оценке качества образования занимает в настоящее время существенное место в планах работы любого вуза. Согласно Концепции общероссийской