Научная статья на тему 'Оптимизация учебного процесса на основе статистического анализа'

Оптимизация учебного процесса на основе статистического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА / КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТЫ ШУХАРТА / SHUHART`S CONTROL CARDS / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / STATISTIC METHODS OF ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбушина Светлана Николаевна, Фаттахова Дамира Ильдусовна

Статья посвящена проблеме повышения качества образовательного процесса на основе метода статистического анализа. Построение контрольных карт Шухарта позволяет оценить образовательный процесс в показателях стабильности, воспроизводимости, допустимости. Вычисления представлены на примере работы обучающихся НПО по профессии повар-кондитер. Даны рекомендации для оптимизации организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбушина Светлана Николаевна, Фаттахова Дамира Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the Study Process on the Basis of Statistical Analysis

The article is devoted to the problem of educational process quality improvement on the basis of statistic analysis methods. Constructing of Shukhart`s control cards allows to estimate the educational process in indexes of stability, reproduction, suitability. The calculations are presented on the example of primary vocational students for the profession cook-confectioner. Some recommendations are given for the optimum organization of educational process

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебного процесса на основе статистического анализа»

УДК/UDC 377.1 С. Н. Горбушина,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры, стандартизации и сертификации Уфимского государственного авиационного технического университета,

E-mail: [email protected] Д. И. Фаттахова,

заместитель директора по научно-методической работе ГОУ НПО "Профессиональный лицей 136", г. Уфа, Республика Башкортостан E-mail: [email protected]

Gorbushina Svetlana,

Doctor of Pedagogical Science, Docent, Professor of Standardization and Certification Chair at Ufa State Aviation Technical University, E-mail: [email protected] Fattakhova Damira,

Deputy Director for Scientific and Methodical Work at Professional Lyceum 136, Ufa, Republic of Bashkortostan.

E-mail: [email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

OPTIMIZATION OF THE STUDY PROCESS ON THE BASIS OF STATISTICAL ANALYSIS

Статья посвящена проблеме повышения качества образовательного процесса на основе метода статистического анализа. Построение контрольных карт Шухарта позволяет оценить образовательный процесс в показателях стабильности, воспроизводимости, допустимости. Вычисления представлены на примере работы обучающихся НПО по профессии повар-кондитер. Даны рекомендации для оптимизации организации образовательного процесса.

The article is devoted to the problem of educational process quality improvement on the basis of statistic analysis methods. Constructing of Shukhart's control cards allows to estimate the educational process in indexes of stability, reproduction, suitability. The calculations are presented on the example of primary vocational students for the profession cook-confectioner. Some recommendations are given for the optimum organization of educational process.

Ключевые слова: система управления качеством образования, статистические методы анализа, контрольные карты Шухарта.

Key-words: éducation quality

management system, statistic methods of analysis, Shuhart's control cards.

Современное российское общество находится на этапе социально - экономических преобразований, которые обуславливают необходимость повышения качества образования, в том числе, в системе начального профессионального образования (НПО). В связи с этим встает вопрос об оптимизации учебной деятельности учащихся. С этой целью используются, в частности, методы статистического анализа с построением контрольных карт Шухарта [1].

С их помощью удается выяснить, в какай степени учебный процесс находится в статистически управляемом состоянии и нуждается ли в дополнительной корректировке.

В данной работе представлены результаты анализа учебного процесса при подготовке специалистов в сфере общественного питания, в системе НПО с использованием контрольных карт Шухарта.

Объектом исследования служили экзаменационные отметки учащихся лицея, овладевающих специальностью повар-кон-дитер(выпусков 2005 - 2006, 2006 - 2007 и

2007 - 2008 уч. г.г.). В качестве переменной выбран средний балл, полученный учащимися одной группы на экзамене, число мгновенных выборок равно числу предметов, последовательно изучаемых в течение всего срока обучения в лицее, взятых для анализа.

Результаты показали, что учебная деятельность учащихся первого и третьего выпусков отличалась стабильностью по всем рассмотренным дисциплинам, что свидетельствует об отсутствии признаков действия особых причин на X - и Я - картах. Будучи стабильным по разбросу и положению среднего арифметического, процесс обучения в 2005 - 2006 и 2007 - 2008 уч. г.г. может быть охарактеризован как находящийся в состоянии А. При анализе X - карты учебного процесса в 2006 -2007 г.г. не удалось обнаружить признаки устойчивой управляемости, что послужило основанием для отнесения его к состоянию Б.

Собственную изменчивость (вариабельность) процессов исследовали согласно [2]. По годам наблюдения она имела следующие значения - 0,70, 0,43 и 0,33 соответственно. Для процесса Б дополнительно был рассчитан показатель полной изменчивости - 0,92. На основании произве-

Хср Х - карта

денных расчетов были определены индексы воспроизводимости Ср и Срк (для процессов А) и пригодности Рр и Ррк (для процесса Б) [2]. Их значения позволяют ответить на вопрос, насколько исследуемые процессы удовлетворяют установленным требованиям. Оценка показала, что по результатам учебного процесса в 2005 - 2006 г. индексы воспроизводимости Ср и Срк были равны 0,6 и 0,7 соответственно. Поскольку значения оказались малыми, рассматривать дидактические функции процесса как приемлемые не представлялось возможным - требовалось снизить влияние на него обычных факторов и улучшить настройку на центр поля допуска, т.е. четыре балла. В противном случае прогноз уровня несоответствий установленным требованиям мог достичь 3,8 %

- 6,3 %, что, собственно и произошло в последующий год обучения.

Анализ х - карты учебного процесса

в 2006 - 2 007 г.г. показал, что существует одна дисциплина («Основы физиологии питания, санитарии и гигиены»), освоение которой учащимися оказалось вне контрольных границ на - карте (рис. 1).

Rср R - карта

1 2 3 4 5 6 7 8

Дисциплины

Рис. 1. - контрольная карта (X - R) успеваемости учащихся 2006 - 2007уч.г. г.

- где 1 -основы физиологии питания, санитарии и гигиены; 2 - товароведение пищевых продуктов; 3 - оборудование предприятий общественного питания; 4 - кулинария; 5 - организация производства предприятий общественном питании; 6 - технология приготовления мучных и кондитерских изделий; 7 -основы калькуляция и учета; 8 - основы бухгалтерский учет.

Средний балл по дисциплине (3,2) расположился ниже предела допускаемого значения (3,5), что указывает на действие особых причин, нарушающих оптимальную организацию процесса. Индексы пригодности, рассчитанные без учета положения среднего значения (Рр) и с учетом его положения (Ррк) для данного процесса были равны

0,45 и 0,75 соответственно. Результаты ста-

ХсР Х - карта

5 1

4,5 -

_______________________________________________________________________________ UCL= 4,226

4 -

3 -

---------------------------------------------------------------- LCL=2,734

2,5 -

2 -I-----1---------1-1------1-1------1-1------1-1-------1-1------1-1------1-1-------------

1 2 3 4 5 6 7 8 Дисциплина

тистического анализа свидетельствуют о необходимости принятия корректирующих мер и стабильной настройки учебной деятельности учащихся по данному предмету путем устранения особых причин, ее нарушающих. В противном случае уровень несоответствий может оказаться непрогнозируемым.

Rcp R - карта

1 2 3 4 5 6 7 8 Дисциплина

Рис. 2. Контрольная карта ( х - R) успеваемости учащихся 2007 - 2008 уч.г.г. (обозначение аналогично представленному на рис. 1.)

Исходя из данных статистического анализа, в лицее были проведены следующие корректирующие действия:

1. Пересмотрен план работы методической комиссии по дисциплинам специальности в сторону оказания помощи преподавателям по организации практикоориентируемых занятий.

2. Организован семинар «Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса в лицее».

3. Обновлен библиотечный фонд лицея литературой по дисциплине «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» и соответствующей научно-технической документации.

Оценка результатов обучения учащихся лицея в последующий учебный год (2007 -

2008 г.г.) при реализации намеченных мероприятий показала, что преподавателям удалось оптимизировать проблемный процесс и, тем самым, значительно снизить процент

прогнозируемых несоответствий при индексах воспроизводимости Ср = 1,30 и Срк = 1,25 (рис. 2).

Таким образом, анализ учебного процесса на основе статистических методов позволяет обнаружить отклонения системного характера в его организации, определить границы управляемой изменчивости, поддерживать на требуемом уровне важнейшие характеристики оптимального взаимодействия учащихся и преподавателей, вносить корректирующие и опережающие действия, что в итоге способствует улучшению управления учебным процесса.

1. ГОСТ Р 50779.42-99. Статистические методы. Контрольные карты Шухарта.

2. ГОСТ Р 50779.44-2001. Статистические методы. Показатели возможностей процессов. Основные методы расчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.