Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК В ЛОГИСТИКЕ В ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК В ЛОГИСТИКЕ В ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенин Иван Сергеевич, Надирян София Левоновна, Коновалова Татьяна Вячеславовна, Коцурба София Вячеславовна

В данной статье авторами рассмотрены вопросы оптимизации транспортных издержек в логистике в транспортной компании. Для уменьшения транспортных издержек в логистике необходимо усовершенствовать движение транспорта, сократить холостые пробеги, согласовать графики для конкретных направлений, улучшать другие показатели транспорта. Необходимо применять однотипные средства механизации, одинаковую тару, применять единые логистические приемы, чтобы достичь нужного экономического эффекта. Действовать нужно так, чтобы все связующие компоненты образовали единую логистическую систему, при которой расходы на действия с грузом и ручной труд будут минимизированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сенин Иван Сергеевич, Надирян София Левоновна, Коновалова Татьяна Вячеславовна, Коцурба София Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF TRANSPORT COSTS IN LOGISTICS IN A TRANSPORT COMPANY

In this article, the authors consider the issues of optimization of transport costs in logistics in a transport company. To reduce transport costs in logistics, it is necessary to improve traffic, reduce idle runs, coordinate schedules for specific directions, and improve other transport indicators. It is necessary to use the same type of means of mechanization, the same packaging, apply uniform logistics techniques to achieve the desired economic effect. It is necessary to act in such a way that all the connecting components form a single logistics system, in which the costs of handling cargo and manual labor will be minimized.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК В ЛОГИСТИКЕ В ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ»

УДК 656.1

DOI 10.23672/SAE.2023.87.61.032

Сенин Иван Сергеевич

старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Надирян София Левоновна

старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, заведующий кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Коцурба София Вячеславовна

ассистент кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Ivan S. Senin

Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Sofiya L. Nadiryan

Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Tatyana V. Konovalova

Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Sofiya V. Kotsurba

Assistant of the Department of transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Оптимизация транспортных

издержек в логистике в транспортной компании

Optimization of transport

costs in logistics

in a transport company

Аннотация. В данной статье авторами рассмотрены вопросы оптимизации транспортных издержек в логистике в транспортной компании. Для уменьшения транспортных издержек в логистике необходимо усовершенствовать движение транспорта, сократить холостые пробеги, согласовать графики для конкретных направлений, улучшать другие показатели транспорта. Необходимо применять однотипные средства механизации, одинаковую тару, применять единые логистические приемы, чтобы достичь нужного экономического эффекта. Действовать нужно так, чтобы все связующие компоненты образовали единую логистическую систему, при которой расходы на действия с грузом и ручной труд будут минимизированы.

Ключевые слова: транспортные издержки, экономическая эффективность, логистика, логистический процесс, транспортная компания.

Annotation. In this article, the authors consider the issues of optimization of transport costs in logistics in a transport company. To reduce transport costs in logistics, it is necessary to improve traffic, reduce idle runs, coordinate schedules for specific directions, and improve other transport indicators. It is necessary to use the same type of means of mechanization, the same packaging, apply uniform logistics techniques to achieve the desired economic effect. It is necessary to act in such a way that all the connecting components form a single logistics system, in which the costs of handling cargo and manual labor will be minimized.

Keywords: transport costs, economic efficiency, logistics, logistics process, transport company.

Для уменьшения транспортных издержек в логистике необходимо усовершенствовать движение транспорта, сократить холостые пробеги, согласовать графики для конкретных направлений, улучшать другие показатели транспорта. Необходимо применять однотипные средства механизации, одинаковую тару, применять единые логистические приемы, чтобы достичь нужного экономического эффекта. Помимо качества сборки, немаловажным фактором, влияющим на транспортные издержки, являются транспортные расходы и их тарифы. На сегодняшний день появилась необходимость пересмотра установленных транспортных тарифов с добавлением промежуточного километража. Если ранее были установлены тарифы для 300 км., 400 км., 500 км., 600 км. и 700 км., то теперь предлагается установить тарифы для 350 км, 450 км., 550 км. и 650 км. Такая необходимость появилась в следствие большого количество рейсов с пробегом, который оплачивать по ставке в большую сторону очень

Транспортные расходы за отчетный

невыгодно. Например, 328 км оплачивать по ставке 400 км.

Дальнейшие расчеты разделим по пробегу, чтобы оценить транспортные расходы согласно каждому тарифу. Стоит отметить, что пробег до 50 км. выходит за рейсы по г. Краснодару и, в связи с тем, что по городу не так много точек, где может выгрузиться ТС грузоподъемностью 3,5 т., для доставки товара были использованы ТС грузоподъемностью 1,5 т.

Тарифная ставка, соответственно с данной грузоподъемностью, ниже, но доля транспортных расходов все равно превышает допустимую норму в связи с малой суммой заказов, вывозимых транспортом. На это, чаще всего, влияют еженедельные скидки в ТЦ, которые позволяют заказывать товар в больших объемах и подешевле, некорректная сборка заказов, некорректные заказы клиентов и дальнейшие «обнуления» позиций [1].

Таблица 1

декабрь 2022 г. по ставке за 50 км. пробега

Дата Кол-во Пробег, км Сумма заказов Транспортные Транспортные

рейсов без НДС, руб. расходы, руб. расходы, %

04.12.2022 1 29 153655 5321 3,46

07.12.2022 1 33 141520 5321 3,76

11.12.2022 1 34 86110 5321 6,18

04.12.2022 1 39 80650 5321 6,60

18.12.2022 1 40 127454 5321 4,17

12.12.2022 1 42 77322 5321 6,88

19.12.2022 1 44 56596 5321 9,40

25.12.2022 1 45 185240 5321 2,87

25.12.2022 1 47 134409 5321 3,96

03.12.2022 48 57849 5321 9,20

03.12.2022 1 49 196162 5321 2,71

05.12.2022 1 49 97010 5321 5,49

28.12.2022 1 49 161332 5321 3,30

Проанализированы транспортные расходы 60 рейсов за отчетный период (декабрь 2022 г.) по ставке за 100 км. пробега. Маршруты с данным пробегом занимают наибольшую часть в отчетном периоде. Почти все они были совершены в г. Краснодаре; у приличной части рейсов доля транспортных расходов значительно ниже нормы, что говорит о грамотном планировании и качественной сборке заказов. Также, хотелось бы отметить, что львиная доля рейсов совершена транспортом с тоннажностью 3,5 т., так как у многих клиентов точки позволяют принимать такой транспорт, при этом ставка на 3,5 т. немного выше ставки на 1,5 т., но это не помешало доле ТР быть ниже нормы.

Транспортные расходы за отчетный период (декабрь 2022 г.) по ставке 150 км. направления расширяются. Помимо г. Краснодара, транспортное средство доставляет товар в ближайшие поселения - ст. Пластуновская, г. Горячий Ключ и пгт. Яблоновский. Количество вторых рейсов, совершаемых ТС за 12-часовой рабочий день, увеличилось в связи с более поздним временем приема у клиентов. В анализе транспортных расходов, за отчетный период (декабрь 2022 г.) по ставке 200 км. и 250 км. представлено всего 8 рейсов, что не

достаточно для подробного анализа, но, несмотря на это можно отметить, что сумма заказов на одно ТС была незначительной, чтобы окупить транспортные расходы. Как мы видим, данные рейсы были совершены во второй половине декабря, что говорит о том, что в этих заказах преобладали товары с повышенной предновогодней скидкой, чем воспользовались клиенты доставки. Также, были проанализированы два рейса на более дальнее направление, но с маленькой суммой заказов, в связи с чем, доля транспортных расходов не вошла в норму. На данном промежутке мы видим, что доставка товаров была на междугородние направления. Доля транспортных расходов местами сильно увеличилась по причине того, что на данные направления нужный объем заказов не был набран, а возможности перенести отгрузку на другой день не было [2]. В таблице 2 представлены рейсы, пробег которых был оплачен по ставке 400 км. Мы видим, что половина из них не достигла даже 350 км., доля транспортных расходов выше нормы, и, соответственно, компанией были оплачены километры, которые транспортное средство даже не проехало. Есть необходимость добавления промежуточного километража. Для полноты картины рассмотрим таблицы с пробегом выше.

Проблема оплаты непройденного пробега также имеет место быть. В связи с этим, предлагаем рассмотреть добавление промежуточного километража для более корректного и точного

Транспортные расходы за отчетный

расчета транспортных расходов. Но перед этим необходимо проанализировать общие транспортные расходы за каждый пробег.

Таблица 2

период (декабрь 2022 г.) по ставке 400 км

Дата Кол-во рейсов Направление Пробег, км Сумма заказов без НДС, руб. Транспортные Расходы, руб Транспортные расходы, %

05.12.22 1 Майкоп 302 158800 11575 7,29

13.12.22 1 Гулькевичи 303 149111 9670 6,49

05.12.22 1 Краснодар-Павловская 305 219438 11575 5,27

04.12.22 1 Гулькевичи 312 123507 11575 9,37

18.12.22 1 Кропоткин 317 137483 9670 7,03

20.12.22 1 Славянск-на-Кубани 318 146843 11575 7,88

27.12.22 1 Краснодар-Славянск-на-Кубани 320 172021 9670 5,62

10.12.22 1 Славянск-на-Кубани 321 96738 14773 15,27

24.12.22 Майкоп-Яблоновский 323 315898 9670 3,06

17.12.22 1 Славянск-на-Кубани 326 113755 11575 10,18

24.12.22 1 Славянск-на-Кубани 327 153977 9670 6,28

26.12.22 1 Тихорецк 336 160967 11575 7,19

25.12.22 1 Гулькевичи 339 155872 11575 7,43

20.12.22 1 Гулькевичи 344 104905 9670 9,22

17.12.22 1 Краснодар-Павловская 350 35093 9670 27,56

28.12.22 1 Майкоп 350 171390 9670 5,64

12.12.22 1 Кореновск 359 141494 9670 6,83

19.12.22 1 Тихорецк 360 137188 11575 8,44

20.12.22 1 Каневская 365 228997 11575 5,05

06.12.22 1 Каневская 379 159975 11575 7,24

19.12.22 1 Майкоп 380 182105 11575 6,36

06.12.22 Кропоткин-Яблоновский 382 190461 9670 5,08

27.12.22 1 Каневская 388 164383 11575 7,04

14.12.22 1 Майкоп 397 209506 9670 4,62

Таблица 3

Тарифные ставки с добавлением промежуточного пробега

Пробег/тоннаж 1,5 т 3,5 т 5 т

50 км 5321,05 6081,2 8185,7

100 км 5955,85 6865,5 9191,95

150 км 6591,8 7650,95 10198,2

200 км 7154,15 8435,25 10868,7

250 км 7784,35 9220,7 11834,9

300 км 8412,25 10005 12820,2

350км 9041,3 10789,875 13796,55

400 км 9670,35 11574,75 14772,9

450 км 10299,4 12359,625 15748,7

500 км 10928,45 13144,5 16724,5

550 км 11557,5 13929,375 17700,85

600 км 12186,55 14714,25 18677,2

650 км 12815,6 15499,125 19652,95

700 км 13444,65 16284 20628,7

Предлагается указать тарифы, как среднее арифметическое между двумя значениями пробега, в промежутке которого находится искомый пробег.

Добавить промежуточный километраж необходимо для более корректного отображения транспортных расходов, так как, в большинстве случаев, компания переплачивает за километры, которые даже не пройдены транспортных средством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Организация перевозочного процесса (на автомобильном транспорте) : учеб. пособие / Т.В. Коновалова, М.П. Миронова, С.Л. Надирян,

Literature:

1. Organization of the transportation process (by road transport): studies. the manual / T.V. Kono-valova, M.P. Mironova, S.L. Nadiryan, I.S. Senin.

И.С. Сенин. Краснодар : Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. 264 с.

2. Городская мобильность как фактор устойчивого развития территорий / А.Н. Домбровский, Т.В. Коновалова, И.Н. Котенкова, М.П. Миронова, С.Л. Надирян, И.С. Сенин. Краснодар : ООО «Издательский Дом - Юг», 2022. 208 с.

Krasnodar : Publishing house of FGBOU VO «KubSTU», 2022. 264 p.

2. Urban mobility as a factor of sustainable development of territories / A.N. Dombrovsky, T.V. Konovalova, I.N. Kotenkova, M.P. Mironova, S.L. Nadiryan, I.S. Senin. Krasnodar : Publishing House - Yug LLC, 2022. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.