Научная статья на тему 'Оптимизация тарифной политики гостиничного предприятия'

Оптимизация тарифной политики гостиничного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / HOTEL INDUSTRY / QUALITY OF SERVICES / COLLECTIVE ACCOMMODATION FACILITIES / TARIFF POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоромец Е.К

В статье рассмотрено состояние гостиничной отрасли Хабаровского края, ее влияние на туристский потенциал и качество услуг, предоставляемых потребителям, создание новых рабочих мест, увеличение доходов в бюджеты всех уровней. Проанализированы данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю за пять последних лет с 2014 по 2018 гг., выявлены средства размещения, прошедшие классификацию. Проведен анализ использования тарифов по сегментам бронирования в отеле «Верба». На основе данных социологического опроса гостей отеля «Верба» г. Хабаровска, выявлены факторы, влияющие на уровень эффективности продаж гостиничных предприятий. Предложены рекомендации, направленные на оптимизацию тарифной политики действующей в отеле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF TARIFF POLICY OF HOTEL ENTERPRISE

The article examines the state of the hotel industry in the Khabarovsk territory, its impact on the tourist potential and quality of services provided to consumers, the creation of new jobs, and the increase in revenues to budgets of all levels. The data of the Federal state statistics service Office for the Khabarovsk territory for the last five years from 2014 to 2018 were analyzed, and the placement facilities that passed the classification were identified. An analysis of the use of rates for booking segments in the hotel «Verba»was conducted. Based on the data of a sociological survey of guests of the hotel «Verba» in Khabarovsk, the factors that affect the level of sales efficiency of hotel enterprises are identified. Recommendations aimed at optimizing the tariff policy of the hotel are offered.

Текст научной работы на тему «Оптимизация тарифной политики гостиничного предприятия»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020

ОПТИМИЗАЦИЯ ТАРИФНОМ ПОЛИТИКИ ГОСТИНИЧНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

OPTIMIZATION OF TARIFF POLICY OF HOTEL ENTERPRISE

УДК 338.48

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10260

Скоромец Е.К.,

канд. социол. наук

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

E.K. Skoromets

elena. skoromec@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрено состояние гостиничной отрасли Хабаровского края, ее влияние на туристский потенциал и качество услуг, предоставляемых потребителям, создание новых рабочих мест, увеличение доходов в бюджеты всех уровней. Проанализированы данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю за пять последних лет с 2014 по 2018 гг., выявлены средства размещения, прошедшие классификацию. Проведен анализ использования тарифов по сегментам бронирования в отеле «Верба». На основе данных социологического опроса гостей отеля «Верба» г. Хабаровска, выявлены факторы, влияющие на уровень эффективности продаж гостиничных предприятий. Предложены рекомендации, направленные на оптимизацию тарифной политики действующей в отеле.

Annotation

The article examines the state of the hotel industry in the Khabarovsk territory, its impact on the tourist potential and quality of services provided to consumers, the creation of new jobs, and the increase in revenues to budgets of all levels. The data of the Federal state statistics service Office for the Khabarovsk territory for the last five years from 2014 to 2018 were analyzed, and the placement facilities that passed the classification were identified. An analysis of the use of rates for booking segments in the hotel «Verba»was conducted. Based on the data of a sociological survey of guests of the hotel «Verba» in Khabarovsk, the factors that affect the level of sales efficiency of hotel enterprises are identified. Recommendations aimed at optimizing the tariff policy of the hotel are offered. Ключевые слова: гостиничная индустрия, качество услуг, коллективные средства размещения, тарифная политика.

Keywords: hotel industry, quality of services, collective accommodation facilities, tariff policy.

Состояние гостиничной индустрии территории напрямую влияет на туристский потенциал и качество услуг, предоставляемых потребителям. Экономический эффект от развития гостиничной отрасли края выражается в развитии инфраструктуры, создании новых рабочих мест, увеличении доходов в бюджеты всех уровней.

Хабаровский край занимает второе место по количеству коллективных средств размещения среди регионов Дальневосточного федерального округа. Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю за пять последних лет с 2014 по 2018 гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось со 112 до 142 или на 27 %. Число мест в них увеличилось в 1,24 раза, с 7211 до 8917. Численность лиц, размещённых в гостиницах, практически остаётся на одном уровне (365,6 и 366,3 тыс. человек соответственно) [1].

Хабаровский край занимает первое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа по количеству классифицированных гостиниц. Согласно данным федерального перечня туристских объектов, в крае насчитывается 28 гостиниц, имеющих сертификат о присвоении звезд, 21 из которых расположена в Хабаровске, шесть в Комсомольске-на-Амуре и одна в Бикине [2].

В Дальневосточном федеральном округе Хабаровский край занимает второе место по количеству коллективных средств размещения. Гостиничная индустрия на данный момент представлена средствами размещения различных категорий. Первой пятизвёздочной гостиницей в крае является отель «Парус». Категория «четыре звезды» присвоена 7 гостиницам: «Верба», «Ривьера», «Хабаровск Сити», «Олимпик», «Амур», «Интурист», «Сопка». «Три звезды» получили 15 отелей, «две звезды» - 3, «одна звезда» -1, «без звёзд» - 3 [3, с. 112-113].

Общий объём реализации гостиничных и туристских услуг оценивается в размере 4,15 млрд. рублей, прямой доход в бюджет края от организаций, отнесённых к виду экономической деятельности «Туризм», составил 190,7 млн. рублей. По экспертной оценке, объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет края от туристской отрасли с учётом смежных отраслей оценивается на уровне 1,6 млрд. рублей.

Рассмотрим тарифную политику на примере отеля 4 звезды «Верба». Гостиница - первый отель в эко-стиле (категория «четыре звезды»), является новым и современным гостиничным предприятием в городе Хабаровске, введённым в эксплуатацию в декабре 2016 года. Номерной фонд гостиницы представлен 102 номерами трёх различных категорий: 60 номеров категории «стандарт» площадью 14-18 кв. м; 30 номеров категории «комфорт» площадью 18-23 кв. м; 12 номеров категории «люкс» площадью 45-56 кв. м.

С целью выявления факторов, влияющих на уровень эффективности продаж, а именно источников информации об отеле, её доступности, необходимости работы официального сайта, в мае 2019 года было проведено

социологическое исследование, респондентами которого выступили гости гостиницы «Верба» города Хабаровска.

Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов -35% узнали о гостинице по рекомендации друзей и коллег, 28% - нашли информацию об отеле в интернете, 18% - увидели рекламу, 10% -бронировали проживание через турагентство и 9% - другими способами.

Предпочтения по бронированию номеров распределились следующим образом: через сайты интернет-бронирования - 65%, сайт гостиницы - 17%, бронирование по телефону - 15%, через турагентство - 3%.

Основная группа респондентов - 82% считает, что уровень гостиницы должен быть напрямую связан с качеством её официального сайта, 15% -считают, что скорее связан, и лишь 3% ответили, что никак не должен быть связан.

Не смогли легко найти информацию об отеле 53% опрошенных, а 47% - ничего не знают о ресурсе бронирования на официальном сайте гостиницы.

Из полученных данных становится явным, что большинство гостей бронируют номер в отеле с помощью посредников, при этом затрудняясь найти интересующую информацию об отеле, а информация об отеле, которая предоставляется на сайтах посредников неполная и гости заинтересованы в деятельности по развитию сайта отеля, так как сайт высокого качества является показателем уровня предоставляемых гостиницей услуг.

Согласно статистике за май 2019 года, в гостинице проживало 1727 гостей. Поскольку отель «Верба» позиционируется как бизнес-отель для гостей, посещающих город с деловыми целями, основными посетителями гостиницы являются индивидуальные гости, проживающие по основному или корпоративному тарифу. Поэтому самым востребованным тарифом на данный период являлся основной тариф, действующий с декабря 2018 года. Данный тариф отражает действующие цены на проживание в отеле «Верба» без учёта скидок и стоимости дополнительных услуг. Помимо него часто применялись тарифы со скидкой 10%, 15% и более для туристских фирм,

корпоративных клиентов и индивидуальных гостей на специальных условиях.

Для анализа использования тарифов необходимо рассмотреть статистику по сегментам бронирования. Согласно данным, из гостей, проживающих в отеле в мае, 82 человека являются гостями от корпоративных компаний-партнеров, 428 человек забронировали номер с помощью систем бронирования, 711 от туристских фирм и 506 гостей бронировали номера индивидуально. Таким образом, в процентном соотношении, наибольшим сегментом (41%) являются туристские фирмы за счёт количества гостей. Для них действует специальный тариф - 30 % скидки для проживания. Следующим сегментом являются индивидуальные гости (29%), проживающие по основному тарифу и с определёнными скидками. 25% от общего числа проживающих приходится на сегмент систем бронирования и только 5% корпоративных клиентов. Исходя из указанных данных, можно сделать вывод, что помимо основного тарифа, большая часть приходится на групповые и комиссионные тарифы, что в свою очередь сокращает доходы предприятия от предоставления услуг для проживания. Исходя из приведённых данных.

Для повышения уровня эффективности продаж гостиничных услуг, а именно, оптимизации тарифной политики, действующей в отеле, считаем необходимым:

1. Дифференцировать цены на групповые тарифы для туристских фирм от количества проживающих туристов: для групп от пяти до десяти человек -10%; для групп от десяти до 20 человек - 15%; для групп от 21 человека -20%.

При таком изменении тарифа, понизится количество проживающих гостей от турфирм, но при этом освободится часть номерного фонда для привлечения индивидуальных гостей, которые будут проживать по полной стоимости номера или с минимально возможной скидкой 10%. Указанная мера позволит оптимизировать нагрузку номерного фонда и повысить

прибыль от пребывания малочисленных групп. Партнёрские соглашения на таких условиях возможно заключать с компаниями-новичками на рынке туристских услуг.

2. Предоставлять минимальную скидку 10% для компаний, редко бронирующих номера для групповых заездов и возможность изменять условия договора в зависимости от увеличения количества групп. Это обусловлено тем, что при равноценной скидке на проживание, туристские фирмы предоставляют не равнозначное количество туристов в год. Такой подход позволит повысить прибыль от использования номерного фонда туристскими группами, путём введения дифференцированных цен для туристских фирм, исходя из количества бронирований.

3. Привлекать гостей к бронированию на самостоятельно разработанные отелем каналы бронирования, в том числе через официальный сайт, электронную почту, телефон и мессенджер WhatsApp. Данная мера позволит сократить размер выплачиваемой комиссии агентам ежемесячно («Booking.com», «УКГЦБиТ», «101 отель», «Академсервис», «Броневик», «Expedía», «ЭйэндЭй», «Хотелбук Рус», «Сибукинг сервис» и т.д.).

4. Для стимулирования спроса ввести тариф «выходного дня», то есть специальный, сниженный тариф со скидкой 15%, предоставляемый в пятницу, субботу и воскресенье определённым сегментам рынка, поскольку загрузка отеля к выходным дням падает до 20-30%. Данный тариф должен предлагаться с ограничениями по датам заезда-выезда и количеству дней проживания. Например, заезд не раньше пятницы, выезд не позже понедельника, минимальное количество ночей - две. Данное предложение может быть актуально как для гостей города, так и местных жителей, желающих провести свои выходные в отеле «Верба».

5. «Тариф длительного проживания» - для гостей, останавливающихся на длительный срок, как правило от месяца. Скидка по данному тарифу может составлять 15% от основного тарифа при бронировании номера на срок от 30 дней. За счёт указанной скидки у гостя

будет возможность добавить в стоимость проживания трёхразовое питание, при этом не выходя за рамки суточного лимита.

6. «Тариф раннего бронирования» - то есть, предложение снижения цены от 15 до 20% при бронировании за 14 дней и более до даты заезда. На этот тариф необходимо ввести такие ограничения, как полная предоплата посредством электронного платежа через официальный сайт отеля «Верба».

7. Для молодоженов, а именно, помимо скидки для жениха и невесты установить 10% скидку на проживание гостей свадьбы, что позволит привлечь гостей, которым негде остановиться в Хабаровске при посещении торжества.

Указанные тарифы имеет смысл вводить только через самостоятельно разработанные отелем каналы бронирования, в том числе официальный сайт, электронную почту, телефон и мессенджер WhatsApp. Такой шаг позволит повысить поток гостей, заинтересованных в специальных предложениях от отеля и готовых не обращаться для бронирования номеров к различным посредникам.

Литература

1. Хабаровский край: Стат. ежегодник. - Хабаровск : Хабаровскстат, 2019

- 203 с.

2. Федеральный перечень туристских объектов [Электронный ресурс]: Классифицированные объекты: гостиницы и иные средства размещения.

- Режим доступа : http://классификация-туризм.рф / (дата обращения 21.05.19).

3. Чернов В.А. Системы классификации в индустрии гостеприимства / В. А. Чернов, О. М. Затесова, Н.А. Кулинич. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2019. - 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.