Научная статья на тему 'Оптимизация структуры товарного ассортимента'

Оптимизация структуры товарного ассортимента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кащенко С. А.

Товарный портфель предприятия ОАО «Роберт Бош Саратов» в случае применения к нему мероприятий по АВС-анализу и анализу рентабельности и исключению из его структуры низкорентабельных и убыточных позиций продукции станет более сбалансированным на фоне увеличения показателя общей рентабельности продаж готовых изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кащенко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF STRUCTURE OF COMMODITY ASSORTMENT

The commodity portfolio of enterprise Robert Bosh Saratov in case of application to it of actions under the ABC-ANALYSIS and the analysis of profitability and exception of its structure low-profitable and unprofitable positions of production becomes more balanced on a background of increase in parameters of the general profitability of sales of finished articles.

Текст научной работы на тему «Оптимизация структуры товарного ассортимента»

♦

овощах должно составлять 369,2 тыс. т). Итак, мы видим достаточную обеспеченность области молоком, яйцами, недостаточную - мясом и овощами.

Достаточное потребление продовольствия в регионе определяется не только производством продовольствия, но и материальным состоянием населения. В 2005 г денежные доходы населения Саратовской области были ниже, чем в среднем в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации. Покупательная способность денежных доходов в области также была ниже, чем в среднем по федеральному округу. О низком уровне денежных доходов говорит высокая доля расходов на продоволь -ственные товары в структуре расходов.

По потреблению основных продуктов питания Саратовская область среди регионов ПФО находится на уровне ниже среднего. Являясь одним из лидеров по потреблению растительного масла, яиц, хлебопродуктов, область отстает в потреблении овощей, сахара и карто-

феля. С материальным обеспечением населения связано качество питания. За период 1990 - 2005 гг. заметно ухудшилось питание населения, произошел спад в потреблении населением Саратовской области таких важных продуктов питания, как мясо, рыба, молоко, овощи . Возросло потребление картофеля и хлебопродуктов, но это нельзя считать благоприятной тенденцией, так как белоксодержащие компоненты в рационе вытесняются углеводсодержащими.

Итак, уровень производства и потребления продовольствия, а значит, и продовольственной безопасности ухудшился в течение исследуемого периода (1990 -2005 гг.), что является угрозой для экономической стабильности региона. Со стороны агропродовольственной сферы угрозами являются также потери, связанные с разрушением составляющих системы АПК (таких как техническая сфера, научное и кадровое обеспечение, при-родно-ресурсный потенциал).

УДК 339.1

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА

Управление товарным ассортиментом, регулирование его структуры посредством добавления новых продуктов и исключения закончивших свой жизненный цикл изделий либо их модернизация - это наиболее приоритетные функции сбытового подразделения предприятия. Выполняя данную функцию, его работники осуществляют связь между запросами и потребностями конечных покупателей и возможностями самого предприятия по изготовлению тех или иных продуктов. Чем более отлаженной является реализация функции управления товарным портфелем предприятия на основе комплексного анализа состояния рынка, предпочтения потребителей и изучения действий конкурентов, одной стороны, и исследования структуры товарного ассортимента предприятия, его производственных возможностей, с другой, тем наиболее приближенно продукт соответствует тому, что ожидает от него покупатель.

Непосредственное усовершенствование данного соответствия приводит к повышению эффективности деятельности сбытовой системы и всего предприятия, росту рентабельности продаж по каждому отдельному виду изделий.

На проанализированном предприятии ООО «Роберт Бош» результаты исследований, проведенных специализированным конъюнктурным агентством «РОМ!Р Моп^оппд Саратов», свидетельствуют о снижении уровня узнаваемости брендов энгельсских свечей зажигания, производимых пред -приятием ОАО «Роберт Бош Саратов», об уменьшении объемов сбыта и, соответственно, занимаемой рыночной доли. Среди наиболее явных пред -посылок сложившейся ситуации следует отметить вместе с достаточно низким уровнем качества свечей в сравнении с продукцией конкурентов и неоптимизированность товарного ассортимента выпускаемой энгельсским заводом продукции.

Таким образом, для выявления «узких мест» портфеля товарной продукции, который предлагает на рынке свечей зажигания производственное предприятие ОАО « Роберт Бош Саратов», необходимо провести АВС-ана-лиз продаж свечей зажигания и анализ рентабельности продаж по типам свечей.

АВС-анализ является одним из вариантов математико-статистических методов анализа, используемых для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. Его синонимами выступают первоначаль-

С.А. Кащенко,

аспирант кафедры маркетинга, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

ный анализ, принцип Парето. С помощью этого метода осуществляются классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно - А, В и С. Эта классификация одновременно показывает ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления. Как правило, используют два критерия:

• количество позиций товара;

• товарооборот

Для классификации типов свечей зажигания по критерию товарооборота в натуральном выражении существует следующая методика: товарооборот делится на общее количество ассортиментных позиций реализованного товара, в результате чего образуется показатель среднего товарооборота на одну позицию. После этого ранжированные товарные позиции, сумма товарооборота которых в шесть раз превышает средний показатель, относят к группе А, менее шести и более двух раз - к группе В, менее двух - к группе С. Математико-графи-ческая реализация этой методики имеет вид:

(1)

где Ст - средний товарооборот одной позиции ранжированной совокупности свечей зажигания;

^^ - товарооборот анализируемой совокупности;

п - количество ассортиментных позиций;

VA, УБ и УС - классы А, В и С соответственно.

Таким образом, данные приведенной ниже табл. 1 отражают классификацию типов свечей зажигания на три группы по критерию их удельного веса в общем объеме продаж.

Проведение первоначального анализа показывает, что львиная доля товарооборота - 74% - приходится на 6 типов свечей зажигания. Они составляют группу А, а именно 23% всей номенклатуры. Группу В формируют 9 позиций свечей, или 35% всего товарного ассортимента,

Классификация товарных позиций по трем группам А, В,

обеспечивающие 24% продаж. Наконец, последняя группа С - аутсайдеры с ничтожной долей продаж в 2% -представляет собой большую часть товарной номенклатуры - 42% (или 11 типов свечей), немногим меньше 1/2. Данный факт позволяет сделать вывод о несбалан -сированности структуры производимых предприятием ОАО «Роберт Бош Саратов» товаров.

На основе анализа рентабельности продаж того или иного типа свечи зажигания, а также с использованием правила Парето (80/20) необходимо провести реструктуризацию товарного портфеля с целью его оптимизации.

Расчет рентабельности осуществляется по следующей формуле:

Р = П-.

пр, З

(2)

где Рпр. - рентабельность продаж /-го типа свечи зажигания;

Л - прибыль от продаж ,-й свечи зажигания.

Прибыль от продаж ,-й свечи зажигания рассчитывается по формуле:

П, = В} - З, (3)

где В. - выручка от продажи /-го типа свечи, и, следовательно, из структуры данной прибыли не вычленены налоговые отчисления, не учтены внереализационные доходы и расходы;

З - затраты на производство или себестоимость ,-й свечи зажигания.

Результаты расчетов отражены в табл. 2.

Опираясь на правило Парето, суть которого заключается в оценке соответствия классифицированной номенклатуры изделий установленным долям товарооборота (группа А - 20% номенклатуры, 80% товарооборота, группа В - около 30% номенклатуры, 10% товарооборота, группа С - 50% номенклатуры, 10% товарооборота), необходимо исключить из товарного портфеля ряд типов свечей зажигания. К данным свечам относятся свечи с низкой рентабельностью или приносящие убыток -А17ДВР, А23В, А14ДВ, АМ17В, СН423, 424, СН436М, СН302Б, СН307В.

Данные, представленные в табл. 3, отражают изменение классификации номенклатуры по критерию занимаемой в натуральном товарообороте доли вместе с новым разделением на группы А, В и С.

Таблица 1

и С по признаку их доли в общем объеме продаж за 2006 г.

о| 1= 2 с Тип свечей Доля в номенклатуре, % Доля в номенклатуре нарастающим итогом, % Объем продаж, шт. Доля от общего объема продаж, % Доля от общего объема продаж нарастающим итогом, % Группа

1 А11 3,846 3,846 6396 560 22,36 22,36 А

2 А17ДВ 3,846 7,69 3481 455 12,17 34,53

3 А17ДВРМ 3,846 11,54 3387 090 11,84 46,37

4 А17ДВ-10 3,846 15,38 2773 240 9,70 56,07

5 А14В-2 3,846 19,23 2770 940 9,69 65,76

6 А17В 3,846 23,08 2437 180 8,52 74,28

7 А17ДВР 3,846 26,92 1921 880 6,72 80,99 В

8 А20Д 3,846 30,77 1058 776 3,70 84,70

9 А14В 3,846 34,61 1014 400 3,55 88,24

10 А14ДВР 3,846 38,46 777 380 2,72 90,96

11 АУ17ДВРМ 3,846 42,31 579 138 2,02 92,99

12 А17ДВМ 3,846 46,15 578 908 2,02 95,01

13 А14ВР 3,846 50,00 366 240 1,28 96,29

14 А23-2 3,846 53,84 354 380 1,24 97,53

15 А23В 3,846 57,69 230 320 0,81 98,33

Окончание табл. 1

№ п/п Тип свечей Доля в номенклатуре, % Доля в номенклатуре нарастающим итогом, % Объем продаж, шт. Доля от общего объема продаж, % Доля от общего объема продаж нарастающим итогом, % Группа

16 А14ДВ 3,846 61,54 162 980 0,57 98,90 С

17 А14ДВРМ 3,846 65,38 90 922 0,32 99,22

18 А14ВМ 3,846 69,23 82 080 0,29 99,51

19 А11Р 3,846 73,07 67 000 0,23 99,74

20 АМ17В 3,846 76,92 33 800 0,12 99,86

21 СН423, 424 3,846 80,77 16 100 0,06 99,92

22 АУ14ДВРМ 3,846 84,61 15 250 0,05 99,97

23 СН302А 3,846 88,46 4400 0,02 99,99

24 СН436М 3,846 92,30 1200 0,00 99,99

25 СН302Б 3,846 96,15 1100 0,00 99,99

26 СН307В 3,846 100,00 1000 0,00 100,00

Всего 100,00 28 603 719 100,00

Таблица 2

Эффективность (рентабельность) продаж по типам свечей зажигания

№ п/п Тип свечей зажигания Выручка, руб. Себестоимость, руб. Прибыль от продаж, руб. Рентабельность, %

1 А11 89 679 771 76 227 806 13 451 965 17,6

2 А17ДВ 50 132 952 43 541 009 6591 943 15,1

3 А17ДВРМ 49 979 313 41 200 716 8778 597 21,3

4 А17ДВ-10 39 934 656 34 644 457 5290 199 15,3

5 А14В-2 38 848 578 33 539 291 5309 287 15,8

6 А17В 34 169 264 29 048 874 5120 390 17,6

7 А17ДВР 28 251 636 26 813 890 1437 746 5,4

8 А20Д 15 046 374 13 214 418 1831 956 13,9

9 А14В 13 221 888 12 088 604 1133 284 9,4

10 А14ДВР 11 127 486 9713 363 1414 123 14,6

11 АУ17ДВРМ 10 077 001 8665 451 1411 550 16,3

12 А17ДВМ 8715 183 7577 905 1137 278 15

13 А14ВР 5193 856 4512 777 681 079 15,1

14 А23-2 4968 407 4223 146 745 261 17,6

15 А23В 3129 086 2997 723 131 363 4,4

16 А14ДВ 2226 912 2214 875 12 037 0,5

17 А14ДВРМ 1402 475 1253 354 149 121 11,9

18 А14ВМ 1198 368 1118 612 79 756 7,1

19 А11Р 914 800 895 080 19 720 2,2

20 АМ17В 493 480 489 978 3502 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 СН423, 424 375 130 378 860 - 3730

22 АУ14ДВРМ 239 350 225 547 13 803 6,1

23 СН302А 196 080 190 268 5812 3,1

24 СН436М 82 200 81 870 330 0,4

25 СН302Б 53 570 55 534 - 1964 -

26 СН307В 50 600 63 010 - 12 410 -

Итого 409 708 416 354 976 418 54 731 998 15,4

Таблица 3

Измененная классификация товарных позиций по трем группам А, В, и С по признаку их доли

в общем объеме продаж за 2006 г.

№ п/п Тип свечей Доля в номенклатуре, % Доля в номенклатуре нарастающим итогом, % Объем продаж, шт. Доля от общего объема продаж, % Доля от общего объема продаж нарастающим итогом, % Группа

1 А11 5,555 5,555 6396 560 24,38 24,38 А

2 А17ДВ 5,555 11,11 3481 455 13,27 37,65

3 А17ДВРМ 5,555 16,665 3387 090 12,91 50,56

4 А17ДВ-10 5,555 22,22 2773 240 10,57 61,13

5 А14В-2 5,555 27,775 2770 940 10,56 71,69 В

6 А17В 5,555 33,33 2437 180 9,29 80,98

7 А20Д 5,555 38,885 1058 776 4,04 85,02

8 А14В 5,555 44,44 1014 400 3,87 88,89

9 А14ДВР 5,555 49,995 777 380 2,96 91,85

10 АУ17ДВРМ 5,555 55,55 579 138 2,21 94,06 С

11 А17ДВМ 5,555 61,105 578 908 2,21 96,27

12 А14ВР 5,555 66,66 366 240 1,40 97,67

Окончание табл. 3

№ п/п Тип свечей Доля в номенклатуре, % Доля в номенклатуре нарастающим итогом, % Объем продаж, шт. Доля от общего объема продаж, % Доля от общего объема продаж нарастающим итогом, % Группа

13 А23-2 5,555 72,215 354 380 1,35 99,02 С

14 А14ДВРМ 5,555 77,77 90 922 0,35 99,37

15 А14ВМ 5,555 83,325 82 080 0,31 99,68

16 А11Р 5,555 88,88 67 000 0,26 99,94

17 АУ14ДВРМ 5,555 94,435 15 250 0,05 99,99

18 СН302А 5,555 100 4400 0,01 100

Всего 100,00 26 235 339 100,00

Таким образом, товарный портфель предприятия ОАО «Роберт Бош Саратов» в случае применения к нему мероприятий по АВС-анализу и анализу рентабельности и исключению из его структуры низкорентабельных и

убыточных позиций продукции станет более сбалансированным на фоне увеличения показателя общей рентабельности продаж готовых изделий.

УДК 330.567.2

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СФЕРЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ

H.A. Козлова,

преподаватель кафедры экономической теории, Поволжский кооперативный институт Российского университета кооперации

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Постоянные обновление и усложнение производственных процессов, изготовляемой продукции требуют непрерывного повышения качества рабочей силы. На формирование качества рабочей силы оказывают влияние следующие факторы:

1) улучшение природного качества рабочей силы и влияющие на него:

- повышение уровня жизни;

- улучшение качества жизни;

2) повышение функционального качества рабочей силы и влияющие на него:

- общее и профессиональное образование;

- система повышения квалификации;

- опыт работы;

- приобретение смежных профессий;

- мотивация труда;

3) совершенствование системного качества рабочей силы:

- сложившееся отношение к труду;

- морально-психологический климат в домохозяйстве;

- проявление заинтересованности работодателя в своих сотрудниках и забота о них.

Формирование качества рабочей силы в сфере домохозяйств зависит:

- от доходов домохозяйств;

- от имущества, которым обладает домохозяйство;

- от мотивации членов домохозяйств (формирования качества рабочей силы в зависимости от образования, культуры, семейной устойчивости).

В рамках реализуемой концепции реформ проблемам формирования качественной рабочей силы, социальной сфере в целом с самого начала не было уделено должного внимания на государственном уровне. Приоритет был отдан вопросам собственности, переходу к рыночному ценообразованию, приватизации. Однако в современной экономике нельзя достичь высоких результатов, экономя на социальных программах, которые формируют процессы воспроизводства качественной рабочей силы. Реализация этой задачи обеспечивается мерами административного и экономического воздействия.

Административные меры имеют характер запрета, разрешения и принуждения . К таким мерам можно отнести обязательные мероприятия, свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.