Научная статья на тему 'Оптимизация структуры капитала для целей финансирования активов предприятий'

Оптимизация структуры капитала для целей финансирования активов предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛ / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ / ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА / CAPITAL / EQUITY / BORROWED CAPITAL / CAPITAL STRUCTURE OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев В.П., Озова Б.Х., Тишина Ю.А.

Оптимизация структуры капитала для целей финансирования активов предприятий является важной и неотъемлемой составной частью деятельности экономических субъектов. Ее решение в процессе финансового управления предприятием связано с непрерывным процессом адаптации к изменениям экономической ситуации в стране, налогового законодательства и конкуренции. В статье рассмотрены мнения различных авторов по вопросам оптимизации структуры капитала, формирования и использования внеоборотных и оборотных активов, а так же экономических ресурсов, с помощью которых осуществляется финансовохозяйственная деятельность. Особое внимание уделено рассмотрению структуры капитала предприятий дорожного строительства и соотношения собственных и заемных финансовых ресурсов, формируемых и используемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности для целей финансирования активов. В статье охарактеризованы современные методы оптимизации цены и структуры капитала предприятий дорожного строительства: финансовые методы, методы рационализации структуры капитала, стандартные методы, а так же описаны их преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильев В.П., Озова Б.Х., Тишина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of capital structure for the purposes of financing assets of enterprises

Optimization of the capital structure for the financing of enterprise assets is an important and integral part of the activities of economic entities. Its solution in the process of financial management of the enterprise is associated with a continuous process of adaptation to changes in the economic situation in the country, tax legislation and competition. The article considers the opinions of various authors on issues of optimizing the capital structure, the formation and use of non-current and current assets, as well as economic resources, through which financial and economic activities are carried out. Particular attention is paid to the consideration of the capital structure of road construction enterprises and the ratio of own and borrowed financial resources formed and used in the process of financial and economic activity for the purpose of financing assets. The article describes modern methods of optimizing the price and capital structure of road construction enterprises: financial methods, methods of rationalizing the capital structure, standard methods, as well as their advantages.

Текст научной работы на тему «Оптимизация структуры капитала для целей финансирования активов предприятий»

Таким образом на предприятии построена эффективная модель управления финансовыми ресурсами. Предприятию необходимо обратить внимание на структуру собственных средств и наращивать величину собственного капитала для того, чтобы снизить риск банкротства.

Источники:

1. Методика финансового анализа деятельности предприятий [Электронный ресурс]. / https://works.doklad.ru/view/KdbonfWu2aE/all.html

2. Официальный сайт: ООО «ФХ» Фирма Сатурн» [Электронный ресурс] / http://saturn-milk.ru/kontakty/

3. Официальный сайт: SBIS [Электронный ресурс] / https://sbis.ru/contragents/0903000428/090301001

4. Отчетность организации ООО «ФХ» Фирма Сатурн» [Электронный ресурс] / https://www.list-org.com/company/15 907/report

5. Л. А. Хутова, С. К. Шардан, Н. Т. Эльгайтарова. Особенности финансового контроля и аудита/ Л. А. Хуто-ва//Научные известия.-2017 г.-№4.-С. 29-35

Sources:

1. Methods of financial analysis of enterprises [Electronic resource]. / https://works.doklad.ru/view/KdbonfWu2aE/all.html

2. Official website: FH LLC Saturn Firm [Electronic resource] / http://saturn-milk.ru/kontakty/

3. Official website: SBIS [Electronic resource] / https://sbis.ru/contragents/0903000428/090301001

4. Reporting of the organization LLC FH Saturn Firm [Electronic resource] /https://www.list-org.com/company/15907/report

5. L. A. Khutova, S. K. Shardan, N. T. Elgaitarova. Features of financial control and audit / L. A. Khutova // Scientific News.-2017-№4.-S. 29-35

В.П. Васильев - канд. экон. наук, доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, hierl@mail.ru,

V.P.Vasiliev - cand. econ.ineconomics, associate professor, chair of accounting theory, Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilina;

Б.Х.Озова - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

B.Kh. Ozova - undergraduate, Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilina;

Ю.А. Тишина - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

Yu.A. Tishina - undergraduate, Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilina.

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

OPTIMIZATION OF CAPITAL STRUCTURE FOR THE PURPOSES OF FINANCING ASSETS OF ENTERPRISES

Аннотация: Оптимизация структуры капитала для целей финансирования активов предприятий является важной и неотъемлемой составной частью деятельности экономических субъектов. Ее решение в процессе финансового управления предприятием связано с непрерывным процессом адаптации к изменениям экономической ситуации в стране, налогового законодательства и конкуренции. В статье рассмотрены мнения различных авторов по вопросам оптимизации структуры капитала, формирования и использования внеоборотных и оборотных активов, а так же экономических ресурсов, с помощью которых осуществляется финансово-хозяйственная деятельность. Особое внимание уделено рассмотрению структуры капитала предприятий дорожного строительства и соотношения собственных и заемных финансовых ресурсов, формируемых и используемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности для целей финансирования активов. В статье охарактеризованы современные методы оптимизации цены и структуры капитала предприятий дорожного строительства: финансовые методы, методы рационализации структуры капитала, стандартные методы, а так же описаны их преимущества.

Annotation: Optimization of the capital structure for the financing of enterprise assets is an important and integral part of the activities of economic entities. Its solution in the process of financial management of the enterprise is associated with a continuous process of adaptation to changes in the economic situation in the country, tax legislation and competition. The article considers the opinions of various authors on issues of optimizing the capital structure, the formation and use of non-current and current assets, as well as economic resources, through which financial and economic activities are carried out. Particular attention is paid to the consideration of the capital structure of road construction enterprises and the ratio of own and borrowed financial resources formed and used in the process of financial and economic activity for the purpose of financing assets. The article describes modern methods of optimizing the price and capital structure of road construction enterprises: financial methods, methods of rationalizing the capital structure, standard methods, as well as their advantages.

Ключевые слова: капитал, собственный капитал, заемный капитал, оптимизация структуры капитала

Keywords: capital, equity, borrowed capital, capital structure optimization

Ни одна современная организация не может функционировать, не имея капитал, который использует на формирование внеоборотных и оборотных активов. В научной экономической литературе капитал организации обычно рассматривается как сочетание заемного и собственного финансового ресурса, координация между которыми определяется стратегическим выбором корпоративных менеджеров. Решение о структуре капитала является жизненно важным, поскольку напрямую влияет на финансовое состояние организации.

На взгляд А.С. Иртюга и О.В. Демчук, капитал предприятия представляет собой совокупность ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных), направленных на производство продукции (товаров, работ, услуг), при эффективном использовании которых достигаются цели организации и формируются устойчивые конкурентные преимущества [4, с. 46].

По мнению Е.А. Филосова и К.О. Телющенко, капитал - это имущество организации, то есть все то, чем оно владеет[8, с. 497]. Однако, такое определение весьма спорно, так как организации не владеют, например, заемным капиталом, а лишь используют его для формирования активов в случае недостаточности собственных источников, или более низкой цены использования земного капитала. Также Е.А. Филосова и К.О. Телющенко отмечают, что капитал организации можно рассматривать как экономические ресурсы (например, денежные средства, запасы, основные средств), при помощи которых осуществляется финансово-хозяйственная деятельность [8, с. 497].

К.А. Сазонова под капиталом организации понимает общую стоимость средств внематериальной, материальной и денежной формах, которые инвестированы в формирование активов организации [7, с. 250].

По мнению В.Ю. Малышевской, капитал организации - это накопленный при помощи сбережений запас экономических благ в форме реальных капитальных товаров и денежных средств, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности [5, с. 212]. Однако, на наш взгляд, в этом определении не учтен заемный капитал, формируемый не при помощи сбережений, а благодаря долговым обязательствам.

Существует огромное количество разнообразных признаков классификации капитала организации, позволяющих раскрыть его сложность и многоаспектность. Так, капитал организации группируют по источникам формирования, объекту финансирования, формам собственности, характеру использования, формам инвестирования, временному периоду привлечения, сферам использования в экономике, особенностям применения в инвестиционном процессе, по целям и уровню риска использования, целям вложения, характеру использования в хозяйственном процессе. Их содержательный анализ позволяет разрабатывать механизмы и инструменты оптимизации состава и структуры капитала организации.

Отрасль дорожного строительства играет важную роль в развитии экономики любого региона. Финансовая устойчивость организаций этой отрасли во многом зависит от обеспеченности капиталом. Для выявления особенностей его формирования проведем анализ состава, структуры и динамики трехорганизаций, занимающихся дорожным строительством - ООО «Дортранссервис», АО «Кошехабльский ДРСУ» и ООО «Дорожная строительная компания». Результаты расчета представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика капитала ООО «Дортранссервис», АО «Кошехабльский ДРСУ» и ООО «Дорожная строительная компания» за 2014-2018гг., тыс. руб. (на конец года)

Показатель 2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение 2018 г. от 2014г.

ООО «Дортранссервис»

Собственный капитал, в том числе: 101406 148349 196962 203737 210891 109485

- уставный, 10 10 10 10 10 0

- резервный, 2 2 2 2 2 0

- нераспределенная прибыль 101394 148338 196950 203725 210880 109486

Заемный капитал, в том числе: 220930 291370 294978 255612 228557 7627

- обязательства, срок выплаты по которым превышает 1 год: 132317 176738 89415 89415 14217 -118100

1) заемные средства; 132241 176241 89415 89415 14217 -118024

2) отложенные налоговые обязательства 76 497 0 0 0 -76

- обязательства, срок выплаты по которым не превышает 12 месяцев: 88613 114632 205563 166197 214340 125727

1) заемные средства; 1552 16183 23128 38608 64844 63292

2) кредиторская задолженность; 84824 98449 182435 127590 149496 64672

3) прочие обязательства 2237 0 0 0 0 -2237

Итого капитала 322336 439719 491940 459349 439448 117112

АО «Кошехабльский ДРСУ»

Собственный капитал, в том числе: 24866 24899 24912 24995 24996 130

- уставный, 24807 24807 24807 24807 24807 0

- нераспределенная прибыль 59 92 105 188 189 130

Заемный капитал, в том числе: 11549 9921 8659 6220 8926 -2623

- обязательства, срок выплаты по которым превышает 1 год: 0 0 0 0 0 0

- обязательства, срок выплаты по которым не превышает 12 месяцев: 11549 9921 8659 6220 8926 -2623

1) кредиторская задолженность; 11129 9851 8307 5626 8926 -2203

2) оценочные обязательства; 420 70 352 594 0 -420

Итого капитала 36415 34820 33571 31215 33922 -2493

ООО «Дорожная строительная компания»

Собственный капитал, в том числе: 4115770 3574860 2897590 3836440 3946160 -169610

- уставный, 10 10 10 10 10 0

- нераспределенная прибыль 4115760 3574850 2897580 3836430 3946140 -169620

Заемный капитал, в том числе: 3556352 4065710 4641920 4611010 5955240 2398888

- обязательства, срок выплаты по которым превышает 1 год: 729942 693070 885290 1133390 2034080 1304138

1) заемные средства; 0 0 0 0 719358 719358

2) отложенные налоговые обязательства 491950 579230 598091 645654 740898 248948

3) прочие обязательства 237992 113840 287199 487738 573819 335827

- обязательства, срок выплаты по которым не превышает 12 месяцев: 2826410 3372640 3756630 3477620 3921160 1094750

1) заемные средства; 0 0 250024 0 0 0

2) кредиторская задолженность; 2614850 3082660 3278360 3287790 3686160 1071310

3) оценочные обязательства; 47080 75014 92670 72194 55364 8284

4) прочие обязательства 164475 214966 135579 117630 179639 15164

Итого капитала 7672120 7640570 7539510 8447450 9901390 2229270

По данным таблицы 1 видно, что собственный капитал ООО «Дортранссервис» на конец 2014 г. составлял 101406 тыс. руб., на конец 2015 г. - 148349 тыс. руб., а на конец 2018г. -210891 тыс. руб., что на 109485 тыс. руб. выше, чем в 2014 г. Динамика собственного капитала у АО «Кошехабльский ДРСУ» также положительная (рисунок 1), а у ООО «Дорожная строительная компания» - отрицательная.

ООО «Дорожная строительная компания»

3946160 3836440

4115770

АО «Кошехабльский ДРСУ»

24996 24995 22224444889996919625

ООО «Дортранссервис»

210891 203737 196962 148349 101406

0 1000000 2000000 3000000 □ 2018 г. П2017 г. П2016 г. П2015 г. П2014 г.

4000000

Рисунок 1 - Динамика собственного капитала субъектов хозяйствования в 2014-2018 гг., тыс. руб.

Заемный капитал ООО «Дортранссервис» в 2018 г. увеличился на 7627 тыс. руб. в сравнении с данными 2014 г., АО «Кошехабльский ДРСУ» - уменьшился на 2623 тыс. руб., а ООО «Дорожная строительная компания» - увеличился на 2398888 тыс. руб. Наглядно его динамика изображена на рисунке 2.

ООО «Дорожная строительная компания»

4611010 4641920

5955240

АО «Кошехабльский ДРСУ»

8926 6220

ООО «Дортранссервис»

228557 255612 294978 291370 220930

0 2000000 4000000

□ 2018 г. П2017 г. П2016 г. П2015 г. П2014 г.

6000000

Рисунок 2 - Динамика заемного капитала субъектов хозяйствования в 2014-2018 гг., тыс. руб.

Увеличение заемного капитала у субъектов хозяйствования в основном объясняется ростом краткосрочных обязательств, а именно -кредиторской задолженности.

Структура капитала ООО «Дортранссервис», АО «Кошехабльский ДРСУ» и ООО «Дорожная строительная компания» на конец 2014-2018 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Структура капитала ООО «Дортранссервис», АО «Кошехабльский ДРСУ» и ООО «Дорожная строительная компания» за 2014-2018 гг. (на конец года), %

Показатель 2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение 2018 г от 2014 г.,п.п.

ООО «Дортранссервис»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственный капитал, в том числе: 31,46 33,74 40,04 44,35 47,99 16,53

- уставный, 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

- резервный, 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

- нераспределенная прибыль 31,46 33,73 40,04 44,35 47,99 16,53

Заемный капитал, в том числе: 68,54 66,26 59,96 55,65 52,01 -16,53

- обязательства, срок выплаты по которым превышает 1 год: 41,05 40,19 18,18 19,47 3,24 -37,81

1) заемные средства; 41,03 40,08 18,18 19,47 3,24 -37,79

2) отложенные налоговые обязательства 0,02 0,11 0,00 0,00 0,00 -0,02

- обязательства, срок выплаты по которым не превы- 27,49 26,07 41,79 36,18 48,77 21,28

шает 12 месяцев:

1) заемные средства; 0,48 3,68 4,70 8,40 14,76 14,27

2) кредиторская задолженность; 26,32 22,39 37,08 27,78 34,02 7,70

3) прочие обязательства 0,69 0,00 0,00 0,00 0,00 -0,69

Итого капитала 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 0,00

АО «Кошехабльский ДРСУ»

Собственный капитал, в том числе: 68,29 71,51 74,21 80,07 73,69 5,40

- уставный, 68,12 71,24 73,89 79,47 73,13 5,01

- нераспределенная прибыль 0,16 0,26 0,31 0,60 0,56 0,40

Заемный капитал, в том числе: 31,71 28,49 25,79 19,93 26,31 -5,40

- обязательства, срок выплаты по которым превышает 1 год: 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

- обязательства, срок выплаты по которым не превышает 12 месяцев: 31,71 28,49 25,79 19,93 26,31 -5,40

1) кредиторская задолженность; 30,56 28,29 24,74 18,02 26,31 -4,25

2) оценочные обязательства; 1,15 0,20 1,05 1,90 0,00 -1,15

Итого капитала 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 0,00

ООО «Дорожная строительная компания»

Собственный капитал, в том числе: 53,65 46,79 38,43 45,42 39,85 -13,79

- уставный, 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

- нераспределенная прибыль 53,65 46,79 38,43 45,42 39,85 -13,79

Заемный капитал, в том числе: 46,35 53,21 61,57 54,58 60,15 13,79

- обязательства, срок выплаты по которым превышает 1 год: 9,51 9,07 11,74 13,42 20,54 11,03

1) заемные средства; 0,00 0,00 0,00 0,00 7,27 7,27

2) отложенные налоговые обязательства 6,41 7,58 7,93 7,64 7,48 1,07

3) прочие обязательства 3,10 1,49 3,81 5,77 5,80 2,69

- обязательства, срок выплаты по которым не превы- 36,84 44,14 49,83 41,17 39,60 2,76

шает 12 месяцев:

1) заемные средства; 0,00 0,00 3,32 0,00 0,00 0,00

2) кредиторская задолженность; 34,08 40,35 43,48 38,92 37,23 3,15

3) оценочные обязательства; 0,61 0,98 1,23 0,85 0,56 -0,05

4) прочие обязательства 2,14 2,81 1,80 1,39 1,81 -0,33

Итого капитала 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 0,00

По данным таблицы 2 видно, что у ООО «Дортранссервис» структура капитала не является оптимальной, так как на протяжении пяти лет в ней преобладают заемные средства. Напротив, у АО «Кошехабльский ДРСУ» основным источником капитала в 2014-2018 гг. являются собственные средства, а у ООО «Дорожная строительная компания» в 2014 г. в структуре капитала преобладал собственный, а в 2015-2018 гг. - заемный капитал.

Результаты проведенного анализа показали, что для исследуемых субъектов хозяйствования и отрасли дорожного строительства в целом актуальны вопросы оптимизации структуры капитала. На практике большинство компаний придерживается упрощенной модели оптимизации структуры капитала, предполагающей построение прогноза объемов продаж на предстоящий период времени, пересчет общего объема требуемого капитала, оценку размера собственного и требуемого объема заемного капитала, а также определение наилучших вариантов заимствования. Вместе с тем, на наш взгляд, решение проблемы оптимизации структуры капитала требует комплексного подхода.

Полагаем, что сочетание стандартных, финансовых методов и методов рационализации структуры капитала, инструментальное наполнение которых отражено на рисунке 3, позволит повысить эффективность управленческих решений.

Стандартные методы

• Метод минимизации средневзвешенной цены капитала

• Метод оптимизации структуры капитала организации по критерию минимизации уровня финансовых рисков

• Метод оптимизации по соотношению операционного и финансового рычагов

• Метод операционной прибыли

Методы рационализации структуры капитала

•Метод формирования показателя целевой структуры капитала

• Метод оптимизации структуры капитала организации по критерию максимального уровня рентабельности ее собственного капитала

• Метод оптимизации структуры капитала организации по критерию максимального уровня ее финансовой рентабельности

Финансовые методы

• Оптимизация с использованием методического подхода, учитывающего эффект финансового левериджа

• Оптимизация с использованием методического подхода EBIT - EPS

• Оптимизация с использованием методического подхода, учитывающего производственный финансовый леверидж

•Метод «Дюпон»

Рисунок 3 - Современные методы оптимизации цены и структуры капитала предприятий

дорожного строительства

Каждый из рассмотренных методов можно применить к компаниям отрасли дорожного строительства, но необходимо учитывать ряд особенностей. Так, например, для методического подходаEBIT-EPS необходима

компания с организационно-правовой формой в виде публичного акционерного общества. А метод оптимизации с использованием методического подхода, учитывающего эффект финансового левериджа, возможен в применении лишь для компаний, находящихся на основной системе налогообложения. В целом считаем, что финансовая стратегия предприятий дорожного строительства, разработанная на основе применения современных методов оптимизации цены и структуры капитала, позволит обеспечить рост удельного веса «бесплатного заемного капитала», т.е. кредиторской задолженности; рост удельного веса низкого по цене заемного капитала в валюте баланса; направление полученных средств в наиболее рентабельные и быстро окупающиеся проекты.

Источники:

1. Васильев В.П. Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности в организации/Васильев В.П., Светличная А.С.//В сборнике: Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности. Материалы II Международной студенческой научной конференции. 2015. С. 219-224.

2. Васильева Н.К. Информационно-аналитическое обеспечение оценки прибыли предприятия / Васильева Н.К., Сидорчукова Е.В., Васильев В.П., Яшина А.В.// Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2 (86-2). С. 454-459

3. Васильева Н.П. Методические аспекты анализа оборотных активов/Васильева Н.П., Васильев В.П.//Проблемы и перспективы развития экономического контроля и аудита в России. -2015. С. 163-169.

4. Иртюга А.С., Демчук О.В. Экономическая сущность и содержание капитала предприятия на современном этапе развития экономики // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. - № 2 (5). - С. 45-47.

5. Малышевская В.Ю. Генезис понятия «капитал предприятия» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 3. - С. 210-212.

6. Прохорова М.П., Проданова С.М., Резниченко С.М., Васильев В.П., Киреев Д.В. Инновационная деятельность и ее влияние на экономическую эффективность предприятия на рынке. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. T. 6. No. 8.Special Issue.Pp. 78-83.

7. Сазонова К.А. Экономическая сущность и классификация капитала предприятия // Академическая публицистика. - 2017. - № 12. - С. 250-254.

8. Филосов Е.А., Телющенко К.О. Капитал, его применение в деятельности предприятия // Современный вектор: мировая экономика, менеджмент и маркетинг сборник трудов международного научно-практического форума. - 2016. - С. 496-500.

Sources:

1. Vasiliev V.P. Optimization of receivables and payables in the organization / Vasiliev V.P., Svetlichnaya A.S. // In the collection: Modern problems of accounting and reporting. Materials of the II International Student Scientific Conference. 2015.S. 219-224.

2. Vasilyeva N.K. Information and analytical support of enterprise profit assessment / Vasilieva N.K., Sidorchukova E.V., Vasiliev V.P., Yashina A.V. // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 9-2 (86-2). S. 454-459

3. Vasilieva N.P. Methodological aspects of the analysis of current assets / Vasilieva N.P., Vasiliev V.P. // Problems and prospects for the development of economic control and audit in Russia. 2015. S. 163-169.

4. Irtyuga A.S., Demchuk O.V. The economic nature and content of enterprise capital at the present stage of economic development // Russian Science and Education Today: Problems and Prospects. - 2015. - No. 2 (5). - S. 45-47.

5. MalyshevskayaV.Yu. The genesis of the concept of "enterprise capital" // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2018. - No. 3. - S. 210-212.

6.Prokhorova M.P., Prodanova N.A., Reznichenko S.M., Vasiliev V.P., Kireev V.S. Innovation performance and its impact on enterprise economic efficiency in the market. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. T. 6. No. 8.Special Issue.Pp. 78-83.

7. Sazonova K.A. Economic essence and classification of enterprise capital // Academic journalism. - 2017. - No. 12. - S.

250-254.

8. Filosov EA, Telyushchenko K.O. Capital, its application in the activities of the enterprise // Modern vector: world economy, management and marketing, proceedings of the international scientific and practical forum. - 2016 .- S. 496-500.

Н.Э. Гаджиева - студентка 2 курса 3 группы, Экономический факультет, Дагестанский Государственный Университет. e-maiI:guIbike2000@maiI.ru,

N.E. Gadzhieva - student of 2 course 3 groups, Economic facuIty, Dagestan State University; С.А. Нажмудинова - кандидат экономических наук, доцент кафедры "Коммерция и маркетинг" Факультет Управления, Дагестанский государственный университет. e-maiI: caida_n@ma il.ru,

S.A. Nazhmutdinova - candidate of economic Sciences, associate Professor of th e Department "Commerce and marketing" FacuIty of Management, Dagestan State University;

М.А. Асхабова - студентка 2 курса, 3 группы, Экономический факультет, Дагестанский Государственный Университет. e-maiI:askhabova.madi@ma il.ru,

M.A. Askhabova - student of 2 course 3 groups, Economic facuIty, Dagestan State Universit.

РОЛЬ МАРКЕТИНГОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ THE ROLE OF MARKETING PLANNING AT THE STAGE OF FORMATION OF THE ENTERPRISE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.