Оптимизация стратегий преподавания русского языка китайским студентам
Чжао Цзяи,
кандидат филол. наук, ассистент, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: zhaojiayi@ mail.ru
Изучение языка зачастую становится делом всей жизни человека. Однако при изучении учащиеся часто сталкиваются с различными трудностями. Обучение студентов тому, как легко выучить русский язык, развитие эффективного использования стратегий изучения языка позволяет снизить нагрузку на студентов и улучшить их успеваемость по русскому языку. В нашей работе на примере ста студентов, обучающихся в России, исследуются как стратегии изучения языка, которые студенты используют при изучении русского языка, так и влияние этих стратегий на успеваемость по русскому языку. Результаты исследования подтверждают мысль о том, что стратегии изучения языка играют важную роль в успеваемости по русскому языку. Кроме того, указывается, что неразумное использование стратегий изучения языка оказывает негативное влияние на успеваемость обучающихся.
Ключевые слова: стратегии изучения языка, влияние, успеваемость по русскому языку, методы изучения, преподавание.
о с
CJ
см о см
В последние годы исследователи в области преподавания иностранных языков в Китае и за рубежом проводят обширные и глубокие исследования стратегий обучения языкам и добились в этом значительных успехов. Работы многих ученых в основном включают в себя определение и классификацию стратегий изучения иностранных языков, а также факторы, влияющие на использование стратегий и т.д.
Необходимость использования определенных стратегий при изучении иностранных языков, а также отсутствие структурных исследований в этой сфере определяют актуальность темы данной работы.
Цель данного исследования - исследование частоты использования учащимися различных стратегий при изучении русского языка и выявление наиболее эффективных из них.
Объектом исследования являются основные стратегии обучения языкам, используемые китайскими студентами.
Задачи исследования состоят в следующем: выявить основные стратегии изучения языка, используемые китайскими студентами при изучении русского языка; исследовать влияние стратегий на успеваемость по русскому языку.
Научная новизна: выделены эффективные стратегии изучения русского языка; оптимизированы методы преподавания русского языка.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в анализе использования студентами стратегий при изучении русского языка и анализе влияния стратегий изучения на успеваемость по русскому языку.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что ее результаты могут помочь изучающим повысить успеваемость по русскому языку.
При анализе стратегий изучения русского языка применялись следующие методы исследования: 1) описательный метод, позволивший установить типы стратегии изучения языка; 2) метод анкетирования.
Согласно Дж. Римонди, стратегии изучения языков - «это учебные модели, которые определяют четкие результаты обучения и направлены на их достижение посредством специальным образом сконструированных учебных действий» [1, с. 145].
Ученые классифицируют типы стратегий изучения иностранных языков по-разному. Полученный нами опросник показал, что классификация, предложенная О>Мэлли и Шамотом, наиболее часто используется китайскими студентами. Здесь стратегии обучения языку разделены на три группы:
метакогнитивные, когнитивные и эмоциональные стратегии [2, ^ 120].
В качестве испытуемых были выбраны сто студентов, обучающихся в Москве, которые приняли участие в анкетировании с целью изучения влияния указанных стратегий на успеваемость по русскому языку. Всего было распространено 100 анкет, из которых обработано 100 (см., рис. 1).
ку целей обучения», «самооценку» и подразумевают способность студента осуществлять эффективный самоконтроль в процессе изучения языка. Студенты должны определять свои собственные цели изучения языка, составлять для себя соответствующие планы изучения, активно создавать возможности для языковой практики и общения, а также выявлять свои собственные недостатки на практике, чтобы найти для себя наиболее подходящие стратегии изучения языка [там же, а 54].
■ Эмоциональные стратегии ■ Когнитивные стратегии Метакогнитивные стратегии
Рис. 1. Опрос об использовании стратегий изучения языка
По данным опроса можно сделать следующие выводы:
1. В процессе изучения русского языка подавляющее число студентов использует эмоциональные стратегии изучения языка. Эмоциональные стратегии включают в себя снижение напряжения и тревоги, контроль за эмоциями и т.д. [3, ^ 54]. Таким образом, студенты, использующие эмоциональные стратегии, могут прививать себе интерес к изучению русского языка еще до его изучения, формировать позитивный настрой и уверенность в успехе, активно преодолевать застенчивость и тревогу при общении с внешним миром (см., рис. 2).
2. Студенты, изучающие русский язык, также часто используют когнитивные стратегии, которые способствуют пониманию и практическому использованию учащимися изучаемого языка (см., рис. 3).
Студенты должны готовиться к занятиям, активно размышлять во время занятий, хорошо запоминать ключевые моменты, проверять, обобщать и систематизировать изученное после каждого занятия, обращать внимание на закономерности изучаемого языка и уметь применять его в дальнейшем общении на практике [3, а 54].
3. Метакогнитивные стратегии изучения языка не часто используются китайскими студентами (см., рис. 4). Метакогнитивные стратегии включают в себя «концентрацию на целях», «постанов-
| Успеваемость улучшилась
| Успеваемость не улучшилась
Рис. 2. Исследование влияния эмоциональных стратегий обучения языку на успеваемость по русскому языку
Из диаграммы можно сделать следующие выводы: большинство студентов, использующих эмоциональные стратегии изучения языка, улучшили свои оценки, а эмоциональные стратегии изучения языка являются наиболее популярными среди опрошенных китайских студентов, поскольку они позволяют эффективно улучшить оценки по русскому языку.
| Успеваемость улучшилась
| Успеваемость не улучшилась
Рис. 3. Исследование влияния когнитивных стратегий обучения языку на успеваемость по русскому языку
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Из диаграммы можно сделать следующие выводы: успеваемость студентов, использующих когнитивные стратегии обучения, в целом улучшилась, а когнитивные стратегии обучения пользуются большей популярностью среди опрошенных китайских студентов. Используя когнитивные стратегии обучения, студенты могут эффективно повысить свою успеваемость и уровень общения на русском языке.
о с
U
см о см
■ Успеваемость улучшилась ■ Успеваемость не улучшилась
Рис. 4. Исследование влияния метакогнитивных стратегий обучения языку на успеваемость по русскому языку
Из диаграммы можно сделать следующие выводы: около половины опрошенных китайских студентов считают, что их успеваемость по русскому языку улучшилась. Это свидетельствует о том, что метакогнитивные стратегии обучения языку в целом приняты опрошенными студентами, но все еще не достигли ожидаемого уровня принятия их использования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Метакогнитивные, когнитивные и эмоциональные стратегии изучения языка оказывают прямое влияние на успеваемость по русскому языку. Если студенты могут разумно использовать указанные стратегии для регулирования процесса изучения русского языка, то они могут получить ожидаемые результаты.
В процессе изучения русского языка метакогнитивные стратегии помогают учащимся планировать свои действия, улавливать возможности для изучения русского языка, своевременно обобщать и анализировать их, что усиливает целенаправленность и осознанность познавательной деятельности обучающихся.
2. Когнитивные стратегии обучения помогают учащимся эффективнее выявлять, понимать, удерживать и извлекать информацию, активно проверять пройденное, систематизировать
и обобщать полученные знания, сознательно обогащать собственное обучение внешними материалами, эффективно повышать свою успеваемость по русскому языку.
3. Эмоциональная стратегия изучения языка является основным фактором, влияющим на успеваемость по русскому языку, поскольку положительные эмоции могут повысить желание студентов учиться, и напротив, если студенты не знают, как справиться со своей тревожностью и застенчивостью, переживают за результаты обучения, боятся быть неуспешным на экзаменах, беспокоятся о том, что не смогут в будущем найти работу по специальности - все это повлияет на напрямую будет влиять на восприятие языковой информации и косвенно на результаты обучения.
Литература
1. Дж. Римонди, Стратегии обучения иностранному языку в образовательном процессе // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019;
144-154.
2. Лю Янь, О культивировании стратегий обучения в преподавании русского языка // Молодежь и общество - исследования в области китайского и зарубежного образования. - 2010; 120-121.
3. Янь Сюпин, Анализ стратегий изучения языка у успешных изучающих язык // Журнал Технологического университета Внутренней Монголии (издание по общественным наукам). -2010; № 2, т. 19: 53-56.
OPTIMIZING STRATEGIES FOR TEACHING RUSSIAN TO CHINESE STUDENTS
Zhao Jiayi
Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba; Financial University under the Government of the Russian Federation
Learning a language often becomes a lifelong endeavor. However, students often encounter various difficulties while learning. Teaching students how to learn Russian easily, developing the effective use of language learning strategies can reduce students' workload and improve their performance in Russian.
Using a case study of 100 students studying in Russia, this paper examines the language learning strategies used by the students while learning Russian and the impact of these strategies on their performance in Russian. The results of the study support the idea that language learning strategies play an important role in Russian language performance. In addition, it is indicated that the unwise use of language learning strategies has a negative impact on students' academic performance.
Keywords: language learning strategies, impact, Russian language performance, learning methods, teaching.
References
1. J. Rimondi, Strategies of teaching a foreign language in the educational process // National and foreign pedagogy. - 2019; 144154.
2. Liu Yan, On cultivating learning strategies in Russian language teaching // Youth and Society - Research in Chinese and Overseas Education. - 2010; 120-121.
3. Yan Xiuping, Language learning strategies of successful language learners. // Journal of Inner Mongolia University of Technology (Social Sciences). - 2010. № . 2 vol. 19: 53-56.