Научная статья на тему 'Оптимизация специальной физической подготовки легкоатлетов в учреждении дополнительного образования'

Оптимизация специальной физической подготовки легкоатлетов в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
301
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС БЕГУНОВ / EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF RUNNERS / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ / MEANS AND METHODS OF PREPARATION / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SPECIAL PHYSICAL FITNESS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / FUNCTIONALITY OF AN ORGANISM / СОМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / SOMATIC FEATURES / СОМАТОТИПИРОВАНИЕ / SOMATOTIPIROVANIYE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Григорьева Елена Львовна

В настоящее время в теории и методики спортивной тренировке большое внимание уделяется подготовке бегунов на длинный спринт. Если раньше теория бега носила в основном объяснительный характер и мало помогала практике, то с появлением новых технологий и материально-технического оснащения появилась возможность более качественно строить учебно-тренировочный процесс спортсменов. Бег 400 м относится к наиболее энергоемким упражнениям спринтерского характера и предъявляет исключительно высокие требования к функциональным возможностям организма спортсмена. Для достижения высоких спортивных результатов на этой дистанции необходимо обладать рациональной техникой бега и иметь оптимальный уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости. Многочисленные научные исследования, изучение спортивных биографий сильнейших бегунов мира на 400 м показывают, что в первые 3-4 года тренировки необходимо заложить базу разносторонней подготовленности спортсмена. При этом целесообразно строить тренировочный процесс с учетом анатомо-физиологических данных. В данной статье рассмотрено содержание учебно-тренировочного процесса юношей, занимающихся легкоатлетическим спринтом, специализирующихся в беге на 400 метров с учетом их соматических особенностей организма. Разработана и экспериментально обоснована методика, направленная на оптимизацию учебно-тренировочного процесса, что в свою очередь способствовало повышению функциональных возможностей организма и специальной физической подготовленности легкоатлетов в учреждении дополнительного образования. Разработанная методика успешно применяется в учебно-тренировочном процессе бегунов на длинный спринт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Григорьева Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF ATHLETES IN ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION

Now in the theory and techniques a sports training much attention is paid to training of runners on long sprint. If earlier the theory of run had generally explanatory character and helped practice a little, then with the advent of new technologies and material equipment there was an opportunity with higher quality to build educational and training process of athletes. Run of 400 m belongs to the most power-intensive exercises of sprint character and places exclusively great demands on functionality of an organism of the athlete. For achievement of high sports results at this distance it is necessary to possess rational technology of run and to have optimum level of development of high-speed qualities, high-speed and special endurance. Numerous scientific research, studying of sports biographies of the strongest runners of the world on 400 m show that in the first 3-4 years of a training it is necessary to put base of versatile readiness of the athlete. At the same time it is expedient to build training process taking into account anatomo-physiological data. In this article the content of educational and training process of the young men doing track and field athletics sprint, specializing in run on 400 meters taking into account their somatic features of an organism is considered. The technique directed to optimization of educational and training process that in turn promoted increase in functionality of an organism and special physical fitness of athletes in establishment of additional education is developed and experimentally proved. The developed technique successfully is applied in educational and training process of runners on long sprint.

Текст научной работы на тему «Оптимизация специальной физической подготовки легкоатлетов в учреждении дополнительного образования»

педагогические науки

Реутова Ольга Викторовна, Григорьева Елена Львовна ОПТИМИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ...

УДК 37.013.32

ОПТИМИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородский государственный педагогический университет (604950, Россия, Нижний Новгород, ул.Ульянова,1, e-mail: mininuniver@mininuniver.ru)

Аннотация. В настоящее время в теории и методики спортивной тренировке большое внимание уделяется подготовке бегунов на длинный спринт. Если раньше теория бега носила в основном объяснительный характер и мало помогала практике, то с появлением новых технологий и материально-технического оснащения появилась возможность более качественно строить учебно-тренировочный процесс спортсменов. Бег 400 м относится к наиболее энергоемким упражнениям спринтерского характера и предъявляет исключительно высокие требования к функциональным возможностям организма спортсмена. Для достижения высоких спортивных результатов на этой дистанции необходимо обладать рациональной техникой бега и иметь оптимальный уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости. Многочисленные научные исследования, изучение спортивных биографий сильнейших бегунов мира на 400 м показывают, что в первые 3-4 года тренировки необходимо заложить базу разносторонней подготовленности спортсмена. При этом целесообразно строить тренировочный процесс с учетом анатомо-физиологических данных. В данной статье рассмотрено содержание учебно-тренировочного процесса юношей, занимающихся легкоатлетическим спринтом, специализирующихся в беге на 400 метров с учетом их соматических особенностей организма. Разработана и экспериментально обоснована методика, направленная на оптимизацию учебно-тренировочного процесса, что в свою очередь способствовало повышению функциональных возможностей организма и специальной физической подготовленности легкоатлетов в учреждении дополнительного образования. Разработанная методика успешно применяется в учебно-тренировочном процессе бегунов на длинный спринт.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс бегунов, средства и методы подготовки, специальная физическая подготовленность, физическое развитие, функциональные возможности организма, соматические особенности, соматотипирование.

OPTIMIZATION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF ATHLETES IN ESTABLISHMENT

OF ADDITIONAL EDUCATION

© 2018

Reutova Olga Viktorovna, senior teacher of department of Theoretical fundamentals of physical culture

Grigorieva Elena Lvovna, senior teacher of department of Theoretical fundamentals of physical culture

Nizhny Novgorod State Pedagogical University (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: mininuniver@mininuniver.ru)

Abstract. Now in the theory and techniques a sports training much attention is paid to training of runners on long sprint. If earlier the theory of run had generally explanatory character and helped practice a little, then with the advent of new technologies and material equipment there was an opportunity with higher quality to build educational and training process of athletes. Run of 400 m belongs to the most power-intensive exercises of sprint character and places exclusively great demands on functionality of an organism of the athlete. For achievement of high sports results at this distance it is necessary to possess rational technology of run and to have optimum level of development of high-speed qualities, high-speed and special endurance. Numerous scientific research, studying of sports biographies of the strongest runners of the world on 400 m show that in the first 3-4 years of a training it is necessary to put base of versatile readiness of the athlete. At the same time it is expedient to build training process taking into account anatomo-physiological data. In this article the content of educational and training process of the young men doing track and field athletics sprint, specializing in run on 400 meters taking into account their somatic features of an organism is considered. The technique directed to optimization of educational and training process that in turn promoted increase in functionality of an organism and special physical fitness of athletes in establishment of additional education is developed and experimentally proved. The developed technique successfully is applied in educational and training process of runners on long sprint.

Keywords: educational and training process of runners, means and methods of preparation, special physical fitness, physical development, functionality of an organism, somatic features, somatotipirovaniye.

Актуальность. Для дальнейшего развития легкой атлетики все большее значение придается поиску новых, более эффективных, средств и методов подготовки спортивного резерва, обосновывается необходимость широкого внедрения на различных этапах становления спортивного мастерства теоретико-методических положений индивидуализация тренировочного процесса [14].

В настоящее время на смену индивидуального подхода, который полностью оправдал себя при работе со спортсменами высокого уровня, формируется типовой конституционный подход для работы с детскими командами. Вырисовывается новая концепция однотипности ответных реакций на физические нагрузки у детей, объединенные габаритным и компонентным варьированием их соматических показателей [4; 1].

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется схема соматотипирования, разработанная Р.Н. Дороховым (1985,1993). В основу разработки схемы он положил современные представления о росте и развитии организма, о соотношении отдельных состав-

ляющих его компонентов, о временных изменениях соматических показателей и указателей (индикаторов) биологической зрелости, а также особенностей пропорций тела, что представляет определенный интерес при спортивном отборе и ориентации подростков [4; 1].

Особое внимание надо уделять специальной физической подготовки легкоатлетов в беге на 400 метров с учетом их соматических особенностей. Поэтому проблема подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на 400 метров является актуальной.

Целью исследования явилось разработка и экспериментальное обоснование содержания учебно-тренировочного процесса юношей, занимающихся легкоатлетическим спринтом, специализирующихся в беге на 400 метров с учетом их соматических особенностей организма, направленное на оптимизацию специальной физической подготовки.

Методы исследования. В процессе исследования анализировались и обобщались данные научно-методической литературы, формировалась система диагностики показателей специальной физической подготовленности

Reutova Olga Viktorovna, Grigorieva Elena Lvovna OPTIMIZATION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING .

pedagogical sciences

спринтеров.

С помощью антропометрических измерений (сомато-метрия, физиометрия) проводилась оценка физического развития юношей 15-16 лет [2]. В ходе физического развития юношей были получены данные по следующим показателям: рост и вес тела, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода (МПК).

Для решения задач исследования нами был организован и проведен педагогический эксперимент в течение октября 2016г. - января 2017 года на базе СДЮШОР «Нижегородец» г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 16 спортсменов (юноши) учебно-тренировочной группы третьего года обучения 15-16 лет. Контрольная и экспериментальная группы состояли из 14 и 12 человек соответственно. Предварительно спортсмены были распределены на подгруппы с учетом их соматических особенностей организма.

Оценка соматотипа осуществлялась на основе габаритного уровня варьирования соматических показателей, с выделением у детей трех соматотипов (макро-, мезо-, микросоматического), которые соответствуют МаС, МеС, МиС, так как именно по показателям габаритного уровня можно судить об интенсивности ростовых процессов [2;3].

Анализ результатов соматотипирования юношей 1516 лет (общая выборка) позволил установить, что среди юношей наибольшую в количественном отношении группу составили дети МеС типа.

Для реализации дифференцированного подхода к занимающимся было проведено распределение их по группам с учетом соматических особенностей. Экспериментальную группу составили юноши 15-16 лет с мезосоматическим типом. В контрольную группу вошли юноши с разными соматотипами (МаС, МеС, МиС).

В экспериментальной группе основные средства были направлены на развитие специальной физической подготовленности.

Объем и содержание учебно-тренировочных занятий определялись типовой программой ДЮСШ в соответствии с этапом подготовки. Для третьего года обучения объем учебно-тренировочных занятий составил 5 раз в неделю по 1,5 часа в каждой группе.

Результаты исследования. Содержание тренировочного процесса легкоатлетов в беге на 400 метров с учетом их соматических особенностей способствовала существенному развитию таких показателей физического развития, как рост и вес; оказала повышение на физическую подготовленность: жизненной емкости легких, частоты сердечных сокращений, артериальное давление и максимальное потребление кислорода.

В начале педагогического эксперимента у юношей 15-16 лет между экспериментальной и контрольной группами, не выявлено существенных различий в показателях физического развития и функциональной подготовленности.

Средний показатель роста в экспериментальной группе составил 172,1±1,3 см, в контрольной группе -170,2±1,8 см. а= 0,50; Р>0,05).

Вес тела юношей в начале эксперимента экспериментальной группы был равен 65,5±0,6; в контрольной группе вес тела составил 63,2±0,5 кг^=0,46; Р>0,05).

Применение специальной физической подготовки, преимущественно специальной выносливости, оказало влияние на ЖЕЛ, ЧСС и МПК, что связано с улучшением сердечно-сосудистой и дыхательной системы легкоатлетов. Показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у юношей экспериментальной группы составила 4150±0,020; в контрольной группе - 4100±0,040 л^=0,18: Р>0,05).

Величина максимального потребления кислорода (МПК) определялась нами с целью наиболее информативной оценки дееспособности энергетических систем организма, в первую очередь кислородтранспортной системы. На начало эксперимента МПК у юношей экс-

периментальной группы составило 43,1±1,4, в контрольной группе - 42,7±1,2 мл/мин/кг ^=0,33;Р>0,05).

В конце эксперимента у юношей между экспериментальной группой и контрольной группой достоверные различия были отмечены в показателях частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, максимального потребления кислорода (табл.1).

У юношей экспериментальной группы в конце эксперимента средние величины жизненной емкости легких были равны 4350±140; в контрольной группе - 4200±170 л0=2,96; Р<0,01).

Средние показатели частоты сердечных сокращений у легкоатлетов экспериментальной группы составили 62,9±1,1; в контрольной - 64,1±1,9 уд/мин а=2,62;Р<0,05).

Показатели МПК на протяжении эксперимента изменялись. Существенные приросты показателей МПК выявлены у юношей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Показатель МПК в экспериментальной группе был равен 45,7±1,2; в контрольной группе - 43,2±1,4 мл/мин/кг ^=2,65; Р<0,05).

Таблица 1 - Показатели физического развития и функциональной подготовленности легкоатлетов в конце эксперимента.

Изучаемые ЭГ КГ Разница, Достоверность

показатели един. различия

Рост, сы 172,1=1=1,3 170,8±1,6 U t=0,42;P>0,05

Вес, кг 65,9±0,5 63,8±0,5 2,1 t=0,09;P>0,05

ЖЕЛ, л 4350±140 4200±170 150 t=2,96;P<0:01

Показатели функциона тьнои подготовленности

ЧСС, уд'мин 62,9±1,1 64,1±1,9 U t=2,62:P<0,05

АД сист., ымртст. 114,5±2,8 11б,9±3,0 2,4 t=2,52;P>0,05

АД диаст., мы.рт.ст 73:9±1:4 77,4=1=1 3,5 t=0.62;P>0;05

МПК, мл мин кг 45,7±1,2 43Д±1,4 2,5 t=2,65;P<0,05

Рассматривая показатели физического развития, функциональной подготовленности и их изменения в течение эксперимента, было выявлено, что наибольшие величины прироста показателей наблюдалось у юношей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Сравнительный анализ изменения жизненной емкости легких в течение эксперимента позволил установить, что наибольшие приросты наблюдались у юношей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, что связано с благоприятным воздействием методики дозирования физической нагрузки с учетом соматических особенностей юношей в экспериментальной группе.

Существенные приросты показателей максимального потребления кислорода выявлены у юношей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

Следующей задачей исследования явилось изучение динамики показателей общей физической и специальной физической подготовки юношей 15-16 лет в течение эксперимента.

За период эксперимента в беге на 100 метров у юношей результат составил 11,8±0,14; в контрольной -12,1±0,21с (Р<0,05).

В экспериментальной группе средние результаты в прыжке в длину с места составили 253,1±3,2; в контрольной группе - 250,3±2,7см (Р>0,05).

В беге на 200 метров юноши экспериментальной группы показали результаты, равные 25,2±0,27; в контрольной группе - 25,5±0,25с(Р<0,05).

Результат в беге на 400 метров в конце эксперимента составил 53,9±2,15; в контрольной группе - 56,2±3,04с (Р<0,05).

Достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами в конце эксперимента были выявлены в показателях физической подготовленности, определяемых на основе двигательных тестов (Р<0,05).

В то же время нами не выявлено достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами в прыжке в длину с места, характеризующем уровень развития скоростно-силовых способностей (Р>0,05).

200

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Уровень развития выносливости легкоатлетов, оценивался по показателю запаса скорости.

В начале эксперимента в беге на 200 метров запас скорости в ЭГ составил 1сек.; в КГ - 0,75с. В экспериментальной группе в беге на 200 метров в конце эксперимента запас скорость был равен 0,8; в контрольной группе - 0,65 сек.

В беге на 400 метров запас скорости на начало эксперимента в экспериментальной группе равен 1,925 сек.; в контрольной группе - 1,125 сек. В конце эксперимента в экспериментальной группе запас скорости составил 1,625 сек.; в контрольной - 1,95 сек.

В беге на 400 метров разница запаса скорости в конце эксперимента в экспериментальной группе оказался ниже, чем в контрольной группе. Значит, в экспериментальной группе уровень развития выносливости выше, чем в контрольной.

Таким образом, внедренное в учебно-тренировочный процесс содержание способствовало повышению функциональных возможностей организма и специальной физической подготовленности, легкоатлетов специализирующихся в беге на 400 м. Разработанное содержание учебно-тренировочного процесса, учитывающая, соматические особенности организма спортсменов, может быть использована тренерами - преподавателями ДЮСШ, СДЮСШОР для подготовки бегунов, специализирующихся в длинном спринте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. Пособие для высш. Уч. Заведений физической культуры / В.П.Губа. - М.: Терра-спорт,2003. - 208 с.

2. Дорохов Р.Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования / Р.Н. Дорохов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №9. - 10с.

3. Медведев В.Н. Управление подготовкой бегунов на 400 метров с учетом их генетических особенностей // Медведев В.Н., Ворошин И.Н. / Тренер ,2004 - №7 - 30с.

4. Шабанов И.Н. Индивидуально-дифференцированная методика подготовки девушек-спринтеров на этапе углубленной специализации. Дисс.канд.пед.наук. Тула. 2013. 24 с.

Статья поступила в редакцию 19.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

Реутова Ольга Викторовна, Григорьева Елена Львовна

ОПТИМИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.