Научная статья на тему 'Оптимизация системы высшего образования как социальная необходимость'

Оптимизация системы высшего образования как социальная необходимость Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION/ GRADUATE TRAINING / HUMANITARIZATION (FOCUSING ON HUMANITIES’ GROUNDS) / OPTIMIZATION / THE FRAMEWORK OF EDUCATION / SOCIAL RESPONSIBILITY / REFORMING / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Наталья Сергеевна, Захаров Дмитрий Николаевич

В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся актуальной проблемы современности: совершенствование путей оптимизации системы высшего образования. Это, прежде всего, касается системы высшего образования Российской Федерации, поскольку ее реформирование является назревшей социальной необходимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF GRADUATE TRAINING SYSTEM AS PUBLIC NECESSITY1“Prikamskiy Social Institute”

The present paper focuses on issues concerning an urgent up-to-date problem of improvement of optimization trends within the framework of graduate training. It particularly concerns the system of Higher Education of the Russian Federation as its reforming is an urgent public necessity.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы высшего образования как социальная необходимость»

УДК 37.013.78

Захарова Наталья Сергеевна,

кандидат философских наук,профессор кафедры философии и социологии «Прикамский социальный институт»

E-mail: akademus07@rambler.ru

Захаров Дмитрий Николаевич

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии «Прикамский социальный институт»

E-mail: akademus07@rambler.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся актуальной проблемы современности: совершенствование путей оптимизации системы высшего образования. Это, прежде всего, касается системы высшего образования Российской Федерации, поскольку ее реформирование является назревшей социальной необходимостью.

Ключевые слова: высшее образование, оптимизация, система образования, социальная ответственность, реформирование, гуманитаризация, гуманизация.

Zakharova Natalia Sergeevna,

Candidate of Philosophy, Professor of the Chair of Philosophy and Social Science “Prikamskiy Social Institute” E-mail: akademus07@rambler.ru

Zakharov Dmitriy Nikolaevich,

Candidate of Sociology, Assistant Professor of the Chair of Philosophy and Social Science “Prikamskiy Social Institute” E-mail: akademus07@rambler.ru

OPTIMIZATION OF HIGHER EDUCATION SYSTEM AS A SOCIAL NECESSITY

The present paper focuses on issues concerning an urgent up-to-date problem of improvement of optimization trends within the framework of graduate training. It particularly concerns the system of Higher Education of the Russian Federation as its reforming is an urgent public necessity.

Key words: Higher Education/ graduate training, optimization, the framework of education, social responsibility, reforming, humanitarization (focusing on humanities’ grounds), humanization.

Переход современных обществ на стадию постиндустриального развития актуализирует проблему повышения качества подготовки специалистов в системе высшего образования и использование их потенциала в обществе. Тем более что в настоящее время нет ни одной страны в мире, которая была бы удовлетворена своей системой образования. Так, в самой развитой стране - США, где уделяется большое внимание высшему образованию, 49% предпринимателей считают, что за последние десять лет снизился уровень профессиональной подготовки наемных работников. Власть США обеспокоена падением качества подготовки учителей математики и естественных дисциплин. Этой проблеме посвятил значительную часть своей речи перед Национальной академией наук Президент США Б. Обама. В Великобритании 90% работ студентов являются плагиатом.

Достижения современного Китая во многом связаны с повышенным вниманием к образованию и науке. Властные структуры страны много делают для того, чтобы стать главным международным центром высшего образования. Студенты из разных стран устремляются сюда на учебу. Правительство значительно увеличивает средства на выплату стипендий иностранцам, особенно тем, кто приехал, чтобы защитить здесь диссертационные исследования. На эти цели в нынешнем году выделено более 80 млн. долл., что на 40% больше, чем в прошлом году. Количество иностранных студентов превысило 200 тыс. в 2010 г., по 20% прироста ежегодно, как сообщает министерство образования Китая. Большинство из них, 72%, - выходцы из Азии, 13% - из Европы, 10% - из Америки и 3% - из Африки. Наибольшее количество - из Южной Кореи, Японии, США, Вьетнама и Таиланда. Однако на основании только этих данных нельзя полагать, что кризис системы высшего образования не затронул Китай и другие развитые страны.

Кризис образования в современном мире проявляется в углублении диспропорции между потенциалом человеческой культуры, достижениями общества и культурой масс; никогда еще человечество так плохо не использовало достижения науки и техники во благо социального прогресса; усиливается разрыв между достижениями, профессиональным мастерством и действиями в этой области масс и политиков; растут препятствия в распространении того, что должно стать достоянием широких слоев населения. Буквально повсюду, в том числе в высокоразвитых странах, ситуация такова, что усложнению государственных, социальных, технических, управленческих, информационных, наконец, глобальных проблем сопутствует снижение компетентности правящей элиты. В конечном итоге, нарастает число катастроф, усиливается

опасность уничтожения жизни на Земле. Причин здесь много. Но главная из них, по нашему мнению, не профессиональные действия людей, а низкая их социальная ответственность и ориентация общества на потребление, а не на созидание. Нынешний мировой финансовый кризис является ярким тому подтверждением.

В силу этих и других причин повсюду интенсивно осуществляется реформирование систем образования. Главной целью этого процесса является приведение их в соответствие с новыми требованиями общественного развития. Каждая страна, естественно, решает свои проблемы с учетом сложившихся национальных традиций в культуре и экономических возможностей. Но, так или иначе, образование подчинено общим закономерностям.

В реформировании системы высшего образования можно выделить ряд тенденций, которые характерны для развитых стран. Прежде всего, это демократизация образования. Она касается и управления, и содержания учебного процесса. Образование в большинстве развитых стран стало бесплатным и массовым. Это объективно ведет к ликвидации или, по крайней мере, к ослаблению иерархического характера школьной системы, расшатывает прежнюю кастовость и обособленность различных направлений и уровней школьной учебы. В российском обществе, к сожалению, наблюдается противоположная тенденция. Образование все чаще становится платным и элитарным. В силу снижения количества бюджетных мест и наличия в стране большого удельного веса бедных семей, от получения высшего образования отторгается значительная часть мотивированной и способной молодежи, что ведет к еще большему социальному расслоению общества. Способности молодого человека становятся вторичным по сравнению с материальными и другими ресурсами родителей.

В реформах образования ярко выражено стремление повысить фундаментальность образования, что обеспечивает возможность самообразования любого человека, последующего приобретения им знаний из различных источников и в многообразных формах. Но, наряду с этой тенденцией, существует и противоположная, опасная для общества: ориентация как в образовании, так и в науке на сугубо прикладной характер.

В развитых странах неуклонно идет рост специалистов с высшим образованием. Увеличивается численность студентов в возрасте 25 лет и старше. В США они составляют около 45% от общей численности обучающихся в высших учебных заведениях. Окончание обучения в Германии наступает в среднем в 28,7 года (по сравнению с 26,4 года в 1984 г.), в специальных вузах - в 27,1 года. Более продолжительное пребывание молодых людей в системе образования влечет за собой как положительные, так и отрицательные социальные последствия.

Важным направлением реформирования всей системы современного образования является его гуманитаризация и гуманизация. Сегодня имеется ясное понимание того, что образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и форм и-ровать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения с учетом их социальных последствий и нести за это ответственность. Однако эта тенденция, как, впрочем, и многие другие, проявляется крайне недостаточно и противоречиво.

Все большее внимание в системе образования уделяется развитию аналитических и информационных способностей людей. Специалист должен не просто осваивать определенные знания, а владеть методологией поиска нового. Отсюда возникает объективное требование к вузам: в них должны развиваться научные направления, чтобы студентам прививался вкус к исследовательской работе. Во многих вузах страны эта проблема старательно решается. Студенты участвуют в исследовательских проектах, пишут статьи, выступают на различного рода конференциях и семинарах. Понятно, что участие студентов в научной работе стимулирует активность и самих преподавателей.

Овладение навыками исследовательской работы - это требование научно-технического прогресса. Так, в развитых странах в обмене новой информацией участвуют от 15 до 30% инженеров, преподавателей вузов и научных работников. В консультативных фирмах США занята десятая часть всех специалистов страны. Изменяется система включения работника в производственный процесс. Сегодня в Штатах около 15 млн. человек занято в сфере электронного надомничества. В нашей стране в настоящее время обозначился поворот государственной политики к процессам информатизации.

В системе высшего образования практически все студенты имеют доступ к компьютерам и Интернету и преподаватели в большинстве своем не испытывают особых трудностей в доступе к информационным сетям. Однако, как показывает сегодняшняя практика, нельзя пре-

увеличивать роль компьютерных и информационных технологий, в том числе сети Интернет в обучении. Последствия от их использования могут быть не только позитивными, но и негативными. Так, известный французский философ Ж. Бодрийяр считает, что Интернет разоружает человека в мыслительном и созидательном плане, превращает наш мозг в иждивенца. В перспективе нас ждет, по его мнению, «интеллектуальная пустыня, населенная мозгами, оставшимися без работы по причине предельной усложненности самих информационных сетей». Об этом же предупреждал в одной из своих последних бесед лауреат Нобелевской премии, академик А.Н. Прохоров: «Интернет несет гибель уму».

Понятно, что речь должна идти о минимализации отрицательных последствий компьютеризации в учебном и внеучебном процессах. При всех минусах компьютеризация - это во многом объективный процесс, который дает возможность универсального выхода к необходимой информации и предоставляет невиданные ранее возможности оперирования ею. Информатизация образования является важнейшим шагом на пути к созданию информационного общества.

В связи с ростом требований к интеллектуальному уровню будущих специалистов все большее внимание уделяется индивидуализации их обучения, поиску наиболее эффективных механизмов их адаптации на производстве, в социокультурной и бытовой сферах. Известно, например, что педагоги американских колледжей в течение десяти лет следят за судьбой каждого выпускника, за успехами в работе и жизни. Любой сбой, первый же сигнал о недостаточной подготовленности специалиста служит поводом для корректировки учебных программ.

В настоящее время возрастает значимость непрерывного образования. Знания устаревают с большой скоростью. В быстро меняющемся мире человек должен не только непрерывно получать и обновлять свои знания, но и развивать коммуникации. В условиях формирующегося информационного общества последнее требование к специалисту приобретает особое значение.

Сегодня явственно проступает стремление к интеграции образования как на национальном, так и на мировом уровнях. Этим было продиктовано желание России войти в Болонский процесс. Речь идет о совместимости различных форм и систем образования, которая бы обеспечивала как преемственность в образовании, так и наиболее эффективные, комплексные решения его теоретического и методического обеспечения. Ныне в этой области осуществляются большие международные проекты через многие правительственные, неправительственные организации и, прежде всего, через ЮНЕСКО. Постоянно увеличивается сотрудничество в сфере образования между различными странами, возрастает доля учащихся, получающих образование за пределами своей страны.

Казалось бы, в официальных документах федеральной власти и в устных выступлениях первых лиц государства присутствует немало прогрессивных предложений по оптимизации системы образования, но почему -то налицо массовое недовольство как тех, кто получает образование, так и тех, кто дает его.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье № 69 определено:

«Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно -полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [5].

Система образования будет продуктивна лишь тогда, когда в обществе будет высок престиж и статус человека знающего. Для этого необходима не только мощная финансовая поддержка, но и сама образовательная среда, стимулирующая активность человека в получении и использовании знаний на благо общества.

С появлением и развитием информационной индустрии возникает необходимость пересмотра традиционных форм и методов обучения. Необходимо научиться преподавать по-другому. Отечественными учеными-педагогами разработано свыше 40 различных критериев эффективного обучения и воспитания, но они должны работать.

«Основной проблемой образования - пишет Г. Ильин, - становится не столько усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема или хотя бы ориентация в потоке все возрастающей информации, сколько проблема прямо противоположная - получение, создание, производство знания, которого нет, но потребность в коем назрела».

К сожалению, существующая система образования почти полностью исключает из этого процесса преподавателя. Уверенность в своих силах и самоуважение учителя являются существенным условием для качественного развития системы образования.

Высшее образование перестало быть привлекательным в силу многих причин. Стареет преподавательский состав высших учебных заведений. Наблюдается также серьезная проблема с распределением госзаказа. Урезаются расходы на научные исследования. Например, в США и Европе именно сейчас, когда уменьшаются все расходы, финансирование науки, наоборот, растет. Кризис когда-нибудь закончится, и потребуются новые технологии.

И, конечно, система образования может быть продуктивна, только опираясь на фундаментальные ценности и прогрессивные традиции своего народа. Система образования тогда принесет пользу и личности, и обществу, когда она будет оптимально взаимодействовать с системой оплаты и условиями труда, производством и социальной жизнью общества в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Антипьев А.Г., Захаров Д.Н. Синхронизация системы высшего образования на рынке труда в трансформирующемся российском обществе // Гуманизация образования, 2009. № 3. - С. 31-37.

2. Берулаева Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования, 2009. № 1. - С. 32-39

3. Ильин Г. Качество дополнительного профессионального образования // Новые знания, 2001. № 1. - С. 16.

4. Антипьев А.Г., Захаров Д.Н. Противоречия в развитии высшего образования в архаичном обществе // Высшее образование сегодня, 2010. № 10. - С. 55-59.

5. Закон об образовании, федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г., № 273. С. 3.; «Об образовании в Российской Федерации», статья № 69. - С. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.