ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Кузнецова К.С.
Кузнецова Карина Сергеевна - студент магистратуры, Высшая школа экономики, управления и права,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: на уровне медицинских учреждений экономическая составляющая проблемы медицинского обслуживания становится ключевой часто при дефиците средств финансирования. Администрация больниц нередко прибегает к сокращению затрат внутри медицинских учреждений, поиску финансовых резервов, увеличению дохода от платных услуг. В связи с этим очень страдает качество медицинских услуг. В статье рассматриваются способы достижения оптимизации системы управления медицинским учреждением.
Ключевые слова: система управления, качество, эффективность деятельности медицинского учреждения, распределение функций управления, оптимизация.
Менеджмент в здравоохранении предполагает управление финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами здравоохранения. Основной целью менеджмента здравоохранения является снижение потерь российского общества от заболеваемости, инвалидности и смертности. В здравоохранении прослеживается тенденция повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения, поэтому требуется внедрение новых форм, моделей и методов управления всеми элементами медицинского учреждения как системы [1].
Проблемой ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 6» как, впрочем, большинства учреждений здравоохранения является отсутствие достаточного финансирования. Учитывая инновационный характер современных медицинских услуг, для роста уровня конкурентоспособности требуются инвестиции. В связи с низким уровнем платежеспособного спроса на дорогостоящие высокотехнологичные медицинские услуги приобретение инновационного оборудования, помещений, обучение медицинского персонала становятся для медицинского учреждения недостижимыми и нерентабельными задачами.
Выделим основные проблемы, возникающие в процессе управления:
- проблемы качества и доступности медицинских услуг;
- проблема недофинансирования;
- низкий уровень доверия граждан к системе здравоохранения;
- дефицит высококвалифицированных медицинских кадров;
- низкая управленческая квалификация руководителей организаций здравоохранения [2].
Считаю главной проблемой учреждения - качество обслуживания пациентов. Важную роль играет создание механизмов управления, направленных на повышение качества и эффективности. Так, например, в ближайшее время проходит обсуждение о закрытии отделения физиотерапевтической диагностики ввиду его низкой рентабельности. Происходит отток специалистов в пользу частных медицинских клиник, также не хватает высококвалифицированных узких специалистов. В связи с этим страдает качество обслуживания пациентов.
Решение проблем, возникающих в процессе функционирования ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница №6», должно привести к повышению качества и доступности медицинских услуг. Для этого необходимо создать систему управления, которая будет способствовать повышению качества медицинской помощи и повышению эффективности деятельности.
В качестве мер, особенно уместных в условиях сложившейся ситуации при дефиците финансовых средств, выделим концентрацию ресурсов в тех сегментах, где уже был достигнут успех, введение инновационных методов лечения и обслуживания и сокращение непроизводственных расходов. Принимаемые учреждением меры должны являться ответом на воздействие внешней среды. Можно составить таблицу распределения видов управленческой деятельности, представленных на рисунке 1.
В таблице для краткости не приведены названия структурных подразделений, а названы должности руководителей, возглавляющих эти подразделения. Приведенная таблица распределения видов управленческой деятельности позволяет четко разделить их между руководством организации и подразделениями, определить технологическую последовательность операций управления и четко закрепить операции за конкретными руководителями или специалистами для повышения эффективности ее деятельности [3].
упраелеинсня деятельности Сцг рпижь» гомуазделенвд
| а 1 II Л ш «В Е II Е ; Я £ 1 Я £ ■5 ~ и а * - Л £ я 8.Б 5 4 л 3 Я £
Отравление и^эимшн ДНУ МИ с ПС * У У
гЛрганиэация снсгсиы управления ЦР с СИ ч пи У
З-йтравление персонала« ЦР с с ч ПНУ спи
4ЛЛтравление социальным развитием Ц : с ч У У
5ЛЛтравление экшшиичелни развитей ЦР : ПС ч У У
справлен м? фитнсапи и бухгалтерский учетам ЦР с СПИ ч У У
Управление лечебной дрл1^льнппью Ц РПИ У РПИ ПНУ т *
8.Управлении? качеством лечебного процесса Ц РПИ ¥ РПИ У * »
Э^Лтравленве коммерческой деятелыюегью Ц с ПС ч У У
1 а .Мцинкмк реиситно-^троншльнпй работой Ц с пси ч [>пи
11 ^равлеике тцадм и заработной пдатой Ц р РПИ ч У ПСИ
12-ЗЛ1ровлв«ие охраной труца и техникой бошиши Ц с с ч ПНУ ПРИ
и^Лтравлвиие маркетингом Ц РПИ СИ ч РПИ У
14-ЗЛ1ранле«ие ии(рй(1шггницирй и кйилыйпернэациёй Ц с Г'ПГ.И ч РПИ У
Т^.Ущмилииис ГряНсИорГо* Ц с с > ■ ПРИ
1б.ЗА1равле«ие обглгуживавщи* хозяйством Ц с с с » с »■ ПРИ
17.^травление вдганнэащшшю-нетодачес-кей работай ц РПИ с * РПИ У
18-Вмявлеиие проблвтых иттуэрй ЦР пи ПН у г У
19-Аналия эффективности управления ЦР пи ПУ у УН У
Примечания: условные обозначения операций управления: Ц - постановка цели, формирование задачи: Р - принятие решения, утверждение.; П - подготовив решения, составление расчета: С - согткование, рассмотрение; И - исполнение, выполнение, контроль;У-участие, информирование, сбор дантлс * » - неучастие б выполнении операции.
Рис. 1. Матрица распределения видов управленческой деятельности среди подразделений
больницы
Необходимо повышать ключевые показатели медицинской и социальной эффективности медицинского учреждения. Отметим разные подходы к определению эффективности системы управления: с точки зрения контрагентов, с точки зрения
пациентов, с точки зрения персонала, с точки зрения менеджмента. Их подходы и оценки могут не совпадать.
Повышение эффективности с точки зрения контрагентов (страховых организаций и других юридических лиц) достигается:
- снижением количества жалоб пациентов, сокращением времени в ожидании приема;
- оптимизацией среднего количества оказанных услуг на одного пациента (политика предсказуемой цены, что особенно важно для страховых компаний);
- снижением стоимости медицинских услуг.
Эффективность с точки зрения пациентов обеспечивается за счет роста качества обслуживания пациента, сокращения жалоб, снижения времени ожидания на госпитализацию, обеспечения возможности свободной записи на специализированное исследование. Практически не бывает очередей при посещении в поликлинику, которая работает только на платной основе.
Повышение эффективности с точки зрения персонала достигается за счет сокращения времени приема, снижения требований по качеству предоставления медицинских услуг, снижения требований обоснования назначений, увеличения количества среднего медицинского персонала, обеспечения комфортности работы в коллективе, развития системы мотивации. В связи с дефицитом финансовых средств особенно важно создать и удержать команду квалифицированных врачей [3]. Врачу нужно обеспечить достойную компенсацию труда, учитывающую результативность его работы; комфортные условия для работы; здоровый психологический климат в коллективе. Следует четко определить функциональные обязанности врача и создать ему возможности для профессионального роста. Важно вовлекать персонал учреждения в процесс принятия управленческих решений, благодаря этому каждый чувствует свою значимость и возможность самореализации. В настоящее время на рынке труда проблематично найти хороших специалистов - профессионалов своего дела. Повышение квалификации молодых специалистов может осуществляется не только за счет средств основной деятельности медицинского учреждения, но и за счет доходов, полученных от оказания платных услуг.
Вследствие развития медицинских услуг учреждения можно прибегнуть к расширению маркетинговой деятельности. Реализация политики маркетинга достигается за счет прямого маркетинга в близлежащих районах города. Для продвижения услуг важное значение имеет образцовая репутация характеристик клиники. На первое место среди механизмов продвижения платных медицинских услуг можно поставить фактор активности рекомендаций друзей и знакомых; на второе место - сеть Интернет, частота поисковых запросов, понимание поведения целевой аудитории (наличие собственного сайта учреждения, реклама на других сайтах медицинского профиля); на третье - достижения коллектива больницы.
Итак, в создавшейся ситуации важно своевременно определить финансовое состояние медицинского учреждения, необходимо сформировать новые подходы к управлению его деятельности, привлекать персонал учреждения в участие по принятию управленческих решений, по возможности использовать инновационные технологии в лечебно-диагностическом процессе.
Список литературы
1. Никулина Т.Н. Управление медицинским учреждением: проблемы и пути решения. /
Т.Н. Никулина, Л.С. Лень // Научная электронная библиотека «Киберленинка». 2016.
М. 2. [2016]. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
hl:tps://cyberleninka.ru/artide/n/upravlenie-meditsinskim-uchrezhdeniem-v-sovremennyh-
ustoviyah-proЫemy-i-puti-reshemya/ (дата обращения: 09.10.2017).
2. Полина Н.А. О некоторых подходах к управлению медицинским учреждением в условиях дефицита финансовых средств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medalmanac.ru/uploads/shared/old/archive/year_2014/ (дата обращения: 15.10.2017).
3. Аджиев М.Э. Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации // «Молодой ученый», 2013. № 12. С. 561-562. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/59/8324/ (дата обращения: 13.10.2017).