Научная статья на тему 'Оптимизация системы хранения водорода на борту подводной лодки'

Оптимизация системы хранения водорода на борту подводной лодки Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
146
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Алексин Е. Н.

Мировой рынок подводных лодок испытывает все возрастающую потребность в неатомных подводных лодках, оснащенных воздухонезависимыми энергоустановками, в том числе на основе электрохими­ческих генераторов, где топливом является водород, а окислителем кислород. Существуют различные варианты систем хранения водорода на борту, однако эту проблему до сих пор нельзя назвать решенной. В данном докладе рассматривается проблема выбора оптимальной сис­темы хранения или получения водорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Алексин Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы хранения водорода на борту подводной лодки»

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ ВОДОРОДА НА БОРТУ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

© Алексин E.H.*

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет,

г. Санкт-Петербург

Мировой рынок подводных лодок испытывает все возрастающую потребность в неатомных подводных лодках, оснащенных воздухоне-зависимыми энергоустановками, в том числе на основе электрохимических генераторов, где топливом является водород, а окислителем -кислород. Существуют различные варианты систем хранения водорода на борту, однако эту проблему до сих пор нельзя назвать решенной. В данном докладе рассматривается проблема выбора оптимальной системы хранения или получения водорода.

В наши дни одним из наиболее мощных и эффективных видов морского оружия являются подводные лодки. Причем если атомные лодки могут строить и эксплуатировать только государства «Ядерного клуба», то неатомные подводные лодки (НАПЛ) могут и хотят иметь на вооружении все страны, имеющие выход в Мировой Океан и имеющие военно-морские амбиции. Неатомная подводная лодка дешевле атомной, имеет меньшее водоизмещение, следовательно, не столь жесткие требования к пунктам базирования, обладает серьезным разрушительным потенциалом, при этом не требует решения проблемы утилизации, транспортировки и хранения ядерного топлива. Однако, существенным недостатком НАПЛ с обычной дизель-электрической энергоустановкой является ограниченное время пребывания под водой. Такие корабли в надводном положении движутся с помощью дизельного двигателя. В подводном положении дизель-электрическая подлодка идет «под аккумуляторной батареей», емкость которой ограничена. Фактически, время нахождения под водой лодок последних поколений не превышает нескольких суток, при условии патрулирования на малых скоростях. Движение в подводном положении на максимальной скорости (порядка 20 узлов) разряжает батарею за пару часов. Поэтому в конце 20 века все ведущие морские державы мира ускорили работы по созданию атмосферонезависимой энергетической установки, способной повысить важнейшее качество подводной лодки - скрытность - путем увеличения времени пребывания в подводном положении.

Эта задача может быть решена путем создания воздухонезависимых энергоустановок на основе электрохимических генераторов, где топливом является водород, а окислителем - кислород. Существуют различные ва-

* Аспирант кафедры Теплофизических основ судовой энергетики.

рианты систем хранения водорода на борту, однако эту проблему до сих пор нельзя назвать решенной. К наиболее известным способам хранения водорода относятся: хранение газообразного водорода в баллонах под давлением, криогенное, в инкапсулированном состоянии в микросферах, в гидридах интерметаллических соединений, в нанотубуленах. Общей особенностью для всех вышеперечисленных способов является необходимость заправки системы хранения значительным количеством водорода, необходимым для работы корабельной энергоустановки на требуемых режимах, для поддержания минимального давления в системе и компенсации диффузионных потерь. В этом случае всегда существует определенный риск возникновения на борту чрезвычайной ситуации. Такой опасности можно избежать, если получать водород только в количестве, соответствующем текущей секундной потребности электрохимического генератора. Получать водород на борту можно гидролизом металлов, гидролизом гидридов металлов (в частности, боргидрида натрия), риформингом углеводородного топлива и т.д.

Таким образом, при проектировании системы хранения или генерации водорода (СХГВ) неизбежно возникает проблема выбора. Предпочтение тому или иному типу СХГВ может быть отдано по соображениям взрыво-пожаробезопасности, экономической целесообразности, технологичности конструкции, объемным характеристикам системы, исходя из возможностей отечественной промышленности и т.п., так что прежде собственно процесса проектирования необходимо выбрать оптимальный по некоему критерию вариант, т.е. сформулировать и решить задачу оптимизации.

Постановка задачи является важнейшей частью оптимизационного исследования. В первую очередь определяется количественный характеристический критерий, нахождение максимума или минимума которого и является задачей оптимизации. В качестве такого критерия представляется целесообразным выбрать приведенные затраты на изготовление и эксплуатацию (в более подробном варианте - и на утилизацию) системы хранения водорода.

с = с + л ■ е

текущие затраты на эксплуатацию системы в течение заданного срока службы;

капитальные затраты на изготовление системы; нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Задачей оптимизации в данном варианте будет являться нахождение минимума приведенных затрат.

Далее определяются параметры системы, описывающие условия функционирования системы и влияющие на характеристический критерий (целевую функцию).

где с -

Е -

л -

В случае газобаллонного хранения водорода это давление, температура хранения, материал стенок баллона. Давление и температура определяют плотность газа, а, следовательно, суммарный объем баллонов, т.е. количество баллонов при выбранном объеме одного баллона. При нахождении плотности в данном случае, когда давление водорода 20-70 МПа, уравнение Клапейрона дает погрешность порядка 30%, лучше воспользоваться уравнением Ван-дер-Ваальса:

( Р + а/У,2 )•( у,- Ь ) = Я /Г

Материал баллона (углеродистая сталь, нержавеющая сталь, сплав титана, композиты) помимо непосредственного оказывает и косвенное влияние на приведенные затраты - через коэффициент диффузии водорода, и, следовательно, необходимость учета диффузионных потерь.

В случае хранения водорода в микросферах основные параметры системы будут такими же.

При хранении водорода в виде твердого раствора в интерметаллидах на стоимость системы будут влиять свойства самого интерметаллического соединения: массовое содержание водорода, число циклов сорбции / десорбции, стоимость производства.

Аналогично определяются параметры любой СХГВ, следующим этапом является нахождение зависимости целевой функции от параметров системы. В частности, при хранении водорода в баллонах под давлением зависимость полных затрат на эксплуатацию и изготовление системы, без учета стоимости монтажа, примет вид:

^ Гт ^ Т Л ^ ТТГ ! 1 ^ т ' (ЪОТ + 1)

д=N. ■ т • п + С,+ Сё -Ж • п +1.7 • С--

% р-К

где N. - стоимость 1 кг водорода; т - масса водорода;

п - количество заправок в течение срока службы;

С, - стоимость баллонов;

ъЛ - жизненный цикл корабля;

% - срок службы баллонов;

С^е - стоимость кВт-ч электроэнергии;

Б - коэффициент диффузии;

2

Ь =-- геометрический параметр баллона [1];

г21п ^

Г,

W - электрическая энергия заполнения баллонов компрессорами, определяемая через работу заполнения и КПД компрессорной установки т]£ :

W = — Vi

На сжатие водорода массой М от начального давления p0 до давления p хранения затрачивается работа:

— = MRT XnJL ß Po

где R - универсальная газовая постоянная.

Количество заправок водородом n зависит от коэффициента оперативного напряжения (КОН) для данного объекта ВМФ:

t £Ö ' KOH

n =-

N....

поо

где Кон - коэффициент оперативного напряжения; ъж0 - жизненный цикл корабля; Nn.о - время патрулирования под ЭХГ в сутках.

Для других вариантов хранения или получения водорода на борту подводной лодки зависимость затрат на создание и эксплуатацию от параметров системы определяется аналогичным способом.

Таким образом, математическая модель при решении оптимизационной задачи должна содержать [6]:

- зависимость целевой функции от независимых переменных,

- уравнения, описывающие связи переменных ме^ду собой,

- ограничения (неравенства), определяющие границы подлежащей оптимизации системы, а также ограничивающие диапазон изменений независимых переменных.

Далее выбирается метод оптимизации и с помощью ЭВМ находится минимальное значение приведенных затрат на создание и эксплуатацию системы хранения и генерации водорода.

Список литературы:

1. Алексин E.H. Хранение газообразного водорода в баллонах под давлением. Определение потерь водорода вследствие диффузии через стенки баллона // Перспективы науки. - 2010. - № 6 (08).

2. Водород. Свойства, получение, хранение, транспортирование, применение: справочное изд. / Д.Ю. Гамбург, В.П. Семенов, Н.Ф. Дубровкин, Л.Н. Смирнова; Под ред. Д.Ю. Гамбурга, Н.Ф. Дубровкина. - М.: Химия, 1989.

3. Дядик А.Н., Замуков В.В., Дядик В.А. Корабельные воздухонезави-симые энергетические установки. - СПб.: Судостроение, 2006.

4. Николаев О.С. Водород и атом водорода: справочник физических параметров. - М.: Ленанд, 2006.

5. Петухов P.M., Постнова Л.С. Экономика судостроительной промышленности: учебное пособие. - Л.: Судостроение, 1984.

6. Реклейтис Г., Рейвиндран А., Рэгсдел К. Оптимизация в технике: в 2-х кн. Кн. 1 / Пер. с англ. - М.: Мир, 1986.

АНАЛИЗ ПОГРЕШНОСТЕЙ МЕТОДОВ КАЛИБРОВКИ В ПОЛОСКОВОМ ИЗМЕРИТЕЛЬНОМ ТРАКТЕ1

© Белков И.Г., Малышев И.Н.*

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

Волновые параметры рассеяния изделия определяются из результатов измерений векторного анализатора цепей контактного устройства с установленным в него изделием. Погрешности измерений в полосковом тракте складываются из следующих составляющих:

- систематическая погрешность калибровки;

- систематическая погрешность, вызванная температурными уходами;

- случайные погрешности, вызванные нестабильностью параметров измерительных кабелей и коаксиально-полосковых переходов, приборным шумом, не повторяемостью соединения переходов при пере стыковках.

Одной из наиболее сложных задач при измерениях в полосковом измерительном тракте, является минимизация систематической погрешности калибровки. Калибровка (вынесение, de-embedding) - это метод исключения влияния окружающих цепей на измеряемые параметры рассеяния, позволяющие получать параметры рассеяния самого изделия.

В настоящее время существует множество методов вынесения. Использование того или иного метода зачастую определяется типом измеряемого

1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

* Доцент кафедры «Компьютерные технологии в проектировании и производстве», кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.