Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Тасқынғали Аяулым, Татьяна Васильевна Попова, Нарымбаева Назерке Нурмагамбетовна

В современном мире вопросы сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой. С каждым годом растет количество алиментарно-зависимых заболеваний среди детей. Отклонения в физическом развитии у школьников, а также развитие патологических и функциональных состояний в большей степени формируются за счет дефицита нутриентов (пищевых веществ) в пищевом рационе детей. Доказано, что недостаток в питании белка приводит к изменениям в полноценном функционировании зрительного анализатора; дефицит микроэлементов приводит к структурным нарушениям костной ткани, а недостаточность в рационе аминокислот и углеводов приводят к проблемам формирования химических связей, отвечающих за память у ребенка. Таким образом, ухудшение состояния здоровья школьников во многих случаях зависит от неудовлетворительной организации питания. Несбалансированное питание ведет к риску возникновения заболеваний. Среди наиболее значимых негативных особенностей пищевого поведения детей в первую очередь следует назвать такие, как избыточное потребление соли, сахара, насыщенных жиров, недостаток микронутриентов в рационе питания, недостаточное потребление рыбы, молочных продуктов, овощей и других продуктов, являющихся источником пищевых волокон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Тасқынғали Аяулым, Татьяна Васильевна Попова, Нарымбаева Назерке Нурмагамбетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF SCHOOL MEALS AS THE MAIN FACTOR AFFECTING THE HEALTH OF SCHOOL-AGE CHILDREN

In the modern world, the issues of preserving and strengthening children's health are an urgent problem. The number of alimentary-dependent diseases among children is growing every year. Deviations in physical development in schoolchildren, as well as the development of pathological and functional conditions, are largely formed due to a deficiency of nutrients (nutrients) in the diet of children. It has been proven that a lack of protein in the diet leads to changes in the full functioning of the visual analyzer; deficiency of trace elements leads to structural disorders of bone tissue, and deficiency in the diet of amino acids and carbohydrates lead to problems in the formation of chemical bonds responsible for memory in a child. Thus, the deterioration of the health status of schoolchildren in many cases depends on unsatisfactory nutrition. An unbalanced diet leads to a risk of disease. Among the most significant negative features of children's eating behavior, first of all, such as excessive consumption of salt, sugar, saturated fats, lack of micronutrients in the diet, insufficient consumption of fish, dairy products, vegetables and other products that are a source of dietary fiber.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК: 613.955 МРНТИ: 76.33.35

ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТАСЦЫНГАЛИ А.М., ПОПОВА Т.В., НАРЫМБАЕВА Н.Н.

ТОО Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ», Алматы, Казахстан

Актуальность. В современном мире вопросы сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой. С каждым годом растет количество алиментарно-зависимых заболеваний среди детей. Отклонения в физическом развитии у школьников, а также развитие патологических и функциональных состояний в большей степени формируются за счет дефицита нутриентов (пищевых веществ) в пищевом рационе детей. Доказано, что недостаток в питании белка приводит к изменениям в полноценном функционировании зрительного анализатора; дефицит микроэлементов приводит к структурным нарушениям костной ткани, а недостаточность в рационе аминокислот и углеводов приводят к проблемам формирования химических связей, отвечающих за память у ребенка. Таким образом, ухудшение состояния здоровья школьников во многих случаях зависит от неудовлетворительной организации питания. Несбалансированное питание ведет к риску возникновения заболеваний. Среди наиболее значимых негативных особенностей пищевого поведения детей в первую очередь следует назвать такие, как избыточное потребление соли, сахара, насыщенных жиров, недостаток микронутриентов в рационе питания, недостаточное потребление рыбы, молочных продуктов, овощей и других продуктов, являющихся источником пищевых волокон[1].

Данные Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что в мире на протяжении трех последних десятилетий фактически удвоился процент людей, не просто имеющих избыточный вес, а страдающих ожирением. По данным Всемирной организации здравоохранения о ситуации в Европейском регионе (куда входит и Республика Казахстан), отмечается тенденция к «омоложению» ожирения, а именно в период последних 30-40 лет последовательно увеличивается доля детей с избыточным весом, что вызывает обоснованное беспокойство специалистов, поскольку материалы эпидемиологических мониторингов ВОЗ свидетельствуют, что более чем у 60% детей с избыточной массой тела впоследствии наблюдаются проблемы с лишним весом и в более старшем возрасте. Следует также отметить прямую связь детского ожирения с развитием неинфекционных алиментарно-зависимых (связанных с питанием) заболеваний, которые по мере взросления приобретают хронический характер и во взрослом возрасте представляют прямую угрозу здоровью человека[2]. Эпидемиологические исследования, в фокусе которых находится детское и подростковое ожирение, убедительно свидетельствуют о серьезных последствиях избыточной массы тела. Так, например, ожирение напрямую связано с повышенными рисками заболевания гипертонией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также с риском развития сахарного диабета 2-го типа.

В 3 задаче (Выбор людей в пользу здоровья) 4-го направления (Увеличение доли населения, ведущего здоровый образ жизни, и развитие массового спорта), Национального проекта РК «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» на 2021-2025 годы указан показатель «Снижение заболеваемости ожирением среди детей (0-14 лет)» [3].

Уникальной системой по измерению тенденции в области избыточного веса и ожирения среди детей младшего школьного возраста является Европейская инициатива

ВОЗ по эпиднадзору за детским ожирением (COSI). В настоящий момент COSI является основой для разработки эффективной политики и мер по борьбе с детским ожирением в Европейском регионе ВОЗ. Успешная реализация инициативы COSI в нескольких странах региона способствовала присоединению новых стран-участников.

Данное исследование в нашей стране проводилось осенью 2020 года во всех регионах, то есть в 14 областях и трёх городах республиканского значения - Алматы, Астане и Шымкенте. В 153 школах страны проводили антропометрические исследования детей начальных классов, а также было проведено анкетирование родителей и школьной администрации. Всего в исследовании приняли участие более 6800 школьников в возрасте от 6 до 9 лет, анкеты заполнили более 6300 родителей[4].

В исследованиях Российских авторов В.А. Шульдайс, Г.Р. Сагитовой и др. (2022) изучен вопрос влияния питания в образовательных учреждениях на состояние здоровья современных школьников г. Астрахани, а также понимание детьми и их родителями принципов здорового питания детей [5].

Материалы и методы. В исследовании Российских ученых проведен мониторинг состояния здоровья школьников 6 общеобразовательных учреждений, обслуживаемых Детской городской поликлиникой № 4 г. Астрахани. Материалом исследования были данные профилактических осмотров 2018-2020гг. Осуществлялось анкетирование школьников (579 человек) старших (8-11) классов и родителей (591 человек) на предмет информированности о состоянии здоровья ребенка, а также их отношения к здоровому питанию в школах.

В исследовании COSI в качестве инструмента оценки был взят эпиднадзор за детским ожирением в РК, проведенным в 2020 году. Родители детей начальных (2-3) классов заполняли семейную анкету по образу жизни своих детей. Целевая группа: дети 69 лет, учащиеся начальных классов школ республики.

Результаты. По результатам исследования COSI (эпид.надзора за детским ожирением, 2020г.) распространенности избыточной массы тела среди детей школьного возраста установлено, что в Казахстане 20,6 % детей в возрасте 6-9 лет имеют избыточную массу тела, включая ожирение. Что интересно, у мальчиков (23,6%) этот показатель больше, чем у девочек (17,6 %). Как показали результаты исследования 1 ребенок из 5 детей имеет избыточную массу или ожирение, у 6,6 % детей выявлено ожирение, что говорит о необходимости оптимизации школьного питания, проведения учебных часов по рациональному питанию и о вреде фастфудов, физической активности и профилактике малоподвижного образа жизни и чрезмерного использования электронных приспособлений, профилактике поведенческих факторов риска, также проведения совместных мероприятий с родителями по повышению уровня информированности о режиме питания и о правильном составлении рациона школьника, с учетом физических и умственных нагрузок. По итогам исследования, установлено, что лидируют мальчики - 8,7%, у девочек показатель ожирения составил 4,6%. Как показали сравнительные исследования детей проживающих в городских и сельских населенных пунктах среди детей, проживающих в городах, значительно больше тех, у кого избыточный вес или ожирение (23,1%), по сравнению с детьми из сельской местности (17,5%). При этом среди городских (26,8%) и сельских мальчиков (19,7%) распространённость избыточной массы тела выше по сравнению с городскими (19,4 %) и сельскими (15,4%) девочками. Доля детей с ожирением значимо выше в городе (8,0%), по сравнению с долей детей с ожирением в сельской местности (5,2%).

По результатам исследовательской работы Российских ученых (2022) выяснено, что 84% родителей школьников старших (8-11) классов не знают полных сведений о болезнях детей; частично ориентированы в заболеваемости школьников 7% родителей; владеют ошибочными знаниями 9%. На вопрос «Как вы оцениваете значение питания для здоровья вашего ребенка?» 43,6% родителей согласны с тем, что питание имеет высокое значение для здоровья ребенка; 32,7% признают, что физическое состояние их ребенка

сильно зависит от его питания; 20,8% считают, что здоровье ребенка скорее зависит от питания, и лишь 0,7% уверены в том, что здоровье их детей не зависит от питания.

Большая часть родителей (72%) утверждают, что дети в школе питаются в одно и то же время, это достаточно хорошие показатели, поскольку соблюдение режима питания является важным фактором правильного питания ребенка. Однако почти треть школьников (37,3%) сообщили, что они питаются в разное время. 49,1% детей сообщили, что едят быстро, проглатывая большие куски. У 83% школьников не сформированы правильные навыки приема пищи. Среди проблем, связанных с питанием школьников, 32,3% респондентов родителей указывают на отсутствие условий для полного контроля питания ребенка в течение дня; 5,4% отмечают, что в школе ребенок заменяет основные приемы пищи перекусами; 15,7% родителей признают, что их дети увлекаются сладким; 11,4% родителей отметили отказ детей от полезных продуктов; 12,8% родителей отметили недостаточное выделение средств, чтобы обеспечить рациональное питание детей. В 11,5% случаев отсутствует единое понимание у всех членов семьи, каким должно быть правильное питание школьников, 27% родителей не ориентированы, какие продукты необходимы ребенку школьного возраста. Беседы с детьми о пользе пищи, о витаминах, о вреде фастфуда проводят 39,8% родителей, в свою очередь 19,7% родителей не разговаривают с детьми о питании, т. к. им не хватает знаний о здоровом питании и времени. 22% родителей считают свое участие в рациональном питании недостаточным, 14,2% придерживаются позиции «дают кушать, что есть дома». 66,8% детей отметили, что едят супы (первые блюда), 43,9% детей едят ежедневно фрукты и 26,6% - овощи. 38% школьников фрукты употребляют 1 раз в неделю 31,1% родителей заменяют мясо в рационе школьника колбасой, сосисками. По итогам проведенного опроса сформирован список любимых продуктов школьников: шоколад, конфеты (61%); пирожные, кондитерские изделия (46%); сладкая газированная вода (31%); чипсы (25,5%); сухарики (22%); бутерброды (21,1%). Опрошенные дети мало едят важные для здоровья продукты, в частности белковые - молоко, рыбные блюда, кисломолочные продукты, а также свежие фрукты, мясные блюда.

Выводы. Таким образом, как показал анализ литературных источников по данной теме, существует ряд проблем в вопросах правильного питания среди проанализированных возрастных групп, как не соблюдение режимов питания, низкая информированность в вопросах рационального питания, частое употребление неправильной еды в виде чипсов и фастфуда, газированных напитков, что является причиной ожирения, которая на сегодняшний день является частым явлением среди школьников нашей страны. По мнению отечественных и зарубежных ученых, повышение алиментарно - зависимой заболеваемости детского населения обусловлено недостаточностью витаминов и микроэлементов, его быстрой истощаемостью в период активного роста и созревания на фоне неадекватного поступления питательных веществ с пищей.

Низкий уровень организации питания школьников формирует нутритивные дефициты пищевых рационов детей. Анкетирование школьников и их родителей выявило глубинные причины формирования у детей функциональных нарушений здоровья. Дефектное питание детей приводит к нарушению обмена веществ всех классов болезней с устойчивыми признаками функциональных нарушений. Недостаточная грамотность в области здорового питания, избыточная эмоциональная нагрузка в течение дня приводят к формированию отклонений в состоянии здоровья у детей, в результате которых формируются различные хронические заболевания.

Требуется внедрение в школах здоровьесберегающих технологий, которое будет проводиться совместно специалистами различных ведомств по вопросам организации рационального питания, доступности к профилактическим мероприятиям, вовлечению педагогов и родителей к восстановлению здоровья школьников, внедрению в коллективах

здорового образа жизни и т. п. Все это требует оптимизации существующей системы охраны здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Намазова-Баранова Л.С., Кучма В.Р., Ильин А.Г., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации. Медицинский совет. 2014;(1):6-10. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2014-1-6-10.

2. Social determinants of health and well-being among young people. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study // Health Policy for Children and Adolescents. Num. 6. 2012. - URL: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf_file/0003/163857/Social-determinants-of-health-and-well-being-among-young-people.pdf

3. Об утверждении национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 725. - URL: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000725

4. Национальный отчет. Эпидемиологический мониторинг детского ожирения и факторов, его формирующих, в Республике Казахстан, 2015-2016 гг. Под редакцией Баттаковой Ж.Е., Мукашевой С.Б., Слажневой Т.И., Абдрахмановой Ш.З., Буонкристиано М., Адаевой А.А., Акимбаевой А.А. Алматы, 2017г., 48 стр. ISBN 978-6017083-07-6.

5. Шульдайс В.А., Сагитова Г.Р., Торопыгина Е.А., Столыпина М.В., Клюева Н.В., Шафоростова Е.М., Темерев И.А. Многоликость проблем школьной медицины: состояние здоровья и организация питания школьников. Медицинский совет. 2022;16(19):167—173. - URL: https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-19-167-173.

6. Милушкина О.Ю., Пивоваров Ю.П., Скоблина Н.А., Бокарева Н.А. Ведущие факторы риска нарушения морфофункционального состояния детей и подростков. Профилактическая и клиническая медицина. 2014;51(2):26-31. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=22027327.

7. Шеметова Е.В., Бойцова Т.М. Питание школьников Приморского края: современное состояние, качество и мониторинг. Техника и технология пищевых производств. 2017;45(2):112-118. Режим доступа:

8. Хребтова А.Ю., Горева Е.А., Петренко А.В. Стереотипы питания детей в школьных коллективах. Ученые записки университета имени

9. П.Ф. Лесгафта. 2015;122(4):190-195. https://doi.org/0.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.

10. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения. Фундаментальная и клиническая медицина. 2019;4(2):120-128. https://doi. org/10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128.

11. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В., Устинова Н.В., Байбарина Е.Н., Чумакова О.В. Итоги профилактических медицинских осмотров детского населения российской федерации в 2014 году. Педиатр. 2017;8(1):33—39. https://doi.org/10.17816/ PED8133-39.

12. Мясникова Е.Н., Жубрева Т.В., Васильева И.В. Региональные особенности организации питания школьников Воронежской области. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018;99(3):166-172. https://doi.org/10.21686/2413-2829- 2018-3-166-172.

13. Баттакова Ж.Е., Токмурзиева Г.Ж., Слажнева Т.И., Абдрахманова Ш.З., Акимбаева А.А.Изучение низкой физической активности детей младшего школьного возраста, как фактора формирования повышенной массы тела (результаты пилотного исследования).

Сборник материалов XLII заочной конференции «International Research Journal», г.Екатеринбург, №8 (39) 2015 г., Часть 3, сентябрь, с.89-92.

14. Баттакова Ж.Е., Токмурзиева Г.Ж., Слажнёва Т.И., Абдрахманова Ш.З. Организация систем эпидемиологического надзора за ожирением детей (международный опыт и действия Казахстана). Сборник материалов XII международной научно-практической конференции «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия», г.Новосибирск, №5 (12)/2015 г. часть 3, 19-20 июня 2015г., с.18-21. 25. Европейская инициатива ВОЗ по эпиднадзору за детским ожирением (COSI). Протокол Октябрь 2016г.Всемирная организация здравоохранения, 2017г. 22с

15. . Branca F, Nikogosian H, Lobstein, T, eds. The challenge of obesity in the WHO European Region and the strategies for response. Copenhagen, World Health Organization Regional Office for Europe, 2007 (http://www.euro.who.int/__data/assets/ pdf_file/0010/74746/E90711.pdf). accesed 24/03/2017

16. Blondin SA, Anzman-Frasca S, Djang HC, Economos CD. Breakfast consumption and adiposity among children and adolescents: an updated review of the literature. Pediatric Obesity. 2016; 11(5):333-48.

17. Физическое развитие детей: фундаментальные и прикладные аспекты / Н.А. Скоблина, О.Ю. Милуш- кина и др. - М.: Союз гигиенистов, 2018. - 179 с.

18. Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А., Анто - нова Е.В. и др. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации Альманах института кор- рекционной педагогики. - 2017. - № 31. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficulties- of-development-of-communication-in-children-first- years-of-life-with-disabilities

19. Досимов, Ж.Б. Соматический и репродуктивный статус подростков г. Актобе / Ж.Б. Досимов, Г.М. Кульниязова, Л.В. Долотова // Медицинский журнал Западного Казахстана. - 2015. - №2(46) . - С. 38-41.

20. Методология изучения рациона питания и поведенческих привычек населения

для оценки приверженности здоровому образу жизни /О.М. Драпкина, С.С. Неустроев, Е.Б. Фролова, С.А. Шальнова, А.В. Концевая, Д.В. Адамчук, Ю.А. Баланова, А.Э. Имаева, Н.С. Карамнова, Г.А. Муромцева, Н.Б. Старикова // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. №4. С. 43-50.

21. Адамчук Д.В., Неустроев С.С. Методологические аспекты разработки учебного курса для подготовки интервьюеров к проведению статистического наблюдения рациона питания // Управление образованием: теория и практика. 2019. №2(34). С. 24-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.