Научная статья на тему 'Оптимизация самодействующих клапанов поршневых компрессоров'

Оптимизация самодействующих клапанов поршневых компрессоров Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
483
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕЙСТВУЮЩИЙ КЛАПАН / ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ / SELF-ACTING VALVE / COMPUTATIONAL MODELING / OPTIMIZATION OF PARAMETERS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сарманаева А. Ф., Мустафин Т. Н., Чекушкин Г. Н.

Приведены результаты исследований проточной части, а также динамики подвижных элементов самодействующих клапанов. Дана методика численного моделирования рабочих процессов с учетом реальности свойств газа и выполнена оптимизация параметров рассматриваемого клапана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сарманаева А. Ф., Мустафин Т. Н., Чекушкин Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of researches of a gas-flow part, and also dynamics of movable elements of self-acting valves are presented. The method of computational modeling of the working processes taking into account a reality of properties of the gas is given and optimization of parameters of the considered valve is executed

Текст научной работы на тему «Оптимизация самодействующих клапанов поршневых компрессоров»

А. Ф. Сарманаева, Т. Н. Мустафин, Г. Н. Чекушкин ОПТИМИЗАЦИЯ САМОДЕЙСТВУЮЩИХ КЛАПАНОВ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ

Ключевые слова: самодействующий клапан, численное моделирование, оптимизация параметров.

Приведены результаты исследований проточной части, а также динамики подвижных элементов самодействующих клапанов. Дана методика численного моделирования рабочих процессов с учетом реальности свойств газа и выполнена оптимизация параметров рассматриваемого клапана.

Key words: self-acting valve, computational modeling, optimization of parameters.

Results of researches of a gas-flow part, and also dynamics of movable elements of self-acting valves are presented. The method of computational modeling of the working processes taking into account a reality ofproperties of the gas is given and optimization ofparameters of the considered valve is executed.

Клапаны, являющиеся механизмом газораспределения ряда объемных машин, определяют организацию рабочего процесса и соответственно основные характеристики компрессора. Для самодействующих клапанов характерно обеспечение почти полного внутреннего сжатия и расширения газа на всех режимах по давлениям на входе и выходе ступени, что обеспечивает неплохие показатели компрессора. Этот вид клапанов, как правило, представляют собой сочетание кольцевых, дисковых или лепестковых всасывающих и нагнетательных пластин. Перечисленным вариантам исполнений в большей или меньшей степени свойственна ограниченная площадь проходного сечения, наличие мертвого пространства, потерь на трение, неравномерный износ уплотняющих поясков и как следствие утрата герметичности.

Целью настоящей работы является оптимизация клапана поршневого компрессора на основе исследования его характеристик с использованием экспериментальных результатов и численного моделирования рабочих процессов.

В случае самодействущих клапанов спецификой протекания рабочих процессов является переменная масса рабочего тела. Описание процессов выполнено на основе математического моделирования и экспериментальных результатов с учетом реальности свойств газа, что, в конечном счете, позволяет дать рекомендации по модернизации машин.

Модель реализуется при принятии следующих допущений в выводе исходной системы уравнений: параметры газа в рабочей камере непрерывны и однородны; на входе и выходе ступени параметры газа постоянны.

Процессы в рабочей полости машин объемного принципа действия описываются на основе закона сохранения энергии системой уравнений

v [f^/Aink.' dQ J/as' c .fcP') .(dV v \ V-cp ((¡^l( ю dr J ю-dxj (¿VJT p (avJT (dф ю (

v (7^fAink.cm*'i-_dQ V-Cp ftk=it ю dr J ю-с (aP1 -v-(S )t Sb 'litdV v v Jp J f СФ ю

CP-ta J -,J-[(S l--(a

(f i - • -fav i -ta-i

ча

(dm.

dr

f dm.

dr

где Р,Т,б, Ср, V - давление, температура, энтропия,

мгновенная изобарная теплоемкость удельный объем газа; V- текущий объем рабочей полости; Д1пк = I - ¡пк -разница энтальпий притекаемого газа и газа в рабочей

полости; ю = —- -угловая скорость коленвала; хх -Ьх Ьт

мгновенный массовый расход через клапана или щели dQ

в поршневых кольцах; -тепловой поток подводи-

мый к газу в результате теплообмена со стенками.

Зависимости для газа ви-

да: I = Цр; Т), в = Г2 (р; Т), V = 1з (р; Т) отыскиваются

как полиномы термодинамических свойств или из эмпирических зависимостей.

Для процессов всасывания и нагнетания имеет место массообмен, в котором участвуют самодействующие клапаны, осуществляемый через переменное во времени проходное сечение, что дополнительно требует введения уравнения динамики, записываемого в виде:

1

dф2 тп -ю

— =-2 • (р- fc • (Р2 - Pi) - С • (h + ho) -r- Z - G)

В уравнении р - коэффициент давления потока; ^ - площадь проходного сечения седла клапана; р1, р2 -давление полости в которую и из которой происходит истечение; С -жесткость пружины; И,И0 -текущая высота и предварительный натяг пластины; Z - мгновенная скорость движения пластины; X -коэффициент демпфирования; О - проекция силы упругости пружины. Первое слагаемое определяет силу воздействия на пластину газового потока; второе-силу упругости пружины; третье-силу трения; последнее-проекцию силы упругости пружины.

Данная математическая модель с учетом реальности свойств газа может быть реализована, лишь в том случае, если известны коэффициент давления потока газа на закрывающий орган клапана и коэффициент расхода. Эти величины достаточно трудно рассчитать теоретически, их экспериментальному исследованию и посвящена текущая работа. На рис.1

dP

dT

представлены результаты исследования коэффициента давления.

р

■ фреон-134а о воздух х фреон-22

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8 2 h, мм

Рис. 1 - Зависимость коэффициента давления потока р от хода пластины клапана И

Зависимость коэффициента Рд для различных

рабочих тел, в соответствии с рисунком, показывает, что в реальных условиях при моделировании работы клапана необходимо учитывать род рабочего тела.

В случае коэффициента расхода при различных вариантах поточной части установлена возможность использования обобщенной характеристики.

Таким образом, полученные значения коэффициентов расхода клапанов и коэффициентов давления потока предлагается использовать не только для проведения текущего исследования, но они могут быть рекомендованы и при математическом моделировании холодильных компрессоров с самодействующими клапанами, работающих на хладонах R134a и Я22.

Немаловажна в вопросах газораспределения прочность пластин, поскольку они находятся в исключительно тяжелых условиях при повышенных динамических нагрузках, а также деформациях в закрытом состоянии от разности давлений газа. Установлено, что характерным видом поломки пластин кольцевого клапана являются трещины, направленные преимущественно в радиальном направлении, что свидетельствует о повышенных касательных напряжениях в сравнении с радиальными. Неравномерный износ по кромкам приводит к возникновению дополнительных напряжений в пластинах, вследствие деформированного состояния пластины под действием разности давлений в закрытом клапане. Этого недостатка лишены клапаны лепесткового типа, представляющие собой консольно закрепленную пластину, конец которой перекрывает одно или несколько отверстий в седле. Также известны комбинированные клапаны в пластинах, которых лепестки объединены по наружному или внутреннему диаметру. В этом случае для развития площади проходного сечения применяют несколько различных типоразмеров пластин, а размещение нагнетательных из них оставляет значительную величину мертвого объема в каналах седла, из которых рабочее тело после нагнетания расширяется, уменьшая производительность компрессора. Таким образом, ввиду наличия преимуществ лепестковых типов запорных пластин их использование в составе прорабатываемой комбинированной конструкции клапана является перспективным, а вследствие перечисленных недостатков их газодина-

мические характеристики и динамика требуют дополнительного исследования.

В работе получены: зависимость коэффициента расхода, коэффициента давления потока по агентам и давлениям от относительного хода лепесткового клапана; представлены диаграммы хода лепестков на различных режимах функционирования многолепесткового клапана. Результаты исследований показали, что:

1. Коэффициент расхода практически не зависит от рода газа и определяется геометрией проточной части клапана.

2. Коэффициент давления потока зависит от вида газа и давления, при котором он определяется. При повышенных давлениях с некоторым приближением этот коэффициент можно принять постоянным по ходу клапана.

Сравнительный анализ различных типов клапанов, а также результаты проведенных исследований проточной части и динамики подвижных элементов клапанов явились основой для оптимизации параметров предлагаемого клапана с учетом уровня потерь и динамических нагрузок, способного работать в ступенях без смазки рабочих камер и повышенной быстроходности. В частности предлагается комбинированный самодействующий клапан для поршневой ступени, в котором кольцевая всасывающая пластина устанавливается между цилиндром и седлом, а нагнетательная пластина посажена по кольцевым поясам седла и диска в составе устройства разгрузки с ограничителем хода пластины, отличающийся от аналогов тем, что пластина всасывающего клапана 1 (см. рис. 2) содержит упруго деформируемые лепестки, объединенные в кольцо. Причем смежные лепестки образуют пружинные участки, которые в процессе наполнения рабочей полости агентом срабатывают на перепад давления «Ар» и открывают каналы «В» седла. Перемещение лепестков ограничивается углублениями по контуру «Б» зеркала цилиндра и далее проходное сечение увеличивается за счет пружинных участков прорезей смежных лепестков, обеспечивая практически параллельное положение лепестков по отношению к плоскости седла (см. фиг.2 разрез Г-Г). В исходное положение лепестки пластины 1 возвращаются под действием собственной упругости.

Г-Г (211

Рис. 2 - Конструкция всасывающей лепестковой пластины клапана расширенного проходного сечения

Нагнетательную пластину планируется выполнить кольцевой с выступом между уплотняющими поясами, а между пластиной и устройством разгрузки по внутреннему поясу установить зазор. И кроме того в ограничителе хода нагнетательной пластины воз-

можно размещение поршня перемещающегося внутри замкнутого пространства, что в случае возникновения гидравлического удара значительно уменьшит его последствия.

Литература

1. Хисамеев, И.Г. Разработка механизма движения поршневого компрессора, исследование газораспределения ступени / И.Г. Хисамеев, Г.Н. Чекушкин, А.Ф. Сарманае-ва. // Вестник Казан. технол. ун-та - 2011 - № 17 - С. 194198.

2. Пластинин, П.И. Поршневые компрессоры: в 2 т. Т.2: Основы проектирования. Конструкции / П.И. Пластинин. - М.: Колос, 2008. - 711 с.: ил.

3. Быков, А.В. Холодильные компрессоры / А.В. Быков,

Э.М. Бежанишвили, И.М. Калнинь и др.; под ред. А.В. Быкова. - М.: Колос, 1992. - 304 с.

4. Чекушкин, Г.Н. Самодействующие клапаны холодильных поршневых компрессоров / Г.Н. Чекушкин. - Казань, КХТИ им. С.М. Кирова, 1984. - 36 с.

5. Machu E.H. Valve dynamics of reciprocating compressors valves with more than one degree of freedom / E.H. Machu -Consulting Mechanical Engineer, Vienna, Austria, 2001.

© А. Ф. Сарманаева - асп. каф. холодильной техники и технологии КНИТУ; Т. Н. Мустафин - канд. техн. наук, доц. каф. холодильной техники и технологии КНИТУ, mustimur@rambler.ru; Г. Н. Чекушкин - канд. техн. наук, проф. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.