Научная статья на тему 'Оптимизация регионального деления с целью повышения экономического потенциала российских регионов'

Оптимизация регионального деления с целью повышения экономического потенциала российских регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
232
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / УКРУПНЕНИЕ РЕГИОНА / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / IMPORT SUBSTITUTION / POPULATION / ENLARGEMENT OF THE REGION / PRODUCTION FACTORS / SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Щербаков Станислав Сергеевич

Организация процесса импортозамещения в условиях внешнего экономического давления на Российскую Федерацию на сегодняшний день приобретает первостепенное значение в планировании регионального развития. В статье рассмотрена необходимость реорганизации территориального деления Российской Федерации, как в аспекте экономических регионов, так и административно-территориальном. Приведено обоснование признания численности населения определяющим фактором для социально-экономического развития региона. Представлена методика первоначальной оценки целесообразности проведения укрупнительных преобразований для конкретного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Щербаков Станислав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of regional structure in order to increase the economic potential of Russian regions

Today the process of import substitution in the context of external economic pressure on the Russian Federation becomes of paramount importance in planning regional development. The article considers reorganization of the territorial division of the Russian Federation in terms of economic regions and administrative-territorial aspect. We justify the recognition of the population as a determining factor for the socio-economic development of the region. We present method for initial assessment of expediency of transformations for a particular region.

Текст научной работы на тему «Оптимизация регионального деления с целью повышения экономического потенциала российских регионов»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 24 • декабрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^ издательство

Креативная экономика

оптимизация регионального деления с целью повышения экономического потенциала российских регионов

Щербаков С.С.1

1 Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Организация процесса импортозамещения в условиях внешнего экономического давления на Российскую Федерацию на сегодняшний день приобретает первостепенное значение в планировании регионального развития. В статье рассмотрена необходимость реорганизации территориального деления Российской Федерации, как в аспекте экономических регионов, так и административно-территориальном. Приведено обоснование признания численности населения определяющим фактором для социально-экономического развития региона. Представлена методика первоначальной оценки целесообразности проведения укрупнительных преобразований для конкретного региона. ФИНАНСИРОВАНИЕ: Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 1612-34027.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: импортозамещение, численность населения, укрупнение региона, факторы производства, социально-экономический потенциал.

optimization of regional structure in order to increase the economic potential of Russian regions

Scherbakov S.S.1

1 Volgograd State University, Russia

введение

В современной экономической системе роль экономических регионов неуклонно повышается, так как логика рыночных преобразований направлена на придание мезоуровню экономики черт центрального узлового пространства, объединяющего в себе государственные интересы в их территориальном аспекте, интересы крупного капитала и собственно цели и развитие самого региона. «Все яснее становится необходимость придания приоритетного значения территориальному аспекту отраслевого развития. Такой подход обусловливает превращение регионов в статусных - наряду с федеративной властью и крупным капиталом - участников глобализационных процессов», - указывает Д. Евстигнеева [3] (Evstigneeva, Evstigneev, 2003).

В системе рыночных отношений в России регион выступает одним из центральных акторов как самостоятельный экономический субъект, имеющий собственные источники финансирования и планы развития регионального хозяйственного комплекса. М. П. Бадлуева и А. Б. Аюрзанайн указывают: «В современных условиях вопросы перехода на инновационное развитие перемещаются в сферу региональной экономической политики, ведь именно региональные социально-экономические системы формируют зоны инновационно- и креативно-ориентированной экономики». [2] (ВайЫвуа, Ауытгапауп, 2015).

Следовательно, регион должен обладать возможностью самостоятельного ведения хозяйственной деятельности. То есть должен иметь необходимые экономические ресурсы для ее ведения, а также полномочия по использованию полученных доходов. И это условие становится определяющим для самого существования региона, по крайней мере, когда речь идет о его социально-экономическом аспекте.

Можно без преувеличения говорить о том, что социально-экономический потенциал страны складывается из совокупного потенциала составляющих ее регионов. И тем успешнее экономический рост в целом, чем выше имеющийся региональный потенциал и эффективнее степень его использования. Таким образом, для общего экономического преуспевания страны критически важно наличие экономически развитых, самодостаточных в хозяйственном плане регионов, способных выступить в качестве точек роста для отраслей региональной специализации. Очевидно, что справиться со столь масштабной задачей могут лишь те регионы, которые обладают достаточными природными и человеческими ресурсами, а также развитой инфраструктурой.

ABSTRACT:_

Today the process of import substitution in the context of external economic pressure on the Russian Federation becomes of paramount importance in planning regional development. The article considers reorganization of the territorial division of the Russian Federation in terms of economic regions and administrative-territorial aspect. We justify the recognition of the population as a determining factor for the socio-economic development of the region. We present method for initial assessment of expediency of transformations for a particular region.

KEYWORDS: import substitution, population, enlargement of the region, production factors, social and economic potential

JEL Classification: R11, R12, R13, R58 Received: 19.11.2017 / Published: 28.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Scherbakov S.S. ( stas3320rambler.ru)

CITATION:_

Scherbakov S.S. (2017) Optimizatsiya regionalnogo deleniya s tselyu povysheniya ekonomicheskogo potentsiala rossiyskikh regionov [Optimization of regional structure in order to increase the economic potential of Russian regions]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (24). - 4163-4172. doi: 10.18334/rp.18.24.38651

Особая роль в стимулировании экономического роста в регионах отводится политике импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве, направленной на поиск отечественных альтернатив импортной ресурсной базе (сырье, материалы, компоненты, запасные части и т. д.). «Основной идеей импортозамещения выступает построение системы мер, обеспечивающей снижение импортозависимости, направленной на купирование негативных эффектов от возникшего, либо потенциально возможного дефицита импортных товаров, формирующих ресурсную базу региональной системы хозяйства, что позволит повысить степень экономической безопасности территории и сохранить социально-экономический потенциал региона» [8] (Scherbakov, 2016).

Тем не менее, в научном сообществе на данный момент существуют различные, часто диаметрально противоположные подходы, как к самому пониманию социально-экономического потенциала региона, так и к возможности его оптимизации путем региональных преобразований. Так, в трудах А. Г. Гранберга последовательно отстаивается идея коренного преобразования сетки административно-территориального деления страны на основе принципа экономической целесообразности. В. В. Кистанов предлагает введение трехуровневой системы управления регионами Российской Федерации на основе создания макрорегионов, по типу федеральных округов, объединяющих сходные по экономическому развитию и ресурсной обеспеченности регионы. Более умеренные подходы к проблематике региональной оптимизации демонстрирует ряд российских исследователей, таких как М. К. Бандман, О. Г. Дмитриева, Н. И. Ларина, но все они сходятся во мнении о низкой адекватности современным вызовам существующей системы территориального районирования. Таким образом, можно констатировать, что единый подход к проблематике оптимизации регионального деления страны, как на уровне экономических регионов, так и на уровне административно-территориального деления в целом на сегодняшний день ученым сообществом не выработан. Отсутствует единая методология, определяющая порядок модернизации регионального деления и подход к критериям оценки необходимости изменений в территориальной структуре того или иного региона.

Необходимость четкого понимания методов первоначальной оценки степени целесообразности территориальных преобразований в конкретном регионе обуславливает актуальность проводимого исследования.

ОБ АВТОРЕ:_

Щербаков Станислав Сергеевич, соискатель кафедры государственного и муниципального управления, начальник научно-испытательного отдела войсковой части 15644 Ыа8332йгатЬ[ег.ш|

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Щербаков С.С. Оптимизация регионального деления с целью повышения экономического потенциала российских регионов // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4163-4172. сЫ: 10.18334/гр.18.24.38651

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании принятия численности населения региона в качестве ключевого фактора, определяющего его экономический потенциал и выработку методики первоначальной оценки степени необходимости укрупнительных преобразований.

Практическая значимость заключается в возможности применения приведенных в работе индикаторов для оценочных работ при формировании программ регионального развития.

Численность населения региона, как определяющий фактор его социально-экономического развития

Каждый регион России в той или иной степени располагает производственными факторами, необходимыми для экономической деятельности. По мнению М. Н. Руденко, элементы регионального экономического потенциала «можно сгруппировать в два блока, которые характеризуют количественный и качественный уровень. Так, с позиции функционального деления к первому уровню относятся природные, хозяйственные, трудовые, финансовые, инвестиционные, инфраструктурные ресурсы. На втором уровне находятся геополитический, информационный и управленческий потенциал» [7] ^^спЫ, 2017).

Тем не менее, ошибочно думать, что любые производственные отрасли могут одинаково эффективно развиваться в каждом из регионов. Поскольку те или иные производственные факторы, в зависимости от ряда причин, не во всех областях выражены одинаково, очевидно, что степень наделенности ими оказывает прямое влияние на экономическое развитие региона. Три первых фактора - человек, техника и природные ресурсы - выступают как система непосредственно на физическом уровне трансформирующая реальность, удовлетворяя потребности человека в товарах и услугах. «Эта группа факторов дифференцирует все продукты через знания и опыт, технику, природные и социальные условия» [4] (Inshakov, 2003). Три оставшихся фактора обеспечивают трансакции созданных продуктов путем формирования связей между производителями и потребителями в процессе обмена и распределения.

На региональном уровне все перечисленные факторы имеют некое территориальное измерение и неравномерно представлены в различных субъектах Российской Федерации. Так человеческий фактор прямо зависит от численности экономически активного населения, т. е. и от численности населения в целом. Технико-технологический определяется наличием производственных мощностей в регионе, развитой инфраструктурой, готовностью к модернизации и бюджетными возможностями для ее проведения. Природно-ресурсный выражает наличие на территории региона необходимых ресурсов и возможности их добычи. Институциональный и организационный проявляются в региональном законодательстве, нормативных актах, способах и методах, применяемых в региональном управлении. Информационный во многом определяется наличием в регионе научного потенциала способного аккумулировать знание, вырабатывать новые теории и находить им практическое применение.

Говорить о первенстве либо приоритетной важности какого-либо из обозначенных производственных факторов представляется малоперспективной задачей, так как совокупный продукт может быть получен лишь на стадии взаимодействия и взаимопроникновения всей системы, выраженной производственной функцией. Тем не менее, легко заметить, что один из производственных факторов, а именно человеческий, пронизывает собой всю систему трансформации физической реальности при создании конечной продукции и последующих трансакций по ее потреблению, реализации и обмену. И здесь можно подойти к численности населения территории (региона) как к определяющему показателю его развития. Рассматривая шесть факторов производственной функции, мы находим прямую либо опосредованную связь каждого из них с этим показателем.

Человеческий фактор, как показатель производственной функции может быть выражен через трудовые ресурсы, то есть численность трудоспособного населения региона, а эта величина прямо зависит от общей численности населения. Технико-технологический фактор также не только прямо зависим от технической обеспеченности и наличия современных технологий производства, но косвенно опирается на наличие специалистов, способных грамотно эксплуатировать имеющуюся технику. А количество и, главное, качество имеющихся трудовых ресурсов зависимо от общей численности населения.

К сожалению, экономическое развитие Российской Федерации до настоящего времени продолжает осуществляться по пути преимущественно экстенсивного роста. Доля высокотехнологичных производств, использующих прорывные технологии в стране пока незначительна. Это говорит о том, что современные высокорентабельные производства пока не обладают серьезным весом в большинстве регионов, и основным определителем количества выпущенной продукции остается труд, т. е. наличие либо отсутствие достаточного количества рабочих рук. Эту тенденцию можно проследить оценив зависимость величины валового регионального продукта (ВРП) от численности населения региона (рис.).

Природно-ресурсный фактор нельзя назвать зависящим от численности населения, наделенность территории природными ресурсами и их востребованность в каждый исторический момент времени являются факторами скорее географическими. Однако и здесь можно проследить некое социокультурное, а следовательно, зависимое от человека измерение. Ведь именно в зависимости от наличия и востребованности тех или иных природных ресурсов формировалась география расселения человеческих общин по территориям. И численность современного населения региона имеет свои исторические корни в географических и природно-ресурсных особенностях, изначально сделавших эту территорию привлекательной для организации поселений. Кроме того, опираясь на вывод о преимущественно экстенсивном росте российской экономики, можно сделать вывод, что даже самые ликвидные природные ресурсы региона будут добываться в больших количествах и объемах именно там, где численность населения преобладает.

Рисунок. График корреляции размера ВРП и численности населения региона Источник: составлено автором на основе статистических данных, опубликованных на официальном сайте Госкомстата РФ [6].

Говоря о трансакции созданных продуктов, путем формирования связей между производителями и потребителями в процессе обмена и распределения, то есть обращаясь к институциональному, организационному и информационному факторам производства, упускать человеческое измерение, по нашему мнению, некорректно. Ведь все три фактора просто не могут существовать вне наличия человеческого общества и прямо зависят от его качества. А качественные характеристики в соответствии с законами диалектики возникают из количественных. Наличие научных кадров, способность к инновациям, формирование удобной организационной и институциональной среды прямо зависят от качества человеческих ресурсов и трудоспособного населения, в частности. А качество в свою очередь способно возникнуть лишь при достаточном количестве, то есть исходной численности населения региона.

Учитывая взаимообусловленность всех производственных факторов и наличие влияния человеческого фактора на все остальные, численность населения региона можно выделить в качестве одной из основных доминант в его экономическом потенциале.

Тем не менее, среди административно-территориальных единиц Российской Федерации на современном этапе отмечается преобладание мелких и аморфных структур. «Большинство российских областей, особенно в европейской части, представляют собой административные образования, в которых нет выраженных специализаций, достаточной ресурсной базы, что не способствует созданию условий для комплексного развития и диверсификации экономики» [5] (Kopein, Filimonova, Kopein, 2014).

Вместе с тем даже в существующей системе раздробленного территориального устройства страны, немногочисленные крупные регионы демонстрируют явные преимущества по сравнению с малоразмерными соседями.

Преимущества крупных регионов очевидны. Они состоят:

• в больших масштабах регионального производственного комплекса, что позволяет снижать издержки;

• в наличии диверсифицированной экономики, большого количества отраслей региональной специализации;

• в возможности выбора более качественных трудовых ресурсов (квалифицированных рабочих, научных работников);

• в более высоком платежеспособном спросе внутри региона;

• в лучшей обеспеченности научными кадрами, а следовательно, готовности и способности к инновациям;

• в возможности реализации крупных логистических и инфраструктурных проектов и привлечения для них инвестиций.

Методика первоначального определения необходимости укрупнительных преобразований в регионе

Логика формирования конкурентоспособных, адекватных вызовам времени субъектов Российской Федерации подсказывает, что потенциал укрупнительной политики, начатой президентом и правительством в начале 2000-х годов, далеко не исчерпан и в связи с изменениями внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки настоятельно требует дальнейшей реализации.

С этой целью необходимо выделение малоресурсных, малообеспеченных территорий, имеющих статус федеральных субъектов, в отдельную типологическую группу регионов нуждающихся в укрупнении. С последующим подбором вариантов слияния их с более благополучными по социально-экономическим показателям соседними регионами. Решать эту задачу предлагается с опорой на такой показатель, как численность населения, которая выступает, в качестве одной из определяющих доминант экономического развития. Следует обратить внимание на то, что численность населения не только определитель количества экономически активного населения, а, следовательно, такого фактора производства, как труд, но и величина, от которой прямо зависит объем внутреннего платежеспособного спроса в регионе, качество, имеющихся трудовых ресурсов, а также возможность и готовность региона к инновациям. Таким образом, правомерно сделать вывод, что численность населения прямо влияет на конкурентоспособность, экономическое развитие региона, а следовательно, и на его потенциал в области политики импортозамещения.

Ряд федеральных субъектов, имеющих численность населения выше среднего уровня, из дальнейшего рассмотрения исключаем. Оставшиеся необходимо подвергнуть более глубокому исследованию с целью выявления среди них наиболее слабо раз-

витых экономически. В данной работе сознательно выводится за рамки исследования тот очевидный факт, что среди имеющих достаточно большую численность населения федеральных субъектов встречаются слабо развитые экономически (например, Республика Дагестан и Алтайский край). По нашему мнению, экономическое отставание данных административно-территориальных единиц обусловлено вполне тривиальными причинами, основными из которых являются сложная внутриполитическая ситуация в регионе и низкое качество работы управляющих структур.

Среди малонаселенных регионов Российской Федерации также можно выделить достаточно успешные в экономическом плане. Их высокая конкурентоспособность и социально-экономический потенциал, как правило, базируются на наличии в регионе уникальных природных ресурсов. И хотя это преимущество, как показывает современное состояние мировой конъюнктуры на рынке углеводородов, весьма эфемерное и не является прочной основой благосостояния, по нашему мнению, их также можно исключить из перечня кандидатов на укрупнение. Для предварительного вычленения этих регионов из числа малонаселенных федеральных субъектов воспользуемся таким универсальным показателем, как валовой региональный продукт (ВРП) в его отношении к среднему ВРП по регионам Российской Федерации.

На момент проведения исследования отсутствуют статистические данные по ВРП Республики Крым и г. Севастополь. В связи с этим при расчете среднего ВРП по стране количество федеральных субъектов принимается равным 83.

Таким образом, в результате предварительного отбора сформирована группа из 53 федеральных субъектов, удовлетворяющих двум начальным условиям:

• численность населения субъекта ниже среднероссийского уровня;

• величина ВРП субъекта ниже среднероссийского.

Очевидно, что проведенный отбор является достаточно грубым и приблизительным, а сформированная на его основании группа нуждается в дальнейшем уточнении необходимости проведения укрупнительных преобразований. В дальнейшем исследовании предлагается опираться на подробную оценку экономического потенциала каждого из выделенных субъектов. При этом необходимо учитывать, что экономический потенциал региона, согласно Н. О. Абловой, складывается как совокупность следующих факторов: «бизнес-потенциал, отражающий возможные экономические выгоды от более эффективного использования имеющихся ресурсов и представляющий собой совокупность производственного, природно-ресурсного, градостроительного, рекре-ационно-туристического и научно-технического потенциала; трудовой потенциал -возможные денежные доходы, полученные населением региона от осуществления трудовой деятельности и вовлекаемые в экономику; экологический потенциал - экономия затрат на устранение ущерба от загрязнения окружающей среды»[1] (Ablova, 2016).

Исследуя указанные факторы, мы сможем не только определить имеющиеся экономические возможности субъекта, но и оценить возможный эффект от задействования

потенциальных факторов его конкурентоспособности, могущих сыграть свою роль в случае привлечения в регион достаточных инвестиций.

Заключение

Таким образом, первоначальная оценка социально-экономического развития регионов Российской Федерации показала, что среди них преимущественную долю (порядка 64 %) составляют малочисленные слабо развитые экономически субъекты. Представляется очевидным, что укрупнительные преобразования, основанные в первую очередь на формировании новой сетки административно-территориального деления не на политических и национальных приоритетах, а продиктованной экономической целесообразностью, принесет положительный эффект в аспекте улучшения социально-экономических характеристик как обновленных регионов, так и страны в целом. Данная работа в качестве реализации пилотных проектов по ликвидации автономных округов, путем слияния их с соседними областями, руководством страны уже начата, а в современных условиях непрекращающегося санкционного давления и необходимости наиболее полной реализации имеющегося экономического потенциала с целью импортозамещения приобретает особую актуальность.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аблова Н.О. Совершенствование оценки экономического потенциала малых и

средних городов при формировании программы устойчивого регионального развития. / автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук (08.00.05). - Москва: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016.

2. Бадлуева М.П., Аюрзанайн А.Б. Новые тенденции функционирования и развития

социально-экономической системы региона: развитие креативного потенциала // Креативная экономика. - 2015. - № 8. - с. 947-962. - doi: 10.18334/ce.9.8.576.

3. Евстигнеева Д., Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации // Вопросы

экономики. - 2003. - № 5. - с. 50-56.

4. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства //

Экономическая наука современной России. - 2003. - № 1. - с. 11-25.

5. Копеин В.В., Филимонова Е.А., Копеин А.В. Региональный фактор в системе эко-

номической безопасности // Российское предпринимательство. - 2014. - № 14. -с. 13-25.

6. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации

Электронный ресурс. Gks. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138625359016 (дата обращения: 12.11.2017).

7. Руденко М.Н. Классификация факторов развития и реализации экономического по-

тенциала регионов с позиции социокультурного подхода // Российское предпринимательство. - 2017. - № 15. - c. 2215-2230.

8. Щербаков С.С. Импортозамещение в аспекте оптимизации региональной хозяйственной системы // Российское предпринимательство. - 2016. - № 20. - с. 2709-2720.

- doi: 10.18334/rp.17.20.36846.

REFERENCES:

Ablova N.O. (2016). Sovershenstvovanie otsenki ekonomicheskogo potentsiala malyh i srednikh gorodov pri formirovanii programmy ustoychivogo regionalnogo razvitiya [Improving the assessment of economic potential of small and medium-sized cities during the development of a program for sustainable regional development] Moscow: Finansovyy universitet pri Pravitelstve RF. (in Russian).

Badlueva M.P., Ayurzanayn A.B. (2015). Novye tendentsii funktsionirovaniya i razvitiya sotsialno-ekonomicheskoy sistemy regiona: razvitie kreativnogo potentsiala [New trends in the functioning and development of regional socio-economic system: creative potential development]. Creative economy. 9 (8). 947-962. (in Russian). doi: 10.18334/ce.9.8.576.

Evstigneeva D., Evstigneev R. (2003). Subfederalnye aspekty globalizatsii [Subfederal aspects of globalization]. Voprosy Ekonomiki. (5). 50-56. (in Russian).

Inshakov O.V. (2003). «Yadro razvitiya» v kontekste novoy teorii faktorov proizvodstva [«Development Nucleus» in the Light of the New Factors of Production Theory]. Economics of Contemporary Russia. (1). 11-25. (in Russian).

Kopein V.V., Filimonova E.A., Kopein A.V. (2014). Regionalnyy faktor v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti [Regional factor in the system of economic security]. Russian Journal of Entrepreneurship. 15 (14). 13-25. (in Russian).

Rudenko M.N. (2017). Klassifikatsiya faktorov razvitiya i realizatsii ekonomicheskogo potentsiala regionov s pozitsii sotsiokulturnogo podkhoda [Classification of the factors of development and realization of the economic potential of regions from the perspective of the sociocultural approach]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (15). 2215-2230. (in Russian).

Scherbakov S.S. (2016). Importozameschenie v aspekte optimizatsii regionalnoy khozyaystvennoy sistemy [Import phase-out in terms of optimization of the regional economic system]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (20). 2709-2720. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.20.36846.

Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации Электронный ресурсGks. Retrieved November 12, 2017, from http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1138625359016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.