Научная статья на тему 'Оптимизация разработки схемы расположения трасс судовых магистральных кабелей'

Оптимизация разработки схемы расположения трасс судовых магистральных кабелей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация разработки схемы расположения трасс судовых магистральных кабелей»

проводниками в начале и конце защищаемого участка электрической цепи. Разность этих напряжений, свидетельствующая о наличии коротких замыканий между фазами на этом участке, используется для приведения в действие аппаратов защиты, отключающих повреждённый участок цепи и, если речь идёт о генераторе, выполняющих гашение его поля.

Так как ДИПТ имеют во много раз меньшие, чем у ТТ, массу и стоимость, появляется возможность выполнить продольную дифференциальную защиту тех элементов, которые пока ей не снабжаются. К таким элементам относятся, например, автоматические выключатели.

Намного сложнее осуществлять продольную дифференциальную защиту силовых трансформаторов, так как у них одна из обмоток соединяется в треугольник, а остальные - в звезду. По этой причине у двухобмоточного трансформатора между линейными токами первичной и вторичной обмоток имеется фазовый сдвиг в 30°. В существующей продольной дифференциальной защите трансформаторов этот факт учитывается тем, что ТТ, измеряющие ток одних обмоток трансформатора, включаются в звезду, а других - в треугольник [5]. Синтез продольной дифференциальной защиты трансформаторов, выполненной на основе ДИПТ, можно проводить с использованием подобных решений.

Можно получить и совершенно новое решение, если пойти на значительное увеличение числа ДИПТ по сравнению с числом ТТ, используемых в продольной дифференциальной защите трансформаторов. (Низкие значения массы и стоимости ДИПТ вполне позволяют пойти на этот шаг.) При этом ДИПТ устанавливаются в начало и конец каждой фазной обмотки трансформатора, на сторонах низкого, среднего и высокого напряжений, и выполняют независимую дифференциальную защиту каждой стороны трансформатора. Такое решение позволит лучше защищать трансформатор от внутренних повреждений, оно снимает проблему отстройки от срабатывания защиты под действием сверхтоков, возникающих при подключении трансформатора к источнику.

Достаточно простые схемные решения позволяют выполнить на основе ДИПТ и поперечную дифференциальную защиту обмоток электрических машин.

ЛИТЕРАТУРА

6. Пат. РФ № 2239224. Устройство токовой стабилизации источника напряжения / Кувшинов Г. Е., Мазалева Н. Н. Бюл. 2003, № 30.

7. Пат. РФ к полезной модели № 46116. Устройство токовой стабилизации трехфазного источника напряжения / Кувшинов Г. Е., Мазалева Н. Н., Горбенко Ю. М., Кирюха В.В. Бюл. 2004, № 16.

8. Пат. РФ № 2281543. Устройство для равномерного распределения реактивной мощности / Кувшинов Г. Е. Мазалева Н. Н. Бюл. 2006, № 16.

9. Мазалева Н.Н. Усовершенствование устройств распределении реактивных нагрузок судовых синхронных генераторов: Автореф. дис. .. .канд. техн. наук - Владивосток., 2006. - 20 с.

10. Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения. - М.: Высш. шк., 1991.-496 с.

Гуменюк В.М.

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ТРАСС СУДОВЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ

Разработка оптимального варианта схемы расположения трасс магистральных кабелей на проектируемом судне возможна лишь с использованием машинных программ. В их основе должно быть заложено формальное описание кабельной сети в виде набора множеств: {N}, {М}, {V} и {0}, где {N1 - множество определенным образом выбранных и зафиксированных точек (узлов) схемы возможных маршрутов; {М} - множество неупорядоченных пар узлов (звеньев) схемы; {V}- множество координат устанавливаемого электрооборудования; {С>} - множество кабелей, связывающих пары элементов электрооборудования, При этом последовательности звеньев, соединяющих пары электрооборудования, представляют собой возможные маршруты кабелей на сети (Д М).

В качестве критерия оптимизации принимают обычно минимальный расход кабелей по длине, массе или стоимости. Ограничительными требованиями являются следующие:

1) участки схемы должны обеспечивать пропускную способность для формируемых наборов кабелей;

2) дублирующие кабели должны быть разнесены по разным маршрутам;

3) наборы кабелей должны соответствовать требованиям принятого принципиального технологического метода постройки судна и проведения электромонтажных работ.

При такой постановке задача оптимизации решается в два этапа. На первом определяется топологическая структура схемы возможных (разрешенных) маршрутов, а на втором - оптимальные маршруты для каждого кабеля.

Решение задач первого этапа требует переработки огромного количества информации по всем элементарным участкам судна и координатам устанавливаемого электрооборудования. На практике их формальное решение оказывается более трудоемким и менее эффективным, чем при ручной разработке. Тем более это характерно при выполнении расчетных работ студентами вуза.

Предлагается при подготовке заданий на курсовое и дипломное проектирование схем разрешенных маршрутов составлять в виде исходного материала. При этом условии задача оптимизации разрабатываемой схемы может быть сведена к определению кратчайших маршрутов из возможных с использованием известных матричных или сетевых методов.

На кафедре «Электрооборудование и автоматика транспорта» для этих целей разработана машинная программа, реализующая алгоритм Флойда, основанный на преобразовании матрицы длин и возможных маршрутов кабелей [Н] в матрицу наименьших длин и кратчайших маршрутов [К]. Одним из возможных способов такого преобразования является логический просмотр исходной матрицы по столбцам, сверху вниз. Как только встречается элемент гу,отличный от 0 или оо,находится минимум из двух частей элементов - (£$ +£,;Р. £,Р), где р й - номер строки значащего элемента в просматриваемом столбце]. Если £ч,> £,, +£Ц) , то £1р заменяется на сумму £ч +£Ц) и одновременно вторая часть этого элемента гф заменяется на Гц. Дальнейший просмотр ведется по измененной матрице.

После завершения просмотра получаем матрицу {К], в которой на каждом пересечении 1-й строки и ¡-го столбца находится элемент £и , Гц , где £,, - наименьшее расстояние от узла 1 до узла]; г,/ -номер первого узла по кратчайшему маршруту 1, ]. Отслеживая последовательно все элементы между начальными и конечными адресами кабелей, определяем их минимальные длины и кратчайшие маршруты. Полученные результаты выводятся в табличном виде.

Ханнанов А. М

БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПИТАНИЯ ПЛАЗМОТРОНА

На кафедре ЭОАТ изготовлена и испытана экспериментальная установка плазменного розжига пылеугольного топлива. Питается такая установка от трехфазного источника питания, осуществляющего также функции контроля и управления экспериментальной установкой.

В составе источника можно выделить силовую часть, состоящую из блока тиристоров, дополнительного, неуправляемого источника тока, собранного на диодах, реактора постоянного тока и импульсного зажигающего устройства. Система контроля и управления состоит из системы импульсно фазового управления тиристорами и блока управления включающего аналоговую и цифровую части. Система импульсно фазового управления построена по традиционной схеме. Аналоговая часть блока управления, вместе с измерительным преобразователем тока плазмотрона, образует замкнутую систему автоматического поддержания тока. Цифровая часть содержит логические элементы и таймеры. Алгоритм работы этой части определяет порядок работы установки в целом, и осуществляет защитные функции источника. Предусмотрена защита от пропадания, или снижения до недопустимых значений давления воздуха и охлаждающей воды в плазмотроне и установке в целом, защита от неправильной привязки дуги. Связь с датчиками, и управление силовым контактором осуществляется с помощью промежуточных реле.

Недостатком такого блока управления является его негибкость, что необходимо при создании серийного образца после испытаний и модернизаций экспериментального блока. Процесс переделки и модернизации под вновь изменяемые или дополняемые алгоритмы получается сложным, трудоемким и затратным. Поэтому целесообразно использовать в качестве блока управления, или его части, микропроцессорных систем, или контроллеров, позволяющих изменять алгоритмы и подстраиваться под новые условия эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.