Научная статья на тему 'Оптимизация размещения кемпинга для автотуристов по критерию эффективности и безопасности'

Оптимизация размещения кемпинга для автотуристов по критерию эффективности и безопасности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
697
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАВАНИНГ / КЕМПИНГ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / CARAVANNING / CAMPING / SECURITY / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ермаков Александр Станиславович, Черепанов Даниил Алексеевич

В статье предложены новые принципы отбора площадок для кемпинга. Кемпинг-стоянка для транзитных автомобильных туристов и кемпинг для туристов имеют различные процессы выбора, подготовки и организации площадки под них. Важно учитывать и максимальное сочетание аттракций в создаваемом кемпинге. Территориальное размещение площадки предполагает также высокую степень обеспечения безопасности автотуристов в кемпинге. В качестве основного регламента обеспечения безопасности авторами рассмотрены требования к организации и соблюдению пожарной безопасности. Важным в обеспечении пожарной безопасности является соблюдение правил, принятых для европейских кемпингов, которые учитывают рациональную организацию размещения стоянки для автомобилей (автокемперов), палатки или домика, места под приготовление шашлыка, административных и других зданий. Авторами представлена математическая модель поиска рационального размещения кемпинга для туристов, а также внесено предложение по составлению нормативных документов, позволяющих уменьшить угрозы пожарной безопасности в кемпингах. Экономическая эффективность предлагаемых организационно-нормативных решений обеспечивается за счёт уменьшения затрат и повышения привлекательности данных средств размещения как для отечественных, так и иностранных автотуристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF CAMPING PLACEMENT BASED ON EFFICIENCY AND SAFETY

The article offers new selection principles of camping sites. Camping-parking for transit car-tourists and camping for tourists have different selection processes, preparation and organization of the site for them. It is important to take into account the maximum combination of attractions in the camping that is created. Geographical location of a site also assumes high level of security of car tourists in a camping. The authors consider requirements for the organization and following of fire safety instructions as the basic rules of security. Complying with the rules adopted for the European campgrounds is important in ensuring fire safety. They take into account a rational organization of the parking accommodation for vehicles (autocampers), tents or small houses, space for barbecue, administrative and other buildings. The authors develop a mathematical model of searching of rational placement camping for tourists, and make proposal for drawing up regulatory instruments that will reduce the threat of fire in camping. The economic efficiency of the proposed organizational and regulatory solutions is provided by reducing of costs and attractiveness increasing of these places of accommodation both for domestic and foreign car tourists.

Текст научной работы на тему «Оптимизация размещения кемпинга для автотуристов по критерию эффективности и безопасности»

СЕКЦИЯ «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО»

УДК 379.854 Б01: 10.12737/19728

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КЕМПИНГА ДЛЯ АВТОТУРИСТОВ ПО КРИТЕРИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Ермаков Александр Станиславович, кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, TKEI2011@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Черепанов Даниил Алексеевич, аспирант, supfear@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», Москва, Российская Федерация

В статье предложены новые принципы отбора площадок для кемпинга. Кемпинг-стоянка для транзитных автомобильных туристов и кемпинг для туристов имеют различные процессы выбора, подготовки и организации площадки под них. Важно учитывать и максимальное сочетание аттракций в создаваемом кемпинге. Территориальное размещение площадки предполагает также высокую степень обеспечения безопасности автотуристов в кемпинге. В качестве основного регламента обеспечения безопасности авторами рассмотрены требования к организации и соблюдению пожарной безопасности. Важным в обеспечении пожарной безопасности является соблюдение правил, принятых для европейских кемпингов, которые учитывают рациональную организацию размещения стоянки для автомобилей (автокемперов), палатки или домика, места под приготовление шашлыка, административных и других зданий. Авторами представлена математическая модель поиска рационального размещения кемпинга для туристов, а также внесено предложение по составлению нормативных документов, позволяющих уменьшить угрозы пожарной безопасности в кемпингах. Экономическая эффективность предлагаемых организационно-нормативных решений обеспечивается за счёт уменьшения затрат и повышения привлекательности данных средств размещения как для отечественных, так и иностранных автотуристов.

Ключевые слова: караванинг, кемпинг, безопасность, организация

В России все большую популярность приобретает автотуризм. Задача рационального и безопасного использования регионального потенциала историко-культурных и природных объектов отражена во многих научных работах и продолжает интересовать специалистов [3, 5, 7, 18]. Особую важность для автотуриста представляет эффективное и безопасное проведение отдыха в специализированных средствах размещения - кемпингах. Разновидность кемпингов и их локализация рассмотрены в работах [3, 4, 15]. Успешность решения этой задачи не только окажет влияние на

повышение интереса к автотуризму отечественных путешественников, но и будет способствовать сохранности, формированию и позиционированию познавательных и рекреационных объектов туризма и, как следствие, экономическому развитию территорий.

Вопросам эффективной организации автомобильного туризма посвящено немало исследований [4, 8, 11, 18]. Вместе с тем дальнейшее развитие туризма, появление новых его видов требуют решения проблем, связанных с необходимостью адекватного реагирования российских организаций, специализирующихся на автомобильном туризме, на существенное изменение как внешней, так и внутренней среды их функционирования. К сожалению, исследования комфорта, безопасности и сохранности в области автотуризма носят разрозненный, фрагментарный характер и далеки пока от разработки комплексного методического обеспечения по развитию автомобильного туризма в России с учётом состояния и загрузки региональной дорожной сети и перспектив ее развития [2, 8, 13, 15, 18].

В структуру входных данных, описывающих состояние транспортной сети, входят:

Т - множество наблюдаемых точек площадок под кемпинг (оценки состояния) в

выбранном пространстве дестинации:

N

к=1

где /к - среднее количество площадок, входящих в к-ю точку территории в единицу

площади (например, в кв. км, район, область и т.п.);

/°к - среднее количество площадок, выходящих из к-ой точки территории в единицу

площади; ПТ

& к - геокоординаты, наблюдаемой к-ой точки площадок; - координаты к-ой точки площадки в выбранном пространстве дестинации; Т* - множество N точек С¡^ = | | | региональной сети площадок,

задающих её топологию (при этом Т не всегда является подмножеством множества Т*, т.е. в общем случае Т 0 Т*);

Т _

М матрица связности размером N х N, состоящая из нулей и единиц, которая описывает наличие или отсутствие условий обеспечения комфорта и безопасности

площадок между произвольными точками и ] принадлежащими множеству Т*,(т.е. , ^ е Т*).

Из собранного множества Т сведений о трассах, туристских ресурсах, придорожном сервисе, о площадках под кемпинги ^ е Т необходимо установить рациональное пространство Я решений только для тех } — X маршрутов путешествия с площадками под кемпинги, которые соответствуют требованиям Ф по обеспечению

аттракциями Лу, комфортом К и безопасностью В].

Е

И = (") £1; когда Ф = тах(Д К, В) .

Аттракции А] на территории дестинации отдыха автотуриста устанавливаются из анализа различных видов её туристских ресурсов. В аттракциях предпочтения отдаются тем, которые совпадают с мотивациями автотуристов. Чем больше соответствие аттракций ожиданиям, тем выше весомый коэффициент ц^, а значит и суммарная оценка:

В ¿—1

Комфортное К] расположение и функционирование кемпинга определяется как сумма оценки затрат Ъ на посещение туристских достопримечательностей [3, 4, 6, 7, 8, 12], так и оценка комфортности О от пребывания автотуриста в кемпинге:

К} = 1 + О -> шах с :

Оценка пребывания туриста в кемпинге формируется из расчёта экспертной оценки от выполнения в кемпинге необходимых условий комфортного пребывания и затрат на посещение туристских достопримечательностей в соответствии с мотивациями туристов.

Безопасность В] расположения кемпинга учитывает наличие или отсутствие угроз при его посещении [10, 16, 17, 18]. К таким угрозам относятся стихийные бедствия (оползни, наводнения, овалы и т. д.), радиационные и химические загрязнения, аварийное состояние строительных сооружений и дорожных покрытий, электроопасность (высокое напряжение, нарушение электроизоляции и т.п.), пожарная и экологическая опасность.

Среди отобранного множества площадок под кемпинг администрация территории принимает решение о предпочтениях с учётом устойчивого развития территории [7, 10].

Обеспечение пожарной безопасности является важной задачей во всех сферах жизни граждан РФ, в т.ч. и в сфере автотуризма. Поэтому разработка специальных технических регламентов по пожарной безопасности в кемпингах в России является

актуальной задачей. Конфедерацией ассоциации противопожарной защиты в Европе (СБРАБ) [1] было разработано руководство по противопожарным мероприятиям в кемпингах, в основу которого положен обзор существующих различных европейских правил в кемпингах. В качестве базиса были приняты финские правила и руководящие принципы.

Вероятность пожара в кемпингах выше, чем в обычных домах, по следующим причинам:

-приготовление пищи может осуществляться с помощью горелок в узких пространствах;

-палатки, домики, автомобили сделаны из горючих материалов, которые быстро воспламеняются;

-все сооружения находятся на близком расстоянии друг от друга, что повышает риск быстрого распространения пламени;

-не исключается угроза возникновения пожара из внешнего источника.

Риск пожара значительно уменьшится, если посетителями и сотрудниками кемпинга будут соблюдаться меры предосторожности (не будут использованы открытый огонь (особенно в палатках), обогрев помещений от газовой горелки, расположение грилей (ближе 1 метра) вблизи домиков, палаток) и правила противопожарной безопасности.

Владельцами кемпингов также должны быть соблюдены определенные правила, а именно: участок под кемпинг должен иметь площадь, позволяющую при полном его заполнении автотуристами обеспечить свободное пространство между палатками, автокемперами и блоками их размещения; наличие средств огнетушения; ограничение на посещение кемпинга посторонними лицами; план эвакуации и др.

В случае чрезвычайной ситуации (тушение пожара) для работы пожарной бригады должен быть предусмотрен доступ к каждой части кемпинга.

Внедрение противопожарных мероприятий требует разработки регламентов и иных документов [1].

Таким образом, учёт всех представленных требований безопасности осуществляется в выражении

, 1 В1 = (Рк * (}к )*при Рк = 1 = 100 0, при Рк< 1 Як>

,

где вероятность Р^ отсутствия нарушений общей безопасности устанавливается, исходя из соблюдений нормативных требований по безопасности [12, 16, 17, 19], в т.ч. и пожарной, и охране труда и рабочих мест обслуживающего персонала [14];

Вероятность отсутствия того или иного нарушения безопасности на /-м варианте маршрута устанавливается из выражения

ш

1=1

где гкл - вероятность отсутствия проявления того или иного компонента угрозы безопасности.

При поиске оптимального варианта обеспечения безопасности на маршруте нужно стремиться к р^ —>1. Для этого первоначально необходимо установить вероятные угрозы безопасности туристов на каждом из объектов и компонентов тура, по каждому виду угрозы на каждом объекте, который посещают туристы. Также для повышения объективности в оценке потенциальных угроз безопасности автотуристов на маршруте ведется построение экспертной системы. Устанавливается содержание вопросов к экспертам и их представление в листе опроса. Строится шкала оценок в листе опроса экспертов, а именно: 0 - при наличии угрозы, её действии и отсутствии средств защиты от неё и 1 - при отсутствии угрозы. Если угроза существует и имеются средства защиты от неё, то эксперт по результатам знакомства с местом потенциальной угрозы или её компонентом и способами и средствами защиты может выставить оценку от 0.1 до 1.

Перебор у-х вариантов маршрутов следования автотуриста и размещения кемпингов направлен на установление более безопасного, комфортного и интересного для путешествующего маршрута и осуществляется с применением комплексного критерия эффективности и безопасности:

Ф= (АУ*К7*В]) ^шах.

Таким образом, разработанные предложения по поиску места размещения кемпинга и маршрута путешествия автотуриста при отдыхе по критерию эффективности и безопасности устанавливает для него более привлекательные и безопасные условия. Это особенно становится актуальным в условиях проведения культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий при соблюдении стандартов качества сервиса и безопасности в туризме международного уровня.

Подход к оптимизации размещения кемпинга для автотуристов по критерию эффективности и безопасности содействует повышению экономической эффективности и

безопасности предлагаемых организационно-нормативных решений в автотуризме через наполнение их услугами, востребованными потребителями, с уменьшением общих затрат на их посещение и повышением привлекательности данного вида отдыха в России как для отечественных, так и для иностранных автотуристов.

Литература

1. CFPA-E No 20:2012 F Fire safety in camping sites

2. Sakharchuk E. S. Development of a Mathematical Model for Optimization of Transport Routes for Autotourists [Text]/ E. S. Sakharchuk, A. S. Ermakov, A. A. Korneev -World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 474-477, 2013.

3. Аксенов А.П., Монастыренко Д.Ю. Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны // Известия МГТУ «МАМИ». - 2012. - №2(14). - С. 18-22.

4. Сахарчук Е.С., Ермаков А.С., Корнеев А.А. Дестинации самодеятельного туризма в Российской Федерации: разработка схемы развития сервисных зон на основе анализа транспортных потоков. - М.: РГУТиС, 2014. [Электронный ресурс]: Регистрационное свидетельство электронного издания №37098 ФГУП НТЦ «Информрегистр».

5. Друганов С.П. Инфраструктура автомобильного туризма в России: состояние и проблемы развития // Кавказские научные записки. - 2012. - №1 (10). - С. 195-201.

6. Духовный В.И. Проектирование комплексов автотуризма : учеб. пособие / В.И. Духовный, В.И. Зарецкий, Б. А. Тищенко. - Киев: Будивельник, 1972. - С. 69-78.

7. Корнеев А. А., Ермаков А. С., Руднева М.Я. К вопросу о развитии устойчивого автотуризма в России // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, №7 (54). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic journal/number54/contents (дата обращения: 20.11.15).

8. Котов Г.Г. Автомобильный туризм. - М.: Профиздат, 1986. - 128 с.

9. Методические рекомендации по обустройству автокемпингов и специализированных автостоянок на территории Краснодарского края. Утверждена приказом руководителя департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края от 16 марта 2009 г. №22.

10. Брюхань Ф.Ф. Науки о Земле: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 270100 «Строительство». - М., 2011.

11. Густап В.А. Оптимизация структуры кемпингов // European science. - 2015. -№ 8 (9). - С. 93-94.

12. Корольченко ДА., Корольченко А.Я. Основы пожарной безопасности предприятия: полный курс пожарно-технического минимума. - 2-е изд., перераб. и доп. -М., 2011.

13. Ермаков А.С., Кондакова Т.Ю. Развитие автотуризма в депрессивных сельских поселениях Нечерноземья Центральной России // Сервис в России и за рубежом. - 2014. -№2 (49). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_2 (дата обращения: 20.11.15).

14. Черепанов Д.А., Ермаков А.С. Реализация элементов системы менеджмента качества при аттестации рабочих мест на предприятиях сервиса // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 1 (48). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014 1 (дата обращения: 20.11.15).

15. Рубцов С.В. Методический подход к размещению сервисных зон автотуризма // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса.- 2013. - №1. - С. 33-39.

16. Свод правил СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.

17. Стандарт по пожарной безопасности Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 06.03.2015) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»)

18. Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - М., 2010. - 27 c.

19. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (с изменениями на 23 июня 2014 года). [Электронный ресурс]: URL: http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293834/4293834267.htm (дата обращения: 20.11.15).

OPTIMIZATION OF CAMPING PLACEMENT BASED ON EFFICIENCY AND SAFETY

Aleksandr Ermakov, PhD in Engineering sciences, Associate Professor, e-mail: TKEI2011@yandex.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

Daniil Cherepanov, PhD student, e-mail: supfear@yandex.ru

National Research University Moscow State University of Civil Engineering

Moscow, Russian Federation

The article offers new selection principles of camping sites. Camping-parking for transit car-tourists and camping for tourists have different selection processes, preparation and organization of the site for them. It is important to take into account the maximum combination of attractions in the camping that is created. Geographical location of a site also assumes high level of security of car tourists in a camping. The authors consider requirements for the organization and following offire safety instructions as the basic rules of security. Complying with the rules adopted for the European campgrounds is important in ensuring fire safety. They take into account a rational organization of the parking accommodation for vehicles (autocampers), tents or small houses, space for barbecue, administrative and other buildings. The authors develop a mathematical model of searching of rational placement camping for tourists, and make proposal for drawing up regulatory instruments that will reduce the threat of fire in camping. The economic efficiency of the proposed organizational and regulatory solutions is provided by reducing of costs and attractiveness increasing of these places of accommodation both for domestic and foreign car tourists.

Keywords: caravanning, camping, security, organization

References

1. CFPA-E No 20:2012 F Fire safety in camping sites

2. Sakharchuk E. S. Development of a Mathematical Model for Optimization of Transport Routes for Autotourists [Text]/ E. S. Sakharchuk, A. S. Ermakov, A. A. Korneev -World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 474-477, 2013.

3. Aksenov A.P., Monastyrenko D.Ju. Razvitie avtomobil'nogo turizma v Rossii na osnove opyta stran Evropy i ego vlijanie na ekonomiku strany [Caravanning in Russia: European experience and its impact on the economy]// Izvestija MGTU «MAMI» [Proceedings of Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)]. 2012. №2(14). Pp. 18-22.

4. Saharchuk E.S., Ermakov A.S., Korneev A.A. Destinacii samodejatel'nogo turizma v Rossijskoj Federacii: razrabotka shemy razvitija servisnyh zon na osnove analiza transportnyh potokov [Flashpacking destinations in the Russian Federation: Developing scheme of the service areas based on the analysis of traffic flows]. Moscow, RSUTS. The registration certificate of the electronic publication №37098 FSUE STC "Informregistr".

5. Druganov S.P. Infrastruktura avtomobil'nogo turizma v Rossii: sostojanie i problemy razvitija [Infrastructure for caravanning in Russia: State and development problems] // Kavkazskie nauchnye zapiski [Caucasian scientific proceedings]. 2012. №1 (10). Pp. 195-201.

6. Duhovnyj V.I. Zareckij V.I., Tishhenko B.A. Proektirovanie kompleksov avtoturizma : ucheb. Posobie [Designing of caravanning complexes: a tutorial]. Kiev: "Constructor" 1972. Pp. 69-78.

7. Korneev A.A., Ermakov A.S., Rudneva M.Ja. K voprosu o razvitii ustojchivogo avtoturizma v Rossii [To the issue of sustainable autotourism development in Russia]// Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. Vol. 8, №7 (54). URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number54/contents (Accessed on: 20.11.15).

8. Kotov G.G. Avtomobil'nyj turizm [Automobile tourism]. Moscow: "Profizdat", 1986.

128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Metodicheskie rekomendacii po obustrojstvu avtokempingov i specializirovannyh avtostojanok na territorii Krasnodarskogo kraja. Utverzhdena prikazom rukovoditelja departamenta kompleksnogo razvitija kurortov i turizma Krasnodarskogo kraja ot 16 marta 2009 g. №22. [Guidelines for the Development of camping sites and special car parks on the territory of Krasnodar region. Approved by order of the Head of the Department of resorts and tourism complex development in Krasnodar Region from March 16, 2009/ №22].

10. Brjuhan' F.F. Nauki o Zemle: ucheb. posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po napravleniju 270100 «Stroitel'stvo» [Geosciences: tutorial for students studing "Constraction"]. Moscow, 2011.

11. Gustap V.A. Optimizacija struktury kempingov [Optimization of camping structure] // European science. 2015. № 8 (9). Pp. 93-94.

12. Korol'chenko D.A., Korol'chenko A.Ja. Osnovy pozharnoj bezopasnosti predprijatija: polnyj kurs pozharno-tehnicheskogo minimuma [Basics of fire security at enreprise: full course of fire-technical minimum]. The second revised and enlarged edition. Moscow, 2011.

13. Ermakov A.S., Kondakova T.Ju. Razvitie avtoturizma v depressivnyh sel'skih poselenijah Nechernozem'ja Central'noj Rossii [Current state and development prospects of trailering in the Russian Federation] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. 2014. №2 (49). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_2 (Accessed on: 20.11.15).

14. Cherepanov D.A., Ermakov A.S. Realizacija jelementov sistemy menedzhmenta kachestva pri attestacii rabochih mest na predprijatijah servisa [Aspects of quality management system as applied to workplace assessment in the service sector]// Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. 2014. № 1 (48). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014 1 (Accessed on: 20.11.15).

15. Rubcov S.V. Metodicheskij podhod k razmeshheniju servisnyh zon avtoturizma [Placement of service zones for caravanning: methodical approach]// Vestnik Associacii VUZov turizma i servisa[[Universities for Tourism and Service Association Bulletin].2013. №1. Pp. 3339

16. Svod pravil SP 2.13130.2012 Sistemy protivopozharnoj zashhity. Obespechenie ognestojkosti ob'ektov zashhity [Rules and regulations SP 2.13130.2012. Fire safety systems. Fire resistance of objects protection].

17. Standart po pozharnoj bezopasnosti Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.04.2012 № 390 (red. ot 06.03.2015) «O protivopozharnom rezhime» (vmeste s «Pravilami protivopozharnogo rezhima v Rossijskoj Federacii») [The fire safety standard. RF Government Regulation from 25.04.2012 № 390 (edit. 06.03.2015) "On fire prevention regime" (with "Rules of fire prevention regime in the Russian Federtion")].

18. Tamov A.I. Organizacija upravlenija avtomobil'nym turizmom v regionah Rossii [Organization of caravanning management in the Russian regions]: ]: Avtoreferat dissertatsii kandidata ekonomicheskikh nauk [Candidate of Economics dissertation: author's abstract]. Moscow, 2010. 27 p.

19. Technical guidelines about requirements to fire safety (with changes on June 23, 2014) URL: http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293834/4293834267.htm (Accessed on: 20.11.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.