Научная статья на тему 'Оптимизация расстановки каналов ускорения при обнаружении высокоманевренных целей'

Оптимизация расстановки каналов ускорения при обнаружении высокоманевренных целей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Козлов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация расстановки каналов ускорения при обнаружении высокоманевренных целей»

ОПТИМИЗАЦИЯ РАССТАНОВКИ КАНАЛОВ УСКОРЕНИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Козлов Дмитрий Николаевич аспирант, РГРТУ, г. Рязань E-mail: kozlo vdmnail. com

Возможности современных летательных аппаратов, особенно беспилотных, таковы, что радиальное ускорение при совершении маневров достигает больших значений. При длительном когерентном накоплении сигнала и совместном маневрировании носителя РЛС и облучаемой цели набег фазы за период повторения импульсов за счет ускорения j может изменяться в больших

пределах, вследствие чего снижается вероятность правильного обнаружения. В связи с этим, в доплеровский обнаружитель вводится многоканальность по ускорению. Это, в свою очередь, приводит к увеличению вероятности ложных тревог всей системы пропорционально числу каналов по ускорению [2]. В случае обнаружения сигнала на фоне коррелированной помехи, равномерная расстановка каналов ускорения не является оптимальной с точки зрения потерь в пороговом отношении «сигнал/(помеха+шум)» (ПО). Следовательно, при обнаружении высокоманевренной цели на фоне коррелированной помехи (особенно, если носитель РЛС также двигается с большими ускорениями) требуется оптимизировать каналы по ускорению. Для такой оптимизации представленный в [1] алгоритм был модифицирован нижеописанным образом.

Выразим ПО q в m-м канале по ускорению и l-м канале по скорости через вероятность правильного обнаружения D, вероятность ложной тревоги F и коэффициент m улучшения отношения «сигнал/(помеха+шум)»:

"{—1

t >\ d , \L ■ M) , т Л/Г qml j, j) =—--т, где d = 4 у -1, L и M — число каналов по скорости и

, rnm,i jc ж) ln(D)

ускорению соответственно, срс — набег фазы за период повторения импульсов

за счет скорости, mm,(jЖ)= '^Г^ , j = ¿r^ky + kVm/2)), rjk —

Wm,lR » Wm,l k=1

элементы матрицы R-1 , i — мнимая единица, N — число импульсов в пачке, y

и — - настройки 1-го и т-го каналов скорости и ускорения соответственно, Я10 — корреляционная матрица смеси помехи и шума, (срс,фс ) = ехр\^((] - к)фс + (72 - к2 )ф'с12)] — элементы корреляционной матрицы сигнала Я с (¡рс ,ф'с) . В качестве критерия расстановки каналов выберем критерий

минимума потерь в ПО. При этом потери определяются как Ад = , где

^тт

_ ё ■ М ■ Ь

д =-„ А— А у-, Р(?с Яс ) — априорная

М Ь Х Ут+-2т —

ЕЕ а—— I I т ^фЖ^ФМФМ

т=1 ¡=1 А—1 А—т , А— А—

—т --ут —I

вероятность появления сигнала с набегами фаз фс и фс, А— — ширина 1-го канала скорости, А—т — ширина т-го канала ускорения;

ё'

дтт =-А- — минимальное пороговое

^ Е -— I Iтт, I ((Рс, Фс )Р(Рс, (р'с УфМ

Ф с 1=1 А — Ф'

ф ' А —

—,--—

2

отношение, рассчитываемое для случая точной настройки каналов ускорения, » £ ]

где ё' = \ ( -1, Ф'с определяется диапазоном изменения набега фаз за период

¡п(Б)

повторения импульсов за счет ускорения.

Задаваясь допустимыми потерями Ацт , организуется итерационный алгоритм. На первом шаге выбирается один канал шириной равной диапазону возможных набегов фаз за счет ускорения. Вычисляется величина потерь Ад, если она оказываются больше величины Ацт , то ширина канала уменьшается и вновь проверяется условие Ад <Ацт . Когда данное условие становится истинным, добавляется еще один канал, дополняющий предыдущий до Ф'с. При этом ширина предыдущего канала должна быть предварительно скорректирована, так как при добавлении канала изменяется параметр

ы ^

, \ I • М ) л

й = —4 ( 1, зависящий, как видно, от числа каналов по ускорению.

1п(В)

Выполнение алгоритма завершается, при перекрытии всего диапазона Ф'с.

На рисунках 1 — 3 представлены зависимости потерь в ПО от числа каналов скорости при равномерной (наклонная штриховка) и оптимальной (вертикальная штриховка) расстановках каналов ускорения в диапазоне ± 0.5р. Оптимизация проводилась при равномерной расстановке каналов скорости в диапазоне 2р, ^ = 10В = 0.9, равномерном распределении (с и (, модели

корреляционных элементов р]к = ехр

< -Р (А( (} - к))2 Л

, где А — нормированная

2.8

V У

к периоду повторения ширина спектра флюктуаций помех.

Приведенные результаты показывают, что при А( = 0.1 оптимизация не обеспечивает меньшие, чем при равномерной расстановке каналов по ускорению, потери в ПО. Это связано с меньшим влиянием настройки каналов на величину Ад, нежели эффективность подавления узкополосной помехи. При А( = 0.3 оптимизация приводит к уменьшению Ад на 2..3 дБ.

ЛЯ, ДБ

8 16 24 32 Ь

Рисунок 1. Потери в ПО при N = 32, А( = 0.1

8 16 24 32 Ь

Рисунок 2. Потери в ПО при N = 32, А( = 0.3

16 32 48 64 Ь

Рисунок 3. Потери в ПО при N = 64, А( = 0.3

При расчетах вводилось ограничение на максимальное число каналов по ускорению, так как, наибольший выигрыш, по сравнению с равномерной расстановкой, оптимизация будет давать в том случае, когда допустимые потери таковы, что не требуется большого числа каналов по ускорению. При уменьшении Ад^.. оптимизированная расстановка стремится к равномерной,

что также наблюдается и при увеличении А( до 1. Рост Ад при увеличении числа импульсов в пачке связан с большим размытием сигнала по каналам скорости, что в свою очередь приводит к большему влиянию неточной компенсации ускорения. В то же время рост Ад при увеличении числа каналов скорости и фиксированной длине пачки вызван тем, что при одном и том же значении ( сигнал при большем Ь распределится, соответственно, по

большему числу каналов скорости. В результате. на каждый из каналов будет приходиться меньшая часть мощности сигнала.

В таблице 1 приведена расстановка каналов по ускорению при N = 32, Л ^ = 0.3, Ь = 16. Видно, что происходит сужение каналов от центра к периферии, не считая первого канала, находящегося под наибольшим влиянием помехи. При большем набеге фаз, распределение сигнала по каналам скорости вызывает большие потери в ПО, что компенсируется более точной расстановкой каналов ускорения.

Таблица 1.

Расстановка каналов ускорения

0 ± 0.078 ± 0.1965 ± 0.28 ± 0.3285

Л¥шр 0.022 0.134 0.103 0.064 0.033

± 0.3645 ± 0.396 ± 0.4225 ± 0.452 ± 0.4835

Л¥тр 0.039 0.024 0.029 0.03 0.033

В результате вышеописанной оптимизации появляется возможность при фиксированном значении Лд уменьшить число каналов, тем самым снизив вычислительные затраты по сравнению с равномерной расстановкой.

Таким образом, синтезирован алгоритм, позволяющий при заданных допустимых потерях в ПО и требованиях к характеристикам обнаружения оптимально выбрать расстановку каналов ускорения по возможному диапазону набегов фаз за счет ускорения, при обнаружении сигнала с неизвестной доплеровской частотой на фоне коррелированной помехи.

Список литературы:

1. Бакулев П. А., Кошелев В. И., Гладких В. В. Оптимальное многоканальное обнаружение сигналов на фоне коррелированных помех // Изв. вузов. Радиоэлектроника.— 1987. — Т. 30. — № 4. — С. 4—7.

Бакулев П. А. Радиолокационные системы. Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Радиотехника, 2007, 376 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.