ш
ЧДи> katrin аГа гтmaiLru Екатерина Анатольевна Афанасьева,
старший преподаватель кафедры информационных систем в экономике, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 340.4 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ОПТИМИЗАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ
В статье рассматривается практическое решение задачи эффективного размещения распределительных центров предприми Я на обслуживаемой г ар р иторм и методам определения центра тяжести Метод определения центра тяжести грузов отстое заключается в нахождении оптимального центра распределения грузов 15 системе координат. Зона, которую обслуживает распределительный центр предприятия а торговых сеч ян, м-стоит из нескольким крупным населенных пунктов Е этик пунктах располагается множс-стаэ обслуж/оаемых торговый точек, которые невозможно разместить а единой системе координат на карте. В статье рассматривается модель, при которой грузооборот обслуживаемой территории распределен пропорционально численности населения соответствующих населенны* пунктов Быд&лены основные и дополнительные рэсходь связанные с от кры-нем нового распределительного центре. Представлен расчет экономический эффективности предложения по открытию распределительного центра в точке, рассчитанной метод см определения центра тяжести Ключевые слова распределительный центры. метод олредепения центра тяжести количь&гщ> схпадое
Ye.A. Afanasyeva
OPTIMIZATION OF LOCATION OP DISTRIBUTION CENTERS IN SERVICE AREA
'tie article examines practical solutions for the problem of efficient arrangement of distribution centers orr service area with the help of determining the center of gravity Tire method for determining the center of gravity of freight traffic is to find Ihe optima! distribution center tor cargo л trie coordinate system. Area served by trie distf ibution center of ttie enterprise in eludes several ((где pop nation centers Tr^ese areas hav>e "пап у serviced outlets that ca^ not be placed in a single coordinate system on the map Hie article considers a model ifi which ireignt turnover of the serviced ten 1-tory is -distributed in proportion to the popdlanon of the neighboring certers the author considers additional costs tor opening of a rcew distribution center and calcuiar&s economic efficiency of a proposal to open the distribution center at a point calcuieted by the method of determining the center of gravity
Keywords: distribution cantors, method for determining center of gravity, number of warehouses
Количество распределительных центров e рае- Определим центр тяжести грузопотоков для йф-
предел^телыней системе предприятия влияет на за- фею ив ноге размещения распределительного центра
трату, связанные с доставкой готовой продукции до а Ростовской области Метод определения центра
потреби теп я, с хранением товарных запасоь в рас тяжестх груз о потоков заключается в нахождении оп-
п ред ел+ттел^ных це m-рах ти м ального центра расп ред елен ия грузов
Величина транспортных расходов зависит не толь- На карте исследуемого района обслуживания, □
ко от количества складов но и от места расположения Нашем случае - Ростовская область, строятся адор-
эггих складов на оОспуживаемон территория длнатные оси, определяется расстояние от ч^ала
Проблемы рацион ал ¡»него размещения затронуты координат до точки месторасположений потребителя
в статье Ю Клюевой [2 С Задачу аффективного [2 С. 23]
размещения распределительных центров можно Координаты центра тяжести грузопотоков опреде-сфоркупировать как поиск оптимального или близко- ляются по формулам, го к оптимальному решения Наука и правггика выра- у qvJ ботвл и разнообразные методы решения аедач поиска ^ещмй 'у г-'' ' у^ ' ' оггтимэльмого рецгения (метод определения центра " 1 1 тяжести четод лопного перебора, эвристические гдех^нr У ■■ координаты центра тяжести, г-грузс-методьоборот 1-го потребителя. X,. У - »»ординаты i-ro лоРе шение п оги стическои зад ачи вы б ора ме сторэо- требител н положения распределительного центра длй реал из а- Открытие нового распределительного центра в ции продукции предприятия ООО «СЭПО-ЗЭМь б н ai^eH ной точке центра тяжести позволит мин им иаи-настоящее время эьтуапьно и сложно й практическом ооватьтранспортные расходы, сЁяэанные сдоставкой применении Предприятие реализует готовую продуй- готовой продукции до потребителя с хранением тс ци ю пра кгическ г в о всем субъектах РФ вар н ых за пас ое в расп реде п ител ьн ых центрах.
♦
Однако npvi причинении метода определения центра тякести возникает ёопрос наполнения к^орцина 1 мести расположения потребителя hta карте исследуемого района обслуживания Чаще всего аона которую обслуживает распределительный центр е-торговых сетях, состоит из нескольких крупных населенных пунктов В эгих пунктах располагается множество Ьбйружяаве-мых торговых точек. Sea эти торговле точм невозможно разместить в единой системе координат ьэ карте Б научной литературе можно Встретть пояснение1, что б данном случае на мод о пи распррдеп^пьн^й системы гсузы могут бьиь пропорциональны численности на солении соответствующие населенных пунктов, hd более подробно вопрос не освещен ¡2. с. 28]
Алгоритм решЕниЯ поставленном задачи состоит и? мескспьких этапов
i Ра(мег грузооборота, приходящийся на Ростовскую область (по доле округа в общем грузообороте предприятия ООО «СЭПО-ЭЭШ) Дрпя грузооборота Ростовской области CüCTaBTii^er в среднем 10,9%
2 Ра смет грузооборота (Г) каждого из девяти населенных пунктов Ростовской области а вторых рас положены торгооые точки, реализующее готовую продукцию предприятия {пропорционально численности населения соотнетстаующи?. пунктоЕ} [2].
3 На карту Ростовской области износятся координатные оси, отмечаются населенные пункту, в которых реэлиауется продукция пред понятия, и определяются «к координаты (X, V)
А Рассчитывается по приведенной аЫше формуле гоординаты центра тяжести Х,„ У^
В габл. I представлены данные для определения оптимальной точки размещения распределительного центра е Ростовской области
Ь ! 1о координатам центра тяжести определяется реальна я точ к а на м естн ости X ,я = 36,0 8' 10,9 => 240, У^,. - 32,71/10.9 - 300. На рисунке выделены нэсе ленкые пункты и точка центра тяжести
На принятие решения о месторасположении распределительного центра влияем множество различ
в Б л к ц в 1
Длшыи для определения оптимльййи i очнн ^чз ímu щи mi и- р^енрцд&1Ш1ельнап> цет p.i ь ('□сюьспйп udiijci и
Гсред Чмспвпмвст НЙСоЛРНИЯ ib рт вбЩВЙ чиспечьюст-и Грузооборот, (F X V r<*> Щ
Ростоа-на-Дону 1 С7& ¡H7 504 5.45% 700 ээо 10.«
Таганрог 27fl ISO 1ЭТК gs 077 4,79
Швкты 230 ЭЭ1 ЮЧ4 1.12% SM ¿íb 3,24 2,35
Нсз очеркасс* 165 725 6% 0.В4Щ 260 290 г.te 2.«
Еатлйск 110 ВЗБ 5% 0.5644 210 360 í.ie 2,02
BdrtrafloMí* 166 21Í 0reS4t 650 250 5,53 2,13
fi йнС к 15000 1% О.ОЗЧЬ 630 200 0,45 0.15
АкцШ -чгооо 2% 0.21% ЗИ ЭЭО O.&í 0,70
KnM(iii"-LLlaii*ii<fi<=i<Hi 75 sos 4% 0,35% 300 Щ 1,15 Ü.15
итого 2 155 70S lí.flH 26.06 Э2.71
Карта Ростовской области
ных фя-ггоров Существенным фактором я&ляется Дй&тупйЛть района для транспорта (пересечение автомагистралей наличие сети дорог) Рассчитанный центр тяжести грузопотоков может оадзапться в небольшом населенном Пункте, этаноми'-ески слабо разаитоы и не имеющем рядом транспортных коммуникаций [1 с 56]
Це-нгром тяжести грузооборота холодильной продукции предприятия ООО иСЭПО-ЗЭМ» оказалась некая точка а Ростоаской области однако предлагается расположить распределительный чентр в Ростове на-Дон у Объясняется это тег,\ что город пересекают две крупные агаТюмагистрали, соединяющие^ его с другим и гор ад а ми облачи. I де расположены тоого&ыь точки, реализующие продукции предприятия ООО «СЭПО-ЗЭМз? Этю трассы М4 «Москва Воронеж -Ростов-на Дону» и Е£Эн1Ростов-Таганрог-Украинаг> оактор близости к г&ассам может послужить основной причиной для открытия распределительного центра в Ростоье-на-Дону, и предприми ие ООО «СЭПО-ЗЭМ ¡> имеет небольшой собственный парк большегрузных автомобилем
При определении места распределительного центра можно учитывать города э Ростовской области, а также расположенные по соседству города Воронежской, Тульской и Ливенкой областей {грасса М4)
По расчетам экономистов предприятия, открытие нового склада увеличит количество посредников и покупателей как минимум на 30%.
В последние три года по Ростовской области наблюдается небольшой рост объеме продаж {1%) Доставка продукции потребителям производится со склада предприятия в г Саратове. Доставку продукции потребитепям по Ростоаской области можно осуществлю гз из распределительного центра э форме переадресовки иг Ростова-на-Дону
Открьтгие распределительного центра в Ростове-на-Дону не потребует значительных капитальных впожений. Для функционирования склада потребуются' кладовщик (1 чел ); грузчик (1 чел )
В табл. 2 Представлен расчет затрат на заработную плату персонала [4]
Таблица 2
Гомоном фшц ОПЛЛ Ы I рудл
Должность Фонд зарплаты а месяц, тыс. руб. Фонд зарплаты в под. гыс. руб.
Клада в щик 10 216
Грузик 17 204
Итого 35 420
Дня реализации проекта по открытию распредели-гелстото ценфа в Ростове-нз-Дону целесообразнее приобрести ипи взять о аренду уже существующим склад с налаженной инфраструктурой, площадью -100 м1. сроком на 5 лет и зоьможностьи продления договора аренды
Стоимость складского помещения по Ростову-нз-Лону составляет от 50 руб./кп м/месяц следовагель-но за 100 - 60 тыс руб в *под [5] Расходы по до-
став*е продукции д Ррстоа-ча-Дону составят в среднем 270 тыс. руб. & год
Дополнительные расходы при открытии склада о Ростое-на-Дону отражена в табл Э.
Таблица 3
ДШЮПНИ TEJIhllhUd расколы
В-ид рзедодов В г од. т ыс. pyf>-
Лпендз с*рпда
Эара6оТн»Ч ПЛ1ТВ «ЯКочвЛй
Расходы пвдоегмке 270
Итоге 750
По оценкам экономистов предприятия ООО «СЭПО-ЗЭМ)ь открытие нового склада увеличит чоли-чес1во посредников и покупателей на* минимум на 30%, эосъем реапизэции продукции возрастет!« 14% В табг А представлена экономическая эффективность ri ред поже и ия по отцр; ытию расп реде .п ительн ого це ктра а Ростове-на-Дону
Т&елица 4
ЭкйНйЫИ^еСкэН зффй мГТниниtТ ь предложении
Ил ИГ-.1-1-ЧС-ЭЛ h Ий покамтели До мероприятия После инедронир мероприятия Отклонение (-»/-)
Объем ре-а п н-юЛ продукции Tbtt. руб 155 04?.в 176 747 424 21 7К.В2
Себестоимость, тыс дуЁ 137 9B7,D2 1S7 171.J7 1Э 10Л.45
Ззлобб я прибьль , тис р/6 17 О54,Ь0 Т9 575.&5 2 521 ,за
Р&нта-Сель^остъ ДОШЛПсн^Ч.' m tff^ii 0,1%
Внедрение данного мероприятия позволит увепи-чкть валовую прибыль на 19.? мпн руб. Из-за сокращения поездок со склада предприятия в города Ростовской ооластм себестоимость продукции снизится на 0,5%. рентабельность деятельности при этом возрастет на 0Г1Ч6 и составит 12,5%
Однако при аыооре места под склад спадувт учитывать и другие факторы, ттланы местных властей по использованию территории размер И конфигурация участка, наличие основные коммуникации * электричество, йоДй гепло) местное закйнодагельс-ио и каа-п,'фицированные чадры на местном рынка труда.
Таким образом метод о преде пения центра тяжести грузопотоков в поакттмеском отношении не совершенен
1 Estfewe И Горже В Что на практике предстввпгет &ыбар места НоД СКЛад :! ПоТИстИка 3011 N3 2 С 56-G7
2 Кпювеа Ю Особенности дыбора меелпра^гчгтчтение ра^ПреДеЛиТ&ЛЬНйПо центра Для розничной Г.13-"ойпи, !!
Логи«тикв. 201Э. Wa 11.-С. 2S-2S.
j UTL IMlp .'.■wmm.yKS.TubgdiTegybl 1J IfisWMA1 exe. Stg.'yug,1 rostov htm
4. URL hLtps://ia beta .yandex m/aearcn хтГ'(е!<1=аа|[ан(;ии+ на -грузки *лэдо вщикЗМ=Sistrjct-^esi rid - 334 from -
5. URL http.'.^ww ddcftmpjiiy.fu.'cibjectb'category.'sj.