DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.018 Бакшина А.И.1, Полынцева Н.Н.2, Эпов Е.К.3
кандидат педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», г. Хабаровск 2,3Доцент, ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», г. Хабаровск ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с оптимизацией психофизического состояния женщин пожилого возраста средствами физической культуры. В программу экспериментальных занятий с женщинами вошли комплексы гимнастики хатха-йоги, воздействующие на различные мышечные группы и функциональные системы организма, а также комплексы мимической гимнастики и упражнения на релаксацию. Результаты исследования позволили скорректировать методические правила работы с пожилыми людьми, включающие в себя регулярные занятия с индивидуальной физической нагрузкой, использование физических упражнений, влияющих на увеличение пластичности опорно-двигательного аппарата, комплексы мимической гимнастики, повышающие их психоэмоциональное состояние. Авторы статьи опытным путем доказали, что использование разнообразных физических упражнений, воздействующие на различные функциональные системы пожилых женщин, эффективно воздействует на их психофизический статус.
Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, женщины пожилого возраста, хатха-йога, бодибилдинг для лица, оптимизация психофизического состояния.
Bakshina A.I.1, Polyntseva N.N.2, Epov E.K.3
:PhD in Pedagogy, Professor, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk 2,3Associate Professor, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk OPTIMIZATION OF PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF ELDERLY WOMEN BY MEANS OF PHYSICAL
TRAINING
Abstract
The article discusses issues related to optimization of psychophysical condition of elderly women by means of physical training. The experimental exercises for women included Hatha Yoga sequences, acting on different muscle groups and functional systems of the body, as well as sets of facial gymnastics and relaxation exercises. The results of the study allowed correcting the guidelines for work with the elderly, including regular training with individual physical activity, the use of physical exercises increasing the flexibility of the musculoskeletal system, sets of facial gymnastics to improve their psycho-emotional state. The authors empirically proved that the use of diverse physical exercises, acting on different functional systems of elderly women is effective on their psychophysical state.
Keywords: health-improving physical training, elderly women, Hatha Yoga, facebuilding, optimization of psychophysical condition.
Демографическая особенность России - значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорция наиболее показательна для старших возрастных групп.
По данным Федеральной службы государственной статистики среди пожилых людей, вышедших на пенсию, женщин втрое больше, чем мужчин, то есть наши пенсионеры по старости - это на три четверти пенсионерки.
Если попытаться дать обобщенный социальный портрет российского пожилого человека, то чаще всего это женщина в возрасте за 60, пенсионерка, имеющая небольшой размер пенсии, желающая продолжить работать и вести активный образ жизни.
В пожилом возрасте биологические процессы старения, происходящие в организме, нередко значительно изменяют внешний облик человека.
Это внешнее несоответствие внутренним потребностям пожилых граждан, стремящихся сохранить профессию, оставаться полезными, равноправными членами общества, порождает понятное желание у ряда людей восстановить утраченные формы тела, состояние здоровья, а у большинства женщин - ещё и внешнюю привлекательность. Неслучайно физическое здоровье человека, его трудоспособность, положение в обществе, личная жизнь в значительной мере связаны с его внешним видом и физическим статусом.
Одним из средств, позволяющих решить эти проблемы, являются занятия физической рекреацией.
Многочисленные исследования подтверждают, что в пожилом и старческом возрасте для замедления процессов старения могут применяться все средства физического воспитания: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физический труд, соответствующие возрастным особенностям людей.
Механизм благоприятного влияния этих средств, особенно физических упражнений, по мнению ученых, происходит на клеточном уровне и стимулирующе действует на обмен веществ, активность нервной и вегетативной систем и тем самым тормозит развитие в них возрастных изменений [1, 2, 3, 4].
Целью исследования явилось совершенствование занятий оздоровительной физической культурой пожилых женщин, проживающих в условиях дальневосточного региона, для сохранения и укрепления здоровья, длительного поддержания общей физической работоспособности и оптимизации их психофизического состояния.
Для оценки эффективности комплексного воздействия различных средств физической культуры нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие женщины пожилого возраста в количестве 20 человек. Занятия продолжительностью 90 минут проводились 2 раза в неделю. Тестирование физического здоровья и психоэмоционального состояния женщин проводилось до эксперимента, а также через 6 и 12 месяцев регулярных занятий.
Занятия с женщинами проводились в форме урока, включающего подготовительную, основную и заключительную части. На оздоровительных занятиях, носивших комплексный характер, использовались разнообразные асаны хатха-йоги, воздействующие на различные мышечные группы и функциональные системы организма. В заключительную часть занятия был включен комплекс мимической гимнастики (бодибилдинг для лица) и упражнения на релаксацию.
Физическая нагрузка носила индивидуальный характер и дозировалась в пределах 100-130 ударов в минуту. Результаты исследований представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели физического здоровья и психоэмоционального состояния женщин до и после _эксперимента_
Показатели До эксперимента После эксперимента Различие
Ед. % Р
М + т М + т
Весо-ростовой индекс —, г/см 11 400,5 + 2,9 396,7 + 2,7 3,8 1 > 0,05
Жизненный индекс ЖЕЛ , -, мл/кг 51,0 + 0,3 54,0 + 0,1 3,0 5,6 < 0,05
Силовой индекс — х 1 0 0 % М кг 50,2 + 55,3 + 1,8 5,1 9,2 < 0,05
Наклон стоя на скамье (см) - 9,0 + 0,1 1,5 + 0,2 - 7,5 21,6 < 0,05
Время восстановления ЧСС после 20 при 30 сек (мин) 2,2 + 0,7 1,5 + 1,0 0,7 46,7 < 0,05
Эмоциональное состояние (баллы) 7,5 + 0,2 9,7 + 1,1 2,2 22,7 < 0,05
Теппинг-тест (кол-во точек в первые 10 сек) 57,0 + 0,7 60,0 + 3,0 5,0 > 0,05
Анализ динамики показателей физического развития и подготовленности женщин через 6 месяцев тренировочных занятий показал положительную тенденцию к повышению их физического статуса, однако достоверных изменений отмечено не было. Исключение составили достоверные показатели экспресс-оценки эмоционального состояния по «градуснику» Ю.Я. Киселева.
Продолжение экспериментальных занятий позволило скорректировать физическую нагрузку и оптимизировать психофизическое состояние женщин.
Сравнительные показатели до и после годичного цикла занятий свидетельствуют о положительных результатах по основным физическим параметрам.
Так, жизненный индекс повысился на 5,6% (р < 0,05), силовой индекс - на 9,2% (р < 0,05), значительно повысилась гибкость позвоночника на 22,7% (р < 0,05). Достоверное изменение отмечается в восстановлении ЧСС после физической нагрузки.
Для эффективного проведения оздоровительных занятий с женщинами пожилого возраста мы определили следующие методические правила их организации:
- положительное воздействие на состояние здоровья пожилых людей определяется общим уровнем их двигательной активности, поэтому помимо 2-разовых занятий оздоровительной физической культурой всех занимающихся следует стимулировать к поиску дополнительных привычных форм двигательной активности, которые могут дополнять обычный распорядок дня (утренняя гимнастика, ходьба пешком, отказ от лифта, оздоровительные пешие прогулки, работа на даче и т.п.);
- построение занятий для пожилых людей имеет свои методические особенности:
- темп и амплитуда движений, количество повторений используемых физических упражнений необходимо строго дозировать при их выполнении;
- упражнения со значительными силовыми напряжениями (статические асаны хатха-йоги) следует чередовать с асанами на расслабление;
- после каждой группы асан, состоящей из 3-4 упражнений развивающего характера, выполняются дыхательные упражнения;
- начинающим и недостаточно здоровым пожилым людям следует начинать с освоения начальной программы, которая включает специальную гимнастику для связочно-суставного аппарата и дозированную ходьбу, длительность этого периода - 3-6 месяцев;
- на оздоровительных занятиях рекомендуется использовать средства психолого-педагогического воздействия: убеждение, ободрение, двигательные установки, эмоциональный комментарий, педагогическую оценку, направленные на качественное выполнение двигательных действий и регулирование эмоционального состояния пожилых людей.
Таким образом, проведенные экспериментальные занятия с женщинами пожилого возраста позволили нам сделать следующие выводы:
1. Занятия людей пожилого возраста требуют регулярных тренировок на протяжении длительного периода времени.
2. Использование асан хатха-йоги положительно влияет на пластичность опорно-двигательного аппарата, возвращение гибкости позвоночника.
3. Использование комплексов мимической гимнастики и выполнение домашних заданий значительно улучшает психоэмоциональное состояние женщин, их уверенность в себе.
Все изложенное подтверждает, что систематические занятия пожилых людей при комплексном воздействии на физическое и психоэмоциональное состояние дает оздоровительный эффект, который в конечном итоге позволит замедлить процессы старения организма человека.
Список литературы/ References
1. Курова, Т. В. Содержание и методика занятий оздоровительной гимнастикой с женщинами пожилого возраста сферы умственного труда [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : [ФГБОУ ВПО Великолукская гос. академия физ. культуры и спорта] /Курова, Татьяна Витальевна. - СПб., 2016. - 24 с.
2. Старение и двигательная активность [Текст] = Phisical Artivity Instruction of Older Adults / под ред. С. Джесси Джоунс, Дебры Дж. Роуз; пер. с англ. - Киев : Олимпийская литература, 2012. - 440 с.: ил. - ISBN 978-966-8708-58-9
3. Якубовская, А. Р. Комплекс оздоровительных занятий для лиц старшего возраста [Текст] : практ. рек. / А. Р. Якубовская. - М. : Советский спорт, 2005. - 50 с. : ил.
4. Мешкова, В. А. Совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых женщин в климатогеографических условиях юга Хабаровского края [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / В. А. Мешкова ; Мешкова Валентина Андреевна : [ДВГАФК]. - Хабаровск, 2004. - с.161.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Kurova T. V. Soderzhanie I metodika zaniatii ozdorovitelnoi gimnastikoi s zhenschinami pozhilogo vozrasta sfery umstvennogo truda [Content and Methodology of Recreational Gymnastics Exercises with Elderly Women of Mental Labor]: Abstract of Dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.04 : [Velikie Luki State Academy of Physical Culture and sport]. - SPb., 2016. - 24 p. [in Russian]
2. Strarenie I dvigatelnaya aktivnost = Phisical Artivity Instruction of Older Adults / ed. by C. Jessie Jones, Debra J. Rose, translated from English. - Kiev: Olympic Literature, 2012. - 440 p.: ill. [in Russian]
3. Yakubovskaya A. R. Kompleks ozdorovitelnyh zaniatii dla lits starshego vozrasta [Set of Recreational Exercises for Older People]: Practical Recommendations. - M. : Soviet Sport, 2005. - 50 p.: Il. [in Russian]
4. Meshkova V. A. Sovershenstvovanie fizkulturno-ozdorovitelnoi deiatelnosti pozhilyh zhenschin v klimatogeograficheskih usloviyah yuga Habarovskogo kraia [Improvement of Physical and Recreational Activities of Elderly Women in the Climatic Conditions of the South of Khabarovsk Region]: Dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences: (13.00.04): [DVGAFK]. - Khabarovsk, 2004. - p. 161. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.013 Бельская Е.Я.1, Пономарчук Н.Р.2
1,2Старший преподаватель. Томский политехнический Университет, Томск, Россия МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Аннотация
Проведен анализ содержания деятельности кураторов, что позволило сделать вывод о необходимости создания и использования в работе современного методического обеспечения. Разработано методическое обеспечение кураторов академических групп: блог «Кураторский час», электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов», план-сценарий интерактивного занятия, тест для повышения эффективности работы куратора. Методическое обеспечение апробировано в работе кураторов академических групп Энергетического института. Результаты использования методического обеспечения в работе куратора показали, что деятельность куратора становится высокоэффективной. Даны рекомендации по внедрению форм методического обеспечения в деятельность кураторов других подразделений вуза.
Ключевые слова: куратор, методическое обеспечение, Институт кураторов.
Belskaya E.Y.1, Ponomarchuk N.R.2 1,2Senior Lecturer, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia METHODICAL SUPPORT OF THE ENERGY INSTITUTE ACADEMIC GROUP'S CURATORS.
Abstract
The analysis of the curator's activities content was done. That led to the conclusion about the necessity of creating and using the modern methodological support. Such methodological support for academic groups curators was developed as: Blog "Curatorial hour", electronic textbook "Communication training - as a form of curatorial hours", plan-scenario of interactive lesson, the test to increase the efficiency of the curator's work. Methodical support was tested by the work of Energy Instit ute academic group's curators. The results of methodological support in curators work usage showed that the curator activity becomes high-performance. Recommendations on the implementation of the methodical support forms in curator's work of other university departments were given.
Keywords: curator, methodological support, curators Institute.
В настоящее время в вузах есть огромное понимание, что воспитание необходимо организовывать для первокурсников, чтобы адаптация к вузовской среде прошла намного легче. И здесь роль куратора академической группы становится незаменимой.