Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (УВД) / ВОЗДУШНОЕ ДВИЖЕНИЕ (ВД) / ВОЗДУШНОЕ СУДНО (ВС) / ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ (ОРВД) / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ (ЕС ОРВД) / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (АС УВД) / ЛИЦО ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕ ШЕНИЕ (ЛПР) / AIR TRAFFIC MANAGEMENT (ATC) / AIR TRAFFIC (VD) / AIRCRAFT (VS) / AIR TRAFFIC MANAGEMENT (ATM) / UNIFIED AIR TRAFFIC MANAGEMENT SYSTEM (EU ATM) / AUTOMATED AIR TRAFFIC CONTROL SYSTEM (ATC AS) / DECISION MAKER (DM)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Месенина Е.Л., Дудин К.Е., Пилецкий М.С.

В статье рассматриваются процессы управления воздушным движением. Даются рекомендации по оптимизации процессов управления воздушным движением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF AIR TRAFFIC CONTROL PROCESSES

The article discusses the processes of air traffic control. Recommendations are given on optimizing air traffic control processes.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ»

УДК 656.051

Месенина Е.Л. доцент Дудин К.Е. курсант Пилецкий М. С. курсант

ФВУНЦ ВВС ВВА в г. Челябинске Российская Федерация, г. Челябинск ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ

ДВИЖЕНИЕМ

Аннотация

В статье рассматриваются процессы управления воздушным движением. Даются рекомендации по оптимизации процессов управления воздушным движением. Ключевые слова

Управление воздушным движением (УВД), воздушное движение (ВД), воздушное судно (ВС), организации воздушного движения (ОрВД), Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД), автоматизированная система управления воздушным движением (АС УВД), лицо принимающее ре шение (ЛПР).

Mesenina E.L. assistant professor FVUNTS VVS VVA in (Chelyabinsk) Russian Federation, Chelyabinsk

Dudin K.E. cadet

FVUNTS VVS VVA in (Chelyabinsk) Russian Federation, Chelyabinsk

Piletsky M.S. cadet

FVUNTS VVS VVA in (Chelyabinsk) Russian Federation, Chelyabinsk OPTIMIZATION OF AIR TRAFFIC CONTROL PROCESSES

Annotation

The article discusses the processes of air traffic control. Recommendations are given on optimizing air traffic control processes. Keywords

Air Traffic Management (ATC), Air Traffic (VD), Aircraft (VS), Air Traffic Management (ATM), Unified Air Traffic Management System (EU ATM), Automated Air Traffic Control System (ATC AS), decision maker (DM).

Актуальность темы.

На различных этапах развития системы УВД приоритетным являются вопросы оптимизации процессов управления воздушным движением, для более эффективного функционирования всей системы в целом.

УВД - это организация, планирование, координирование движения воздушных судов (ВС), выполняющих полеты или движущихся по аэродрому в связи с совершением взлетно-посадочных операций.

Основными целями УВД являются обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов.

Оптимизацией данных процессов является нахождения оптимума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных при соблюдении некоторых ограничений.

Оптимизировать процесс функционирования системы - значит найти и поставить такие условия (значения параметров процесса), при которых наиболее полно проявляется то или иное свойство системы; разработать оптимальный план полетов, т.е. создать такой план, который бы наиболее полно удовлетворял некоторым требованиям, например, заявленным авиакомпаниями времени и количеству вылетов; спроектировать оптимальный маршрут вылета в районе аэродрома, который бы наиболее полно удовлетворял требованиям, например, безопасности и экономичности. Чтобы указать, в каком же смысле искомое решение должно быть оптимально, при постановке задачи оптимизации вводится оптимизируемый критерий (критерий оптимизации).

В целях обеспечения функционирования системы организации воздушного движения (ОрВД) на территории Российской Федерации организована Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД, далее Единая система). Единая система имеет стратегическое значение для безопасности государства, и ее деятельность, в соответствии с положениями Воздушного Кодекса РФ, не подлежит ограничению или прекращению.

Процессы УВД включают в себя планирование, координирование и непосредственное УВД.

Управление воздушным движением начинается с момента

пуска двигателей воздушного судна (началаруления, буксировки) и продолж ается до их выключения после заруливания на стоянку. Непосредственное У ВД включает:

1) информацию экипажей воздушных судов о метеоусловиях и воздуш ной обстановке в районе полета, состоянии аэродромов, работе средств связи и радиотехническом обеспечении посадки и полетов, передач других данных, необходимых для безопасного выполнения полёта;

2) предотвращение опасных сближений и столкновений воздушных су дов в полёте посредством их эшелонирования, предотвращение столкновений с препятствиями на аэродроме путем рассредоточения в движении на безопасные интервалы, установленные правилами УВД;

3) принятие своевременных мер по оказанию помощи экипажу

воздушного судна, терпящему бедствие или встретившемуся в полете с особыми случаями, угрожающими его безопасности;

4) извещение органов, осуществляющих поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие.

Многообразие оперативных ситуаций в полете, требующих максимального использования комплекса имеющихся ресурсов, привело к автоматизации процессов УВД и созданию современных автоматизированных систем управления (АСУ) .

Однако, следует отметить, что, к примеру, при использовании аудиовизуальных средств автоматизированной системы управления воздушным движением (АС УВД), следует учитывать субъективный характер компонентов системы познавательной деятельности функционирования каждого специалиста, который обуславливает реализацию профессиональных навыков к исполнению своих функций в многофакторной быстро изменяющейся среде [1].

Использование принципов информационного дизайна, в частности, инфографики [2], и сопутствующих средств в последние десятилетия во многих отраслях способствует повышению эффективности взаимодействия специалистов (пользователей) с информационной средой производственных и иных систем, обеспечивая поддержку формирования иерархии восприятия по различным аспектам: актуальности, свойствам и характеру явлений, их применимости и другим, - и, как следствие, фокусированию имеющихся сил, внимания и мотивации специалиста (пользователя) на объекте управления с наиболее благоприятным исходом. В данном случае следует учитывать отклик параметров функционирования диспетчера в качестве лица принимающего решения на вводимые изменения [3], или, другими словами, оптимизации достижения целей УВД при исполнении своих должностных обязанностей.

Критериями оптимальности послужат сокращение времени запаздывания и повышение правильности принимаемых решений при минимальных показателях психофизиологической нагрузки. Стоит отметить, что данные по этим критериям в конкретных условиях и закладывают основы для расчета нормативов пропускной способности определенных зон и секторов обслуживания воздушного движения [4]. Что, в свою очередь, во многом определяет воздушный поток.

Итак, оптимизация процессов УВД становится необходимой, чтобы обеспечить реализацию задач каждого полета, создавая каждому воздушному судну условия использования ВП, в котором минимизированы риск столкновения воздушных судов и возможные эксплуатационные потери пользователей воздушного пространства. Оптимизация процессов управления воздушным движением должна быть построена на комплексном человеко -машинном взаимодействии, причем использование АСУ в системе управления ВД должно сочетать наибольшее качество услуг с оптимальным

применением всего комплекса имеющихся ресурсов, в частности когнитивных и психофизиологических, вместе с безопасностью, регулярностью и эффективностью воздушных перевозок. Оптимизация процессов управления воздушным движением должна быть построена на принципе сведения к минимуму времени запаздывания и рационального распределения усилий, а также психофизиологической нагрузки на лица принимающего решение при одновременно высокой правильности принимаемых решений.

Использованные источники:

1. Князева Е.Н. Когнитивная сложность // Философия науки и техники. -2013. - № 1. - С. 81 - 94.

2. Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации -инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. -2010.- № 2. - C. 369 - 387.

3. Крыжановский Г.А. К оптимизации управления воздушным движением при развитии визуально-когнитивной составляющей // Межвузовский сборник научных трудов. - Научный Вестник МГТУ ГА. - 2018. - № 03. - С. 19 - 24.

4. Бутюгин М.А., Кузнецов В.Л. К оценке пропускной способности воздушной трассы с учетом ограничений на загрузку диспетчера // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2010. - № 157. - С. 113 - 117.

5. Пономарев К.Ю. Человеческий фактор в организации воздушного движения // Вестник СПбГУ ГА. - 2016. - № 3 (12). - С. 65 - 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.