Научная статья на тему 'Оптимизация процесса ценностно-смыслового структурирования учебной информации'

Оптимизация процесса ценностно-смыслового структурирования учебной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КУРС ИНФОРМАТИКИ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ MIND MAP / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ / ОПТИМИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL INFORMATION / COMPUTER SCIENCE / STRUCTURING / MIND MAP TECHNOLOGY / FORMATION OF ABILITIES / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манвелов Николай Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы оптимизации процесса формирования умений структурирования информации с использованием технологии Mind Map. Они интерпретируются на примере изучения ключевых тем школьного курса информатики в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF A PROCESS OF VALUABLE AND SEMANTIC STRUCTURING OF EDUCATIONAL INFORMATION

The article discusses the optimization of information structuring abilities formation with application of the MindMap technology. The author studies the case of learning the key computer science topics in a high school in the context of requirements of the federal state educational standards for general education.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса ценностно-смыслового структурирования учебной информации»

УДК 37.01 : QQ7

Манвелов Николай Сергеевич

Manvelov Nikolay Sergeyevich

Армавирской государственной педагогической академии

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики

и информационных технологий образования

PhD in Education Science, Assistant Professor, Computer Science and Information Technologies Department, Armavir State Teachers’ Training Academy

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

OPTIMIZATION OF A PROCESS OF VALUABLE AND SEMANTIC STRUCTURING OF EDUCATIONAL INFORMATION

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются вопросы оптимизации процесса формирования умений структурирования информации с использованием технологии Mind Map. Они интерпретируются на примере изучения ключевых тем школьного курса информатики в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

The article discusses the optimization of information structuring abilities formation with application of the MindMap technology. The author studies the case of learning the key computer science topics in a high school in the context of requirements of the federal state educational standards for general education.

Ключевые слова:

учебная информация, курс информатики, структурирование, технология Mind Map, формирование умений, оптимизация.

educational information, computer science, structuring, Mind Map technology, formation of abilities, optimization.

Keywords:

Формирование умений формализации и структурирования информации является одним из требований к подготовке учащихся, предъявляемых стандартами общего образования второго поколения, вводимых в практику обучения. При этом необходимы также навыки выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей - в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм с использованием соответствующих программных средств обработки данных [1, с. 16].

Процесс структурирования учебной информации, однако, может осуществляться как на содержательном (ценностном), так и на формально-логическом (смысловом) уровнях. Главное же направление оптимизации данного процесса сопряжено с проблемой формирования умений ценностно-смыслового структурирования учебной информации.

Наиболее естественное разрешение данной проблемы оказалось возможным с использованием разработанной Тони Бьюзеном теории карт ума (Mind Map) [2], которые именуются в различных переводах и как карты разума, карты мыслей, карты памяти, ассоциативные карты, интеллект-карты, схемы мышления. Обусловлено это тем, что интеллект-карты моделируют в графической форме процесс мышления. Как правило, концентрирующим центром такой модели служит основное положение, которое детализируется на содержательном и формально-логическом уровнях в целом и на каждом последующем этапе.

Подобный способ структурирования информации наиболее свойственен деятельности обоих полушарий головного мозга. Действительно, одним из характерных свойств функционирования правого полушария является образная обработка ценностной информации, что позволяет рассматривать проблему в целом, но не применяя логического анализа. Последнее же, как известно, более свойственно функции деятельности левого полушария.

В этих условиях изучение школьного курса информатики с опорой на ценностно-смысловое структурирование учебной информации с применением технологии Mind Map по материалам используемого учебника [3] компонуется относительно следующих ключевых тем - содержательнометодических линий:

- информация и информационные процессы;

- представление информации;

- компьютер;

- формализация и моделирование;

- алгоритмизация и программирование;

- информационные технологии.

Для каждого из этих разделов составляется соответствующая интеллект-карта, с обсуждения и уточнения которой и начинается изучение каждой темы. Например, разработанная нами карты памяти для изучения первых отмеченных выше тем представлена на схеме 1.

Данная схема объединяет в себе структуру двух ключевых тем: «Информация и информационные процессы» и «Представление информации». Их можно рассматривать вместе в качестве объединенного раздела с названием «Информация». Надо сказать, что данный раздел охватывает

содержание целого базового курса, поскольку понятие информации является в нем центральным. Между тем, в любой теме курса речь также идет о различных вариантах представления информации и информационных процессов. Поэтому построенная интеллект-карта представляет собой структуру, охватывающую систему наиболее общих понятий этого учебного предмета.

Такая структура позволяет учителю четко представлять себе сущность и логику изложения всех вопросов изучаемого раздела и скомпоновать не только содержание, но и последовательность уроков на разных стадиях изучения темы. Причем эта деятельность может осуществляться не только на этапе подготовки планирования учебного материала, но и продолжаться в ходе непосредственной разработки отдельных уроков и систем занятий по изучаемой теме.

Схема 1 - Информация

В процессе подготовки учителей одним из главных результатов изучения курса информатики является формирование у них готовности к конструированию уроков с применением ИКТ в соответствии с вводимыми в практику обучения стандартами общего образования второго поколения. Обусловлено это тем, что основным видом деятельности учителя является разработка уроков, в том числе и с использованием интеллект-карт (схема 2).

Схема 2 - Конструирование урока с применением ИКТ

В последующем, при изучении, например, возможностей представления информации также возможно использование интеллект-карт (схема 3).

Схема 3 - Виды и свойства информации

При этом в качестве практического задания учитель может предложить создать схему на тему: «Что можно делать с информацией?». Итогом же систематизации полученных результатов может стать интеллект-карта, представленная на схеме 4.

Схема 4 - Что можно сделать с информацией

- 129 -

Таким образом, посредством оптимизации процесса формирования умений ценностносмыслового структурирования учебной информации организуется деятельность учителя и учащихся на всех этапах образовательного процесса:

- при изучении нового материала;

- его усвоении;

- воспроизведении изученного;

- применении новых знаний.

Эффективность оптимизации процесса ценностно-смыслового структурирования учебной информации с использованием технологии Mind Map при изучении ключевых тем школьного курса информатики была подтверждена в процессе подготовки будущих учителей данного предмета в институте прикладной информатики, математики и физики Армавирской государственной педагогической академии [4, с. 135-136]. В конечном счете, реализация такого подхода к организации образовательного процесса способствовала как повышению качества знаний будущих учителей, так и формированию компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // М-во образования и науки РФ. М., 2011. 48 c.

2. Buzan T. The Memory Book. UK, 2010. 265 р.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и другие. Информатика и ИКТ. М., 2012. 341 с.

4. Манвелов Н.С. Специфика применения технологии Mind Map в образовательном процессе // Тенденции и проблемы развития математического образования. Армавир, 2013. Вып. 11. С. 132-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.