Научная статья на тему 'Оптимизация процесса подготовки врачей по специальности «Стоматология» в Уральской государственной медицинской академии'

Оптимизация процесса подготовки врачей по специальности «Стоматология» в Уральской государственной медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонова М. П., Григорьев С. С., Юрьева Л. И., Косецкий А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса подготовки врачей по специальности «Стоматология» в Уральской государственной медицинской академии»

Оптимизация процесса подготовки врачей

по специальности «стоматология»

в Уральской государственной медицинской академии

М. П. Харитонова, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой стоматологии общей практики Уральской государственной медицинской академии, главный врач Свердловской областной стоматологической поликлиники Екатеринбург

С. С. Григорьев, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии общей практики Уральской государственной медицинской академии

Екатеринбург

Л. И. Юрьева, ассистент кафедры стоматологии общей практики Уральской государственной медицинской академии, врач-стоматолог НПРЦ «Бонум» Екатеринбург

А. Е. Косецкий, ассистент кафедры стоматологии общей практики Уральской государственной медицинской академии, зав. лечебным отделением № 2 Свердловской областной стоматологической поликлиники Екатеринбург

Качество подготовки специалистов - актуальная проблема образования. Этот тезис особо подчеркнут в Совместном заявлении европейских министров образования (Болонья, 1999 г.). Современные тенденции развития образования в нашей стране проявляются как сдвиг акцента с процесса обучения на его результат [1, 2].

В Уральской государственной медицинской академии создается система качества подготовки специалистов. В основу данной системы заложен принцип качества образования. Под качеством образования понимается соответствие уровня подготовки специалистов требованиям государственного образовательного стандарта, формирование у них высоких деловых и нравственных качеств, обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда [3].

С целью повышения эффективности учебного процесса коллектив кафедры стоматологии общей практики УГМА под руководством профессора М. П. Харитоновой проводит работу по созданию оптимальных условий для обучения и самообучения врачей-интернов и результативной системы контроля за усвоением материала. Цель обучения - углубление и расширение теоретической подготовки и совершенствование мануальных навыков, а также формирование комплексного клинического мышления у врачей-интернов.

Процесс подготовки врачей в интернатуре по специальности «стоматология» успешно развивается в следующих направлениях:

1) увеличение разнообразия форм обучения и более широкий охват тем занятий;

2) индивидуализация профессионального образования;

3) повышение уровня квалификации преподавателей кафедры;

4) увеличение мобильности тематических циклов по мере появления на рынке новых материалов, оборудования, технологий;

5) широкое внедрение тестов и ситуационных задач для контроля и самоконтроля знаний;

6) привлечение к научному и учебному сотрудничеству специалистов других кафедр;

7) формирование способности к анализу клинического и теоретического материала, развитие научного и научно-практического мышления.

При реализации первого направления в учебный процесс активно внедряются разнообразные формы обучения. Помимо традиционных лекций и практических занятий проводятся презентации, семинары, индивидуальные беседы, круглые столы по обсуждению конкретных проблем, мастер-классы и тренинги, которые позволяют активно развиваться личности специалиста.

В условиях оптимизации образования использование новых технологий, методов и форм обучения повышает эффективность образовательной деятельности, но для того чтобы использовать современный технологический инструментарий, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность самого преподавателя. Преподаватель вуза является не столько носителем научной информации, сколько организатором познавательной деятельности врачей-интернов, их самостоятельной работы и научного творчества.

Основное содержание деятельности преподавателя высшей школы включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни функции преобладают над другими. Для преподавателя кафедры наиболее характерно сочетание практической, педагогической и научной деятельности.

Если педагогическая деятельность преподавателя не подкреплена научной работой, то быстро угасает его профессиональное мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Творческая индивидуальность педа-

■ организация стоматологической слушбы

гога - это высшая характеристика его деятельности. Кроме того, она тесно связана с его личностью. Преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности врача-интерна в ходе профессиональной подготовки.

Проблема улучшения деятельности вузовского преподавателя не нова, поскольку постоянно пересматривается понятие «совершенствование профессионального мастерства преподавателя». В настоящее время оно предполагает прежде всего совершенствование предметной компетентности вузовских педагогов. Однако глубокое знание предмета - необходимое, но недостаточное условие эффективного преподавания. Требуется повышать и уровень педагогической подготовки преподавателя высшей школы.

Практически выигрывает тот преподаватель, который хорошо знаком с психологическими особенностями студенческой аудитории, умеет использовать эти знания в учебном процессе; ориентируется в современных достижениях педагогической науки, владеет разнообразными технологиями обучения и способами профессионально-творческого саморазвития, а также способствует созданию условий для творческого саморазвития студентов.

Именно поэтому перед преподавателями кафедры стоматологии общей практики ставится задача изучения спецкурсов по педагогике и психологии.

С целью индивидуализации образования в учебный процесс внедряется личностно-ориентированный подход, поскольку необходима работа конкретно с каждым врачом-интерном. Личностно-ориентиро-ванный подход основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.

Этот подход предполагает:

- свободу выбора обучаемым способа получения образования, содержания и методов обучения;

- создание условий для личностной самоактуализации и личностного роста обучаемых;

- формирование у обучаемого активности, готовности к решению проблемных задач за счет равнопарт-нерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом;

- обеспечение единства внешних и внутренних мотивов обучения, когда основным является не мотив достижения, а внутренний познавательный мотив;

- получение удовлетворения от решения учебных проблемных задач в сотрудничестве с другими обучаемыми;

- обеспечение условий для самооценивания, саморегуляции и самоактуализации личности обучаемого.

Из сущности личностно-ориентированного подхода следует необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания обучаемого в ходе овладения знаниями, умениями и навыками.

В связи с этим содержание учебного материала должно быть определенным образом сконструиро-

вано исходя из того, что доминантой личностно-ори-ентированного подхода является развитие личности. Это означает, что в процессе усвоения любого учебного материала преподавателю вуза необходимо развивать у обучаемого познавательную деятельность, социально и профессионально значимые качества, формировать устойчивую профессионально направленную мотивацию на достижение профессионального мастерства в будущей профессии.

Если говорить о конкретных педагогических технологиях, то это может быть проблемное обучение, модульное, развивающее, игровое - в зависимости от интересов и способностей преподавателя.

Что касается психологических технологий, то это совокупность способов, премов, упражнений, техник взаимодействия субъектов учебной деятельности, направленных на развитие их индивидуальности. К психологическим технологиям относятся разного рода тренинги развития и коррекции личности, ролевые игры, групповые дискуссии и т. д. По своим задачам, формам и методам психотехнологии представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки обучаемых.

Таким образом, личностно-ориентированный подход - это совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности при тесном взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе индивидуальной деятельности.

К основным составляющим личностно-ориентиро-ванного подхода относятся:

- целевая установка на развитие личности;

- интеграционное единство форм, методов и средств обучения;

- взаимодействие обучаемых и педагогов;

- индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Личностно-ориентированный подход требует постоянного отслеживания развития личности обучаемого. Соответственно этому в последние годы активно развивается новая технология - мониторинг профессионального развития обучаемых.

Как уже указывалось, одновременно с созданием оптимальных условий для обучения врачей-интернов на кафедре ведется работа по совершенствованию системы контроля. В своей практике мы используем тесты и ситуационные задачи. Тест - это вид задания, с помощью которого можно определить уровень знаний и умения отвечающего. Спецификой заданий в тестовой форме являются стандартность их формирования и способов выполнения, возможность максимально объективизировать процедуру решения и оценки правильности ответа. Тестовые задания могут быть моногенными, позволяющими определить уровень знания одной узкой темы; и гетерогенными, используемыми для выяснения умения врача-интерна классифицировать признаки внутри одного предмета (объекта) и между предметами. Последние имеют характер интегральных тестовых заданий, наиболее эффективных для формирования клинического мышления. Задания в тестовой форме мы использовали на

42

проблемы СТОМАТОЛОГИИ 2007 № 2

всех этапах организации учебного процесса для клинических интернов и врачей, обучающихся в интернатуре по очно-заочной форме.

Выпускной экзамен в интернатуре по специальности «стоматология» традиционно состоял из собеседования и отчета о выполнении различных стоматологических манипуляций. При данной форме экзамена невозможно было оценить мануальные навыки и аналитические способности врача-интерна. Фактически это был повтор государственного экзамена в вузе, оценивались только теоретические знания. В 2005 г. кроме традиционного экзамена проводилась оценка реферативной работы. Но и эта экзаменационная схема не способствовала объективной оценке мануальных навыков, особенно у врачей-интернов очно-заочной формы обучения. В 2006 г. экзаменующимся было предложено подготовить информационно-аналитический отчет, состоящий из презентаций по всем разделам стоматологии.

При некариозных поражениях:

- отбеливание зубов (витальное и девитальное);

- изготовление винира прямым методом из композитного материала.

При кариесе зубов:

- проведение реминерализующей терапии;

- герметизация фиссур;

- препарирование всех видов кариозных полостей под все пломбировочные материалы и вкладки;

- пломбирование всех видов кариозных полостей современными пломбировочными материалами;

- формирование лечебных и изолирующих прокладок;

- шлифование пломбы;

- изготовление вкладок;

- использование парапульпарных штифтов.

При осложненном кариесе зубов:

- лечение пульпита биологическим методом;

- витальная ампутация пульпы;

- девитализация пульпы некротизирующими и мумифицирующими пастами;

- экстирпация пульпы;

-определение рабочей длины корневого канала клиническим, электронным и радиографическим методами;

- инструментальная и антисептическая обработка корневого канала;

- пломбирование корневых каналов зубов;

- использование вкладок, анкерных и стекловоло-конных штифтов;

- лечение корневых каналов физическими методами (коагуляция пульпы, электрофорез, депофорез меди-кальция).

При одонтогенных воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области:

- удаление корней и зубов на верхней и нижней челюсти;

- ревизия лунки при альвеолите;

- остановка луночкового кровотечения;

- рассечение и иссечение слизистой оболочки при перикоронарите;

- вскрытие субпериостальных абсцессов;

- дренирование и медикаментозная обработка гнойной раны;

- гемисекция;

- наложение швов на рану.

При заболеваниях пародонта:

- удаление над- и поддесневых зубных отложений;

- обучение гигиене полости рта;

- медикаментозная обработка пародонтальных карманов;

- кюретаж пародонтальных карманов;

- гингивэктомия;

- наложение лечебных пародонтальных повязок;

- избирательное пришлифовывание зубов;

- применение физических методов лечения (электрофорез, вакуум-массаж, гидромассаж, ирригация лекарственных веществ).

При заболеваниях слизистой оболочки полости рта:

- проведение орошения и аппликация лекарственных средств.

При травме челюстно-лицевой области:

- первичная хирургическая обработка раны слизистой оболочки полости рта;

- вправление вывиха височно-нижнечелюстного сустава;

- изготовление и наложение проволочных шин;

- обработка ожоговых поверхностей;

- репозиция и фиксация зуба при его вывихе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области:

- пластическое удаление укороченных уздечек губ, языка.

При заболеваниях тройничного нерва:

- блокада периферических ветвей тройничного нерва.

При частичных неосложненных дефектах зубных рядов и физиологических видах прикуса:

- препарирование зубов под искусственные коронки (штампованные, литые, металлокерами-ческие);

- снятие несъемных конструкций зубных протезов;

- снятие оттисков с челюстей различными материалами;

- припасовывание и фиксация вкладок;

- припасовывание и фиксация штифтовых конструкций;

-припасовывание и фиксация искусственных зубных коронок;

- припасовывание и фиксация мостовидных протезов;

- изготовление индивидуальных ложек;

- починка съемных пластиночных протезов и их коррекция;

-припасовывание и фиксация съемных пластиночных протезов;

- изготовление иммедиат-протезов.

Врачи-интерны с большим интересом отнеслись к выполнению данной работы. На экзамене

были представлены интересные материалы в виде слайдов, презентаций, фильмов. Такая схема проведения экзамена позволила оценить мануальные способности, аналитическую деятельность врача-интерна, его клиническое мышение.

Таким образом, только создание оптимальных условий для обучения, использование различных форм работы, системы контроля, повышение уровня квалификации преподавателя способствуют совершенствованию учебного процесса при подготовке врачей-интернов по специальности «стоматология».

Списокиспользованной литературы

1. Абрамов А. А. Организационные вопросы подготовки стоматологов в интернатуре II Организация управления, экономика и бухгалтерский учет в стоматологии: Сб. науч. ст. М.; Краснодар, 2005. С. 3-8.

2. Бондаренко А. Н. и др. Анализ базового уровня подготовки выпускников стоматологического факультета КГМА II Организация управления, экономика и бухгалтерский учет в стоматологии: Сб. науч. ст. М.; Краснодар, 2005. С. 11-20.

3. Цвиренко С. В., Русяева Л. В. Система качества подготовки специалистов в УГМА II Актуальные проблемы подготовки и воспитания специалистов в медицинском вузе: Сб. науч. ст. Екатеринбург, 2004. С. 4.

Опыт создания системы управления качеством в стоматологической клинике

А. с. Распопова, кандидат медицинских наук, генеральный директор, главный врач Медицинского центра «Исида» Мытищи, Московская область

Потребность населения в эффективной медицинской помощи огромна. И современная медицина, имея в руках уникальные методы лечения, высокие технологии и прекрасные материалы, располагает реальными возможностями такую помощь предоставить.

Тем не менее апробированной системы управления качеством в крупном медицинском учреждении, где работает свыше ста сотрудников, до сих пор не существует. Необходимость же ее очевидна, поскольку от этого во многом зависят успешность и долговре-менность работы предприятия.

Стоматологическая клиника «Исида» (г. Мытищи, Московская область), осуществляя контроль качества на всех этапах лечения пациентов с первого дня своей деятельности, постепенно сформировала достаточно определенный взгляд на этот вопрос и приступила к планомерному созданию отлаженной системы контроля качества на всех этапах работы и во всех звеньях учреждения.

В оценке деятельности клиники были выделены как основные четыре показателя качества:

- финансовая эффективность;

- качество сервиса;

- качество оказываемых услуг;

- эффективность управления.

На основании анализа многолетнего опыта работы был сделан вывод, что контроль качества в клинике может осуществляться только при условии внедрения хорошо организованной системы управления качеством.

Проектно-инновационные группы, созданные из энтузиастов, изучили процесс прохождения пациента через клинику, а также определили параметры,

которые являются для него значимыми и требуют постоянного контроля. В этом отношении были выделены следующие позиции:

- качество сервиса;

- качество оказываемых услуг;

- организованность рабочего процесса.

Проведенная работа также показала, что без стандартизации всех процессов в продолжающей расширяться клинике не обойтись. Следовательно, необходимо провести описание этих процессов и присвоить каждому из них цифровое значение.

Цифровые показатели качества должны учитываться при разработке системы заработной платы. Стандарты качества определяются по каждой специальности и являются обязательными для каждого сотрудника.

Стандартизации подлежат:

- должности;

- сервис;

- коммуникации;

- качество лечения.

Оценка качества должна производиться:

- самим сотрудником;

- каждым последующим звеном в цепочке услуг;

- линейным руководителем;

- пациентом.

Для того чтобы система оценки качества была действительно рабочим механизмом, важны:

- оценка окончательного результата работы;

- оценка промежуточных этапов в случае снижения качества окончательного этапа;

- присвоение цифрового эквивалента (кода) каждому критерию;

- контроль качества по всем видам работ;

- документирование и систематизация результатов проверки путем заполнения максимально простых форм учета;

- наблюдение за изменением качества работ во времени;

- активное влияние на улучшение качества;

- мотивация сотрудников к достижению качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.